Исследование посвящено использованию местоимений в рассказе В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Вложение | Размер |
---|---|
chem_serdtsu_vyskazat_sebya.doc | 89 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Тайшета
Школьная научно-практическая конференция старшеклассников
«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Вместо имени… или
«чем сердцу высказать себя».
Использование местоимений в рассказе
«Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева
Исследовательская работа
Выполнена ученицей
6 а класса МКОУ СОШ №2
Семёновой ОЛьгой
Научный руководитель –
учитель русского языка
Федосеева В.В.
Тайшет, 2016
Вместо имени… или «чем сердцу высказать себя».
Использование местоимений в рассказе «Конь с розовой гривой» В. Астафьева
Объект исследования: рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Предмет исследования: местоимения как средство художественной изобразительности в рассказе В.П.Астафьева.
Целью данной работы является исследование местоимений как средства выразительности в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Задачи:
1. Изучение роли местоимений как части речи в языке
2. Определение роли местоимений как средства создания особого колорита художественных произведений
3. Выявление роли местоимений в рассказе «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева
Основной метод исследования: изучение и анализ научных публикаций, анализ текста рассказа.
Вступление
В этом учебном году, в 6 классе, мы подробно изучали новую часть речи – местоимение. Местоимения – это слова, которые употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
О важности местоимений в языке когда-то рассказал детям известный польский педагог Януш Корчак.
«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, чрезвычайно умном и необходимом. Постучали к тебе в дверь. Ты спрашиваешь: «Это Казик стучит? Или Митька? Или Бася? Это продавец? Это тётя? Это почтальон? Или нищий?» А там за дверью отвечали бы: «Нет. Нет, нет, нет».
И ты бы мог так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел бы и не пил, а только бы спрашивал: «Кто?» А в этом коротеньком «кто?» как раз и сидят имена всех на свете людей! Это и есть местоимение!
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам. В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Местоимения в школьной грамматике делятся на 9 разрядов.
Личные местоимения
лицо | |
1 л. | я (меня́, мне, меня, мной/мно́ю, обо мне) |
2 л. | ты (тебя́, тебе, тобой/тобо́ю, о тебе́) |
3 л. | он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
мн. ч. | |
1 л. | мы (нас, нам, нас, нами, о нас) |
2 л. | вы |
3 л. | они |
Возвратное местоимение себя
(не имеет Им. падежа, склоняется по падежам)
Притяжательные местоимения
мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой. | склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным. |
Относительные местоимения и вопросительные (?)
кто | склоняются по падежам |
какой | склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным |
столько | склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным |
(этот, эта, это) , эти | (приведены по родам и числам) склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным |
все, весь | склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным. |
никто | склоняются по падежам |
никакой | склоняются по падежам, изменяются по родам и числам, согласуясь с определяемым существительным |
не́кто | |
не́кий | изменяются по родам, числам, падежам. |
не́сколько | не изменяется |
неопределённые местоимения с приставкой кое- или постфиксами -то, -либо, -нибудь | пишутся через дефис: кое-кто, кому-либо, что-нибудь и т. п. |
Если посчитать данные в таблицах местоимения, то можно убедиться, что их очень мало. Всего не более 100.
Какую роль в русском языке играет столь малочисленная часть речи, как местоимение?
Местоимения имеют предельно общее и относительное значение: они могут указывать на любое лицо, любой предмет, любой признак, любое количество.
Мне стало интересно: а как используют местоимения в своих произведениях писатели. На уроках литературы мы слышали о том, количественная характеристика морфологической стороны текста писателя может многое рассказать о его индивидуальном почерке, стилистических пристрастиях.
Давно интересовало ученых-лингвистов, какая же часть речи встречается в литературных произведениях чаще всего. Как «работают» части речи в художественном тексте? И в ходе исследования получаются любопытные результаты.
Так, например, установлено, что в прозе Аркадия Гайдара на 500 слов приходится 170 существительных, 49 прилагательных, 73 местоимения, 111 глаголов; у Михаила Шолохова – 216 существительных, 77 прилагательных, 39 местоимений, 77 глаголов.
Автор | Произведение | Сущест. | Глаголы | Прилагат. | Местоим. |
А.П. Гайдар | Голубая чашка | 170 | 111 | 49 | 73 |
М.А. Шолохов | Судьба человека | 216 | 77 | 77 | 39 |
Ф.А Искандер | Тринадцатый подвиг Геракла | 224 | 89 | 68 | 84 |
В.П. Астафьев | Конь с розовой гривой | 144 | 82 | 27 | 54 |
Меня удивило, что такая немногочисленная по своему составу часть речи, как местоимение, встречаются в текстах произведений намного чаще, чем прилагательные. Местоимения «работают» в тексте почти наравне с глаголами.
И тогда я внимательно изучила текст рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Предметом моего изучения и стали местоимения.
Что же я обнаружила после тщательного изучения текста?
Местоимений по разрядом оказалось:
Личн. | Возврат | Притяж | Вопрос. | Относит | Отрицат | Неопр. | Опр. | Указат. |
374 | 12 | 17 | 7 | 115 | 21 | 8 | 22 | 12 |
Как видим, меньше всего вопросительных и неопределённых местоимений.
А вот более всего относительных и личных.
Относительные местоимения используются авторами для связи простых предложений в составе сложного.
Я и сам знал, что им –то левонтьевским ха-ха, а мне хо-хо
Я думал, что сейчас бабушка обнаружит моё мошенничества.
Левонтьевские ребята умели пропитаться «от земли» - всё ели, что Бог пошлет.
Теперь только я обнаружил, что наступил уже вечер.
А вот почему на первом месте оказались личные местоимения?
Первая причина заключается в том, что местоимения всегда служат средством связи в тексте. Чтобы избежать повтора одних и тех же слов в тексте, автор заменяет их местоимениями (вместо имени подбирает замену).
- Мать-то ты хоть помнишь? Бадога с ней ни один год колотили.
Ребята левонтьевские к тебе так и ластятся.
Только бы им позволили откусить от коня либо лизнуть его.
Весной семейство дяди Левонтия возводило изгородь из жердей и старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печи.
Вторая причина. Повествование в рассказе ведётся от лица самого писателя, от первого лица. Это определённый авторский замысел - высказаться читателю в более задушевной, близкой манере повествования. Писатель, вспоминая события детства, рассказывает всё так, как хранит память. Это, пожалуй, и есть самая главная причина преобладания личных местоимений в тексте рассказа.
По богатству экспрессивных красок личные местоимения всегда стояли на первом месте. Их очень любят поэты. Самые взволнованные, задушевнее и лирические строки произведений во многом обязаны личным местоимениям. Они придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Именно этими качествами отличается рассказ «Конь с розовой гривой».
Писатель, будучи сам рассказчиком, создаёт впечатление достоверности описываемых событий, как бы приближая их к читателю. Личные местоимения создают «эффект присутствия» читателя в описываемой ситуации.
Личные местоимения создают иллюзию причастности, соучастия. События рассказа воспринимаются с достоверностью. Всё, о чём мы читаем, ясно и понятно.
Заключение.
Таким образом, местоимение может выступать средством связи предложений в тексте. Средством выразительности, средством создания ярких образов, задушевного диалога писателя с читателем.
Какая бывает зима
Фокус-покус! Раз, два,три!
"Портрет". Н.В. Гоголь
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Горка