Введение
Изучением творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина занимались многие критики и литературоведы. К ним относятся: Ю. Лотман, В. Белинский, Б. Томашевский, Ю. Чумаков, С. Бонди и многие другие. Исследователи рассматривали произведения Пушкина, как в контексте эпохи, так и вне времен. Анализировались прототипы героев и сюжетов произведений, связь с историей и политикой, образы и мотивы (проходящие через все творчество и использованные в отдельных произведениях) и множество других проблем, волновавших не одно поколение людей.
Пушкин оставил огромное литературное наследие, и на протяжении более 170 лет литературоведы изучают и анализируют его творчество. «Веселое имя: Пушкин», - по слову русского поэта XX века Александра Блока – всегда будет звучать в воздухе русской культуры.
В данной работе мы решили рассмотреть мотив воды как один из ключевых в лирических произведениях А. С. Пушкина. Исходя из этого, мы выделили следующую цель: выявить, какую роль играет мотив воды в лирических произведениях А. С. Пушкина.
Для реализации данной цели мы поставили задачи:
1. изучить понятие мотива в литературоведческой терминологии;
2. выявить, в каких «состояниях» представлена вода и вычислить, в каком «состоянии» она чаще используется в лирических произведениях автора;
3. определить, какую роль играет мотив воды в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина;
4. выяснить, является ли мотив воды одним из ключевых в лирических произведениях Пушкина.
Гипотезы нашей работы:
1. автор целенаправленно использует мотив воды в лирических произведениях для создания образов, настроений, для построения сюжетной линии;
2. мотив воды является одним из ключевых в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина.
Актуальность работы заключается в том, что мы анализировали мотив воды не только в произведении «Медный всадник» (как это делалось во многих исследовательских работах), но и в других лирических произведениях автора.
Для своей работы мы использовали следующие произведения: роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин», «Полтава», «Домик в Коломне», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», а также ряд стихотворений различных периодов творчества поэта.
Прежде чем приступить к работе, мы собрали языковой материал в виде карточек, которых у нас набралось около двухсот. Примеров использования слова «вода», а также слов, общей семой которых является это слово, обнаружилось более четырехсот.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_8.doc | 116 КБ |
МКОУ Киргинцевская СОШ
Исследовательская работа
по литературе
Мотив воды в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина
Выполнила:
Ученица 11 класса Коркина Виктория
Проверила:
Маер И.А.
учитель русского языка и литературы
Киргинцево 2017
Содержание
§1. Понятие мотива в литературоведении__________________стр.5
§2. Состояния воды в лирических произведениях Пушкина__стр.8
Введение
Изучением творческого наследия Александра Сергеевича Пушкина занимались многие критики и литературоведы. К ним относятся: Ю. Лотман, В. Белинский, Б. Томашевский, Ю. Чумаков, С. Бонди и многие другие. Исследователи рассматривали произведения Пушкина, как в контексте эпохи, так и вне времен. Анализировались прототипы героев и сюжетов произведений, связь с историей и политикой, образы и мотивы (проходящие через все творчество и использованные в отдельных произведениях) и множество других проблем, волновавших не одно поколение людей.
Пушкин оставил огромное литературное наследие, и на протяжении более 170 лет литературоведы изучают и анализируют его творчество. «Веселое имя: Пушкин», - по слову русского поэта XX века Александра Блока – всегда будет звучать в воздухе русской культуры.
В данной работе мы решили рассмотреть мотив воды как один из ключевых в лирических произведениях А. С. Пушкина. Исходя из этого, мы выделили следующую цель: выявить, какую роль играет мотив воды в лирических произведениях А. С. Пушкина.
Для реализации данной цели мы поставили задачи:
Гипотезы нашей работы:
Актуальность работы заключается в том, что мы анализировали мотив воды не только в произведении «Медный всадник» (как это делалось во многих исследовательских работах), но и в других лирических произведениях автора.
Для своей работы мы использовали следующие произведения: роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин», «Полтава», «Домик в Коломне», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», а также ряд стихотворений различных периодов творчества поэта.
Прежде чем приступить к работе, мы собрали языковой материал в виде карточек, которых у нас набралось около двухсот. Примеров использования слова «вода», а также слов, общей семой которых является это слово, обнаружилось более четырехсот.
Основная часть
§1. Понятие мотива в литературоведении
Прежде чем приступить к мотивному анализу, нам следует определиться с тем, что такое мотив и какое место он занимает в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина.
В определениях мотива А. Н. Веселовский неизменно подчеркивает его неразложимость. При этом в качестве критерия неразложимости у него выступает семантическая целостность мотива. Об этом можно судить по двум основным определениям, данным в его книге: 1. «Под мотивом я разумею формулу, образно отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторяющимися впечатления действительности. Признак мотива – его образный одночленный схематизм; таковы неразложимые далее элементы мифологии и сказки: солнце кто-то похищает (затмение), Молнию- огонь сносит с неба птица»; 2. «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения».
Понятие мотива, разработанное А. Н. Веселовским, подверг категорической критике В. Я. Пропп. Однако при этом исследователь осуществил замену критерия неразложимости мотива и поэтому критиковал понятие мотива в такой трактовке, какой в работах А. Н. Веселовского никогда не было.
Если для А. Н. Веселовского критерием неразложимости мотива является его «образный одночленный схематизм» (мотив не делим с точки зрения его «образности» как целостной и эстетически значимой семантики), то для В. Я. Проппа таким критерием выступает логическое отношение.
И.В.Силантьев считает, что «смена семантического критерия на логической в критике В. Я. Проппа привела к разрушению мотива как целого. Взятый только как логическая конструкция, мотив очевидным образом распался на тривиальные компоненты логико-грамматической структуры высказывания- набор субъектов, объектов и предикатов, выраженных в тех или иных фабульных вариациях.
В действительности, мотив, как его понимал А. Н. Веселовский и другие представители семантического подхода, является неразложимым целым не с точки зрения своей логической структуры, а с точки своей образной, эстетически значимой семантики, связывающей и оцельняющей логические компоненты мотива».
Значительный вклад в развитие семантической теории мотива внесла О. М. Фрейденберг. Она писала: «Мотивы не бывают абстрактны». О. М. Фрейденберг рассматривала мотив относительно определенного мифологического типа сюжетности, т.е. сюжета, созданного мифотворческим мышлением. Понятие «мифологического сюжета» неразрывно связано с понятием персонажа: «В сущности, говоря о персонаже, тем самым пришлось говорить и о мотивах, которые в нем получали стабилизацию; вся морфология персонажа представляет собой морфологию сюжетных мотивов. Значимость, выраженная в имени персонажа и, следовательно, в его метафорической сущности, развертывается в действие, составляющее мотив: герой делает только то, что семантически сам означает».
В развитии идеи Эстетичности мотива сходятся линии концептуальных поисков А.Н.Веселовского и О. М. Фрейденберг.
Б.В.Томашевский определяет мотив через категорию темы: «Понятие темы есть понятие суммирующее, объединяющее словесный материал произведения. Тема может быть у всего произведения, и в тоже время каждая часть произведения обладает своей темой. Путем такого разложения произведения на тематические части мы, наконец, доходим до частей неразлагаемых, до самых мелких дроблений тематического материала. «Наступил вечер», «Раскольников убил старуху», «Герой умер», Получено письмо» и т.п. Тема неразложимой части произведения называется мотивом». И затем Б.В.Томашевский пишет о мотивировке: «Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некое художественное единство. Если мотивы или комплекс мотивов недостаточно «пригнаны» к произведению, если читатель испытывает чувство неудовлетворенности в связи, существующей между данным комплексом мотивов и всем произведением, то говорят, что данный комплекс «выпадает» из произведения.
§2. «Состояния» воды в лирических произведениях Пушкина
В толковом словаре Ожегова мы находим следующее значение воды: «Вода– 1. прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода; 2. напиток для утоления жажды, лечебный (газированная, минеральная и т. д.), перен.»
В процессе анализа выбранных нами произведений, мы обнаружили воду в 28 состояниях: вода, озеро, река, ручей, слезы, волна, лед, дождь, фонтан, роса, ключ, море, снег, потоп, океан, залив, водопад, иней, пруд, болото, струйка, капля, пар, туман, брызги, теченье, лужа, наводнение.
В том же толковом словаре были проверены все значения этих слов. В результате этого мы обнаружили, что общей семой всех этих слов является слово «вода».
Кроме того, нами были рассмотрены и такие явления, как: берег, оттепель, баня, пена, которые имеют непосредственное отношение к воде.
Также мы увидели названия рек: Нева, Днепр, Енисей, Дон, Десна, Дунай, Арагва.
Отметим, что все эти слова используются не только в прямом, но и в переносном значениях.
Проанализировав языковой материал, мы выявили, что в лирических произведениях Пушкина чаще всего встречается слово «волна». С волной связаны переживания лирического героя, внутренний бунт, противостояния героя различным жизненным ситуациям.
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
(«Медный всадник», Предисловие).
Под ризой бурь, с волнами споря.
(«Евгений Онегин», гл.I, ст.L)
Кроме этого, лирический герой разговаривает с волной, находит утешение в шуме волны: «И я б заслушивался волн» («Не дай мне Бог сойти с ума», 1833 г.)
Также волна выступает как главный герой:
Кто, волны, вас остановил?
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
(«Кто, волны, вас остановил», 1822 г.)
Чаще всего к слову «волна» подобраны «агрессивные» эпитеты: хищные, бурные, голодные, шумные, злобные, страшные и т.д.
Но встречаются сонные, живые волны («Руслан и Людмила»).
Чуть реже в лирических текстах Пушкина встречается слово «вода». Но, также как и волна, вода «не стоит на месте». «…воды вдруг втекли в подземные подвалы…» («Медный всадник», часть первая)
Вода играет, журчит, струится, сияет, падает и т. д. Слово «вода» сопровождают эпитеты: неведомые воды, бурные, разъяренные и др.
В поэме «Руслан и Людмила» главного героя оживляют водой:
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою…
…тогда водой живою
Героя старец окропил.
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою
(«Руслан и Людмила», песнь шестая)
Еще две ипостаси воды, которые мы рассмотрели - река и море. «Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья» (Ожегов)
Река постоянно движется, вода в реке всегда обновляется, очищается. В лирических произведениях Пушкина река «светлая», «дремлющая», «отуманенная», «тихоструйная», «ровная», «родная». Через данные эпитеты автор показывает размеренность, спокойное течение, уравновешенность жизни, гармонию.
Иная ситуация в поэме «Медный всадник». Там река выходит из берегов, бушует, рвется на свободу. Таким образом автор показывает наводнение. Кстати, слова «потоп» и «наводнение» мы встретили только в этом произведении.
Дважды встречается эпитет – «безымянная река»
На склоне темных берегов
Какой – то речки безымянной.
(«Руслан и Людмила», песнь пятая)
Пойдемте слушать шум дубравный
Над безыменною рекой.
(«Евгений Онегин», гл.VII, ст.V)
Но в то же время, в текстах мы встречаем названия только рек. Никак не названы моря озера, океан. Нами были обнаружены названия следующих рек: Невы, Дуная, Енисея, Днепра, Дона, Десны, Арагвы. На наш взгляд, названия рек не случайны, так как при сопоставлении с биографией поэта выясняется, что все они «присутствовали» в его жизни, либо пришли из приданий няни Арины Родионовны.
Больше всего в текстах встречается Нева. В основном в поэме «Медный всадник». Это связано с тем, что в данном произведении река становится действующим лицом. Несколько раз мы встречаем Неву в романе «Евгений Онегин». В основном, когда описывается жизнь Татьяны Лариной в Москве.
Названия остальных рек представлены в единичных случаях.
«Море – часть океана, большое водное пространство с горько – соленой водой».
В русской литературе образ моря ассоциируется со свободой. Для Пушкина свобода имела большое значение – Южная ссылка и ссылка в Михайловское заметно отразились в его творчестве. И именно в стихотворениях, относящихся к Южной ссылке, мы наиболее часто встречаем образ моря. Причем, море обманчивое:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей.
(«Погасло дневное светило», 1820 г.)
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды.
(«Песнь о вещем Олеге», 1822 г.)
Море – это место, где происходят различные события, развиваются действия:
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень.
(«Редеет облаков летучая гряда», 1820 г.)
Стихотворение написано в период Южной ссылки.
Под морем город основался.
(«Медный всадник», часть вторая)
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
(«Евгений Онегин», гл.I, ст.L.)
В стихотворении «К морю» поэт разговаривает с морем, обращается к нему:
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
(«К морю», 1824 г.)
Стихотворение написано в связи с высылкой поэта из Одессы в Михайловское; начато в Одессе, закончено в Михайловском. В период пребывания в Одессе Пушкин, стремясь вырваться из ссылки, подумывал бежать морем за границу, отсюда и слова о поэтическом побеге.
Кроме того, что мотив воды используется в прямом значении, мы обнаружили случаи, когда этот мотив представлен в переносном значении.
Нами выявлены:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются и зреют.
(«Евгений Онегин», гл.VIII, ст.XXIX)
… я воды Леты пью,
Мне доктором запрещена унылость.
(«Домик в Коломне», ст.XII)
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
(«Ночь», 1823 г.)
Н что–то шепчет, и порой
Горючи слезы льет рекой.
(«Бахчисарайский фонтан»)
(Здесь мы наблюдаем и скрытое сравнение).
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
И кровь не престает в снегах реками течь.
(«Воспоминания в Царском селе», 1814 г.)
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
(«Элегия», 1830 г.)
И горы и моря оставя за собой
И хлынут на тебя кипящею рекой.
(«Луцинию», 1815 г.)
(Здесь есть как скрытое сравнение, так и гипербола)
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы…
(«Медный всадник», часть первая)
(Скрытое сравнение)
…Кровь рекою
Текла из воспаленных ран.
(«Руслан и Людмила», песнь пятая)
(Скрытое сравнение)
… Тьма татар
На Польшу хлынули рекою.
(«Бахчисарайский фонтан»)
(Скрытое сравнение)
Что кровь готов он лить, как воду.
(«Полтава»)
(Прямое сравнение)
Они сошлись. Волна и Камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
(«Евгений Онегин», гл. II, ст.XIII)
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.
(«Евгений Онегин», гл.VIII, ст.XXXI)
Автор использует художественные средства выразительности для придания тексту яркости, насыщенности, для акцентирования внимания на отдельных элементах, деталях текста. Благодаря этим средствам читатель ярче представляет происходящую картину, может переживать чувства героя, понять его эмоциональное состояние.
Также мы проанализировали в процентном соотношении, в каких состояниях вода встречается чаще. Получились следующие результаты: вода – 19%, волна – 17%, река – 16%, море – 12%, ручей – 10%, дождь – 8%, лед – 8 %, озеро – 7%.
Таким образом, в результате нашей работы мы можем сделать заключение, что Пушкин использует мотив воды целенаправленно. С помощью понятия воды и всех ее «состояний» автор показывает сущность героев, их настроения, характеры. Через образ воды мы можем объяснить многие поступки героев, предугадать дальнейшее развитие действия. Вода оказывается живой («Медный всадник»), средством оживления («Руслан и Людмила»), собеседником («К морю»), объектом «декорации» («Евгений Онегин», «Цыганы», «Полтава» и другие произведения) и т.д.
Из всего этого можно сделать вывод, что мотив воды является одним из ключевых в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина.
Целью нашей работы мы ставили выявить, какую роль играет мотив воды в сюжетной структуре лирических произведений Пушкина.
В ходе работы мы пришли к следующим выводам:
Творческое наследие Пушкина волнует ни одно поколение литературоведов, многие тайны уже удалось разгадать, что-то исследуется сейчас, но останется и то, что будет неразгаданным, останется загадкой для потомков. Мы затронули лишь малую часть того, что можно и нужно исследовать. В будущем нами планируется рассмотреть мотив воды в прозе Александра Сергеевича Пушкина, чтобы иметь более полное представление по данной теме.
Список литературы
Новый снимок Юпитера
Пока бьют часы
Стеклянный Человечек
Рисуем "Ночь в лесу"
У меня в портфеле