Работа была отправлена на московскую метапредметную олимпиаду "Не прервётся связь поколений" в феврале 2017 года.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelyami_slavitsya_rossiya.docx | 19.59 КБ |
Учителями славится Россия.
В нашем посёлке Ватутинки (теперь он входит в состав Москвы) все знают Людмилу Павловну Попову, замечательного педагога, активного общественного деятеля, прекрасного человека. Мне посчастливилось учиться у этого преподавателя в течение 5 лет. Людмила Павловна была и моим классным руководителем. Её педагогический стаж – 53 года. Начинала Людмила Павловна свою трудовую деятельность как старшая пионервожатая, а заканчивала – как учитель истории. Несколько лет она работала организатором внеклассной работы и возглавляла партийную организацию школы. Два года тому назад моя классная руководительница ушла на пенсию: в 2015 году ей исполнилось 70 лет. Но когда смотришь на эту энергичную, жизнерадостную женщину, забываешь о её солидном возрасте. Людмила Павловна вся в движении. Она часто приходит в школу, чтобы встретиться с коллегами и бывшими учениками. Людмила Павловна ведёт большую работу в совете ветеранов. Она любит ходить в музеи и театры, занимается огородом. Людмила Павловна с большим радушием принимает гостей. Мы заходим к своей классной маме не так часто, боимся утомить визитами. Но как приятно общаться с Людмилой Павловной. С этим педагогом чувствуешь себя легко и непринуждённо. С Людмилой Павловной можно поспорить, высказать собственную точку зрения и быть услышанным. Этот человек не «задавит» эрудицией, не станет доказывать любыми способами свою правоту. Людмила Павловна ненавязчиво выскажет собственную точку зрения и добавит при этом: «Вы можете со мной и не соглашаться, ребята. Я не настаиваю на том, что сообщаю вам истину в последней инстанции».
Зашёл у нас как-то разговор о престижных профессиях. Людмила Павловна выслушала мнение каждого, а потом сказала, что у нас неверное представление о престижности. Учительница заметила, что мы назвали в разговоре хорошо оплачиваемые профессии. А потом Людмила Павловна напомнила значение слова «престиж» (« влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь или что-нибудь») и спросила: «Разве можно уважать человека только за то, что он зарабатывает много денег? Важно, наверное, знать, на что он их тратит». И с этим высказыванием трудно было спорить.
А как интересно вела Людмила Павловна уроки! Технология проблемного обучения была ведущей в педагогической практике нашей классной руководительницы. Людмила Павловна часто знакомила нас с двумя противоположными оценками одного и того же исторического события, а потом спрашивала, с чьей точкой зрения мы согласны. Но своё согласие или несогласие мы должны были аргументировать. Помню, как мы оценивали итоги Бородинской битвы, зная, что историки до сих пор спорят, поражением или победой для русской армии закончилось это сражение. Людмила Павловна внимательно слушала всех выступавших и никак не комментировала их высказывания. А потом начала говорить сама: «Дивизия генерала Лихачёва защищала Курганную батарею, названную потом батареей Раевского. Она отбила несколько неприятельских атак. Но в результате комбинированных действий французской конницы и пехоты противник всё- таки ворвался на батарею. Не желая попадать в плен и сдавать позицию, Лихачев бросился со шпагой на врага, французы искололи его штыками, однако генеральские эполеты на плечах Лихачева остановили наполеоновских солдат, они не добили Петра Гавриловича: ведь пленение генерала сулило им большие награды. Оглушив истекающего кровью Лихачева ударом приклада, французы потащили его к Наполеону. Бонапарт, восхищенный мужеством русского генерала, возвратил ему шпагу, однако Петр Гаврилович отказался принять оружие от врага, заявив: «Плен лишил меня шпаги, дарованной мне Государем моим и отданной мной не добровольно; от него лишь я могу принять ее обратно». Наполеон приказал отправить непокорного генерала во Францию, но Лихачев не доехал до Парижа. По одним данным, он умер в Кёнигсберге осенью 1812 года, по другим, будучи освобожденным русскими войсками, – весной 1813 года. Похоронен П.Г.Лихачёв в родовой деревне Тягуши. Петр Гаврилович Лихачев при всей своей скромности был образцом несгибаемой воли, силы духа».
Разве можно было после подобного рассказа сомневаться в нравственной победе русских при Бородине? А Людмила Павловна продолжала говорить о других героях сражения, а в конце выступления предложила поехать на Бородинское поле. Мы побывали на месте «грозной сечи» по окончании учебного года. Не удивительно, что после поездки родились такие строки у одной из моих одноклассниц:
В России нет священней места,
Чем то, где удалось мне побывать.
Скажу без пафоса, но очень честно:
Так трудно слёзы здесь сдержать.
Бородино! Ты у французов на пути стояло,
Москву пытаясь заслонить собой.
Дорогу ты фашистам преграждало,
Кипел не раз в округе смертный бой.
Вот я у монумента на кургане
И слышу грозных пушек рёв.
«Ребятушки, Москва за нами!» –
Кричит Раевский вновь и вновь.
Я вижу, как на поле боя
Лежит в крови Багратион,
Снаряд с шипением и воем
Летит над древками знамён.
Сражён Тучков, убит Кутайсов,
Потери слишком велики…
Но русские не отступают –
Вцепились в берега реки.
Вот вечер настаёт, а битва всё гремит,
Хоть половина войска уж на земле лежит.
Наполеона дикий ужас охватил:
Упрямых русских он не победил!
О славные защитники страны,
Вы здесь остались навсегда…
Спокойно спите, верные сыны
России, помнящей «про день Бородина».
Людмила Павловна многим из нас привила любовь к истории, к своему Отечеству. Наша классная руководительница воспитала в нас чувство гордости за славное прошлое страны и заставила всерьёз задуматься о будущем России. Людмила Павловна верила и продолжает верить в молодое поколение, считала и считает, что оно приумножит славу отцов и дедов. Я думаю, что наша преподавательница права. Нам есть с кого брать пример. У самой же Людмилы Павловны многому можно поучиться: умению трудиться с полной самоотдачей, стремлению не останавливаться на достигнутых успехах и добиваться более высоких результатов.
Меня же подкупает в Людмиле Павловне её удивительная скромность. Она неохотно показывает свои награды (к слову сказать, у неё их несколько – две грамоты ЦК ВЛКСМ, медаль к 100- летию со дня рождения В.И.Ленина, медаль «Ветеран труда»). Людмила Павловна немало сделала для людей сначала как депутат Видновского городского совета депутатов трудящихся, потом – как депутат совета народных депутатов города Троицка. Но она не любит говорить о своих заслугах на этом поприще. Я понимаю подобное поведение своего учителя. Пусть окружающие хвалят человека, а не он сам слагает оды о себе. В посёлке же о Людмиле Павловне только хорошо говорят. Мне хочется быть похожей на свою классную маму, жить так, чтобы делами, а не словами вызывать уважение у земляков. «Учителями славится Россия», ученики ж «приносят славу ей». Я согласна с мнением Андрея Дементьева, цитату из стихотворения которого привела выше.
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем подснежники гуашью
Ёжикина Радость
Тигрёнок на подсолнухе
Голубая лягушка