Содержание:
Введение_____________________________________________________2
Глава I Истоки. Начало пути.
Бунин – сотрудник «Орловского вестника».__________3
Глава II «Самое светлое утро моей жизни».
Юношеский роман И.А. Бунина.____________________7
Глава III «Вернись на Родину душа…»________________________12
Заключение ________________________________________________ 13
Список литературы___________________________________________ 14
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._i.a._bunin.doc | 105.5 КБ |
МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
302520 Орловская область, Орловский район, пгт. Знаменка,
ул. Школьная, д.8, т. 76-86-75
Конкурс «И.А. Бунин и Орловский край»-2015»
«И.А. Бунин в городе Орле»
Выполнила ученица 10 «Б» класса
Бухтеева Екатерина Сергеевна
Паспортные данные: 54 12276503
выдан: Межрайонным
отделом УФМС России
по Орловской области
Дата выдачи: 06.02.2013
Домашний адрес: 302520
пгт. Знаменка
ул. Горького 60.
Дата рождения: 03.01.1999 г.
Руководитель Алексеева Наталья Владимировна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Знаменская
средняя общеобразовательная школа»
т.76-86-75 (р)
т.76-54-14 (д)
Содержание:
Введение_____________________________________________________2
Глава I Истоки. Начало пути.
Бунин – сотрудник «Орловского вестника».__________3
Глава II «Самое светлое утро моей жизни».
Юношеский роман И.А. Бунина.____________________7
Глава III «Вернись на Родину душа…»________________________12
Заключение ________________________________________________ 13
Список литературы___________________________________________ 14
Введение.
Разными путями приходят люди в литературу. Каждый самобытный талант пролагает туда свою, особую дорогу. Но и у любой тропинки, так же как и у всякой реки, у самого обычного деревенского ручья имеются какие-то свои, постоянно питающие его истоки. Ясно, что их не различишь в открытом море, где сливаются воды гор и равнин.
Так иногда утрачивают свою конкретность и наши представления о широко известных писателях. Будто им остались неведомы поэтические проселки родного края, без которых в русской литературе не образовалось бы и больших дорог.
В октябре 1912г Москва праздновала 25-летие писательской деятельности И.А. Бунина. В дружном приветственном хоре, выражавшем чувства всего русского общества, едва ли не самым трогательным для Бунина был голос Леонида Андреева: «Как твой земляк, орловец, радуюсь за нашу Орловскую губернию, и от лица ее лесов и полей, тобою любимых, крепко целую тебя». Посылая эту телеграмму, Андреев, возможно, не знал о том, как четверть века назад, в 1887 году шел по орловской земле безызвестный юноша, рвал росистые ландыши и поминутно перечитывал свое первое произведение, опубликованное в журнале «Родина». Ведь именно в Орловском крае берет свое начало долгий литературный путь большого и противоречивого художника – первого в русской литературе Нобелевского лауреата.
Как бы потом ни складывалась и куда бы ни забрасывала человека судьба, ему всегда будет свойственно сделать что-нибудь особенное для родных своих мест. При всем несходстве талантов, характеров, личных судеб Тургенева и Лескова, Тютчева и Фета, Бунина и Андреева, есть у них какая-то единая черта, позволяющая назвать их общим именем – орловцы. Этим вовсе не умаляется значение, не сужаются пределы известности созданных ими книг, а лишь отмечается эта положительная и немаловажная роль, которую сыграл наш край в творческой биографии каждого из них.
Истоки духовного формирования И.А. Бунина связаны с Орловской землей, а начало профессиональной литературной деятельности с г. Орлом.
Цель данного исследования - проследить начало творческого пути И.А. Бунина и восхождение его славы от безвестного корреспондента газеты «Орловский вестник» до писателя с мировым именем.
Задачи исследования:
- исследовать начало профессиональной литературной деятельности в г. Орле (сотрудничество с «Орловским вестником»).
- изучить историю любви к В.В. Пащенко, нашедшую отражение в творчестве писателя.
В работе были использованы текстологический, источниковедческий, историко-литературный методы исследования.
Основными источниками при изучении заявленной темы являются биографические и литературоведческие материалы и письма, включающие факты орловской биографии писателя.
Фундаментальным исследованием является работа Бабореко А.К. «И.А. Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). В книге собраны и систематизированы в хронологическом порядке архивные и малоизвестные материалы (документы, письма, дневники, воспоминания о жизни писателя).
В книге Бабореко А.К. «Юношеский роман И.А. Бунина: (По неопубликованным письмам) рассказывается о жизни Бунина в Орле и Ельце, приводятся отрывки из неопубликованных писем Бунина и Пащенко.
Важным источником для исследования является книга Муромцевой – Буниной В.Н. «Жизнь Бунина, (1870-1906). Беседы с памятью. В ней цитируются письма Бунина брату Юлию из Орла об отношениях с В. Пащенко.
Интерес для исследования представляет фотоальбом «Иван Бунин. Вернись на родину, душа…» К 125-летию со дня рождения. Текст фотоальбома знакомит с жизнью писателя в Ельце, Орле, началом литературной деятельности, рассказывает о возвращении литературного наследия Бунина на родину.
Книга Громова В.А. «Писатели – орловцы» повествует о впечатлениях юного Бунина от города Орла, нашедших отражение в дальнейшем творчестве.
Михайлов О.Н. в книге «Иван Алексеевич Бунин: Очерк творчества» пишет о начале поэтического творчества, жизни в Орле, работе в «Орловском вестнике», о взаимоотношениях с В. Пащенко и их отражении в творчестве.
Костомарова И.А. в книге «Иван Бунин. Нобелевский лауреат» рассказывает о творческом пути Бунина. Используя малоизвестные и архивные материалы, связанные с присуждением И.А. Бунину Нобелевской премии.
Изучение жизни и творчества И.А. Бунина, период его жизни в Орле, стали предметом исследования таких литературоведов, историков, музейных работников и краеведов, как Афанасьева В.Н, Волкова А.А, Катанова В.М.
В течение 1950х по 2015 были написаны десятки статей, посвященных «орловской биографии Бунина и влиянию этого периода жизни на дальнейшее творчество.
Глава I. Истоки. Начало пути.
Бунин – сотрудник «Орловского вестника».
Романтикой, какой-то загадкой овеяна история сотрудничества Ивана Бунина с «Орловским вестником». Юноша, приехавший в Орел из Елецкого уезда, совсем скоро становится известным литератором… газета местной интеллигенции, ставя перед собой серьезные задачи, нуждалась в свежих, молодых силах (к тому же, по всей видимости, именно в таких авторах, которые готовы были браться за дело, не рассчитывая на крупное вознаграждение).[1]
1887 год Бунин считал точкой отсчета своей творческой биографии. Спустя четверть века, в интервью газете «Голос Москвы» 24 октября 1912 года в связи с 25-летием литературной деятельности он говорил: «Писать я начал очень рано. Мое первое стихотворение было напечатано в «Родине», когда мне было шестнадцать лет.» [2]С февраля 1887 по август 1888 года в этом журнале было опубликовано его 17 стихотворений и два очерка. В этом же году несколько корреспонденций Бунина появились в губернской газете «Орловский вестник», издательницей которой была Надежда Алексеевна Семенова, а редактором – ее гражданский муж Борис Петрович Шелихов.
«Кажется, не было писателя, который так убого начинал, как я!» - с грустью вспоминал позднее Бунин.[3]
Расточительность и беззаботность отца писателя привели семью к полному разорению. Юному Бунину мир деревенской глуши становится тесен, а одиночество и безысходная бедность – мучительны. Все неотступнее его одолевает мысль об отъезде из дома на поиски работы. «Но что бы я ни делал, с кем бы ни разговаривал,- вспоминал Бунин, - всегда меня точила одна мысль: мне уже восемнадцать лет! Пора, пора!». Мать благословила его родовой чубаровской иконкой в серебряной почерневшей ризе – трапеза Трех странников у Авраама. Иван Алексеевич никогда с тех пор не расставался с нею. Она висела над его постелью, где бы он ни ночевал.[4]
Осенью 1889 года в Орел приехал Иван Бунин. Случилось это неожиданно: елецкий поэт-самоучка Егор Иванович Назаров передал своему молодому приятелю, что издательница «Орловского вестника» Надежда Алексеевна Семенова пригласила его работать помощником редактора. Бунин удивился:
- Может она думает, что я был где-нибудь в университете или не знает, что мне восемнадцать лет…
Нет. Они знают, что Бунин почти нигде не учился, знают, что он молод, но считают, что для редакционной работы он вполне годен… Надежда Алексеевна читала в Петербургском журнале «Родина» его литературный обзор и восхищается умением молодого человека владеть пером.
Бунину это предложение показалось весьма заманчивым: он расстанется с захиревшей отцовской усадьбой, обретет материальную независимость, переедет в город. Будет писать в газету, заниматься литературой, читать…
И вот Бунин, которому еще не исполнилось и девятнадцати лет, в губернском городе. У него нет имени, профессии, нет знакомств, протекции, достатка, приюта.
А жизнь сразу же предъявила свои суровые, строгие требования. Новому сотруднику «Орловского вестника» негде жить. Поначалу Бунин ютился в редакции, на Зиновьевской улице (ныне площадь Гуртьева) в доме номер два, до наших дней не сохранившемся. Потом снимал углы на Воскресенской, на Садовой, жил в гостинице «Тула» на Карачевской улице (теперь улица Сакко и Ванцетти).
В редакции пришлось Бунину заниматься делами нудными, к которым душа вовсе не была расположена: часами читать корректуры, писать обязательные передовицы о Постановлениях Святейшего Синода, о вдовых домах, статьи о мельницах и быках-производителях.… Впоследствии он писал: «Восемнадцатилетним мальчиком я был уже фактически редактором «Орловского вестника». Но редактор и его жена относились к молодому сотруднику недоброжелательно:
«В редакции работа проклятая, - писал Бунин брату, - сволочи они оказались при близком сожительстве – страшные. Я работал, как никогда в жизни.… И в награду за это придирки, кричат как на сапожника, устраивают скандалы из того даже, если я пойду вечером в гости.… Да что – не расскажешь».[5]
Но чем сильнее было стремление Бунина сделаться настоящим газетным волком, тем яснее обозначалось противоречие с рутиной и однообразием редакционной работы. В июле 1890 года он писал брату: «Главным образом строчу «Литературу и печать» - заметки маленькие, а за месяц все-таки набирается денег до 15, а иногда с фельетонами 20 рублей. Две копейки за строку. Впрочем, за последнее время стал писать меньше: надоело, опошлишься».[6]
Однако на деле Бунина вряд ли можно считать редакционным работником в классическом понимании этих слов. Принятая система оплаты журналистского труда, прежде всего за конкретные публикации, а не за отбывание времени в штате редакции, привлекала авторов с мест. По всей видимости, и Бунин, бывало, писал у себя дома, просто посылая в редакцию готовые материалы. Этим можно объяснить обилие его публикаций под рубрикой «Из Ельца».
Увлекался Бунин и театральным искусством, хотя порою весьма сурово оценивал спектакли тогдашней орловской труппы. Перу Бунина принадлежат также статьи «Из орловской старины. Орловский театр в 20-х годах». «Театр графа Каменского в Орле».
Сохранились интереснейшие, но мало известные строки о молодом Бунине в воспоминаниях видного деятеля народнического движения, писателя Ивана Петровича Белоконского. В начале 90-х годов жил в Орле, сотрудничал в «Орловском вестнике», был активным участником литературно-художественного кружка. «Посещал кружок и Иван Алексеевич Бунин,- вспоминает Белоконский. – Здесь я впервые с ним познакомился. Уже тогда о нем говорили как о выдающемся поэте, хотя, кажется, он еще не печатался, а читали его стихи в рукописном виде. Стройный, лет 23-24-х молодой человек, немного выше среднего роста, худой, он бросался в глаза своим, я бы сказал, поэтическим обликом».
С исключительным напряжением трудится Бунин. Пишет стихи, рассказы, статьи на литературные темы. Много читает. С орловским периодом в жизни Бунина связано начало его профессиональной литературной деятельности. В «Орловском вестнике» постоянно печатаются его стихи и прозаические произведения. Работая в газете, Бунин стал публиковаться в столичных «толстых» журналах. В 1889-1892 годах его стихи печатались в «Книжках Недели», «Северном вестнике», «Наблюдателе», «Мире Божьем».
В конце 1891 года в Орле приложением к «Орловскому вестнику» был издан поэтический сборник Бунина «Стихотворения 1887-1891» в количестве 500 экземпляров. Свою первую книгу поэт посвятил «дорогому брату и глубокоуважаемому другу Ю.А. Бунину». С книгой стихов Бунина связаны первые критические оценки его творчества. В газете «Новое время» появился желчный отзыв критика В.П. Буренина: «Еще одна чесночная головка появилась в русской литературе». В марте журнал «Север» довольно благосклонно оценил первую книгу поэта: «Маленькая книжка, где помещено всего 39 стихотворений, вполне дает понятие о его даровании, так как г. Бунин, несомненно, даровитый поэт. Это поэт природы, тихой деревенской жизни, тенистых аллей, пахучих лугов… Книжка издана изящно и, как мы слышали, разослана в виде приложения к газете «Орловский вестник». Последнее, кажется, нововведение в нашей журналистике и весьма удачное».
1891год. Бедность, неопределенность будущего становятся для Бунина мучительными. И действительно, он тогда сильно нуждался, так как в «Орловском вестнике» не имел постоянного места и заработка. Редактор газеты Шелихов – человек вспыльчивый и грубый, к тому же ревновавший Надежду Алексеевну к Бунину, придирался к нему, устраивал скандалы, отказывал от работы в редакции. В душе Бунина нарастает кризисное состояние.
К тому же вышла громадная ссора из-за заметок Бунина о «Московских ведомостях». Страшно боятся цензуры. « Борис Петрович (Шелихов) в конце концов, сказал, что даст мне в «рыло». Он бешеный, прямо-таки больной, но я не мог снести – уехал. Еду домой».[7]
Весной 1892 года Бунин возвращается в Орел, наступает примирение с Шелиховым. Снова начинается работа в редакции, к тому же Бунин ожидает обещанной должности в управлении Орловско-Витебской железной дороги. В это время Надежда Семеновна окончательно порвала с Шелиховым, стала полноправной хозяйкой «Орловского вестника». Бунин поступил на работу в управление дороги, но вскоре надерзил на замечание начальника и, бросив службу, уехал в Полтаву к брату. На этом закончилась работа Бунина в «Орловском вестнике». Если не считать того, что в 1896 году в двадцати пяти номерах газеты был напечатан его перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Впоследствии Бунин свои рассказы и статьи того времени считал крайне слабыми. Но в «Орловском вестнике» он научился работать, хорошо узнал типографское дело. Несмотря на все тяготы этих лет, несмотря на глубокий душевный кризис, на всю жизнь сохранил светлое воспоминание об Орле, о редакции, о большинстве окружавших его людей. Не случайно он писал брату в июле 1890 го: « Я до сих пор еще в Орле. Занимаюсь в редакции (я,- знаешь, ведь, по-мальчишески люблю эту обстановку)». В самой редакции спустя годы почти не осталось тех, кто знал Бунина. Но здесь называли его имя непременно с гордостью, он стал легендой газеты.
Глава II. «Самое светлое утро моей жизни».
Юношеский роман И.А. Бунина.
Любовь в изображении Бунина прекрасна, величественна и трагична – она и сладостное таинство, и губительная отрава. В 1925 году в Париже вышла его повесть «Митина любовь», которая, писал Б.К. Зайцев, «относится к числу так называемых «шедевров», вещей, коими Бог не каждый день благословлял художника. В повести нашел отражение драматизм юношеской любви Бунина к Варваре Пащенко, об этом сообщила В.Н. Муромцева – Бунина в письме к А.К. Бабореко: «не знаю, хорошо или дурно, что Ивану Алексеевичу пришлось в такую раннюю пору пережить столь сильную драму. Но думаю, что без этой драмы не было бы написано и «Митиной любви» - хотя там ничего нет биографического, кроме страданий от любви…».[8]
Этой девушке суждено было войти в жизнь Бунина, стать его радостью, несказанным счастьем и его мукой, горем, страданием. Юношеский роман продолжался четыре года. Теперь он нам известен во всех подробностях, во всех переливах чувств. Великолепный знаток и исследователь бунинской биографии А.К. Бабореко, разыскал и обнародовал почти сто писем Бунина, отразивших светлое утро его любви и ее тяжкий, мучительный закат. Это- исповедь, восторженная и скорбная, но всегда предельно искренняя, открытая, в отличие от бунинских писем зрелых лет – почти всегда кратких, сдержанных, очень редко задушевных.
Летом 1890 года Бунин писал брату: «У меня завелись знакомства. Очень часто бываю у некого Пащенко, доктора; семья у него в высшей степени милая и интеллигентная, в особенности дочь!» Вскоре Бунин сообщил, что вернулся в Орел вместе с девицей Пащенко: «Девица мне очень нравится. Умная, красивая и славная».[9]
Но роман начался значительно раньше, еще с первых дней работы Бунина в «Орловском вестнике», где некоторое время была корректором и «девица Пащенко» - Варя, Варвара Владимировна Пащенко.
Бунин писал:
«Я познакомился с нею …. в редакции. Вышла к чаю утром девица высокая, с очень красивыми чертами лица в пенсне. Я даже сначала покосился не нее: от пенсне она показалась как будто гордою и фатоватою. Начал даже «придираться». Она кое-что мне «отпела» довольно здорово. Потом я придираться перестал. Она показалась мне довольно умною и развитою. «Чувство не проходило, - признается Бунин. – И хорошее это было чувство. Я еще никогда так разумно и благородно не любил. Все мое чувство состоит из поэзии».
В августе Бунин с Варей гостили у Арсения Бибикова в Елецком уезде.
«И вот мы сидели на балконе. Ночь темная, теплая. Мы встали и пошли гулять с Пащенко по темной акациевой аллее.
- Да вы уж серьезно, не влюблены ли? – спросила она.
- Да что об этом толковать. Сказал я; впрочем, если на откровенность, т.е. кажется, да.
- А знаете, говорит, я тоже, кажется,… могу полюбить Вас.
У меня сердце дрогнуло.
- Почему думаете?
- Потому, что иногда…я вас ужасно люблю… и не так, как друга; только я еще сама не знаю. Словно весы колеблются. Например, я начинаю ревновать Вас.… А Вы - серьезно это порешили, продумали?
Я не помню, что ответил. У меня сердце замерло…
Господи! Что это за ночь была!.. [10]
Приехав в гостиницу, я только рыдал, как собака, и настрочил ее предикое письмо: умолял хоть минутами любить, а месяцами ненавидеть. Вдруг стук – письмо. « Да пойми же, что весы не остановились, ведь я же тебе сказала. Я не хочу, я пока, видимо, не люблю тебя так, как тебе хотелось, но, может быть, со временем я и полюблю тебя. Я не говорю, что это невозможно, но у меня нет желания солгать тебе. Для этого я тебя слишком уважаю. Поверь и не сумасшествуй. Этим сделаешь только хуже.., Со временем, может быть, и я сумею оценить тебя вполне. Надейся. Пока же я тебя очень люблю, но не так, как тебе нужно и как бы я хотела. Будь покойнее».
Так с самого начала обозначилось различие этих натур, их несовместимость. Со стороны Бунина это была юношеская, восторженная любовь, увлечение натуры страстной и глубокой, чуждой житейским пошлостям, преданной идеалам доброты и красоты. Из его признаний Варваре Владимировне в своих переживаниях и помыслах видна серьезность взглядов на жизнь, сила увлечения поэтическим творчеством, которому он умел предаваться вопреки тому, что у него так мало было спокойных минут для свободного творческого труда, когда можно было бы жить, «не боясь за свое физическое существование».
«О, Варенька, если бы Господь дал нам здоровья и счастья! Как я хочу его - этого счастья, радости и красоты жизни! Милый друг – давай же сделаем так, чтобы эти слова наши не оказались словами, словами минуты! Любовь к Варе огромна, всенаполняюща, без нее Бунин не мыслит своего существования. «Все, моя бесценная, деточка моя, все для тебя, боюсь тебя потерять» - пишет он Варваре Владимировне.[11]
Пащенко переехала в Орел, стала гражданской женой Бунина, но свою близость молодожены скрывали от родителей Вари, потому что они и слышать не хотели, чтобы их дочь связала свою судьбу с бедняком, «поэтишкой», у которого ни гроша в кармане. Бунина это унизительное положение мучило, порою доводило до отчаяния. В мае 1892 года Иван Алексеевич поехал в Елец, чтобы поговорить с доктором Пащенко. Брату он писал:
«Позвонил с парадного, и отворил сам Пащенко, пригласил в кабинет. За запертыми дверями шел крик – то спорила Варя с матерью – а у нас пошел разговор.… Какой, - не умею даже передать, он ходил по кабинету и говорил, что я Варваре Владимировне «не пара», что головой ниже ее по уму, по образованию, что у меня отец нищий, что я «бродяга», что как я смел, иметь наглость, дерзость дать волю своему чувству.… Ну, разговор кончился тем, что он подал мне руку: «До свидания! Все, что от меня зависит, сделаю для того, чтобы расстроить этот брак». Я вышел и уехал в Орел.… Да, брат, тяжело переживать такие истории и такие минуты»[12]
Варя поддалась уговорам родителей: она заявила Бунину, что до тех пор пока он не обеспечит себе прочного места, их совместная жизнь невозможна. Им надо разъехаться, по крайней мере, на год, чтобы Иван обосновался, завоевал себе «положение». «Живу, как в тумане, - признавался Бунин брату. – Веришь ли, иногда я так ясно и твердо чувствую, что во мне зреет здорово и спокойно - мысль о самоубийстве».[13]
Бунин мечется. Бросает Орел. Едет в Полтаву, устраивается помощником бухгалтера в сельскохозяйственное общество. Снова возвращается в «Орловский вестник». За тридцатирублевое жалованье служит в управлении Орловско-Витебской железной дороги. «Освоился с делом, работаю прекрасно и это я должен бросить,… не видясь с нею, я жить, не могу!!! « Я живу, - пишет Бунин брату, - как во сне, как мертвый, я боюсь, всех боюсь и ничего не знаю!».[14]
И снова метания, снова попытки обосноваться в Смоленске, Харькове, Полтаве, Орле… Варя приехала в Полтаву. Казалось, возвратилось счастье. Но все чаще возникало взаимное недовольство, обиды, недоверие, размолвки. Варя уезжает, Бунин опять в тревоге, в смятении. Из Полтавы 18 августа 1894 года пишет Варваре Владимировне в Елец:
«Не помню, не помню ни одного твоего письма, которое разорвал бы спокойно, потому что знаю, знаю, знаю, что больно мне будет, что всю ту нежность, которой переполняет мне сердце разлука с тобой – истомит твое молчание, а потом оскорбит неправда! Вся душа моя встает на дыбы! И ни одно-то мое желание не исполнялось никогда.…Так убивались все лучшие подробности моей любви, так убивалась моя веселость, и ее осталось уже немного – последние лирические письма дописываю».
Да, дописывались последние лирические строки бунинского романа. Кончился он катастрофой, надругательством над чувствами Бунина. Варвара Владимировна вдруг «исчезла», перестала отвечать на письма. Нелепые слухи доходили до Бунина: Варенька вышла замуж за какого-то доктора, Бунин помчался в Елец. Знакомый парикмахер рассказал ему городские новости: «Госпожа Пащенко вышла замуж за молодого Бибикова». «Я помертвел буквально - это какая?» - спрашиваю. – «Да старшая, Варвара Владимировна; да вы, верно, и с господином Бибиковым знакомы, черный он такой, худой – Арсений Николаевич». Знаком ли он с Бибиковым? Друг, друг детства, юности, у него в усадьбе Бунин сказал Варе о своей любви…
«Я, - рассказывал Бунин в письме брату, - насилу выбрался на улицу, потому что совсем зашумело в ушах, и голова похолодела, и почти бегом бегал часа три по Ельцу.…А потом ночью пер в Огневку, брат, никогда не забуду этой ночи! Ах, ну к черту их – тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки. Венчались, говорят…» Это горькое письмо осталось недописанным.
В конце 1894 года Варвара Владимировна писала Бунину: «Что мне еще сказать тебе?.. Любовь, как и ты сам заметил в своем письме, уходила с каждым днем… желаю тебе всего хорошего, что может быть хорошего в жизни каждого человека. Я долго не принимаю серьезного решения. Но никогда его не переменяю и думаю, что оно послужит к общему нашему благу. В.П».
Бунин не однажды порывался писать Варе. Осыпал ее упреками, утверждал, что она никогда его не понимала, а теперь грубо оскорбила, спрашивал свою совесть, справедлив ли был сам. Писал о своем страдании, презрении к ней, предсказывал возмездие.… И снова находил удивительно нежные слова, обращенные к Варе. И опять о ненависти, о забвении. «Будь здорова, будь счастлива, - в эту минуту желаю искренне. Завтра, Бог даст, день сумеет опять заставить меня, если не ненавидеть тебя, то забыть». Однако письма эти не посылал. Они так и остались в черновиках, недописанные…[15]
Долго не проходила печаль, не затихала боль.
Прошли годы. По-прежнему самоотверженно преданный литературе, Бунин был знаменит, славе, но как и в ту далекую пору своей юности не стремился к достатку, к оседлости, к сытому благополучию. Как пишет жена писателя Вера Николаевна, « к Арсению Николаевичу Бибикову у Ивана Алексеевича не было не только злобы, но и дурного чувства.
Были Бибиковы у Буниных как раз в тот день, когда Иван Алексеевич получил известие об избрании его почетным академиком. Узнав об этом, Варвара Владимировна побледнела и тихо сказала Бунину: «Поздравляю».
Первого мая 1918 года рано утром Бибиков пришел к Бунину – ему первому он сообщил. Что скончалась от туберкулеза Варвара Владимировна, не прожив и пятидесяти лет.
Долго в то утро с глазу на глаз говорили бывшие друзья. О чем? «Думаю, - пишет Вера Николаевна Бунина, - рассказ «В ночном море» зародился и вырос из этого свидания». «В ночном море» - рассказ о встрече на пароходе двух людей, любивших одну женщину. И вот она умерла…
В парижском архиве Бунина найдена страница, написанная его рукой: «Арсений Николаевич Бибиков умер от чахотки в Москве.… Так исчез из мира, в котором я еще живу, человек, отнявший у меня В. Что сталось с его Ворголом, где в ту далекую летнюю ночь мы встретили с нею любовь?»
Это о Варваре Пащенко вспоминал Бунин, когда, завершая роман «Жизнь Арсеньева» просто и мудро написал, что время бессильно убить подлинное чувство. «Недавно я видел ее во сне - единственный раз за всю свою долгую жизнь без нее.
Ей было столько же лет, как тогда, в пору нашей общей жизни и молодости… Я видел ее смутно, но с такой силой любви, радости. С такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому, никогда».[16]
Глава III. Возвращение. «Вернись на Родину душа…».
После революции, вынудившей Бунина к эмиграции, его творческое наследие в нашей стране было предано забвению. После 1928 года его книги были не только запрещены, изымались из библиотек и уничтожались, но даже на само его имя был наложен запрет.
Имя Бунина вышло из-под запрета после II съезда советских писателей в 1954 году. « Недоставало сил вернуться домой Ивану Бунину – русскому классику…. Не следует, по моему мнению, отчуждать Бунина от истории русской литературы, и все ценное из его творчества должно принадлежать читателю», - говорил К.А. Федин в своем докладе.[17]
Началом увековечивания памяти о великом писателе в России стало открытие в 1957 году в Орле зала, посвященного жизни и творчеству Бунина, в музее писателей-орловцев. В Орле собрана уникальная. самая крупная в нашей стране бунинская коллекция. Особенно значительным было приобретение почти всего дореволюционного архива писателя.
В 1988 году Советский фонд культуры передал в Орел для будущего бунинского музея бесценный дар владелицы зарубежного архива Бунина Милицы Грин. Среди даров - серебряный поднос с подстаканником и солонкой на нем в декабре 1933 года в честь присуждения Нобелевской премии писателю преподносили хлеб-соль русские в Стокгольме.
10 декабря 1991 года в Орле в старинном дворянском особняке был открыт литературно-мемориальный музей И.А. Бунина. В нем все восстановлено до деталей: иконостас в изголовье над сомье, стеллажи и полки с книгами, окно с видом на Париж, камин, лепнина, рисунки обоев. В кабинете, как бы перенесенном из Парижа в Орел, возникает ощущение присутствия Бунина. «Иллюзию присутствия» усиливает звучание его голоса – это запись стихотворения Бунина «Одиночество» в его исполнении.
За короткий период своей жизни музей приобрел известность и друзей не только в России, но и за рубежом. Среди них – Милица Грин, Ричард Дэвис (Великобритания), Л. Б. Круглый (Франция), С.П. Крыжицкий (США), передавший музею много ценных материалов. Новый этап в развитии музея Бунина – исполнение пожелания Крыжицкого, горячо любящего Россию, о создании в нем читального зала с доступом к книгам из его личной библиотеки всех желающих.
Возвращение Бунина в Россию, о чем он так мечтал при жизни, состоялось. Сюда возвратились не только его книги. Писатель обрел свой дом в том городе, с которым связано начало его восхождения к мировой славе. И этот дом – музей И.А. Бунина в Орле, куда вернулась его душа,
Заключение.
Живая восприимчивость И.А. Бунина и его острая наблюдательность позволили будущему писателю навсегда сохранить неизгладимые впечатления, полученные им в городе своей юности. Географическое расположение Орла возбуждала в Бунине радостное сознание того, что это одна из центральных точек России.
Иван Бунин всегда тепло вспоминал Орел, орловскую землю и в автобиографических заметках писал: « …Я рос в том плодородном подстепье, где образовался богатейший русский язык, и откуда вышли чуть ли не все русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым. В 1995 году, когда исполнилось 125 лет со дня рождения писателя, Бунину в Орле открыли памятник (автор В.Клыков). То, что памятник в Орле – это закономерно, потому что сам Бунин из своего эмигрантского далека говори: «Когда я вспоминаю о родине ,передо мной прежде всего встает Орел, затем Москва, великий город на Неве, а за ними – вся Россия!».
Список литературы.
1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин: Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966.
2. . Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии (с 1870 по 1917). 2-е. изд. - М.: Худож. лит., 1983.
3 Иван. Бунин. «Вернись на родину, душа…» К 125-летию со дня рождения: Фотоальбом /Автор и составитель И.Костомарова.- Орел: Изд-во ОГТРК, 1995.
4.Громов В.А. Писатели – орловцы.- Орел: Кн.изд-во, 1961.
5. Кучеровский Н.М. И.А.Бунин и его проза (1887-1917).- Тула: Приок. кн.изд-во, 1980.
6. Влоков А.А. Бунин //История русской литературы. Т.10. Литература 1890-1917 годов.- М., 1954.
7. Кучеровский Н. Братья Бунины: (Начало литературной деятельности И.А.Бунина) //Из истории русской литературы XIX века.- Калуга, 1966.
8. Катанов В.М. Под старыми липами //Катанов В.М. Вечерние беседы. - Тула, 1984.
9. Письма В.Н.Буниной: [Публ. и коммент. Н.П.Смирнова] //Новый мир.- 1969.- № 3.
10. Морозов С.Н. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. Москва ИМЛИ РАН.-2011.
11. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина, 1870-1906. Беседы с памятью.- М.: Сов. писатель.- 1989.
12. Бабореко А. Юношеский роман И.А.Бунина: (По неопубликованным письмам) //Литературный Смоленск: Альманах.- Кн. 15.- Смоленск, 1956.
13. Неопубликованные письма И.А.Бунина //Весна пришла: Проза, стихи, литературная критика – Смоленск. 1959.
14.Костомарова И.А. Иван Бунин. Нобелевский лауреат. Издательский дом «ОРЛИК» -2005.
15. Точеный О. Иван Алексеевич Бунин //Русские писатели в Москве.- М., 1987.
[1] Бабореко А.К.. И.А. Бунин: Материалы для биографии. С 35
[2] Костомарова И.А. Иван Бунин. Нобелевский лауреат. С 58
[3] Бабореко А.К.. И.А. Бунин: Материалы для биографии. С 72
[4] Костомарова И.А. Иван Бунин. Нобелевский лауреат. С 16
[5] Морозов С.Н. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. С 25
[6] Там же. с 34
[7] Бабореко А.К.. Юношеский роман И.А. Бунина. С 43
[8] Костомарова И.А. Иван Бунин. Нобелевский лауреат. С 91
[9] Бабореко А.К.. Юношеский роман И.А. Бунина. С 21
[10] Там же. с 160
[11] Бабореко А.К.. Юношеский роман И.А. Бунина. С 165
[12] Морозов С.Н. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. С 186
[13] Морозов С.Н. Летопись жизни и творчества И.А. Бунина. С 195
[14] Там же. с 203
[15] Неопубликованные письма И.А. Бунина. С 46
[16] Костомарова И.А. Иван Бунин. Нобелевский лауреат. С 92
[17] Иван Бунин. «Вернись на родину, душа…» с 78
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Н. Гумилёв. Жираф
Подарок
Именинный пирог