В данной работе рассматривается образ ночи в лирике Ф.И.Тютчева и текстах песен В.Цоя. В ходе работы были выявлены сходства и различия в трактовке данного образа.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 40.92 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.о. Саранск
Образ Ночи в поэзии Ф.И.Тютчева и В.Цоя
Выполнила: Гераськина Юлия,
ученица 11А класса
Руководитель: Леутина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы
Саранск, 2017
Содержание
Вступление
1. Поэты ночи.
1.1. Ночь в поэтическом представлении Ф.И.Тютчева
1.2. Особенности восприятия темы ночи в творчестве В.Цоя.
Введение
Она плывёт неслышно над землёю,
Безмолвная, чарующая ночь.
Она плывёт и манит за собою
И от земли меня уносит прочь.
Ночь… Страшное время суток или возможность побыть наедине со своими мыслями или даже соприкоснуться с иными мирами? « Ночь страшна», - писал Ф.И. Тютчев, «…ночь светла» , - говорил А.А.Фет, а известный рок-музыкант В.Цой пел: «Я не знаю, почему, но я хочу, чтоб всегда была ночь». Какое разное отношение к этому времени суток.
Образ ночи и побуждаемые ею ночные мысли и чувства нашли отражение во многих прекрасных стихотворениях русских поэтов, но мы решили остановиться на поэзии Ф.И.Тютчева и рок-поэта В.Цоя.
Тема нашей работы: Образ Ночи в поэзии Ф.И.Тютчева и В.Цоя.
Актуальность. Данная тема актуальна. Во-первых, она является составляющей частью творчества Ф.И. Тютчева - поэта, который является ярким представителем русской литературы XIX века. Во-вторых, интерес к рок-поэзии и в частности к творчеству В.Цоя усиливается, а образ Ночи появляется в текстах песен поэта довольно часто.
А. А. Блок назвал Ф. И. Тютчева «самой ночной душой русской поэзии». А. Л. Волынский писал: “Тютчев - поэт ночных откровений, поэт небесных и душевных бездн. Он как бы шепчется с тенями ночи, ловит их смутную жизнь и передает ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах».
Образ ночи является одним из центральных и сквозных всего поэтического творчества В. Цоя, не случайно один из альбомов музыканта так и называется «Ночь».
Цель: рассмотреть образ Ночи в творчестве Ф.И.Тютчева и В.Цоя.
Задачи:
Объект исследования – лирика, посвящённая теме ночи.
Предмет исследования – образ ночи в поэзии Ф. И. Тютчева и В.Цоя.
Гипотеза: образ Ночи ассоциируется у поэтов с чем-то таинственным и даже страшным.
Новизна нашей работы заключается в том, что мы рассматриваем образ Ночи, сопоставляя творчество классика и рок-поэта.
При подготовке к работе нами были использованы различные методы:
-анализ текстов песен и критической литературы по данной теме
-сравнение художественно-изобразительных средств, используемых поэтами для создания образа Ночи.
Практическая значимость: Материалы нашего исследования могут быть использованы на уроках литературы.
Ночь в поэтическом представлении Тютчева
… ночь страшна.
Ф.И. Тютчев
Е. Винокуров замечал: «Умный, как день, Федор Иванович Тютчев любил ночь, был певцом ночи. День представлялся поэту обманом, покровом, накинутым над бездной. Но вот полог падает – и перед нами предстает ночь, ночное небо с бесконечным количеством звезд, небо с его вечной тайной».
Поэт ночных откровений, он не любил дня: «Как ненавистны для меня сей шум, движенье, говор, клики младого, пламенного дня»... солнечный свет скрывает мир как бы пеленой, из-за солнечного света, этой помехи, мы не видим звездной бездны, забываем о вечности».
О тютчевской ночи писал литературовед Е.А. Маймин: «Ночь у Тютчева помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Вместе с тем она является носителем загадок и тайн всего мироздания». Может быть, поэтому ночь в изображении Тютчева представляется столь величественной и грандиозной, столь трагической и страшной.
В одном из первых «ночных» стихотворений Ф.И. Тютчева «Бессонница» поэт рассказывает о длинной, томительной ночи, она пророчествует, дает человеку возможность посмотреть на свою жизнь словно со стороны и отпустить ее, наблюдать, как она «бледнеет в сумрачной дали». В ночи человек как сирота, он чувствует себя очень одиноким. В стихотворении так говорится об этом:
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
Но в этом роковом и огромном одиночестве человек и должен познать мир и самого себя, осознать неизбежность смерти, понять, зачем живет.
В стихотворении «Святая ночь на небосклон вошла…» Тютчев говорит о загадочной, непостижимой ночи, она очищает человека, снимает с него шелуху внешнего мира. Стихотворение начинается с противопоставления дня и ночи:
Святая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
В контексте этого стихотворения день и ночь оказываются многозначными понятиями – это метафоры жизни и смерти, добра и зла.
Но при всей мрачности ночь для Тютчева прежде всего «святая»... Мрачное и святое в сознании поэта сливается воедино. Ночь, как справедливый, беспристрастный судья, не допускает ни лжи, ни повседневной фальши.
Именно ночью человек остается наедине с самим собой, своими мыслями. Ночь раскрывает перед человеком глубочайшие бездны и сокровеннейшие тайны – и это знание для человека и самое страшное, и самое высокое.
Глядя в ночное небо, пытаясь найти ответы на вечные вопросы, человек ощущает себя беспомощным и одиноким в этом мире:
И как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
Но одновременно «святая ночь» дает возможность человеку в этом «чуждом, неразгаданном, ночном» найти нечто родственное своей душе.
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
Что есть я и «я» в этом мире? В данном стихотворении Ф.И. Тютчеву удалось гениально выразить ощущение настроения, которое всякому удалось испытать хотя бы однажды: ведь именно глядя на ночное небо, мы чаще задумываемся о смысле жизни.
А. Фет писал в статье о Тютчеве : «...не только каждое стихотворение, почти каждый стих нашего поэта дышит какою-нибудь тайной природы, которую она ревниво скрывает от глаз непосвященных. ...Каким всесильным чародеем проникает Тютчев в область сна... . Прислушайтесь к тому, что ночной ветер напевает нашему поэту, - и вам станет страшно». Действительно, во многих стихотворениях Тютчева ночь вселяет страх и ужас, оставляя человека один на один с вечностью.
Поэт В. Ходасевич заметил: «В шуме ночного ветра и в иных голосах природы он услыхал страшные вести из древнего Хаоса…». На тему ночи и хаоса у Тютчева рассуждает в своей статье Вл. Соловьев: «Хаос, т.е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как бурное море или ночная гроза, зависит именно от того, что «под ними хаос шевелится». В изображении всех этих явлений природы, где яснее чувствуется ее темная основа, Тютчев не имеет себе равных».
Хаос у Тютчева не имеет четких очертаний, это ужасающее, неведомое и оттого очень таинственное явление:
Мир бестелесный, слышный, но не зримый,
Теперь роится в хаосе ночном.
В хаосе ночи веют «волшебно-немые» сны, «волшебные твари», «таинственные птицы», плывет «волшебный челн» - всё нереально, нематериально, одни легко рассыпающиеся грезы. Бестелесная, бессознательная, мёртвая ночная стихия хаоса страшна для человека. О ночи поэт пишет: «И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами». Ночь для Тютчева, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста». Песни ночного ветра о хаосе – страшные песни. Слияние человека с хаосом ночи для Тютчева отнюдь не прекрасно, а, напротив, отталкивающе, страшно и трагично. Однако это слияние в конечном счёте неизбежно.
В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» Тютчев пишет о ночи, подруге хаоса. Поэт призывает ветер прекратить свои песни, чтобы ненароком не разбудить хаос, кроющийся в груди человека, в «смертной груди». Он хочет вырваться на свободу, но не стоит его выпускать, тревожить бури, заснувшие, скрывающие под собой хаос. Ведь никто не знает, что можно освободить, какие страшные бездны могут крыться в душе иного человека, к каким последствиям это может привести для него самого, а кто знает, возможно, и для других.
О чем ты воешь, ветр ночной,
О чем так сетуешь безумно?
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумный?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке,
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки.
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди
И с беспредельным жаждет слиться.
О, бурь уснувших не буди:
Под ними хаос шевелится!..
Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом.
Стихотворение «Тени сизые смесились» было написано в одну из беспокойных ночей, поведенную Тютчевым у постели тяжело больной жены, и наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью:
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши —
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
В стихотворение «День и ночь» Тютчев раскрывает традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.
Поэт показывает борьбу двух стихийных начал– дневной радости и ночного ужаса. День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» - хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается:
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
На первый взгляд стихотворение «Тихой ночью, поздним летом…» кажется обычным описанием природы. Поэт рисует будто бы неподвижную июльскую ночь в поле. В действительности события происходят, движение есть. Как раз через глаголы оно и передается. Пока тихая ночь укрывает землю, «нивы дремлющие зреют», «их золотистые волны» блестят под луной. И это невероятно важно. От хлеба, выращиваемого крестьянами, взгляд Тютчева обращается к небу, звездам и луне. Свет, исходящий от небесных тел, Федор Иванович связывает воедино со зреющими нивами. Насущная жизнь мира у поэта протекает в полном молчании.
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
Но Федор Иванович вложил в произведение и философское наполнение. Для сюжета стихотворения не зря берется ночной час. Только в это время можно услышать ее и прочувствовать. Кроме того, ночью становится понятно, насколько велика описанная Тютчевым жизнь, ведь она никогда не прерывается, идет днем, продолжается с наступлением темноты.
В данном стихотворении тьма, спускающаяся каждый день на землю, не так опасна, как обычно в произведениях Тютчева. При этом сохраняется одна из важнейших черт ночи – способность предельно обострять человеческие чувства. Скорей всего, днем лирический герой не смог бы полностью понять величие той бессменной, никогда не останавливающейся жизни, о которой идет речь в миниатюре.
В стихотворении «День вечереет, ночь близка» лирический герой влюблен, он говорит, что ему не жаль отпускать день, он не боится мрака наступающей ночи, только бы «волшебный призрак» любимой не покидал его. Ночь для Тютчева тут – время встречи с таинственной и прекрасной «страстной женскою душой». Разве может ночь быть темной и страшной вдвоем? Сложно понять, «небесный ... или земной, воздушный житель, может быть...» или обычная девушка это прелестное создание, но она способна заставить мужчину забыть обо всем, о страхе и печали:
Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня, —
Лишь ты, волшебный призрак мой,
Лишь ты не покидай меня!..
В стихотворении «Ночное небо так угрюмо» Тютчев описал вялую, темную, тихую ночь. Небо угрюмо, но это не «угроза и не дума». Это вялый, какой-то ватный, бессмысленный сон, он не дает никому утешения, не восстанавливает душевный покой.
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон.
То не угроза и не дума,
То вялый, безотрадный сон.
И только молнии нарушают мутное течение ночи, Тютчев называет их глухонемыми демонами. Им не важно, что творится под ними, им вообще ничего не важно и не нужно, они – лишь бессмысленные всполохи. Молнии поминутно озаряют леса и поля, но тьма тут же возвращается, она все равно всегда берет свое, и вспышки света лишь подчеркивают это, поэту они кажутся похожими на «таинственное дело...там – на высоте»:
И вот опять всё потемнело,
Всё стихло в чуткой темноте –
Как бы таинственное дело
Решалось там – на высоте.
Мотив ночи является сквозным в лирике Тютчева. Ночь для него не просто образ, выхваченный из мира природы, а неотступное мироощущение. Тютчев ни в одном своём «ночном» стихотворении не описывает просто пейзаж. Мало, где можно найти любование ночью, созерцание её красот. Тютчев придаёт ночи разные смыслы и значения, даёт читателю посредством ночи то почувствовать себя одиноким, наедине с самим собой, то погружает в вялый, бессмысленный сон, даёт надежду на жизнь и на любовь. В некоторых своих ранних стихотворениях поэт пишет о ночи, которая очищает от всего, что окружает человека днём, даёт возможность подумать, попытаться дойти до истины; человек стоит один на один перед вечностью, перед своей жизнью и судьбой. Тютчевская ночь – откровение. «День – суета, видимость; ночь – явление сущности, время божественного откровения природы». Зачастую ночь в стихотворениях Тютчева неразделима с хаосом, бездной. Ночью тютчевский лирический герой погружается в странное состояние, близкое к пророческому. Стихотворения, написанные более зрелым Тютчевым, показывают темноту и страх ночи, но уже не говорят о том, что ночь – судья, высшая справедливая сила. Поэт как будто примиряется с миром, созерцает, но не обвиняет. Ф. И. Тютчев видел ночь так, как не видел её ни один другой поэт.
Особенности восприятия темы ночи в творчестве В.Цоя.
Я не знаю, почему, но я хочу, чтоб всегда была ночь.
В.Цой
Образ ночи является одним из центральных и сквозных всего поэтического творчества В. Цоя, не случайно один из альбомов музыканта так и называется «Ночь». Откровенно о своем отношении к темному времени суток Виктор Цой рассказал в известном интервью журналу «Рокси»: «Ночь для меня — это особое время суток, когда исчезают все отвлекающие факторы… Ночь наполняет меня ощущением мистики… Можно сказать, что ночь дает мне чувство романтики».
Ночь для Цоя — это не время сна-забвения, а мечты о будущем:
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне берег.
Знаешь каждую ночь…
Ночь расставляет всех по своим местам: и тех, кто спокойно спит в кроватях, и тех, кто не знает, как прожить следующий день.
В его поэзии, которая так или иначе связана с образами ночи, мы не встретим мечтаний и сожалений о том, что было, в ней нет ночных страданий и томлений, здесь все наоборот. В песне «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра» ночь - символ свободы от окружающих, от мнения общества, время, когда человек может быть самим собой и делать все, что хочет:
Мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни, один за одним.
Мы видели, как уезжает последний трамвай.
Ездят такси, но нам нечем платить, и нам незачем ехать, мы гуляем одни,
На нашем кассетнике кончилась пленка, смотай...
Ночь, по мнению Цоя, скрывает правду дня, она же избавлена от его сомнений. Ночь – это пора для романтиков. Не случайно «прогулка романтика» начинается именно ночью:
Гроза за окном, гроза с той стороны окна,
Горят фонари и причудливы тени,
Я смотрю в ночь, я вижу, что ночь темна,
Но это не станет помехой прогулке - романтика.
«Я смотрю в ночь, я знаю, что ночь темна. Но это не станет помехой прогулке романтика». И не только романтика. Большинство «прогулок», совершаемых лирическим героем песен Цоя, происходят поздним вечером или ночью: «видели ночь, гуляли всю ночь до утра», «тёмные улицы тянут меня к себе».
«Тёмные стёкла хранят мою душу», - поет Цой. Темнота помогает ему оставаться собой и не открывает душу другим, чужим для него людям : «Оставь меня в покое, не тронь мою душу». Ночь для Цоя – понятие и принятие одиночества как естественного и нормального состояния человека, как данность от природы. А главное, в ночи горят звёзды, те самые, которые помогают поэту, освещают его путь.
Корреспонденту журнала «Советский экран» на вопрос, любит ли он ночь, Цой прямо ответил: «Да, в том значении, в каком это поется», — имея в виду песню «Ночь»:
За окнами солнце, за окнами свет - это день.
Ну, а я всегда любил ночь.
И это мое дело - любить ночь,
И это мое право - уйти в тень.
Первое, что сразу бросается в глаза, это "свет за окнами". Поэту не хочется в этот "свет", он противопоставляет себя этому "дню" и не желает смешиваться с "белым" бесцветным днём и всеобщей бессмыслицей бытия.
За что же Цой так любит ночь? На этот вопрос поэт отвечает довольно просто:
Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин,
Я люблю дым и пепел своих папирос,
Я люблю кухни за то, что они хранят тайны,
Я люблю свой дом, но вряд ли это всерьез.
В ночи затихает глупая суета "белого" дня. В ночи меньше бездушных машин, ненавистных Виктору Цою. Машина, как я считаю, символ современной жизни, стремительной, суетливой. Ночью машин мало, поэтому в это время человек может побыть один, наедине со своими мыслями, посмотреть на обыденные вещи другими глазами. На тёмном ночном фоне виден огонь неяркого, но самостоятельного источника света, и клубы сигаретного дыма так красивы. Ночью становятся видимы тайны домашних очагов - кухни, хранящие тайны личных человеческих искренних отношений. Дома словно оживают ночью, обретают индивидуальность, которую можно любить.
Ночь В. Цоя полна света, но это не свет луны или звезд, а яркий огонь электрических фонарей:
И эта ночь и ее электрический свет бьет мне в глаза,
И эта ночь и ее электрический дождь бьет мне в окно…
Именно ночью, по мнению Цоя, можно услышать не только собственное сердце, свои мысли , но и почувствовать связь с Богом. Ночью поэт один, но он не одинок, потому что он с Богом. Голос из глубины мироздания, полный Света и Смысла, бьющий в глаза, в окно, манит неземным очарованием:
И эта ночь и ее электрический голос манит меня к себе,
И я не знаю, как мне прожить следующий день.
Действительно, именно в такие минуты задумываешься о смысле жизни, о своем месте в ней, о том, как жить дальше.
А магнитофон его может только "хрипеть о радостях дня", к которым нельзя относиться без иронии. Какие-то ненужные никому несколько встреч, "кофе в известном кафе», который "согревает" маленького никчёмного человека.
Песня "Я люблю эти тёмные ночи" продолжает разговор, начатый в песне "Ночь". Если песня ночь начинается с противопоставления ( "За окнами солнце. За окнами свет - это день. Ну, а я всегда любил ночь. И это моё дело - любить ночь» ), то в более поздней песне В.Цой настроен уже иначе. Виктор принимает этот день, как свой. Открыто заявляет, что он "где-то здесь" в этом "дне":
Здравствуй, день. Ты снова со мной.
Я не верю, что дождь не пойдёт весной.
У этого дня ещё пока время есть.
Ты где-то там, а я где-то здесь.
В данном стихотворении поэт опять же говорит о способности человека общаться с Богом именно ночью:
Только вера способна дать сил.
Порой мне кажется, что уже я здесь был,
Но только ночь лучше дня,
Когда же опять я увижу тебя?
В припеве звучит признание Любви к Творцу, о желании всегда ощущать его присутствие, а также о единственной для него боязни - боязни выпасть из Руки Творца:
Я не знаю за что, но я люблю эти тёмные ночи,
Я не знаю, почему, но я хочу, чтоб всегда была ночь.
Я хочу быть с тобой, пока ты этого хочешь,
И я буду с тобой, пока не скажешь мне прочь.
В третьем куплете лирический герой опять говорит нам о понимании близкого конца своей жизни. Это о том, что нужно жизнью своею исполнять предназначенную от Бога судьбу, прямо идти по личному и родовому пути, чего бы это ни стоило:
Пусть неясно, сколько нам ещё жить,
Но раз уж мы есть – значит, нам надо быть.
Поэт признается, что у него ничего нет, кроме веры:
У меня остались только Ночь да Ты".
В песне «Игра» ночь показана как звено в веренице бегущих и так похожих однообразных дней:
Уже поздно, все спят, и тебе пора спать,
Завтра в восемь утра начнется игра.
Под игрой поэт подразумевает жизнь. Ночью человек должен спать – это правило не может нарушаться:
Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.
Два из правил игры, а нарушишь - пропал,
Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал.
Сон в данной песне рассматривается не только как физиологическое состояние. Речь идет и о духовном сне, в который погружены окружающие люди:
Ни звонков, ни шагов, ни звона ключей,
Еле слышно часы у кровати стучат,
В этом доме все давно уже спят.
И такой сон длится уже долго:
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дни…
Но ночь – это еще и время, когда человек остается наедине со своими мыслями. Лирический герой не способен «лечь и уснуть, и убить эту ночь», потому что «деревья, как звери, царапают темные стекла». Деревья – это все то, что не дает человеку спокойно уснуть: страсти, пороки, ошибки, разочарования, угрызения совести.
Смысл песни "Спокойная ночь" всеобъемлющ. Если исходить только из одного названия песни "Спокойная ночь", в ней поётся именно о "спокойной ночи". А вот, если задуматься о её образах, то вряд ли эту ночь можно считать "спокойной". Всё как раз наоборот. Ночь в этой песне имеет не банальный природный, не обычный, а космический всеобъемлющий смысл. Ночь воспринимается не как время суток, а как сила, выходящая за границы сознания человека – неизвестность, неопределенность:
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.
В контексте данной песни «сон» является символом обывательского состояния.
Тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Спокойная ночь.
Дальше разговор идёт уже прямо о социальном времени, в котором жил Цой:
Я ждал это время, и вот это время пришло.
Те, кто молчал, перестали молчать.
Это о тех, кто смело настаивал на необходимости реальных изменений в жизни советского народа:
Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
Их не догнать, уже не догнать.
Это те, кто не боится Ночи – неизвестности и потому смело садится в седло. Таких свободных людей, оседлавших время и следующих судьбе, конечно, не догнать тем, кто тихо ждёт внешних изменений, прозябая в спокойном сне. Они ещё не проснулись и от свободной духовной жизни и от Бога они бесконечно далеко.
В конце работы мы пришли к выводам:
Для поэтов Ночь - особое время суток. И для Ф.И.Тютчева и В.Цоя это время, которое дает возможность человеку остаться наедине с собой, своими мыслями и чувствами. Но лирического героя Тютчева одиночество заставляет испытывать чувство страха, ощущать себя песчинкой во Вселенной. Зачастую ночь в стихотворениях Тютчева неразделима с хаосом, бездной или с тоской и безысходностью. Для В.Цоя ночь – понятие и принятие одиночества как естественного и нормального состояния человека. Это время, когда, оставаясь наедине с собой, человек может посмотреть на обыденные вещи другими глазами, осмыслить свои поступки, открыть истину, ощутить связь с Богом, помечтать о будущем, а иногда и начать действовать.
Список использованных источников
1. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.: Просвещение, 1978.
2. Чагин Г.В. Ф.И.Тютчев. Биография писателя. М.: Просвещение, 1990.
3. http://svarkhipov.narod.ru/pup/dzus.htm. «Ночь» в восприятии русских поэтов.
4. http://www.microarticles.ru/article/tvorchestvo-viktora-tsoja.
Весенняя гроза
Ласточка
Без сердца что поймём?
Филимоновская игрушка
Позвольте, я вам помогу