«Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построенная, а трапезная в 1879 году, семипрестольная».Такая запись сделана в «Адресе-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех. Чем же прославилась эта церковь в селе Пурех, какое отношение она имеет к князю Дмитрию Пожарскому, как связан этот храм с событиями народного ополчения 1612 и 1812 годов, какими историческими нитями переплетены судьбы Преображенской церкви и Макарьевского монастыря древнего села Пурех, какой вклад внёс этот монастырь в историю Нижегородского края, историю России? В своей работе я попробую найти ответы на поставленные вопросы, изучив книгу В.П. Лукина «Листая времени страницы».
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otechestvo_-_pureh.doc | 77 КБ |
konkurs_otechestvo_-_pureh_prilozheniya.doc | 1.16 МБ |
Номинация «История нижегородских монастырей»
«История одного монастыря»
Кознов Антон Сергеевич, 6 класс,
МБОУ «Липовская ООШ»;
Котомина Ольга Петровна,
учитель истории;
Молдаванцева Наталия Викторовна,
учитель начальных классов,
преподаватель факультатива «Истоки»
БАЛАХНА
2016
Содержание
страница | |
Ведение | 2 |
Глава 1 История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря | 3 |
Глава 2 История возникновения Спасо - Преображенского храма. | 6 |
Заключение | 8 |
Литература | 10 |
Приложения |
Введение
Действующая церковь на территории села Пурех освящена в честь Преображения Господня (Приложение№1). О чём гласит евангельское предание о славном Преображении Господа нашего Иисуса Христа?
Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу.
Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины.
Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка – Моисей и Илия и беседовали с Ним о страдании и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.
Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!»
Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.
Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа Св. Православною Церковью празднуется 6 (19) августа. День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.
«Церковь каменная, в честь Преображения Господня, первоначально неизвестно когда построенная, а трапезная в 1879 году, семипрестольная».Такая запись сделана в «Адресе-календаре Нижегородской епархии» за 1888 год о главном храме села Пурех.
Чем же прославилась эта церковь в селе Пурех, какое отношение она имеет к князю Дмитрию Пожарскому, как связан этот храм с событиями народного ополчения 1612 и 1812 годов, какими историческими нитями переплетены судьбы Преображенской церкви и Макарьевского монастыря древнего села Пурех, какой вклад внёс этот монастырь в историю Нижегородского края, историю Росии? В своей работе я попробую найти ответы на поставленные вопросы, изучив книгу В.П. Лукина «Листая времени страницы».
Глава 1. История образования Макарьевского Преображенского мужского монастыря
Село Пурех в административном делении России XIX века значилось волостным центром, входящим в Балахнинский уезд Нижегородской губернии. В это время Пурех стоял на старом тракте Нижний Новгород – Ярославль.
Пурех имеет долгую и интересную историю. Основание первого поселения на этом месте краеведы относят к началу XIII века.
В 1613 году за вклад в дело спасения Отечества от польских интервентов воевода князь Д.М. Пожарский в дополнение к суздальским владениям получил огромные пустующие земли к северу от Балахны до Холуя (ныне Ивановской области). В их число входила и Петряевская пустошь, что находилась на месте современного Пуреха.
В «Адресе-календаре Нижегородской епархии» год постройки Пурех храма Преображения не называется. Однако краевед В.Е. Шматов доказательно утверждает:
«И в 1622–1625 годах князь Пожарский заложил и построил на Петряевской пустоши около села Крапивино каменный мужской монастырь в честь святых чудотворцев Макария Желтоводского и Унженского и Евфимия Суздальского, с двумя каменными церквями: верхнюю – в честь Преображения Христова, с папертями о пяти верхах, и нижнюю (в исподи) – в честь Успения Пресвятыя Богородицы»*.
Князь Д.М. Пожарский известен был своей исключительной приверженностью вере Христовой (Приложение№2). Монастырь был построен князем в знак благодарности к Господу нашему, под покровительством которого и был предпринят поход Нижегородского ополчения в Москву для спасения Отечества. Кроме того, монастырь был построен как «пречистая обитель и общежительный монастырь» для проживания там людей (монахов), посвятивших полностью свою жизнь служению Господу Богу нашему.
«Таких людей было немало и среди соратников Д.М. Пожарского по Нижегородскому ополчению. Многие из них были ранены в боях с поляками и не прочь были прожить остаток своей жизни в монастырской тиши»[1]∗.
Попечительство над монастырем боярин и воевода Д.М. Пожарский не оставлял вплоть до своей кончины. Умер он 20 апреля 1642 года, перед смертью принял схиму, взяв имя Косьмы. Прах Пожарского захоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.
Итак, с 1647 года Макарьевский монастырь стал принадлежать сыну Д.М. Пожарского Ивану. В этом же году Преображенской церкви был выдан антиминс, и она, оставаясь монастырской, вошла в состав приходских церквей «Пурецкой волости» под названием церкви Макария Чудотворца. В 1654 году церкви было возвращено первоначальное название – Преображение Спасово, и оно сохранилось до наших дней.
Со временем Спасо-Преображенский храм обрастал приделами с алтарями во имя особо чтимых князьями Пожарскими святых.
При пристройке приделов с алтарями имелись в виду три воспоминания: родовыя, о Нижнем Новгороде и о походе 1612 года.
К родовым относятся алтари:
– Иоанна Предтечи, построенный князем Д.М. Пожарским в честь своего ангела;
– святой Параскевы – в память первой жены Дмитрия Михайловича, княгини Прасковьи Варфоломеевы, и святой Марфы – в память матери Дмитрия Михайловича.
К нижегородским воспоминаниям – алтари:
– Преображения Господня – в честь Спасо-Преображенского нижегородского собора, в котором князь Пожарский поднял знамя освобождения;
– Евфимия Суздальского чудотворца (нижегородского уроженца, постриженца Печерского монастыря, покровителя земли Нижегородской);
– Макария Желтоводского и Унженского чудотворца (нижегородского уроженца, постриженца нижегородского Печерского монастыря, покровителя земли Нижегородской).
К воспоминаниям похода 1612 года относится алтарь:
– святых Гурия и Варсонафия – в память патриарха всея Руси Гермо-гена, который был душой восстания 1612 года и главным его руководителем.
В 1854 году в Спасо-Преображенской церкви случился пожар, после которого потребовались значительный ремонт и перестройка. В это время вокруг храма была сооружена новая, довольно интересная в архитектурном отношении, ограда. Сделана она была «по-городскому», на каменных столбах с монументальными каменными вратами с трех сторон, с ажурными металлическими решетками. В южной стороне ограды был устроен в виде памятника каменный четвероугольный столб с крестом наверху, в воспоминание того, что тут была прежняя деревянная монастырская церковь. Во время рытья траншеи под фундаментом ограды нашли захоронение древнего русского воина в полном боевом вооружении. Прах воина перезахоронили, отслужили молебен за его упокой, а на месте его прежнего захоронения построили часовню, которая сохранилась до настоящего времени. После Великой Отечественной войны в ней была керосиновая лавка (Приложение№3).
После смерти князя И.Д. Пожарского, наступившей в 1668 году, Макарьевский монастырь с деревнями и пустошами отошел к его жене, Прасковье Михайловне, а она впоследствии отписала его в качестве приданого дочери Аграфене Ивановне, ставшей женой стольника князя Дмитрия Алексеевича Голицына.
В марте 1672 года была учреждена Нижегородская епархия, и Макарьевский монастырь со всеми его землями и деревнями был приписан к ней. Монастырь стал называться Преображенским Макарьевским – чтобы не путать его с Макарьевским монастырем, что располагался на Волге напротив села Лыскова. В 1693 году Прасковья Дмитриевна Нарышкина, вдова кравчего Федора Кирилловича Нарышкина, правнучка Д.М. Пожарского и дочь Д.А. Голицына, заявила о своих наследных правах и подала прошение о возврате ей монастырских земель, угодий и деревень. В том же году царской грамотой приписка монастыря к Нижегородской епархии была отменена, сам монастырь упразднен, а владелицей монастырских земель и деревень стала П.Д. Нарышкина.
Глава 2. История возникновения Спасо - Преображенского храма.
Спасо-Преображенская церковь после упразднения монастыря окончательно получила статус приходской. Макарьевская слобода, что образовалась когда-то возле монастыря, год от года становилась все более населенной.
В начале XIX века она получила статус села, которое стало называться Макарий Пурех, а впоследствии просто Пурех.
В 1879 году была проведена реконструкция храма. В это время пристроили высокую и обширную трапезную с одним куполом, шатровую колокольню заменили на трехъярусную. На колокольне в 1903 году были установлены башенные часы с боем.
На звоннице колокольни разместили семнадцать колоколов, в самом большом из них, праздничном, весу было 740 пудов – почти 12 тонн!
Спасо-Преображенский собор был знаменит и славен бесценными реликвиями, памятными иконами, древними церковными книгами и утварью.
«Главной реликвией Спасо-Преображенской церкви являлось знамя Нижегородского ополчения, под которым Пожарский вместе с Мининым совершили свой исторический поход по освобождению Москвы от поляков и их приспешников. Знамя это хранилось в Спасо-Преображенской церкви села Пурех до 1812 года как самая драгоценная реликвия. Об этом говорят следующие исторические события.
В войну 1812 года с Наполеоном Бонапартом о знамени Пожарского вспомнили и затребовали его в Москву для благословения народного ополчения на борьбу с французами. Знамя поместили в Спасо-Преображенском соборе, а в 1813 году по указу императора Александра I его вернули обратно в Пурех.
В 1826 году знамя Пожарского было вновь затребовано из Пуреха в Москву, для помещения его в Оружейную палату. Узнав об этом, жители села Пурех взбунтовались и не позволили отдать дорогую им реликвию. Чтобы покончить с бунтом, власти арестовали зачинщиков (около 25 человек) и сослали в Сибирь»[2]∗.
Вскоре для Пуреха была сделана копия этого стяга, а через некоторое время такая же копия была выполнена и для Нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора.
Немало в храме было и других древних памятников и реликвий: Владимирская икона Божьей Матери в сребропозлащенной ризе, Казанская икона Божией Матери, шитая по желтому атласу, Пуреховский Животворящий крест, множество древних книг и рукописей. Все они хранились в Спасо - Преображенской церкви до 1936 года.
«В 1936 году храм был разграблен по чьему- то указанию сверху, и все его реликвии свалены на подводу и увезены в Василеву слободу. Судьба многих реликвий до настоящего времени неизвестна, но ни одна из них до сих пор не возвращена законному владельцу – Спасо - Преображенскому храму села Пурех, историческому памятнику народному герою и освободителю России князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и подвигу русского народа в 1612 году»[3]∗.
Пуреховский Животворящий крест в настоящее время находится в церкви Живоначальной Троицы в Н. Новгороде (Приложение№4).
В военные и послевоенные годы в помещении храма располагалось зернохранилище местного колхоза «Заветы Ильича».
В 1998 году были выделены значительные средства для ремонта храма.
Через год-другой храм преобразился: был проведен внутренний и внешний ремонт, восстановлена ограда с въездными воротами и часовней (Приложение№5).
Спасо - Преображенский собор в Пурехе имеет большое значение для духовной жизни села, жителей Чкаловского района и всех верующих людей Нижегородской Епархии. Кроме того он является храмом - памятником Всероссийского значения.
Первый документ о возвращении храма православным верующим датирован 1991 годом.
Первая служба в храме совершена была на Пасху 1991 года. Это было как бы новое дыхание этого собора и всего Пуреха в целом.
Заключение
Возвращаясь к вопросу об историческом значении Спасо - Преображенского храма села Пурех, его можно рассматривать, как весьма значимое историческое наследие, созданное в первой четверти XVII века, как памятник народному ополчению 1612 года и как памятник великому гражданину России - Д. М. Пожарскому. Реликвия Спасо - Преображенского храма, знамя Нижегородского ополчения, в 1812 году явилась благословением народного ополчения на борьбу с французами.
История создания монастыря и храма – это и история создания самого села Пурех, история развития этого села, история быта и жизни как его жителей, так и жителей его окрестных деревень (к приходу Спасо - Преображенской церкви было приписано 35 деревень с общим количеством жителей более 3500 человек, включая жителей села, которых было 547 – данные на середину XIX века). Данная работа помогла раскрыть неизвестные страницы исторической судьбы Макарьевского Преображенского монастыря. История убедительно свидетельствует - монастыри на Руси имели огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные, хозяйственные функции. Монастыри являлись центрами христианского просвещения, светочем православной культуры среди населения. История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. И прикосновение к этой истории имеет огромное воспитательное значение – патриотизма, любви к Родине, высокой гражданской и человеческой нравственности
Восстают из тлена храмы
Храмы рушит, веру рушит
Нехристь – лиходей.
Только светят свечи в душах
У святых людей.
И горят неугасимо
По Святой Руси
Свечи зримо и незримо
Их не погасить.
В эту темень свечка веры,
Как в ночи маяк.
И опять вернулось время
На круги своя.
Восстают из тлена храмы
Всем смертям назло
И над Русью, будто пламя,
Свет их куполов.
Произволом не нарушить
Связь веков, времен.
И опять плывет над Русью
Колокольный звон!...
В.Лукин
Литература
1 Лукин, В.Е. Листая времени страницы. Из истории храмов Василевской округи / В. Лукин. – Нижний Новород: Кварц, 2011. – 103 с
2 Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с
3 Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - А. Лохова. Пуреховская церковь: от создания до разрушения (из рассказов о народных святынях). Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов) [http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/?id=3661]
4 Электронный ресурс удаленного доступа (Internet). - Пурех. Церковь Спаса Преображения.Спасо-Преображенская церковь; Храм в честь Преображения Господня
[http://sobory.ru/article/?object=12974]
[1]∗ Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с
[2]∗ Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с
[3]∗ Шматов, В.Е. Пурехъ : историко-краеведческое исследование / В. Шматов. - Киров: Кировская областная типография, 2004. - 328 с
Дерево в снегу
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Денис-изобретатель (отрывок)
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Юрий Алексеевич Гагарин