В работе исследуется несколько лет жизни обыкновенного солдата, участника Чеченской войны.
Вложение | Размер |
---|---|
2chechnya_issled_rab_4kl_tekst.docx | 189.22 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТИНСКАЯ ООШ
663583, Красноярский край, Саянский район, д. Тинская, ул. Центральная32»В»
Тел. 8(39142)30-1-43
E-mail: tinskajaoosh@mail.ru
Тема исследовательской работы: «Портрет солдата Чеченской войны»
Автор работы: Самойлов Виктор Александрович
Класс: 4 класс
Возраст: 10 лет
Научный руководитель: Шаманова Татьяна Владимировна
Красноярск, 2017
Введение.
Человек жив до тех пор, пока жива память о нём.
Так уж повелось на Руси, что ее история - это история воинского подвига. У каждого поколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все эти войны больно отзываются в наших сердцах. В XX веке две мировые войны, Афганистан и военная операция российской армии и внутренних воск в Чечне не стерлось еще из нашей памяти, продолжает волновать нашу душу, заставляет осмысливать происходящее в истории сегодня. Не должны исчезнуть из нашей памяти и события страшных, кровавых чеченских войн, имена солдат, которые выполняли свой долг во время первой и второй чеченских кампаний.
В последние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире: активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов и сел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явления привлекли всеобщее внимание. Сегодня чеченская война официально завершена, но боевики продолжают совершать террористические акты.
Актуальность проблемы чеченской войны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками, недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именно это побудило меня обратиться к изучению данной темы. В нашей школе учился простой парнишка, который ушёл защищать Родину, и вернулся в родной дом. В этом году ему исполнится 37 лет. Его личность достойна внимания.
Цель исследовательской работы – рассмотреть Самойлова Евгения Петровича, как непосредственного участника боевых событий в ходе Чеченской войны и ее влияние на формирование жизненных приоритетов.
Задачи:
Объект исследования этой работы - жизнь Самойлова Евгения Петровича
Теоретическая значимость и ценность полученных результатов в обогащении знаний о Чеченской войне через изучение достойной жизни одного из тысяч её солдат. Результаты работы могут быть использованы на классных часах и уроках Памяти. Материалы должны использоваться в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
В ходе исследования изучены следующие материалы:
Методы исследования данной работы: 1. Изучение статей
2. Интервью
Глава 1. Чеченская война Россия многонациональное государство. Каждая республика суверенна В начале 90-х годов произошел конфликт в Чеченской республике .Что это за война, на которой был мой односельчанин? И вот, что я узнал. Контртеррористическая операция на Северном Кавказе является продолжением событий 1994- 1996 гг., когда российская армия вела боевые действия по ликвидации незаконных вооруженных формирований и восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. Напомним, что в результате гражданского переворота в 1991 году Чеченскую Республику возглавила радикально настроенная группировка, ставившая целью создание независимого государства. По мнению руководства страны, Чечня стала источником не только региональной угрозы, но и международного терроризма. 9 декабря 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». И уже 11 декабря 1994 года, началась операция по восстановлению там конституционного порядка. Военные действия в республике продолжались в течение почти двух лет. Вторая чеченская официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе. Активная фаза боевых действии продолжалась с 1999 по 2000 год. Чеченская война - была направлена не только против внутреннего вооруженного столкновения, но и против внешних сил, заинтересованных в расчленении России. Главной причиной послужили вторжение боевиков в Дагестан. Вооруженные столкновения сопровождались вводом отрядов «Исламской миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и арабского полевого командира Хаттаба. 4-16 сентября 1999 года, в нескольких городах России (Москве Волгодонске и Буйнакске) была осуществлена серия терактов - взрывы жилых домов мирного населения. В итоге – победили вооруженные силы РФ, восстановлена территориальная целостность Российской Федерации. Вторая чеченская война началась 30 сентября 1999года. (дата ввода вооруженных сил России в Чечню).Чечня с 1996 года не могла жить иначе, как паразитируя на России: собственной экономики у нее попросту не было, а амбиции полевых командиров, ставших харизматичными разбойными атаманами, но не умеющих быть никем другим, толкали их дальше. Возобновление боевых действий на Кавказе было лишь вопросом времени. 18 сентября границы Чечни были блокированы российскими войсками. 23 сентября президент России Борис Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Указ предусматривал создание Объединённой группировки войск на Северном Кавказе для проведения контртеррористической операции.
23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей, 30 сентября они вошли на территорию Чечни.
Итогом войны стало подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня вновь стала де-факто независимым, но де-юре непризнанным ни одной страной мира (в том числе Россией) государством. Разрушенные дома и сёла не восстанавливались, экономика — исключительно криминальная, впрочем, криминальная она была не только в Чечне, так, по утверждению бывшего депутата Константина Борового, откаты в строительном бизнесе по подрядам Министерства обороны, во время Первой чеченской войны, доходили до 80 % от суммы договора. Из-за боевых действий Чечню покинуло (или было убито) практически всё не чеченское население. В республике начался межвоенный кризис и рост ваххабизма, в дальнейшем приведший ко вторжению в Дагестан, а затем и к началу Второй чеченской войны.
Чеченская война длилась несколько лет, погибло более трех тысяч русских солдат. Мы, молодое поколение, должны всегда помнить тех парней, которые сражались за правое дело. Всех этих парней связывает одно – любовь к Родине, они все готовы отдать свою жизнь, чтобы мы могли спокойно учиться. Для усмирения чеченских боевиков было брошено много российских солдат. Так и из нашего села участвовали в боевых действиях несколько человек. Они столкнулись лицом со смертью. На их глазах умирали их товарищи. Но свой долг они выполнили до конца, многие вернулись с наградами. Вот они наши герои.
Один из них наш односельчанин Самойлов Евгений Петрович был непосредственным участником боевых действий.
Глава 2. Биография Самойлова Евгения Петровича
Самойлов Евгений Петрович
Рядовой- номер расчета
Дата и место рождения:21 декабря 1980 года, Красноярский край, с. Агинское.
Родился 21декабря1980г, в с. Агинское, Саянского района, Красноярского края. В многодетной семье(качества характера)1992г их семья состоящая из 8человек, переехала жить в д. Тинскую, Саянского района. Евгений пошел учиться в 5 класс, получил аттестат о неполном среднем образовании. Женя задумался о продолжении своего образования- поступил учиться в профессиональное училище на мастера мебельного производства. Эта профессия давала возможность приносить хороший заработок в их многодетную семью. А еще он мечтал открыть свое дело по производству мебели. Ведь ему нравилось давать новую жизнь старой мебели.
К большому сожалению учебу пришлось оставить, он получает повестку из военкомата в армию на 5 июня2000г.
Вся дружная семья проводила его в армию. Вместе с призывниками он был отправлен в г. Красноярск на пересыльный пункт, где находился 2 дня. По мере формирования команды в составе 42 человек, был отправлен на поезде в западном направлении. Уже в поезде стало известно, что их везут в г. Волгоград на прохождение военной службы. В Волгограде была сформирована элитная часть для поездки в Чечню. С Волгограда их увезли в г. Калач- на- Дону в элитную воинскую часть 3642. Здесь он узнал, что их готовят для дальнейшей отправки в Чечню, тут он прослужил 5,5 месяцев. Каждый день кроссы, стрельба на полигоне, очень серьезная подготовка шла. За отличную службу в своей воинской части Евгения наградили грамотой и сфотографировали возле знамени части. Евгений от счастья был на седьмом небе и домой полетела его фотография.
И вот в один из дней их собрали в Ленинской комнате и предложили добровольно написать заявление о поездке в Чечню, в г. Грозный. Вот так 15 ноября 2000г Евгения и еще 40военнослужащих посадили в машины « Камаз» повезли на железнодорожный вокзал для отправки в Чечню на поезде, доехали до Минеральных. вод , а оттуда на электричке поехали в г. Моздог. Там был палаточный городок, где они остановились и пробыли трое суток, т.к долго из-за нелетной погоды не прилетали вертушки. К вечеру на третьи сутки вертушки прилетели, их очень хорошо покормили и посадили в вертушки. Так Евгений 28ноября прилетел в аэропорт Северный в г. Грозном. Пока Евгений не ступил своей ногой на чужую землю, его молодая душа не верила, что он попал в горячую точку.
Погода стояла теплая, под ногами на солдатские сапоги налипала глина сырая и грязная. Он на мгновение вспомнил , что на его Родине уже в ноябре все замерзло и стоят заморозки. Вспоминать долго не пришлось им скомандовали: -по машинам! Так они покинули охраняемую зону аэропорта и поехали днем по Грозному в свою часть. Прибыв на место дислакации, их расселили в палатки, где они и жили всю службу.
Он нес службу15 месяцев в первой минометной батареи с минаметным расчетом, состоящим из 6 человек Евгений был номер расчета.
Ходили на посты, охраняли палаточный городок, минометные позиции.
21 декабря 2000г им впервые разрешили минометами обстрелять Грозный. Выстрелы произвели 120 выстрелов с 6 расчетов. В их минометном расчете парни были грамотные, подготовленные, и стреляли по наводке очень точно. Солдатам приходилось не только выполнять боевые задания, но и заниматься бытовыми вопросами. Они заготавливали дрова. Где подвергали себя опасности взорваться на растяжках, быть убитыми боевиками. Питались не достаточно хорошо. Ведь кругом шла война. Так и служил, пока не перебросили их батарею в другое место в горы. Он и здесь был внимательным и ответственно выполнял свою работу. Ему необходимо было производить разведку и докладывать в часть координаты боевиков. Для того чтобы их орудия с точностью производили обстрел боевых точек противника. Там изменился их быт. Питьевой воды хорошей не было, на вкус она была немного затхлой. Были и другие нюансы. Основной едой в те дни были тушенка и сухари. От таких условий службы Евгений заболел гипатитом.
Его увезли в 46-тую бригаду в госпиталь, который находился в Кабардино- Балкарии и там он пролечился 3 месяца. После продолжительно лечения в госпитале он был демобилизован в марте 2002г
Возвратился домой 5 марта 2002г в д. Тинскую. Все односельчане встречали его на улице и поздравляли, что он пришел домой целый и невредимый. После службы в армии никуда со своей деревни он уезжать не захотел, а остался дома в своей дружной семье. Прошло немного времен, Евгений встретил спутницу жизни, они создали семью и у них родилась дочь.
Воспоминания учителя математики о Евгении.
Учитель математики Галина Ивановна.
В коллектив пятого класса влился сразу, со всеми ребятами сдружился. Был учеником со средними способностями, особого прилежания к учебе не было. На уроках Евгений любил поозорничать, но никогда не грубил и не хамил. В нём было развито чувство справедливости. Общительный, отзывчивый, юморист, он очень хозяйственный, трудолюбивый т.к. рос в большой семье.
Воспоминания учителя физической культуры Рулькевича Владимира Константиновича.
Когда я спросил его о том, какие предметы в школе у тебя любимые, он не задумываясь, ответил: «Физкультура и труд». Он любил очень мастерить на уроках трудового обучения, а любовь к спорту прошла через всю жизнь Евгения.
Заключение. Мы знаем и помним, что порядка 6000 наших земляков из числа призывников и сотрудников силовых структур участвовали в боевых действиях на Северном Кавказе: в Чечне, Дагестане, Ингушетии.
Вечная им память! « Не дай бог, узнать вам, что такое война...» сказал мне Женя , когда в очередной раз вспоминал о службе. А ведь он прав! У этой войны, на которой был он, пока ещё нет истории. Она не написана. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. Именно живая память, потому что живы те, кто участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи, близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим. И мы должны забывать и должны быть благодарны тем, которые отстояли для нас Родину, потому что без «прошлого нет будущего». Евгений был молодым мальчишкой, но он был солдатом. Мне очень хочется быть похожим на своего односельчанина, потому что он для меня герой, лучше всех, и я его очень люблю и горжусь. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности первой половины 90-х годов. И одновременно Чечня - это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость. Ошибок было совершено очень много. Винить в чем-то нельзя ни одну из сторон. И не это является целью нашего исследования. Наши земляки, выпускники нашей школы, участвовали в обеих этих войнах, достойно пронесли имя воина Российской армии. Мы гордимся нашими земляками, помним о них. Нам бы хотелось, чтобы и Родина о них не позабыла.
***
Отличные парни отличной страны
Недавно вернулись с «отличной» войны.
В отличье от целого ряда парней,
Которые так и остались на ней.
Отлично их встретил отличный народ,
Который в стране той отличной живёт.
Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей необъятной России, будут знать героев, которые, не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками, стали настоящими защитниками, воинами. Ведь люди, побывавшие на войне, получили особый дар - они приносят с собой веру в светлое будущее, в будущее без войн, без кровопролития, страха. Вот уже 20 лет прошло с той войны и мне хочется от имени Евгения и себя сказать: Участие русского воинства в вооруженных конфликтах – это воинский долг, и это не обсуждается. Подвиг наших солдат – это подвиг веры, долга, присяги.
Пройдут годы, многое забудется, но эти «горячие точки» останутся в народе трагической меткой.
«Испокон веков наш народ, любит свой край, проникнут глубокой любовью к своей Родине. Он готов защищать ее не жалея своей жизни. В народе живет убеждение, что гражданин и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство необходимое и великое, чувство долга.
Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость. Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны. На примере жизни наших близких, внесших вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны. Жизнь родителей, дедушек и бабушек – пример для молодого поколения россиян.
Выводы:
1. Данная исследовательская работа является наиболее полным источником информации о Самойлове Евгении Петровиче
2. В работе представлены фотографии, воспоминания учителей.
3. Я считаю работу нужной, актуальной, своевременной, потому что наши одноклассники пойдут служить в армию, и они должны знать примеры героического служения Родине.
4. Работа будет передана в районный краеведческий музей,
будет размещена на школьном сайте «История села», (nttp:tihskajaoosh.ucoz, ru) значит, её будут читать все, посещающие сайт и интересующиеся историей родного села.
Список использованной литературы
1.Д.Литтелл »Чечня год-3»
2.В Зорин « Чечня- кремнистый путь к миру
3.Трошев Г.Н. « Моя война»
4.Сладков А. В. «Грозный. Буденовск. Цхенвал.Донбас.
5.Родимов Н.А. « Две повести о Чеченской войне»
6.https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Вторая_чеченская_война&veaction=edit
7.http://mirznanii.com/a/181716/chechenskiy-konflikt
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Первая_чеченская_война
9.https://sputnikipogrom.com/first-chechen-war/27862/#.WKL-tKBvUbc
.
|
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Одна беседа. Лев Кассиль
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Л. Нечаев. Яма
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики