В работе прослеживается связь творчества поэта Алексанра Кочеткова с основами Серебряного века.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы | 34 КБ |
Презентация | 2.43 МБ |
Слайд 1. (Титульный лист).
Слайд 2. (Эпиграфы).
Неблагодарность – примечательная черта
бескультурья, которое сегодня затмевает
окружающий мир.
Л.А. Озеров
Сквозь пламень строк душа пропущена.
Ну а царей-то помним много ли?
Из Александров – только Пушкина,
Из Николаев – только Гоголя.
Л.А. Озеров.
Слайд 3.
Серебряный век отмечен феноменальностью поэтических талантов: А Блок, Вяч. Иванов, А. Ахматова… Его основные временные рамки простираются от конца XIX века (примерно 10 последних лет) и до начала XX века (до Октябрьской революции). В двадцатые годы ещё продолжалась энерция, ещё живы были поэты, критики, философы, композиторы, трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась. НО… Жизнь искусства не имеет временных границ. И среди всех имён в истории Серебряного века осталось неназванным одно. Несправедливо забытое. Бесконечно романтичное и гениальное.
Слайд 4.
Александр Кочетков. Он написал много замечательных стихов, чистых и возвышенных, не уступающих славе Серебряного века, но его первый поэтический сборник вышел только в 1985 году. Поэт был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений: боялся грубости и бестактности редакторов, работал в тени и на глубине. Что роднит его с Серебряным веком? Он был дружен с поэтами-серебристами: Вяч. Ивановым, Анной Ахматовой и другими. Ему были присущи черты культуры Серебряного века, охватившей все грани человеческого творчества: звездочёт, он обожал Коперника; меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена; живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. Но кто он? Продолжатель традиций поэтов Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист?
Слайд 5.
Всенародную любовь А. Кочеткову принесла его «Баллада о прокуренном вагоне».
/Читают «Балладу…»/
История создания «Баллады…» имеет мистический смысл. Лето 1932 года А. Кочетков с супругой (Инной Григорьевной Прозрителевой) провёл у родственников и должен был уехать раньше жены. По её воспоминаниям, супруги никак не могли расстаться. Почему Инна Григорьевна упросила мужа задержаться ещё на пару дней? На этот вопрос, наверное, не ответила бы и она сама. Но они поменяли билеты… А поезд, ушедший в субботу, потерпел крушение! В нём ехали друзья Кочетковых. Многие из них погибли… «Нас спасла любовь», - писала потом Инна Григорьевна. Всё произошедшее заставило поэта задуматься о великой силе любви и о роли «случайностей» в жизни человека. Этот же вопрос интересовал и символистов. Очень много черт роднит поэзию А. Кочеткова с лирикой символистов Серебряного века. Рассмотрим некоторые, особенно заметные из них, на двух произведениях поэта: знаменитой «Балладе…» и «Надписи на гробнице Тристана и Изольды».
Слайд 6.
Поэты-символисты ограничивались намёками и внушениями. И у Кочеткова настойчиво звучит внушение: «С любимыми не расставайтесь!... Всей кровью прорастайте в них! И каждый раз навек прощайтесь!»
Самое простое явление для символистов имело помимо обычного и высший таинственный смысл. Но что может быть обычнее и таинственнее сданных билетов и спасительной силы любви?
По-своему строили символисты и взаимоотношения с читателями: они не стремились быть понятыми, так как обращались не ко всем читателям, а к посвящённым, читателям-творцам. Прочтите два первых четверостишия «Надписи…»… Не слишком понятно, не правда ли?
Слайд 7.
Большое значение символисты придавали музыкальности стиха, культу формы, цвету. И у Кочеткова встречаем те же пристрастия: повторы 1-й и 5-й строк на протяжение всей «Баллады…» создают уникальный по музыкальности и красоте рисунок, напоминающий пульс, который «пламенной смолой» предчувствия беды ритмично обжигает сердце и нервы; в «Надписи…» же цвет создаёт антитезу, помогающую глубже ощутить боль разделения.
Слайд 8.
Ключевым понятием символизма стал символ, т.е. многозначное иносказание. У Кочеткова же наблюдаем целый ряд ярких сложных образов-символов: раздвоение в земной жизни («раздваиваться под пилой», «стеной пространств разделены»), соединение под землёй («сроднясь в земле», «нас в землю опустили рядом») и переплетение чувств, характеров, судеб («сплетясь ветвями», «Ветвь тёрна буйно проросла, сплетя навек…»). Последний символ (только названный «скрещеньем») использовал и Б. Пастернак («…Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья»). Причём Б. Пастернак использует троекратный повтор, как и А. Кочетков («С любимыми не расставайтесь!»).
Слайд 9.
Все три символа, соединенные, имеют более глубокий смысл, о котором, может быть, и не догадывался сам поэт, но который подсознательно вкладывала его душа. Расшифровать его возможно только в аспекте современного развития этимологии русского языка с точки зрения происхождения букв и звуков. Сроднение в земле, раздвоение в жизни и переплетение судеб графически выглядят, как перевёрнутая буква А. По мнению исследователя этимологии русского языка Валерия Васильева, опирающегося на работы В.К. Тредиаковского, буква А – символ звука начала жизни. Вершина этой буквы символизирует Абсолют, энергетика стекает вниз, разделяясь в проявленном мире на мужское и женское, стремящееся к соединению друг с другом в этом мире. То есть, в изначальном виде разделения нет. Его создаём мы, люди. Недаром А. Кочетков 4 раза повторил слово КАК, напоминающее четырёхкратный стон АХ. Как похоже это рассуждение на декларацию символистов о «прорыве в другой мир», от земных корней – к мистически прозреваемой сущности!
Слайд 10.
Ещё много можно назвать общих черт у поэзии А. Кочеткова и поэзии Серебряного века. Это и эпитеты («пламенная смола», «сапфирное облако»), и поиски в области звука («жал, жгут, жадные, сужал»; «обрушив, струй, разъярённей, грома, грянул, первый»), и футуристическое слово-неологизм «вихрекрутящий»… Но мы ограничены во времени. И возвращаясь к заданному в начале выступления вопросу о том, кем является А. Кочетков, хочу отметить, что прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поэта сначала ВСПОМНИТЬ.
Слайд 1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 28 I студенческая научно-практическая конференция «Серебряный век русской поэзии: истоки, направления, представители, традиции» Традиции Серебряного века в культуре последующих эпох: в поэзии Александра Кочеткова Работу подготовила: Татьяна Шипилова, студентка группы № 22Слайд 2
«Неблагодарность – примечательная черта бескультурья, которое сегодня затмевает окружающий мир». Л. А. Озеров. Сквозь пламень строк душа пропущена. Ну а царей-то помним много ли? Из Александров – только Пушкина, Из Николаев – только Гоголя. Л. А. Озеров
Слайд 3
М. В о л о ш и н . Н. Г у м и л ё в А. А х м а т о в а М. Ц в е т а е в а И. Б у н и н Вл. С о л о в ь ё в С. Е с е н и н
Слайд 4
Александр Кочетков Дата рождения 12 мая 1900 г. Место рождения: Лосиноостровская, Российская Империя. Дата смерти: 1 мая 1953 г. (52 года). Место смерти: Москва, СССР. Род деятельности: поэт, переводчик.
Слайд 5
Мы долго простирали руки В незыблемую синеву. И долго в муках сиротели, Забыты небом и судьбой, Одна – в зелёном Тинтажеле, Другой – в Бретани голубой. И наша страсть взалкала гроба, И в келье вешней тишины Мы долго умирали оба, Стеной пространств разделены. Так, низойдя в родное лоно, Мы обрели свою судьбу, Одна - в гробу из халцедона, Другой – в берилловом гробу. И ныне ведаем отраду Незрячей милости людской. Нас в землю опустили рядом В часовне Девы пресвятой. Чтоб смолкли страсти роковые, Чтоб жар греха в сердцах погас, Алтарь целительной Марии В гробах разъединяет нас. Но сквозь гроба жгутом цветущим Ветвь тёрна буйно проросла, Сплетя навек – в укор живущим – В могилах спящие тела. Надпись на гробнице Тристана и Изольды. Когда, в смятенный час заката, Судьба вручила нам двоим Напиток нежный и проклятый, Предназначавшийся другим,- Сапфирным облаком задушен, Стрелами молний вздыбив снасть, Корабль упругий стал послушен Твоим веленьям, Кормщик-Страсть. И в ту же ночь могучим тёрном В нас кровь угрюмо расцвела, Жгутом пурпуровым и чёрным Скрутив покорные тела. Клоня к губам свой цвет пьянящий, В сердца вонзая иглы жал, Вкруг нас тот жгут вихрекрутящий Объятья жадные сужал,- Пока, обрушив душный омут Тяжёлый звон взметённых струй, Нам в души разъярённей грома Не грянул первый поцелуй. О, вёсны, страшные разлуки! О, сон беззвёздный наяву!
Слайд 6
С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них! И каждый раз навек прощайтесь! Когда, в смятенный час заката, Судьба вручила нам двоим Напиток нежный и проклятый, Предназначавшийся другим,- Сапфирным облаком задушен, Стрелами молний вздыбив снасть, Корабль упругий стал послушен Твоим веленьям, Кормщик-Страсть.
Слайд 7
«Баллада…» «Надпись…» раздвоение « раздваиваться под пилой» «стеной пространств разделены» соединение « сроднясь в земле» «нас в землю опустили рядом» переплетение « сплетясь ветвями» «буйно проросла, сплетя навек»
Слайд 8
Нечеловеческая сила В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли. И никого не защитила Вдали обещанная встреча. И никого не защитила Рука, зовущая вдали. И в ту же ночь могучим тёрном В нас кровь угрюмо расцвела, Жгутом пурпуровым и чёрным Скрутив покорные тела. Так, низойдя в родное лоно, Мы обрели свою судьбу, Одна – в гробу из халцедона , Другой – в берилловом гробу.
Слайд 9
А А
Слайд 10
«пламенная смола», «сапфирное облако» Клоня к губам свой цвет пьянящий, В сердца вонзая иглы ж ал, Вкруг нас тот ж гут вихрекрутящий Объятья ж адные су ж ал,- Пока, об р ушив душный омут Тяжёлый звон взметённых ст р уй, Нам в души р азъярённей г р ома Не г р янул пе р вый поцелуй.
Кто чем богат, тот тем и делится!
"Морская болезнь" у космонавтов
Усатый нянь
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Никто меня не любит