Проект по творчеству А.Ахматовой
Вложение | Размер |
---|---|
1_proekt_-velikaya_zemnaya_lyubov.doc | 61 КБ |
МБОУ ООШ
с.Нарышкино
Творческий проект:
«Великая земная любовь »
в лирике А.А.Ахматовой
Подготовили:
учащиеся 8 класса
МБОУ ООШ
с. Нарышкино
2013 – 2014 уч. год.
Название исследовательского проекта:
«Великая земная любовь » в лирике А.А.Ахматовой
Участники проекта:
Митяева Елена
Силаева Алина
Митяева Мария
Афонина Екатерина
Вдовина Анжелика
Зотова Анна
Володяев Артём.
Проблемный вопрос:
в чем заключается своеобразие любовной лирики А.А.Ахматовой?
Цели исследования:
- выяснить, в чем загадка популярности лирики
А.А. Ахматовой;
- показать неугасаемый интерес к творчеству поэтессы как ее современников, так и ее потомков.
Митяева Е.:
Задачи исследования:
- выявить основные направления интимной лирики Ахматовой;
- приобщиться к живому процессу мысли, высотам человеческого духа;
- проанализировать стихотворения: «Муза», «Мужество», «Молитва», поэму «Реквием».
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу:
любовная лирика Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих.
В ходе работы мы познакомились с адресатами любовной лирики Ахматовой;
Проанализировали поэтические тексты;
Поработали с книгами стихотворений Ахматовой «Вечер», «Четки», «Белая стая», « Anno Domini»
Зотова Анна:
с творчеством поэтессы мы познакомились в 9 классе, когда говорили об основных темах женской поэзии. Поэтому можно бы было предположить, что любовная лирика Ахматовой ограничена лишь изображением отношений любящих.
Но в 8 классе, когда изучали поэзию акмеизма, мы убедились, что поэтический дар поэтессы окреп в атмосфере «серебряного века» русской поэзии. Сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, Ахматова возвращает ей живой и реальный, отнюдь не отвлеченный характер.
Афонина:
герои ее любовных посланий были резко возвеличены, обогащены самой поэтессой. Мы проанализировали стихотворения, посвященные адресатам ее любовной лирики и пришли к выводу, что ее переживания выходят за пределы личных чувств. Это не дневник «частного» человека, а исследование души и судьбы современника.
Вдовина Анжелика:
А.А. Ахматова и Николай Степанович Гумилев” - поэт, переводчик, критик (1886-1921)
Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, участвовали в благотворительном спектакле. Её фамилия была – Анна Горенко. В апреле 1910 года они обвенчались.
Н. Гумилеву
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
Только, ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебеденок.
А на жизнь мою лучом нетленным
Грусть легла, и голос мой незвонок.
Но счастья им не было. Почему?
Из воспоминания Срезневской. «Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием остаться независимым и властным…»
Зотова Анна:
удивительно, что, несмотря на гонения и тяготы личной жизни (с середины 20-х годов Ахматову перестали печатать, трижды арестован сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев, блокада Ленинграда, исключение из союза советских писателей) в книгах Ахматовой «Подорожник» и «Лето Господне» есть стихи, просветленные радостью и приятием жизни.
Здесь имела значение и ее любовь, а вскоре замужество с Владимиром Казимировичем Шилейко, поэтом и выдающимся ученым – востоковедом (1891 -1930). Ему посвящен цикл стихотворений «Черный сон». Брак с Шилейко оказался недолгим, они расстались в 1921 году.
Люби меня, припоминай и плач!
Все плачущие не равны ль пред Богом?
Мне снится, что меня ведет палач
По голубым предутренним дорогам.
Володяев Артём:
В1923 году в ее жизнь вошел Н.Н.Пунин, (1888-1953)
талантливый искусствовед, он стал ее третьим мужем. Ахматова признавалась своей московской подруге Ольшевской, что более других своих мужей она любила именно его. Но в 1938 году у него появилась другая жена. Дружеские отношения сохранились навсегда, но трагический надлом остался. Судьба Пунина оборвалась арестом и его гибелью в ссылке в 1953 году. На эти сведения спроецированы некоторые ахматовские стихи: цикл "Разрыв", "От тебя я сердце скрыла...", четвертая "Северная элегия"...
И сердце то уже не отзовется
На голос мой, ликуя и скорбя.
Все кончено... И песнь моя несется
В пустую ночь, где больше нет тебя
Силаева Алина:
Любовные отношения Ахматовой с какой-то зловещей неизменностью складывались трагически. Несчастливой и обидной для нее оказалась и любовь к Владимиру Георгиевичу Гаршину – знаменитому в Ленинграде врачу-патологоанатому(1887-1956). Именно к нему она возвращалась в 1944 году из эвакуации, из Ташкента, но неожиданно встретила решительный отказ, внешне вполне корректный: встретив ее на вокзале, он спросил: куда Вас отвезти, Анна Андреевна? Впервые в жизни она была оскорблена.
Лучше б я по самые плечи
Вбила в землю проклятое тело,
Если б знала, чему навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
Таким образом, мы убедились, что любовный роман, выразившийся в стихах, имеет реальную ситуацию. Но в то же время не могли не почувствовать, что в глубине ее строк живут смятение и ужас, и именно они, прямо не названные, раздвигают рамки «частного любовного эпизода до общезначимой трагедии.
Изучив стихотворения «Молитва» - 1915, из книги, «Белая стая», «Мне голос был…» - 1917, из книги «Подорожник», « Не с теми я, кто бросил землю…» из книги «Anno Domini» - 1922,«Мужество»- 1942, из книги» Нечет», поэму «Реквием» - 1935-1940, мы сделали для себя открытие: в любовный роман Ахматовой входила эпоха - она по-своему озвучивала и переиначивала стихи, вносила в них ноты тревоги и печали, имевшие более широкое значение, чем собственная судьба.
Афонина:
Пронизывающая поэзию Ахматовой идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми:
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в свете лучей.
Мотив нерасторжимой близости поэта с Родиной
особенно ярко звучит в послереволюционной лирике:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
В годы ВОв любовь к Родине становится ведущей в лирике Ахматовой. В ст. «Мужество»- 1942, из книги» Нечет», любовь к родной земле связывается с любовью к родному слову, которое служит символическим воплощением духовного начала России:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Вдовина Анжелика:
В поэме "Реквием" 1935-1940 - выражены чувства народного горя, горя беспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеной.
Мы убедились, что истинное величие любви к человеку и окружающему миру заключается в неразрывности личной судьбы, судьбы народа и страны.
Зотова Анна:
И еще одна черта любовной лирики Ахматовой: внутренняя мужественность, ее волевое начало. Молодой критик и поэт Недоброво (именно он, на наш взгляд, понял творчество Ахматовой) в ее стихах он усмотрел «лирическую душу явно господствующую, а не угнетенную».
В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось в стихотворении «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» - символ земных радостей – и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку».
Муза! ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы...
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.
1911 , сб «Вечер»
В ст. «Уединение» и «Муза» - лирическая героиня спокойно принимает возложенную на нее миссию:
А не дописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Ахматовская Муза - Муза Плача, Муза Праздника. Современники Анны были увлечены исканиями нового, небывалого.
Она же видела свою задачу в том, чтобы сохранить все лучшее: слово, память, достоинство, печаль, красоту, высокую свободу человеческого общения, любовь - будущее, которого в другом случае не будет.
Полученные данные:
Самой главной любовью в жизни А. Ахматовой была любовь к родной земле, о которой она напишет после, что "ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею".
Своеобразие любовной лирики поэтессы заключается в том, что изображение человеческих отношений неотрывно от любви к народу, к судьбе страны.
Выводы:
Выдвинутая в ходе нашего исследования гипотеза полностью подтвердилась: любовная лирика Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих.
Тесно переплетены в стихах поэтессы тема любви и тема творчества.
Поэзия Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем зимние домики
Две снежинки
Чья проталина?