Научно-исследовательские работы учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
100-tiya_edineniya_rossii_i_tuvy.docx | 43.61 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская открытая (сменная) общеобразовательная школа»
Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва
Республиканский проект «Сто открытий и находок», посвященный 100-летия единения России и Тувы и 100- летия основания г. Кызыла
Исследовательская работа на тему
«История вхождения Урянхайского края в состав Российской империи и основание города Кызыла»
в номинации «Мы – жители Тувы»
Выполнила: учащаяся 11 класса
Норбу Маргарита
Руководитель: Ондар Г.О.
учитель истории
Хову-Аксы-2014
Оглавление
Стр.
- Исторические связи Тувы с Россией
-Основание города Кызыла
3.Заключение 13-14
4. Список использованной литературы 15
Введение
О республике в центре Азии - недостаточно услышать, - его надо изучать, посмотреть!
Цель нашей работы:
Изучить историю вхождения Тувы под протекторат Российской империи и основание города Кызыла.
Задачи:
- подобрать и изучить литературу о знаменательных событиях истории нашего края;
- изучить и раскрыть трудности вхождения Тувы в состав России и строительство города Кызыла;
- собрать и изучить материалы, документы, фотографии о руководителях, строителях столицы Тувы.
Актуальность работы заключается, в том, что 2014 год является юбилейным годом Единения России и Тувы и основания города Кызыла и вызвала необходимость глубокого изучения истории нашего края и бережного отношения к историю, к духовному наследию своего народа.
Предмет исследования является история вхождения Тувы под протекторат России и постройка города Кызыла.
Объект исследования является Урянхайский край и первый город, столица нашей республики.
Теоретическая значимость заключается в разработке вопросов по истории Урянхайского края, по истории становления города Кызыла, в подготовке сообщений, рефератов и в проведении уроков, внеклассных мероприятий.
Научно- практическая значимость исследовательской работы:
1.Позволяет расширить знания учащихся по истории родного края.
2.Имеет большое воспитательное, патриотическое значение.
3.Вызывает интерес учащихся к исследовательской работе.
Что такое Тува?
Это молодость древнего края,
Без голодных кочевий и рваных, задымленных юрт…
Это новые люди в грядущее путь пробивают,
Это – счастье народа, свободный и радостный труд.
(А. Емельянов)
Наш народ имеет древнейшую историю. Многовековая жестокая эксплуатация иноземными и местными феодалами довела тувинцев до грани вымирания. Поработители сознательно держали тувинский народ в темноте и невежестве, насаждая в этих целях ламаизм и шаманизм. Социальный и национальный гнет, тяжесть которого испытывали тувинцы, порождал стихийные восстания трудовых аратов, жестоко подавляемые угнетателями. Крупнейшим из них было «восстание 60 богатырей» в 1883-1885 годах.
Большое прогрессивное место в истории тувинцев занимают русско-тувинские связи. Именно развитие этих связей привело к включению Тувы в сферу революционного движения России и к освобождению при помощи российского пролетариата от гнета местных феодалов и колонизаторов, к возрождению и социальному прогрессу.
В XVII веке в состав государства Алтын-ханов, которое простиралось от оз. Убса-Нура на юге до Саян на севере входили и тувинские племена. Они кочевали также и севернее Саян на территории России. Алтын-хан принял предложение послов перейти в русское подданство и в 1634 году подписал присяжный лист. И это говорит о том, что Тува как составная часть алтын-хановского государства, еще в первой половине XVII века юридически входила в состав бывшей Российской империи. В 1727 году между Россией и Китаем были заключены Буринский и Яхтинский договоры, по которым территория Тувы находилась в составе России. Несмотря на эти договоры в середине XVIII века, маньчжурские феодалы, бывшие в то время у власти в Китае, завоевали Туву и вместе с монгольской и местной тувинской знатью стали жестоко эксплуатировать тувинское население. Особенно ухудшилось положение тувинцев с проникновением в Туву китайского торгового капитала с 1903 года. Торговцы-китайцы, опираясь на власть в Туве улясутайского губернатора и местных феодалов, развили бурную деятельность. Торгуя водкой и в долг, они быстро и жадно обирали тувинцев. О бедственном положении тувинцев документ из архивного материала: «Скоро наступит время, когда у тувинцев уже ничего не будет, так как весь скот их будет принадлежать китайским торговцам и чиновникам». [4,с.12] Документ свидетельствует о том, что все тувинские хошуны оказались в неоплатном «долгу» у китайских торговцев.
Араты жили в юртах или шалашах-чумах, занимались в основном, животноводством, вели кочевой образ жизни. В Туве не было своей письменности, школ, медицинских учреждений.
Вспыхивали эпидемии в хошунах. Смертность превышала рождаемость. Жизнь бедняков более трех четвертых всего населения жили в холоде и в голоде, в нищете и невежестве.
В семидесятых, особенно, восьмидесятых годах девятнадцатого века началось стихийное переселение русских крестьян в Туву. Еще раньше проникает российский торговый и промышленный капитал. В Туве возникают русские поселения, торговые фактории, прииски по добыче золота.
Необходимо проводить резкую грань между колонизаторской политикой царского правительства, торгово-ростовщической и предпринимательской деятельностью российских купцов, владельцев приисков и трудовой деятельностью русских рабочих, батраков и крестьян в Туве. Появление в Туве русского трудового населения имело большое прогрессивное значение для тувинского народа. В результате общения, совместной жизни зарождается и крепнет дружба русского и тувинского народов. Переселение крестьян в Туву способствовало развитию в стране земледелия, улучшению ведения животноводства, а также оказывало определенное влияние на быт аратов. Тувинцы познакомились с плугом, простейшей сельскохозяйственной техникой, оседлым бытом, заготовкой сена, упряжью. От русских тувинцы узнали о больницах, школах, о богатой духовной культуре русского народа.
В 1913 году в Туве, помимо усинского пограничного начальника, стали действовать два новых царских агента – заведующий пограничными делами Усинского округа и заведующий устройством русского населения в Туве.
Базируясь на селение Усинское, русские переселенцы стали основывать в Туве все новые и новые поселения. К 1908 году в Туве имелось 96 поселений. К 1912 году число русских в Туве составило около 8 тыс. человек.
Могучим толчком к развитию национально-освободительного движения в Туве, как и на всем Востоке, послужила русская революция 1905-1907 годов. Национально-освободительное движение 1911-1912 годов в Туве носило антифеодальный характер. Одним из многих подтверждений этого служит рапорт побывавшего в Чаа-Холе усинского пограничного начальника иркутскому губернатору 3 октября 1912 года: «Общее впечатление таково, что тувинцы вышли из подчинения не только своих чиновников, но и даже нойонов…. Чиновники полностью потеряли свои головы, не знают, что и предпринять». [4, с.17] Новая обстановка поставила во весь рост перед тувинским народом вопрос о дальнейших судьбах края. В те годы Тува находилась в сфере влияния России и Монголии. Не исключалось возможность и восстановления господства китайских феодалов. Сохранить самостоятельность в условиях слабо развитой экономики и феодально-патриархальных общественных отношений Тува в те годы не могла. Нужно было сделать выбор – присоединиться к Монголии, чего жаждали монгольские и часть местных феодалов, или к России. Трудовые араты, испытав положительное влияние совместной жизни с русскими рабочими и трудовыми крестьянами, верили, что именно русский народ поможет им в борьбе за свободу. Русский рабочий, батрак и бедняк были проводниками в Туве передовой культуры русского народа, идей русской революции, В пользу за воссоединение Тувы с Россией говорили и исторические связи, и пребывание в составе России родственных тувинцам по языку и быту народностей (горноалтайцы, хакасы и др.). С другой стороны, араты испытали на себе тяжесть гнета монгольских князей. Монголия по сравнению с Россией в те годы была исключительно отсталой страной.
Для характеристики настроений аратства приведем выдержку из донесения разведчика усинского пограничного начальника, который в ноябре 1911 года писал: «Спрошенные мною тувинцы не имеют ли они препятствий к занятии. Элегеста русскими, ответили: «Уж если наш нойон не имеет к этому препятствий, то мы и вовсе не имеем». Арат Тургундай из сумона Тюлюш Бэйсэ хошуна еще в 1909 году заявил: «От русских, кроме добра и хорошего ничего плохого не видел».[4, с.21] Аналогичные заявления отражали настроения и взгляды трудовых аратов.
Стремление тувинцев к воссоединению с Россией отвечало их коренным общенациональным интересам. Часть феодалов, исходя из своих узко классовых интересов, из желания с помощью царизма сохранить и укрепить свою власть над народом, также выступала за переход в подданство России. В своих прошениях на имя царя Буян-Бадыргы и другие тувинские нойоны просили принять их со всеми кочевьями и населением, как триста лет назад. В состав России, сохранить за ними их земли и власть над аратами, право исповедовать ламаизм, сохранить быт и одежду тувинцев, не взымать пошлин за охоту и ловлю рыбы, освободить от воинской повинности.
17 апреля 1914 года по старому стилю 4 апреля царское правительство объявило протекторат России над Тувой.
Несмотря на то, что у власти в России были в те годы эксплуататорские классы, воссоединение Тувы с Россией в 1914 году было исключительно прогрессивным событием в истории и жизни тувинского народа.
«Воссоединение Тувы с Россией было наиболее благоприятным разрешением вопроса. Когда-то оторванный от братских народов, населявших Российскую империю, - хакасов, алтайцев, якутов, казахов, киргизов,- тувинский народ уже не был одинок в борьбе против сильных и коварных врагов. Он приобрел в лице русского народа могущественного союзника и защитника»- так писал С. К. Тока.
В начале 1914 года в целях усиления влияния царской России, развития торговли и создания переселенческой базы Главное управление землеустройства и земледелия поручило своему чиновнику – заведующему устройством русского населения в Туве В. Габаеву выбрать место и приступить к строительству переселенческого пункта, который в дальнейшем по замыслу царских чиновников, должен стать торговым и промышленным центром отдаленной российской окраины в Центральной Азии. Габаеву были выделены большие ассигнования, а также штат специалистов и полиции. (слайд 8)
Первое упоминание о строительстве города содержится в сообщении прокурора Красноярского окружного суда прокурору Иркутской судебной палаты 20 марта 1914 года. В этом сообщении говорилось: «Не могу не отметить начатого переселенческим управлением в начале сего марта энергичного «наступления» на Урянхай выразившегося в отправке туда партии переселенческих чиновников с инженерами, техниками и прочими специалистами под предводительством Габаева с широкими полномочиями вплоть до основания в Урянхае русского административного центра- заложением города Белоцарска».[4,С.13]
Сведения о закладке первого города в Туве проникают и в центральную российскую прессу и через нее становятся достоянием общественности. Петербургская газета «Речь» 12 апреля 1914 года писала: «В центре Урянхайского края приступлено к основанию нового города… В Урянхайский край отправлен переселенческий отряд… Вместе с отрядом переселенцев отправляются врачебный отряд и штат полиции для нового города…». (слайд 10)
В отношении выбора места для закладки города не было единого мнения. Царский чиновник, заведующий пограничными делами Усинского округа Церерин и многие российские купцы-предприниматели высказывались за то, чтобы закладывать город в Чаа-Холе, который в то время являлся торговым центром в Туве. С этим мнением Габаев не согласился и стал закладывать город в местечке, известном среди русских под названием Виланы, а среди тувинцев – Хем-Белдир, что означает «слияние рек».
Выбор места для будущего города у слияния рек Бий-Хема и Каа-Хема был не случаен и был вполне оправдан. Это место было удобным для сплава древесины – основного строительного материала, оно находилось на торговом сухопутном пути из Монголии в Россию и что особенно важно, в центре тувинских хошунов и русских поселений в Туве.
Земля, на которой складывался город Кызыл, была спорной территорией Салчакского и Оюннарского хошунов и отдельного Маады-Чооду сумона. Эту землю считал «своей» и крупнейший золотопромышленник в Туве Черневич, который обосновался еще в 1903 году в местечке Кара-Дыт вблизи современного Кызыла. (слайд 9)
Для строительства города переселенческие чиновники вербовали рабочих и крестьян из многих городов и деревень бывшего Нижнеудинского уезда Иркутской губернии и др. мест.
Житель Красноярска Николай Леонов в своих воспоминаниях писал: «Я помню, как в эти годы в Красноярске и Минусинске всюду были расклеены объявления, призывавшие в страну голубой реки. Звали землепашцев, звали мастеровой люд – строить город».[4. С.23]
В апреле 1914 года в Туву прибыла первая партия завербованных рабочих во главе с десятником Якушевым. От с. Григорьевки до Верхне-Усинского рабочие шли пешком и только от Верхне –Усинского подвозились в Хем-Бельдир на лошадях. В строительстве города участвовали также и тувинские батраки, русские рабочие, бежавшие с золотых приисков из-за неимоверно тяжелых условий труда и быта, а также некоторые из русских бедняков, переселившихся в Туву в предыдущие годы. Среди первых строителей Кызыла были Х. Лапшин, Т. Мальцев, И. Сивков, М. Семенов и другие.
На строительстве города наживались купцы-подрядчики, царские чиновники, а рабочие подвергались тяжелой эксплуатации, как и рабочие в других городах Сибири. Оплата труда производилась не деньгами, а товарами в переселенческой лавке. Жили рабочие скучено в каркасно-засыпном бараке. Особенно ухудшилось положение рабочих после начала мировой войны.
Вот как описывала положение рабочих-строителей города газета «Минусинский листок»: «Нам пишут из Белоцарска о совершенно безвыходном положении, в котором находятся рабочие, нанятые для постройки казенных зданий. У всех у них имеются деньги за конторой, между тем нет никакой возможности получить их. Продукты им также перестали выдавать. Когда рабочие обращаются в контору, то их просто не выслушивают. В результате рабочие даже не могут выехать». [15]
Рабочих обманывали, обсчитывали, штрафовали, жестоко эксплуатировали их труд. На протесты рабочих предприниматели и чиновники отвечали угрозами и полицейскими репрессиями.
Рабочие-строители первого в Туве города представляли собой революционную, организующую силу. Интересен тот факт, что в строительстве города активное участие принимали сотрудники переселенческого управления Н.Г. Крюков и М.Я. Крючков, которые позднее явились видными организаторами революционного движения в Туве. Генеральный план города был выполнен топографом М.Я. Крючковым.
Среди старейшин горожан тувинцев – Д.Б. Танзын-оол (с 1921 года), М.М. Самбуу (с 1923 года), С.Х. Сат (с 1924 года), Кыргыс Конзулак (с 1922 года), А.Х. Алдын-Херел (с 1923 года) и другие.
Все здания строились из дерева. Лес заготовлялся в Тодже, сплавлялся по Каа-Хему. Кирпич производился на месте. В каком темпе строилась будущая столица Тувы, существовали разные точки зрения. Газета «Сельский вестник» в 1914 году писал: «В центре Урянхайского края, на узле дорог из России в Монголию, при слиянии Большого и Малого Енисея с весны текущего года быстро, по-американски, растет город Белоцарск…» [4. с. 17] (слайды 16, 18)
На самом деле такая оценка не соответствует в действительности. Город строился крайне медленно, беспорядочно, с огромной затратой средств, которые перекачивались из казны в карманы купцов, подрядчиков, а также царских чиновников-взяточников. Лучшие участки отводились богачам. Большие средства были растрачены на неумную затею Габаева – на заготовку по берегам Енисея и даже из воды булыжника. Было заготовлено 150 кубометров камня, который вскоре, из-за непригодности и ненадобности, пришлось сбросить в Енисей.
О бесхозяйственности и бесконтрольности сообщалось в январе 1915 года в «Минусинском листке»: «С ранней весны началась постройка переселенческого пункта, зданий под пограничное управление и церкви, но до сих пор не только рабочие, служащие и топографы, но и сам Габаев со своей канцелярией не устроили еще себе пригодного для зимы помещения».
Несмотря на это, закладку и строительство города нужно считать весьма прогрессивным явлением в общественной жизни Тувы.
С 1914 года в городе действовал примитивный кирпичный завод. В апреле 1915 году была открыта первая в Туве больница на 10 коек, в которой работали врач, фельдшер и акушерка. С сентября 1915 года в помещении одного из бараков открылась школа с 47 учащимися. Открывается торговое предприятие по продаже сельскохозяйственной техники, а также магазины по продаже промышленных и продовольственных товаров. С 1 декабря 1916 года начал работать небольшой кожевенный завод, а несколько ранее – частная паровая лесопилка и мельница. Во 2-ой половине 1916 года в Верхне-Усинском был открыт телеграф и почтовое отделение, что приблизило службу связи к новому городу. (слайды 20,22)
Еще в 1914 году В Кызыл из Верхне-Усинского была переведена метеорологическая станция. В городе открывается базар. Все это вместе взятое объективно содействовало развитию производительных сил края, укреплению русско-тувинских связей, усилению влияния передовой материальной и духовной культуры русского народа. К концу 1915 года в городе насчитывалось 18 служебных и 54 частных строений с населением в 468 человек. Кроме рабочих-строителей население состояло из торговцев, предпринимателей, ремесленников и небольшой прослойки интеллигенции.
Так был заложен первый город в Туве, который постепенно становился экономическим, политическим и культурным центром края. Несмотря на то, что Кызыл был основан царизмом в интересах российских помещиков и капиталистов, он стал центром революционного движения в Туве, приобрел огромное значение во всей жизни и борьбе тувинского народа.
Заключение
Из нашей исследовательской работы можно сделать вывод о том, что тувинский народ изъявил желание войти в состав в Российской империи еще в первой половине XVII века. Связи с русским населением и тувинцами росли и крепли веками. Благодаря решительности Буян-Бадыргы и других тувинских нойонов Тува как триста лет назад вошла в состав Российской империи. Несмотря на то, что у власти в России были в те годы эксплуататорские классы, воссоединение Тувы с Россией в 1914 году году имело большое прогрессивным значение в истории и жизни тувинского народа.
Началось строительство первого города в Туве. Большой вклад внес в строительстве столицы Тувы чиновник, заведующий устройством русского населения в Туве В. Габаев. В нашем городе до сих пор нет памятника или название улицы, посвященные этому выдающему руководителю. Также неоценимый вклад внес в строительстве первого города в Туве русские рабочие, тувинские батраки, переселенцы из многих городов и деревень Сибири.
Так был построен первый город в Туве, город который является административно-политическим, экономическим и культурным центром нашей Республики Тыва. Он расположен в центре Азиатского материка, на возвышенной равнине при слиянии рек Бий-Хема и Каа-Хема, образующих великую сибирскую реку Енисей. В городе установлен обелиск, символизирующий географический центр Азии. В настоящее время идет демонтаж старого обелиска, на месте которого по проекту Даши Намдакова будет возведен новый обелиск. Монтаж новой композиции планируется начать в июне.
Тема нашей исследовательской работы очень интересна и обширна. Изучать историю родного края это наш долг, наша обязанность. Как мы будем относиться к малой Родине, к России от этого зависит наше будущее, процветание страны. Эта работа пробудила мой интерес еще глубже к изучению истории родного края.
Родной Кызыл, ты гордо называешься
Столицею Республики Тува.
Рожденный в центре Азии! Ты славишься
Историей, воспетой на века!
Кызыл! Навстречу солнцу восходящему
Мчись всадником на золотом коне.
Я так люблю по-настоящему!
Любимый город, ты так нужен мне! (Л. Разумова)
Литература
Золотая хохлома
Флейта и Ветер
Две лягушки
Акварельные гвоздики
Как нарисовать китайскую розу