Аннотация
Чехов — мастер маленького рассказа. В маленьком рассказе писатель научился передавать всю жизнь человека. Одна точная и меткая деталь, короткий диалог, мелкие подробности, как будто незначительные реплики — и перед читателем предстают не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Такую же роль в рассказах А. П. Чехова выполняют «говорящие» фамилии, являющиеся слагаемой стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ.
Изучение особенностей функционирования «говорящих фамилий» в рассказах Чехова позволяют глубже понять художественный мир писателя, отношение автора к героям, формируют подтекст и имеют важное значение для постижения его творчества в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 414.5 КБ |
Исследовательская работа «Говорящие» фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности»
Содержание
5.Литература ----------------------------------------------------------------------- 8
Становление же фамилий как элемента именования русских людей (хотя это слово тогда и не употреблялось) на Руси датируется 14-15 веками, а назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употребляется слово «назвище». В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких-то местностях, «по именем с отцы и с прозвищи», т. е. по имени, отчеству и фамилии.
У различных общественных групп официальные фамилии появились в разное время.
• В 14-15 веках первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре.
• В 16-18 веках складываются фамилии дворян.
• В 17-19 веках появляются фамилии у торговых и служащих людей.
• В 19 веке складывались фамилии русского духовенства.
• В конце 19 века самая многочисленная часть русского населения – крестьянство – стала получать фамилии, продолжалось это до 1930-х годов.
По способу образования все фамилии можно разделить на:
• «географические» (например, Вяземский, Ростовцев);
• «профессиональные» (например, Сапожников, Швецов);
• отымённые (например, Гришин, Васильев);
• по прозвищу (например, Аксаков, Бунин);
• искусственно образованные (например, Равинский, Фивейский).
Не просто порой бывает узнать и объяснить значение той или иной фамилии. Иногда кажется, что фамилия простейшая, но за ней, за этой фамилией может скрываться любопытнейшая тайна, которую, как оказалось, не так легко раскрыть. Помочь в разгадке нам может наука этимология, изучающая происхождение слов.
Если говорить о слове «фамилия», то оно происходит от латинского familia – семья. Фамилия – наследуемое семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека.
В художественной литературе фамилии используются писателями для обозначения лиц, выделения героев и их различения, конкретизации и обобщения.
3. Соотнесение «говорящих» фамилий и их значений.
Я проанализировала несколько рассказов А.П.Чехова и попыталась выявить в них так называемые «говорящие» фамилии, дав им своё толкование.
«Хамелеон»
Очумелов – полицейский надзиратель, главное действующее лицо, который ловко приспосабливается к ситуации. Чумной, бешеный, очумелый, то есть непредсказуемый в своих действиях.
Хрюкин – у этого человека поступки не человеческие: прижигает морду собачонке «цигаркой для смеха», ведёт себя и выглядит по-свински.
Жигалов – фамилия произошла от слова «Жигало», то есть тот, кто поджигает других, является зачинщиком.
«Смерть чиновника»
Червяков – постоянно просит прощения у генерала Бризжалова, которому он чихнув обрызгал лысину в театре. Генерал простил Червякова, но он не может жить спокойно. Герой суетится, ползая за генералом, как червяк, умоляя о прощении. «Жертва» не вызывает сочувствия, потому что умирает не человек, а какое-то бездушное существо, наподобие червя.
Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, который постоянно брызжет слюной.
«Глупый француз»
Тестов – хозяин трактира, где продают мучные изделия. Мягкий и податливый, как тесто. Человек, из которого можно «слепить» своего союзника, а можно – противника.
«Сапоги»
Муркин – настройщик фортепиано с очень подходящей фамилией. Так как он настраивает музыкальные инструменты, то наверняка «мурлычет» себе под нос какую-нибудь мелодию. На протяжении всего рассказа он, как глупый трусливый кот, поёт: «Я человек болезненный, ревматический».
Пустяков – учитель, нацепил на себя чужой орден, чтобы идти на бал к купцу. Тем самым он себя унизил, показался мелким и жалким, не имеющим чувства собственного достоинства, то есть «пустым местом». Поэтому и фамилия у него Пустяков.
«Закуска»
Дробискулов – человек, который ест очень много и быстро. В гостях он поглощает любую пищу, при этом очень смущается. Например, Дробискулов «сидел в углу и, конфузясь, глодал заливного поросёнка».
4. Заключение.
Итак, как видим, фамилии играют существенную роль при создании литературно-художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов.
Глубокое и всестороннее прочтение художественного произведения невозможно без осмысления использования автором фамилий персонажей.
Чехов как любой писатель тщательно продумывает, какие фамилии и имена он может и должен включить в текст своего сочинения, особенно – фамилии действующих лиц, при помощи которых обязательно выражает субъективное отношение к создаваемому персонажу, изображенным характерам, типам личности.
Анализ «говорящих» фамилий, по моему мнению, должен быть обязательной частью анализа созданных писателем художественных образов и самого содержания произведения в целом.
1. Бакастова Г.В. Имя собственное в художественном тексте // Русская ономастика. М.,1984. С. 23-27.
2. Бахтин М.М. Дополнения и изменения к «Рабле» // Вопросы философии. 1992. № 1.
3. В. В. Громова. Эстетическая характеристика антропонимов в рассказах А. П. Чехова //Языковое мастерство А.П. Чехова - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
5. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1978.
6. Хазагеров Т. Г. Стилистические функции антономасии и трудности ее выявления в рассказах А. П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988.
7. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1974 – 1982. (Т. X).
8. Чехов в воспоминаниях современников. М, 1986.
9. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.
10. Шишко Е.С. Имя, характер, судьба в рассказах А.П. Чехова. М.,1986.
Четыре художника. Осень
Компас своими руками
Рисуем крокусы акварелью
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Снежная книга