Знакомство с товреством донского писателя Петра Лебеденко, которого называют "незаслуженно забытым писателем", установление номенклатуры изобразительно-выразительных средств, используемых в литературном жанре - сказке и их функции.
Вложение | Размер |
---|---|
petr_lebedenko.docx | 80 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №21 г. Волгодонска
Исследовательская работа
«Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора
в изобразительно-выразительных средствах
«Сказок Тихого Дона» П.В.Лебеденко»
Секция «Лингвистика и литературоведение»
Автор: Воробьева Мария Алексеевна,
Учащаяся 7Г класса
МБОУ СШ №21 г.Волгодонска
Контактный телефон: 89034880249
Научный руководитель:
Бокова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка
и литературы
МБОУ СШ №21 г.Волгодонска
Контактный телефон: 89281881917
г. Волгодонск
Содержание.
Введение3
1. Высокое небо писателя 5
2. «Рождение» писателя П.Лебеденко 7
3. Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора в 8 поступках главных героев «Сказок Тихого Дона»
4.Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора 10
в изобразительно-выразительных средствах «Сказок Тихого Дона»
Заключение 12
Источники и литература 14
Приложение 1 15
Приложение 2 17
Введение.
У каждого возраста свои цели в жизни, свои трудности и радости. Детство – возраст учения. Много надо узнать человеку в детстве. Опоздаешь – не догонишь. А как узнать, где твоя цель? Как понять, каким ты можешь стать? Важно, кого ты выбираешь за образец, по каким принципам будешь жить.
На мой взгляд, многие жизненные принципы закладываются еще в детстве. А учит нас, детей, в достаточно простой форме правильно жить, делать добрые дела, различать добро и зло, защищать слабых, принимать правильные решения и брать в пример положительных героевсказка. Она несет в себе уникальную смысловую нагрузку. С одной стороны повествование ребенку сказки – это забава, но с другой стороны – упорный процесс обучения.
Прочитав книгу Петра Лебеденко «Сказки Тихого Дона», я сделала для себя вывод о том, что именно на таких произведениях литературы должны воспитываться дети.
К написанию исследовательской работы «Патриотические и героические мотивы казачьего в изобразительно-выразительных средствах «Сказок Тихого Дона» ПетраЛебеденко» меня подтолкнули проведенные мною социологические опросы (приложение 1)
Первый опрос я провела среди учащихся 6-7-х классов. Ученики ответили на 3 моих вопроса:
Анализ анкет показал, что у 85% школьников любимом литературным жанром является сказка. Самыми любимыми писателями-сказочниками у учеников являются А.С.Пушкин, братья Гримм, Шарль Перро, Г.Х.Андерсен. Имя Петра Васильевича Лебеденко не встретилось ни в одной анкете.
56 % учащихся легко находят в текстах эпитеты, 42% - сравнения, 28%- метафоры, 18% - гиперболы, 16% - олицетворения и 8% - повторы. Минимальное количество учащихся назвали антитезу, синекдоху, градацию и другие средства выразительности.
Второй опрос я провела среди учителей русского языка и литературы и выяснила, что нахождение в текстах художественной литературы изобразительно-выразительных средств, определение их функции у многих учеников вызывает затруднения. Учителя подтвердили данные моего первого опроса, что ученики безошибочно находят эпитеты, сравнения, олицетворения, а вот на вопрос, что такое инверсия, антитеза, умолчание, параллелизм школьники затрудняются ответить.
Актуальность исследовательской работы определяет Год литературы. В рамках реализации плана основных мероприятий по подготовке и проведению Года литературы и молодежи в городе Волгодонске в 2015 годупроводились различные мероприятия литературной направленности в целяхпопуляризация чтения как основы формирования национально-культурной идентичности личности на высоких духовно-нравственных идеалах литературы. Наша школа –не исключение. С 6 по 27 ноября мы принимали участие в городской акции театральных школьных коллективов «Книга на сцене» и поставили спектакль по сказке П.Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты».
Гипотеза: Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора отображаются в изобразительно-выразительных средствах «Сказок Тихого Дона» Петра Лебеденко.
Целью работы является установление номенклатуры изобразительно-выразительных средств, используемых в литературном жанре – сказке и их функции.
Поставленная цель определила необходимость решенияследующих задач:
- показать особенности повествовательной манеры автора, воплощение авторского замысла в выборе героев, его мысли о том, что добро побеждает зло, зло наказуемо;
- выявить изобразительно-выразительные средства «Сказок Тихого Дона»;
-создать «Словарь изобразительно-выразительных средств казачьего фольклора», опираясь на тексты «Сказок Тихого Дона»;
- развивать чувство патриотизма, гордости за людей, живущих в родном казачьем крае;
- создать книжку-раскраску для учащихся начальной школы по «Сказкам Тихого Дона» П.Лебеденко.
Объект исследования: литературный жанр - сказка
Предмет исследования: тексты «Сказок Тихого Дона» П.В.Лебеденко.
При написании работы, применялись следующие методы:
- словесный (проведение социологического опроса)
- наглядный (работа с книжным и архивным фондом по данной теме);
- практический:
В процессе исследования была изучена литература по творчеству Петра Лебеденко, Интернет-ресурсы, в том числе, материалы Виртуального музея Петра Лебеденко ВКонтакте.
Структура работы.
Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1. Высокое небо писателя
Родился Пётр Васильевич Лебеденко в 1916 году в городе Сарапуле Удмуртской АССР. Детство его прошло в Азове Ростовской области, древнем городе на взморье. С тринадцати лет он жил в детских домах. Там он катался с товарищами-подростками в утлой лодочке по бесчисленным гирлам Дона, ловил рыбу, до черноты загорал на горячем песке, мечтал о немыслимых приключениях, о подвигах, о полётах в небесную синь. Он не был беспочвенным мечтателем.
«Было мне, кажется, лет десять, - вспоминал Петр Васильевич - когда я впервые увидел летчика. Жил я тогда у самой реки в древнем Азове, а самолет, сделав круг над турецким валом, опустился на другом конце города – километрах, наверное, в восьми от Дона. Все азовчане от мала до велика приняли в тот день участие в кроссе на дальнюю дистанцию: бежали старухи и старики, побросав каюки и байды, мчались за город рыбаки, и – само собой, впереди всех – мальчишки…Летчик курил в нескольких шагах от своей чудо машины- весь в блестящей черной коже, суровый, неулыбающийся, таинственный.До сих пор помню, какая тогда стояла тишина. Люди словно онемели.Вот тогда-то я впервые в своей жизни познал, что такое зависть. Не знаю, чему я больше завидовал: славе человека, который казался неким божеством, или тому, что ему дано видеть мир не таким, каким видим его мы. Когда мы взбирались на турецкий вал и смотрели на блестевший внизу Дон, на зеленоватый, затянутый тиной ерик и едва видимые в туманце рыбачьи каюки, это было красиво до щемящего в груди чувства. Что же видел этот затянутый в кожу человек, поднимаясь под самые облака!? Что чувствовал он? И что он мог рассказать, если бы у него вдруг спросили: «Ну, как оно там видится, сверху?» Через час летчик улетел.В ту ночь я никак не мог уснуть. Только закрывал глаза – и сразу вижу самого себя в черной кожаной куртке, в таких же брюках, черные краги отражают солнечные лучи, а шлем с очками лежит у моих ног на траве как символ моего неземного существования. Потом под молчаливыми взглядами толпы, которая онемела от обожания, сажусь в машину и лечу в небо…Наверное, я был необычайно потрясен событием, потому что долгое время не мог прийти в себя и войти в русло той повседневной мальчишечьей жизни, которой жил до сих пор».
В 1936 году Лебеденко, окончив летное училище в Батайске, становится летчиком Гражданского воздушного флота.Петр Васильевич несколько лет летал в тундру, на Крайний Север, приходилось летать в бурю, метель, и с каждым полётом в суровых условиях он закалял себя, набирался лётного опыта. Затем - Великая Отечественная война. Лебеденко стал проситься на фронт с первых дней войны, но добился этого только в 1942 году.И вот уже в крепких руках молодого летчика – штурвал боевого самолета.
«Kогда началась война, когда один за другим не возвращались на землю те, с кем вот только сегодня, только час или два назад сидел под крылом самолета и дымил последней перед вылетом папиросой, - тогда я уже знал, что если останусь жив, то расскажу людям о них. Расскажу правдиво, без прикрас, так, как было в жизни»,- вспоминал писатель.
За годы войны лётчик совершил около восьмисот боевых вылетов, чаще в тыл врага, к партизанам, доставляя им боеприпасы, медикаменты, питание. Он был связан с польским партизанским штабом, вывозил раненых воинов, бесперебойно осуществлял связь с Большой землёй.Однажды с передовой линии, из-под огня противника вывез по приказу командования корреспондента «Красной звезды», знаменитого писателя М. Шолохова. Войну П. Лебеденко закончил в Берлине.
Советское командование и польское правительство высоко оценило воинский подвиг лётчика: он был награждён боевым орденом Красного знамени, двумя орденами Отечественной войны, польским орденом “Серебряный крест заслуги” и многими военными медалями.
2. «Рождение» писателя Петра Лебеденко
После войны Петр Васильевич серьезно увлекся литературным трудом. Он пришел в литературу в четвертом десятилетии своей жизни, когда у него накопился немалый и нелегкий жизненный опыт.
И все же первыми книгами Петра Васильевича были книги не о летчиках. Они были адресованы детским читателям. Его первая книга, в которой Лебеденко воспел величие и красоту донского края - "Сказки Тихого Дона" - была написана и опубликована в 1950 году.
«Сразу после войны – вспоминал Петр Васильевич – я работал начальником небольшого аэропорта, изредка подлетывая, но летали мы тогда лишь при более или менее нормальной погоде, потому что основное, что у нас было, - это карта и компас. А тут почти на целый месяц затуманило, задождило, аэродром настолько раскис, что ни взлететь, ни сесть.И вот однажды я решил сесть за стол и написать рассказ об этом маленьком, тихом, словно заброшенный полустанок, аэропорте, о нашей тоске по настоящей летной работе, о том, как нам, в прошлом боевым летчикам, не хватает неба.Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но все, что было на войне, сейчас казалось очень далеким. Так вот и хотелось начать: «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу.«Давным –давно это было…» Да ведь это же классическое начало старых милых сказок!Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я…«Сказки Тихого Дона». Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило.
К вечеру одна из сказок была написана. Я испытывал не только какое-то неизведанное доселе чувство удовлетворения, но и подъем, и неистребимое желание снова сесть и писать, ни на мгновение не отвлекаясь.
Второй день начался как обычно, и я принялся за следующую сказку. С пяток – не более!- минут подумав, назвал ее так: «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». Один за другим вставали передо мной образы: Горе Человеческое, Беда Людская, Дум-гора, где в незапамятные времена зло лютое - Лихо-Мрак приковало к скале Песню Легкокрылую, и Макар Бесслезный, освобождающий ее из неволи… »
В каждой сказке Петра Васильевича – свои герои, своя мораль, свой нравственный урок.
Петр Васильевич позднее вспоминал: «Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно. …Cудьба оказалась для первой книжки весьма счастливой: когда я показал ее М.А. Шолохову, он сказал: «Неплохо. Довольно-таки неплохо!».
Сказки Петра Васильевича сразу покорили многих читателей. Потому что писались они сердцем, которое одолевали сомнения и страхи, признавался Петр Васильевич: «День за днем, месяц за месяцем. Вдохновение? Оно приходит. И тогда на едином дыхании пишутся целые главы. Но вдохновение – штука изменчивая… Вечный союзник – труд. Тяжкий, почти каторжный».
В них нашли свое отражение беспокойная история вольнолюбивого Дона и патриотические и героические мотивы донского фольклора.
3.Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора в поступках главных героев «Сказок Тихого Дона»
В специальной литературе сказки определяются как «один из древнейших видов народной словесности, повествовательное произведение (как правило прозаическое) с фантастическими вымыслом, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преображённые, стали частью фольклорной прозы». (словарь юного литературоведа, с.298, 1986; А.И.Горшковс.182,1995г).
Как известно, «по тематике сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных, хотя такое деление весьма условно: существуют ещё анекдотические, легендарные, басенные и др.» (словарь юного литературоведа,с.299,1986)
Объект нашего исследования – волшебные сказки. В сказках П.Лебеденко воплотились мечты народа об иной, светлой жизни, которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала, неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. В сказках возникла целая плеяда чудесных помощников: волчица, рыбка-стерлядка, добрая старуха и другие. Они противодействуют врагам: Чуду-чудищу, хищному орлу, царевне морской Зурале, Мраку-Лихо и др. Сказки П.В.Лебеденко учат быть твердыми в жизненных испытаниях, не мириться со злом, неправдой.
В основе сюжета «Сказок Тихого Дона» лежит сравнение доброго и злого, слабого и сильного. Причем добро всегда побеждает.
Петрусь- мальчонка русский, мужественная Светланка, добрая Груня, храбрый Игнатка, казак Макар Бесслезный – мне полюбились эти герои. Добрые, мудрые русские люди живут на Дону, землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: то чудовище водяное, кровожадное, о семи головах, из чужедальных морей заплывает, то ворог со злодейским войском нападает. И бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад, и с ними стойкий мальчик Петрусь, храбрая Светланка, Василек и Игнатка.
Всех их объединяет мудрость, доброта, любовь к родной земле, борьба за счастье народа.
Автор неоднократно указывает на то, что казаки – миролюбивый, добродушный народ, сильные всегда защищают слабых. «Эх, - подумал Игнатка, - мне все равно погибать. Спасу хоть эту маленькую птичку»; «Хотел Игнатка в дверь выскочить, но вспомнил про узников, которых от цепей освободил, и стыдно ему стало, что убежать от них хотел».
Дочь славного богатыря Тихого Дона учит Игнатку: «Возьми эту шашку, Игнатка. Но помни всегда: ею можно биться только за правду. А кто поднимет эту шашку на невинного, тот сам от нее погибнет».
Но если враги наступают на землю родную, беспощадными и лютыми становятся казаки: «Загорелось тут сердце Петруся, закипела кровь русская, еще больше ненависть лютая вспыхнула в нем к хищнику злому…»Они готовы погибнуть сами ради спасения земли-матушки, Тихого Дона, друзей-товарищей. «Добры люди русские, но коль встречаются они с врагами, коль приходится им волю свою защищать – не видать врагам милости нашей!» - произносит гордо мальчонка Петрусь. А богатырь Тихий Дон молвит: «Ну что ж, хоть и не люблю я драться, но уж если враг сам этого захотел – несдобровать ему!»
Когда рыбка-стерлядка спросила у Светланки: «А согласна ли ты Тихий Дон от горя избавить?», та не колеблясь ответила, зная, что ей придется сто лет провести в рубашке-кольчужке: «Как быть несогласной? Наш ведь он, батюшка Тихий Дон…»
Казаки – вольнолюбивый народ. Они предпочитают умереть, нежели жить в неволе. «Зарублю я злодея этого»,- думает Петрусь, «а потом и сам с кручи брошусь, чтоб не томилось сердце мое в неволе страшной»
В сценах боев казаков с врагами автор неоднократно обращает наше внимание на непобедимость, несокрушимость, единство силы народной. «Храбро дерутся казаки донские, подростки да старики, но не устоять им перед страшной силой Чуда-чудища: на каждого человека по сто разбойников приходится. А все же не отступают казаки…»; «И припомнил Игнатка, как ему часто дедушка говорил: «Нет на свете ничего сильнее силы народной. Когда трудно тебе будет в жизни – ищи силу в людях, и будешь ты сильным их силой».
«Не согнуть мне этого казака, сила в нем большая, сердце крепкое», - признается Беда Людская.
Следует обратить внимание, что главные герои сказок, в схватках с врагами не надеются на волшебство, а рассчитывают только на свою силу, находчивость и смекалку. А главная цель для них – защитить землю-матушку от злых сил.
4.Патриотические и героические мотивы казачьего фольклора в изобразительно-выразительных средствах «Сказок Тихого Дона»
Чтение сказок не было бы для нас таким приятным, если бы текст сказки был скучным и реалистичным. Русские народные сказки очень красивы благодаря обилию средств художественной изобразительности. Рассмотрим изобразительно-выразительные средства, которые используются в «Сказках Тихого Дона» П.В.Лебеденко.
Проведенный анализ изобразительно-выразительных средств, употребляемых в этих сказках, позволил установить их виды и функции. В таблице 1 представлены данные об используемых средствах речевой выразительности и их частотности (приложение 3).
В нашем материале было обнаружено: 30 олицетворений, 26 инверсий, 20 гипербол, 2 риторических обращения, 9 риторических восклицаний, 8 умолчаний, 13 бессоюзий, 30 эпитетов, 10 афоризмов, 8 метафор, 13 параллелизмов, 24 повтора, 24 сравнения, 13 архаизмов, 8 диалектизмов, 13 фразеологизмов, 25 лов экспрессивной лексики, 2 антитезы, 1 синекдоха, 3 градации.
Из вышеперечисленного следует, что наиболее частотными являются постоянные эпитеты и олицетворения. Эпитеты играют важную роль в описании природы («тучи черные», «гроза страшная», «ясен сокол», «зеленый сад», «страшным вихрем», «старая кляча», «добрый конь», «паршивый жеребенок», «зеленых лугах», «облака-тучи черные», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «океан-море широкое», «грянул гром», «ни свет, ни заря», «златопёрый ёрш», «олень – золотые рога», «богатырские кони», «звери лесные», «птицы воздушные», «тихий пруд», «на пустом месте», «огненная река», «сырая земля», «чистое поле»); для описания зданий («белокаменные палаты», «золотая беседка», «избушка на курьих ножках, на бараньих рожках», «палаты раззолоченные», «к большому, великолепному дворцу…»); государства («За тридевять земель», «чужедальнюю сторонушку», «чужие земли» и т.д.); пути («путь-дорога», «в дальний путь», «в обратный путь», «близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли», «шел-шел»); предметов быта («шитое полотенце», «волшебная палица», «серебряная ложечка», «серебряная вилочка» и пр. Основная их функция – создание ярких образов в сказках.
Олицетворение – перенос свойств человека на предметы неживой природы или животных. Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает героя. Еще одна важная олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. («Сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала», «закручинилась берёзонька»).
Также было отмечено частое использование инверсии, т.е. обратного порядка слов для усиления эмоционального воздействия на читателя.
Согласно моему анализу часты в «Сказках Тихого Дона» повторы «чудо-чудище, жить-поживать, ждет-пождет, «высоко-высоко». Основная функция повтора – привлечь внимание читателя, активизировать его внимания, усилить эмоциональное воздействие.
Гипербола, как средство выразительности, такжерассчитана на сильное эмоциональное воздействие: Например, «Другой подобной красавицы во всём свете не бывало!»
Активно употребляется в сказках сравнение. Сравнение – это один из тропов художественной речи, сопоставление двух или более людей. Основная его функция – подчеркнуть какое – нибудь качество героя, предмета, придать ему особую яркость, выразительность:мхом, как бородой оброс; темная тень, как тоска на сердце; ласточки, как стрелы.
Я также отметила большое количество экспрессивной лексики. В основном, автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами для того, чтобы показать свое положительное отношение к героям, дорогим сердцу местам (дороженька; овечки; ребятишки). Ненависть автора к врагам, посягающим на сторонушку любимую, также выражается в экспрессивной лексике: выродок, злодей, злодейское отродье).
Частотным является и употребление параллелизма. Параллелизм – один из более распространённых видов повтора. Параллелизм представляет собой использование сходных элементов, сопоставляемых по близости или контрасту. Главная функция параллелизма – употребление одинаковых или похожих элементов с целью их дальнейшего сравнения; сравнения их свойств или действий («Палица та не простая, а волшебная»). С помощью параллелизма показывают развитие (диалектику) героев (или героинь): «Еще краше становится Улита. А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит».
Множество афоризмов автора (а я их нашла 10), на мой взгляд, по праву можно назвать пословицами и поговорками казачьего фольклора. Например, «Доброму сердцу – добрые дела», «Правда кривду всегда побеждала», Не всякие сладкие речи – мёд».
Гораздо реже в сказках используется риторическое восклицание, обращение, синекдоха, антитеза, градация. Основной функцией риторического восклицания в сказках является подчеркивание силы героя, его мужественности («не хвались, нечистая сила!», «я пришел с тобой не сказки сказывать, а насмерть воевать!»).
Мой анализ показал, что изобразительно-выразительные средства употребляются,во-первых, для описания людей, например, красоты героини: «Ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать», «Другой подобной красавицы во всем свете не бывало!», «Душой-девицей», «Перед ним такая красавица, что век бы очей не отвел», «Видел я у стрельца жену – такой красоты во всем свете нет», «Да такою прекрасною…», «Красота невообразимая!».
Во-вторых, изобразительно-выразительные средства описывают силу героя: «Я его на одну руку посажу, другой прихлопну – только мокрёхонько будет», «Сильное войско людское», «Вот сошлись они - поравнялись, так жестко ударились, что земля кругом простонала» и др.; В-третьих - моральные качества: «Добрый молодец», «Добрый человек», «Верой – правдой» и т.д.; отдельных частей героя: «уста сахарные», «коса русая», «руки белые», «брови черные», «ноги скорые», «буйная головушка» и т.п.; психологическое состояние: «горько-горько», «крепким сном», «заплакал-запечалился», «задумался закручинился»..
Заключение
По моему мнению, изучение произведенийфольклора, подобных «Сказкам Тихого Дона» П.В.Лебеденко в школе необходимо, особенно в начальной. Ведь все они жизненно правдивы, наполнены любовью к своей родине, учат мужеству и отваге.
Много романов и повестей написал Петр Васильевич Лебеденко за свою жизнь:«Льды уходят в океан", «Четвертый разворот», «Черные листья», «Красный ветер», "Голубые дороги», «Особый рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано», «Повесть о разведчике», «Холодный туман». Я обязательно их прочитаю в старших классах.
За свою творческую деятельность Петр Васильевич был отмечен наградами: орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета». Также Петр Васильевич стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».
В 1974 году Лебеденко стал главой Ростовской областной писательской организации и находился на этой должности по 1986 год.Умер писатель-фронтовик 11 февраля 2003 года.
Я знаю, что в г. Ростове-на-Дону есть детская библиотека имени Петра Лебеденко, которая начала свою работу в декабре 2011 года.
В марте 2014 года была открыта виртуальная группа «Краеведческий родник».О всех мероприятиях, посвященных теме морально - нравственных ориентиров донского казачества, которые проводятся в этой библиотеке, есть информация в «Виртуальном музее П.Лебеденко» ВКонтакте.
В музее-заповеднике М.А. Шолохова в станице Вешенской хранится роман Петра Лебеденко «Льды уходят в океан» с его автографом Михаилу Александровичу Шолохову: «Дорогой Михаил Александрович! Если бы судьба не послала мне счастья жить в Шолоховском краю и прикасаться к могучему таланту человека, перед душевной щедростью которого я всегда снимал шапку, не было бы того, что сделано в меру моих сил и чем я в тот замечательный день отчитываюсь перед Вами. П.Лебеденко 5-VII-80г. ст. Вёшенская».
Мы не должны забывать таких писателей, их произведения служат для многих нравственным ориентиром в жизни. Ведь не зря о книгах П. Лебеденко говорят, что в них «бьется вечный пульс судьбы народной».
Источники и литература:
1.Лебеденко Петр Васильевич//Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край XIX-XXI вв.- Ростов-на-Дону.- 2006.- С. 211-217.
2.Лебеденко, П. И вдохновение, и тяжкий труд/ П. Лебеденко //Литературная Россия.-1975.- 24 окт.
3.Против неба на земле// Мирошниченко М. Шолоховское притяжение: заметки о современной донской литературе.- Ростов–на–Дону, 1992.-С. 89-100.
4.Сухорученко, Г. На огненных рубежах: Петру Лебеденко – 80 лет/ Г. 5.Тартынский, Л. Добрые сказки оставил детям боевой летчик/ Л.
6.Котовсков, В. Свидетельство фронтовика: [о романе П. Лебеденко «Холодный туман»] [Текст] / В. Котовсков // Дон. - 1996 - № 5-6.- С. 233-235.
7.Петр Васильевич Лебеденко [Текст] // Писатели Дона: биобилиографический указатель. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. – С. 211-217.
8.Щепелева, Л.К. Здравствуй, сказка донская! : сценарий по книге П.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» // Последний звонок. – 2005. - №9. – С. 12-13.
9.Словарь юного литературоведа,1986 г.;
10. А.И.Горшков,1995г.
Приложение 1
Социологический опрос №1
Среди учащихся 5-7 классов
Социологический опрос №2
среди учителей русского языка и литературы
Приложение 2
Таблица 1
Виды изобразительно-выразительных средств в
«Сказках Тихого Дона» П.В.Лебеденко
№ п/п | Виды изобразительно-выразительных средств | Частотность их употребления |
1 | Эпитет (в том числе метафорический, постоянный) | 30 |
2 | Повтор | 24 |
3 | Гипербола | 20 |
4 | Сравнение | 24 |
5 | Параллелизм | 13 |
6 | Антитеза | 2 |
7 | Олицетворение | 30 |
8 | Метафора | 8 |
9 | Риторическое восклицание | 9 |
10 | Экспрессивная лексика | 25 |
11 | Инверсия | 26 |
12 | Риторическое обращение | 2 |
13 | Умолчание | 8 |
14 | Бессоюзие | 13 |
15 | Афоризм | 10 |
16 | Архаизм | 13 |
17 | Диалектизм | 8 |
18 | Фразеологизм | 13 |
19 | Синекдоха | 1 |
20 | Градация | 3 |
ВСЕГО: | 282 |
Усатый нянь
Рисуют дети водопад
Галка в чужих перьях
Есть в осени первоначальной...
Две снежинки