Цели и задачи исследовательской работы:
1. Провести анализ названия и содержания произведения.
2. Выявить и проанализировать главных героев произведения
3. Рассмотреть понятия «кадет», «монастырь», «кадетский корпус»
Применение данной исследовательской работы:
возможно применение на уроках литературы и русского языка
расширение знаний о Лескове и его творчестве
анализ системы воспитания, представленной в произведении
Вложение | Размер |
---|---|
leskov_2.doc | 105.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Путь к успеху»
Художественный смысл названия и содержания рассказа Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».
Секция - литературоведение
Автор: Караштина Алёна Владимировна,
6 «Б» класс, МБОУ СОШ №36
Руководитель: Кудымова Валентина Ивановна
учитель русского языка и литературы
г Дзержинск
2017 г.
Оглавление
1) Цели и задачи исследовательской работы 3
2) Введение 4
3) Из истории кадетских корпусов России 5
4) Понятия «кадет», «монастырь», «кадетский корпус» 7
5) Герои произведения – учителя – праведники 9
6) Заключение 13
7) Список литература 14
Цели и задачи исследовательской работы:
Применение данной исследовательской работы:
Введение
В 2016 году вся Россия отметила 185-летие со дня рождения Лескова Николая Семёновича, одного из великих русских писателей. Он внёс большой вклад в развитие российской культуры. Родился 4 февраля (16 н.с.) 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле.
В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков Николай Семенович поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.
В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков Николай Семенович был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков Николай Семенович вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и, по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России.
Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист. В январе 1861 Лесков Николай Семенович поселился в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков Николай Семенович пришел, имея большой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах. В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония.
В феврале 1895 г. писатель умер от отека легких в Санкт-Петербурге
ИЗ ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ
Военная реформа Петра I, направленная на создание в России регулярной армии, коренным образом изменила систему подготовки офицерских кадров. Царь-реформатор ввел обязательную запись дворянских детей в полки, где они должны были проходить военную службу, начиная с нижних чинов до получения офицерского звания.
В начале XVIII века в стране появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям.
Кадетские корпуса в России сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они прививали своим воспитанникам любовь к отечественной истории, армии и флоту, формировали у них высокую нравственность. Кадеты всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широкой образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, офицерской чести и войскового товарищества. Активно участвовали они в общественной и культурной жизни общества.
В произведении Лескова читатель знакомится с Первым кадетским корпусом. Во второй главе автор приводит описание этого учебного заведения. «До воцарения императора Павла корпус был разделен на возрасты, а каждый возраст – на камеры. В каждой камере было по двадцати человек, и при них были гувернеры из иностранцев, так называемые «аббаты» - французы и немцы. Бывали, кажется, и англичане, каждому аббату давали по пяти тысяч рублей в год жалованья, и они жили вместе с кадетами и даже вместе и спали, дежуря по две недели. Под их надзором кадеты готовили уроки, и какой национальности был дежурный аббат, на том языке должны были все говорить. От этого знание иностранных языков между кадетами было очень значительно, и этим, конечно, объясняется, почему первый кадетский корпус дал так много послов и высших офицеров, употреблявшихся для дипломатических посылок и сношений. Император Павел Петрович как приехал в корпус в первый раз по своем воцарении, сейчас же приказал: «Аббатов прогнать, а корпус разделить на роты и назначить в каждую роту офицеров, как обыкновенно в ротах полковых.» С этого времени образование во всех своих частях пало, а языкознание вовсе уничтожилось. Об этом в корпусе жили предания, не позабытые до той сравнительно поздней поры, с которой начинаются мои личные воспоминания о здешних людях и порядках».
Понятия «кадет», «монастырь», «кадетский корпус».
Если рассмотреть значение слова «кадет», обращаясь к словарям Ожегова и Даля, мы видим:
Каде́т — наименование звания воспитанников кадетских корпусов в дореволюционной России с 29 июля 1731 года и в некоторых иностранных государствах. Своё название получили от слова фр. cadet «младший» — из гаскон. capdèt «командир, начальник». Кадетами также назывались молодые дворяне во Франции и Пруссии на военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры, а также унтер-офицеры из дворян в некоторых европейских армиях.
Кадетские корпуса - средние военно-учебные заведения для детей дворян и офицеров, с 7-летним курсом обучения.
В произведении Лескова мы находим столкновение двух понятий – «кадеты» и «монастырь».
В православном словаре понятие монастыря представлено так:
Монастырь - (греч. жилище монахов) - 1. Община монахов, имеющих единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей епархии он находится, или непосредственно патриарху. Управление монастырем осуществляет наместник (в чине архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри называются лаврами.
2. Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине монахов.
В монастыре живут по строгому уставу, который никому не позволено нарушать. Его жители - монахи или монахини, удалившиеся от мирской суеты для духовной жизни. Возглавляет монастырь настоятель – архимандрит или игумен (в женском монастыре – игуменья).
Все монахи выполняют определенные работы (послушания), участвуют в богослужениях и общей трапезе. Совместное проживание в монастыре дает им возможность совершенствоваться во взаимном смирении, любви и послушании, как старшим, так и друг другу.
Почему же у Н. С. Лескова в названии произведения пересекаются понятия «кадетский» и «монастырь»?
Что общего между Монастырём и Кадетским корпусом?
И монастырь, и корпус для кадетов – это закрытые заведения, у них есть Устав и распорядок жизни. Это организации с дисциплиной и подчинением. В монастыре – служение Богу, и в кадетском корпусе тоже служение, только Отечеству.
Монастыри являются духовно-религиозными центрами социального служения, культуры, образования, религиозного искусства. В заведении для кадетов при строгой дисциплине и отрыве от семьи тоже происходит образование как культурное, религиозное так и нравственное.
В «Кадетском корпусе» Лескова мы знакомимся с героями-праведниками. Кто же такие «праведники»?
В православном словаре находим, что «праведник» - это человек, святой, который, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Автор рассказывает нам о таких праведных людях в своём произведении. «Я хочу вам рассказать нечто весьма простое, но не лишенное занимательности, - сразу о четырех праведных людях так называемой "глухой поры", хотя я уверен, что тогда подобных было очень много.»
И вот такие праведные люди занимались образованием и воспитанием детей. Они любили и уважали детей-кадетов. Верили в новое молодое поколение, воспитывая их добротой и милосердием. Учителя – праведники по-отечески заботились о ребятах, были с ними честны. Живя по строгим правилам совести и чести, воспитывали кадетов личным примером. Они отказались от мирских радостей и семей, бескорыстно и добросовестно исполняли свой долг, стали настоящими Отцами для воспитанников.
Кадетский корпус стал для них кадетским монастырём.
Герои произведения – учителя – праведники.
Н.С. Лесков неоднократно останавливался на описании жизни кадетского корпуса. Наиболее ярким произведением является повесть «Кадетский монастырь», опубликованное в 1880 году. В нём представлено описание учебного заведения.
Рассказ был написан, опираясь на подлинные данные – воспоминания бывшего кадета Г.Т. Похитонова, оформленные в виде стенограммы. Поэтому можно утверждать, что перед нами картина, которая передаёт историческую реальность «глухого времени».
В 1870-е – 1880-е годы Лесков ищет и воссоздает образы праведников, благодаря которым, по свидетельству Библии, еще продолжается жизнь на грешной земле. Писатель находит их среди людей разных сословий. В «Кадетском монастыре» в двадцати двух небольших главах описываются праведники, возглавлявшие петербургский кадетский корпус в первой половине Х1Х столетия.
Герои рассказа Лескова — реальные люди; это делает повествование особенно напряженным и убедительным. Лесков блестяще подтверждает высказанную им здесь же мысль о том, что единственной силой, которая могущественно действует в воспитании, является сила личного примера. В повести мы встречаем четырёх героев, учителей – праведников. Автор описывает их жизнь, характер и методы воспитания.
Перский
Директор корпуса генерал-майор Михаил Степанович Перский – бывший воспитанник этого же кадетского корпуса. Он был человеком безупречной репутации. Кадеты его обожали. Генерал полностью посвятил себя корпусу, несколько раз в день обходил все классы, был неизменно вежлив и приветлив с воспитанниками. Директор редко покидал территорию корпуса, не имел ни семьи, ни состояния. Также он исполняет должность инспектора учебного заведения. Перский во всем был примером для кадетов: во внешнем виде ( «был одет …. самым изящным образом»). Он являлся и образцом поведения. Всем кадетам хотелось быть похожими на генерала Перского. Они подражали ему в сдержанности, душевной чистоте и порядочности.
Михаил Степанович был холост, вёл аскетический образ жизни: не ездил ни в гости, ни в театры и у себя никого не принимал. Кадеты были уверены, что «он и не женится тоже для нас».
Авторитет он себе заработал не только безупречным внешним поведением, но и гуманным отношением к воспитанникам («отстранил от себя … наказания за дисциплину, которых терпеть не мог и не переносил»). Это говорит о том, что Перский уважал личность своих воспитанников, наказание считал унижением. А самым действенным в его понимании являлось обращение к чувствам кадетов «Ду-ур-ной кадет!», в его устах служило горьким и памятным уроком. После таких слов кадет всячески старался исправиться и этим «утешить Михаила Степановича».
Взаимная любовь директора и воспитанников, «чувствование» состояния друг друга говорит о том, что грамотный педагогический подход вызывает ответные чувства. Свою педагогическую деятельность Перский принимал как некое мессианство: «Мне провидение доверило так много чужих детей, что некогда думать о собственных…». Таким образом, Перский считал воспитанников высшей ценностью, предпочитал психологические методы воспитания, воспитывал детей на своем примере.
Искренность чувств воспитанников к директору подтверждается долгой памятью о нем. Кадеты считали его своим («у Перского была и доблесть, которую мы, дети, считали своею, кадетскою, потому что Михайло Степанович Перский был воспитанник нашего кадетского корпуса»). Всю свою жизнь директор посвятил кадетскому корпусу, все кадеты – его дети.
Бобров
В произведении нам представлен и другой герой – это эконом Андрей Петрович Бобров. По внешнему виду прямая противоположность Перскому: «носил один и тот же мундир, засаленный-презасаленный, и другого у него не было».
Лесков пишет о Боброве - «Рацей он никогда не читал, а только жил перед нами и остался жить после того, как его в конце сорокового года службы… похоронили» на казенный счет, так как весь свой заработок Бобров отдавал «в приданое» выпускникам, не имевшим средств.
По достоинствам души и характера Андрей Петрович был «такой же высоко замечательный человек, как сам Перский». Он, разумеется, был холост, как и надо по-монастырскому уставу, и детей любил чрезвычайно.
« Только не так любил, как иные любят, - теоретически, в рассуждениях, что, мол, "это будущность России", или "наша надежда". У Андрея Петровича эта любовь была простая и настоящая, которую не нужно было изъяснять и растолковывать. Кадеты знали, что он их любит и о них печется, и никто бы их в этом не мог разубедить. Бобров постоянно ходил по корпусу, хлопотал , «чтобы мошенники были сыты, теплы и чисты».
Свободное поведение кадетов по отношению к эконому говорит об отсутствии внутреннего страха перед ним. Глубина и искренность этого чувства проявлялась через много лет, когда выпускники приезжали «вспомнить старика».
Доктор Зеленский
«Теперь третий постоянный инок нашего монастыря – наш корпусный доктор Зеленский.» Он тоже был холост и домосед. Доктор даже жил в лазарете, чтобы все больные кадеты находились под его бдительным вниманием. «В день несколько раз обойдёт, а кроме того ещё навернётся иногда невзначай и ночью.»
Доктор Зеленский четко выполнял свой долг: лечил больных и «всячески не допускал болезни», постоянно находился в кадетском корпусе, обедал за общим столом, и притом «не позволял ставить себе прибора, а садился где попало и ел то самое, чем питались мы». Любовь доктора к воспитанникам корпуса выражалась не только в пристальном внимании к их здоровью, но и в стремлении восполнить пробелы в их знаниях («он любил нас, он желал нам счастия и добра, а какое же счастие при круглом невежестве?)!».
Зеленский был убежден в том, что в первую очередь при воспитании нужно воздействовать на чувства: добрые чувства - залог доброго поведения. Кадеты к Зеленскому относились хорошо, считали его неотъемлемой частью корпуса, «он был телом и душой наш человек». Доктор, «наисправедливейший и великодушнейший человек», заслужил любовь и уважение кадетов. Они доверяли ему.
Архимандрит
Для преподавания религиозных предметов кадетам в корпус присылался архимандрит. Автор знакомит нас с последним, не помня его имени. Архимандрит «кадетами был любим удивительно». Для многих он был благодетелем. «Проповеди его были неподготовленные», живые, теплые, всегда направленные на образование у кадетов чувств в христианском духе. Воспитанники любили беседы с ним, «мы перед ним все были открыты; выбалтывали ему все наши горести» Его уроки были праздником для кадетов.
Архимандрит обладал внутренней силой, которая помогала ему чётко следовать принципам поведения в отношении христианской церкви. Он не боялся противостоять ханжеству, даже если это стоило ему карьеры.
Заключение
Я считаю, что именно единение кадетского корпуса и заповедей монастыря даёт мир душевной красоты и истинного благородства. Учителя, наставники, воспитатели должны быть похожими на этих четырёх праведников.
«У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться - они есть. И, заметьте, все не из чернородья и не из знати, а из людей служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее; но тогда были... Верно и теперь есть, только, разумеется, искать надо.»
Литература
Растрёпанный воробей
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Машенька - ветреные косы
Весёлая кукушка
Проказы старухи-зимы