Данная работа проводит сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноименном фильме Александра Птушко (1956г.) Практическая значимость исследования связана с возможностью включения материалов работы в уроки внеклассного чтения по литературе, а так же использование на уроках истории и МХК.
Межмуниципальная научно-практическая конференция обучающихся
«Камера! Мотор! Читаем!»
Исследовательская работа на тему:
Выполнили обучающиеся 6 класса
филиала МОУ ГСОШ д. Василёво
Калязинского района, Тверской области
Артемьев Игорь, Орлова Татьяна и
Сезёмова Алёна
Руководитель: Полякова О.Е,
учитель русского языка и литературы
2016 год
Исследовательская работа
Образ Ильи Муромца на страницах русских былин
и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец»
Содержание
I. Вступление
1.1.Аргументация выбора темы
1.2. Цели и задачи
1.3. Предмет исследования
1.4. Объект исследования
1.5. Методы исследования
1.6. Практическая значимость
1.7. Актуальность темы
II. Основная часть
2.1. Образ Ильи Муромца в былинах киевского цикла.
2.2. Фильм - сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления.
2.3. Сопоставительный анализ
2.4.Анкетирование младших школьников на тему: «Что вы знаете об Илье Муромце?»
III. Заключение, выводы.
IV. Список литературы и интернет-источников.
I. Введение
1.1. Аргументация выбора темы
Русские былины – это своеобразная энциклопедия народной жизни, источник патриотизма и наша национальная гордость. Недаром они вдохновляли великих русских поэтов, писателей, композиторов и художников. Перед глазами возникают могучие образы русских богатырей и их великие подвиги в борьбе со злом. Как и многие произведения русского фольклора, былины заняли особое место в кинематографе. С 2004 года выходит целая серия мультипликационных фильмов о героях-богатырях. Одним из главных персонажей является Илья Муромец. Авторы помещают былинного героя в прежнюю историческую эпоху, но наделяют его современными чертами характера. Да, бесспорно, мультфильмы музыкальные, смешные, наполнены комичными ситуациями. Но это ли былинный богатырь? У нас возникло желание познакомиться с другими экранизациями об Илье Муромце. 60 лет назад, в 1956 году киностудия «Мосфильм» выпустила первый советский широкоэкранный художественный фильм по мотивам русских народных былин о легендарном киевском богатыре Илье Муромце. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний. Какие именно былины использовали авторы для создания фильма? Как раскрывается образ Ильи Муромца в былинах и насколько полно показан образ богатыря в одноименном фильме? Эти вопросы и стали отправной точкой для нашего исследования.
1.2. Цель работы: провести сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноименном фильме Александра Птушко.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
1.3. Предмет исследования – тексты былин киевского цикла об Илье Муромце и фильм-сказка «Илья Муромец» (1956г.)
1.4. Объект исследования – образ былинного героя Ильи Муромца.
1.5. Методы исследования: чтение былин; просмотр фильма; поиск и сбор информации; систематизация материала; обобщение; сопоставление, выводы.
1.6. Практическая значимость исследования связана с возможностью включения материалов работы в уроки внеклассного чтения по литературе, а так же использование данного исследования на уроках истории и МХК.
1.7. Актуальность темы
Почему данная тема исследования актуальна в настоящее время? Мы считаем, что не может быть настоящего и будущего без прошлого. Чтобы лучше разбираться в современном искусстве, необходимо знакомиться с первоисточниками. Нельзя, чтобы образ былинных богатырей у школьников создавался только на примерах развлекательных мультиков. Наше исследование вводит в мир прекрасного, приобщает к лучшим образцам отечественной художественной культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
II. Основная часть
2.1. Образ Ильи Муромца в былинах киевского цикла.
В. Г. Белинский, выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Действие былин киевского цикла происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир, основная тема - защита Русской земли от южных кочевников. Киевские былины группируются обычно по богатырям. В образах богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Образ Ильи Муромца раскрывается в значительной группе былин, популярных в течение долгого времени. По данным исследователя С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем в 15 из них:
Былины перечислены в порядке биографического повествования об Илье — от его рождения и молодости до старости и смерти. Но создавались эти былины не в биографическом порядке. Рассмотрим подробнее, каким предстает перед читателями Илья Муромец.
Из былины «Исцеление Ильи Муромца» мы узнаем, что Илья был крестьянским сыном — калекой. Его чудесно исцеляют старцы и посылают служить в Киев, оборонять Русь от врага. Прежде чем покинуть родную деревню, он идет в поле к родителям и там совершает свой первый подвиг — подготовляет крестьянское поле под пашню. Он наделён поистине богатырской силой, ведь корчевка пней принадлежала к числу наиболее тяжелых форм старого земледельческого труда. Немудрено, что былина рассказывает об этом, начиная повествование об Илье. Для русских людей, как исконных земледельцев, мирный труд в поле был источником жизни.
Основная же былина о получении силы Ильей это былина «Святогор и Илья Муромец».
В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Чернигова от осадившей его вражеской силы, после чего жители города просят Илью быть у них воеводой, но он отказывается, так как едет служить в Киев; встреча с разбойником, закрывшим дорогу из Чернигова в Киев на 30 лет; приезд в Киев, где князь Владимир не верит Илье, что он привез Соловья-разбойника, тогда богатырь показывает Соловья и велит ему засвистать: от свиста бояре падают замертво, а князь и княгиня «окарач ползут». Чтобы Соловей-разбойник не наносил больше вреда, Илья убивает его. Этим подвигом Илья выделяется среди богатырей. Он защитник родной земли, центр которой для него - Киев.
В былине «Илья Муромец и Идолище поганое» Илья предстает перед нами как могучий и отважный защитник родной земли. Идолище с большими силами нападает на Киев, но богатырей, как часто бывает в былинах об Илье, в Киеве в это время не было — они все были в отъёзде. Борьбу приходится вести Илье. В этой былине отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами (Идолище Поганое).
В ряде ситуаций и эпизодов с этой былиной сходна былина «Илья Муромец и Калин-царь». В этой былине Илья Муромец наделён исключительной силой и удалью: он один выступает против многочисленного войска татарского. Попав в плен к Калину-царю, Илья не соблазняется ни казной золотой, ни одеждами дорогими. Он остаётся верен своему Отечеству, вере русской да князю Владимиру. Здесь же звучит призыв к объединению земель русских – одна из главных идей русского героического эпоса.
В былинах «Илья Муромец и Калин-царь», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» развиваются два основных мотива: патриотическая борьба богатыря и нарастание его конфликта с князем.
Тема борьбы с неурядицами и с разбоем на Руси разработана в былине «Три поездки Ильи Муромца: в первой поездке Илья уничтожает стан разбойников; во второй — королевичну, обманом поймавшую и заключившую в темницу великое множество добрых молодцев; в третьей поездке Илья находит деньги и строит церковь. Илья выступает против несправедливости, лжи и коварства, хотя бы в них был повинен и сам князь Владимир.
Идейное содержание былины о бое Ильи с Сокольником (сыном) свидетельствует, что в русском эпосе этот сюжет был развит как повествование о борьбе с врагом, угрожающим уничтожить Русь. Именно такое понимание сюжета определило величие образа Ильи, поднимающегося над личным чувством к найденному сыну во имя общих интересов. Былина рассказывает, что Илья, узнав в чужеземном воине своего сына, предложил ему стать на службу Киеву. В ответ на предложение Ильи Сокольник пытается воровски убить Илью. И тогда Илья уничтожает сына, говоря: «Кем ты, дитятко, заведено, Тем, дитятко, будешь прикончено!» Враждебность Сокольника родной стране вызывает необходимость его уничтожения.
Таким образом, Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. В народном представлении он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира, «а ради матушки-свято-Русь Земли». Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец - богатырь, благородный добрый молодец - одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло - точно так же, как и в сказке.
Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно - очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.
2.2. Фильм-сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления.
Кинематографических экранизаций былинного эпоса было не так много, но они сыграли значимую роль в русской культуре, сохранив память о подвигах наших предков. Былины – настоящая энциклопедия жизни русского народа. Они вмещают отзвуки древних обрядов и мифов, точные детали военного дела и повседневного быта, отражают народное восприятие судьбоносных для Руси событий. Былины дают возможность изучать этикет, раскрывают систему ценностей человека Древней Руси.
В 1952 г. выходит фильм-сказка «Садко» – экранизация былинных
сказаний о новгородском торговом человеке Садко. Именно этот фильм,
снятый Александром Птушко, проложил былинам путь на экраны. Премьера фильма «Илья Муромец» состоялась 16 сентября 1956 года. Первый в СССР фильм для широкого экрана снимался с соответствующим размахом. По масштабности постановки «Илья Муромец» вполне сопоставим с голливудскими блокбастерами. В съемках массовых сцен «Ильи Муромца» наряду с профессиональными актерами участвовали 106 000 военнослужащих различных армейских частей, а также было задействовано 11 000 лошадей. Эти факты были официально зарегистрированы и вошли в 1993 году в «Новую книгу рекордов Гиннеса по кино». Костюмы богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича — были изготовлены в соответствии с изображенными на живописном полотне В. Васнецова «Богатыри». В картине сыграли замечательные советские актеры Б. Андреев, А. Абрикосов, Н. Медведева, Н. Мышкова, С.Столяров, М. Пуговкин и другие. Съемки фильма проходили в Крыму. Декорации Древнего Киева с городскими постройками и крепостной стеной были возведены под Ялтой, на Чайной горке, а на берегах недавно построенного нового симферопольского водохранилища снимали днепровские эпизоды. Именно это сделало фильм одной из самых красочных и зрелищных постановок того времени не только в Советском Союзе – фильм пользовался успехом и в американском прокате. Шел фильм под названием «Sword and the dragon» («Меч и дракон»).
В 1958 году на Международном кинофестивале в Эдинбурге за фильм «Илья Муромец» Александр Птушко был отмечен почетным дипломом.
В 2001 году «Илья Муромец» был отреставрирован на «Мосфильме». Негатив фильма за прошедшие со времени его создания полвека пришел в очень плохое состояние, и некоторые кадры не подлежали восстановлению. Тем не менее, мастера-реставраторы постарались на славу, сделав картину еще более красочной и зрелищной. Из-за утраты некоторого количества пленки фонограмму фильма также пришлось подкорректировать, но и с этой задачей специалисты справились успешно, переписав звуковую дорожку ленты в современной системе.
Успех фильму обеспечили талантливая режиссура, великолепная игра актёров и, конечно же, очень бережное отношение к тексту былин.
2.3. Сопоставительный анализ
Посмотрев и проанализировав фильм, мы пришли к выводу, что при написании сценария использовались в той или иной мере сюжеты многих известных былин об Илье Муромце: «Исцеление Ильи Муромца», «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Бой Ильи с сыном»», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Три поездки Ильи Муромца». Однако при экранизации режиссёр может отказаться от второстепенных сюжетных линий, деталей и эпизодических героев или, наоборот, ввести в сценарий эпизоды, которых не было в оригинальном произведении, но которые лучше передают, по мнению режиссёра, основную идею произведения средствами кинематографа. Так, в былине «Исцеление Ильи Муромца» калики учат Илью, как добыть богатырского коня, а в фильме пахарь Микула Селянинович дарит Илье жеребенка, из которого затем вырастает богатырский конь. В былине «Илья Муромец и Святогор» последний братается с Ильей: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Перед смертью Святогор вдыхает в Илью богатырский дух и дарит меч-кладенец, чтоб никто из могучих богатырей не сравнился с ним по силе. В фильме только вначале появляется образ Святогора. Калики перехожие встречают великана богатыря, который жалуется на то, что земля его не держит, и передает им свой меч, а сам превращается вместе со своим конём в гору. Изменение сюжетной линии мы заметили в былине «Илья и Сокольник». Илья Муромец долго бьется с незнакомым богатырём и прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын. Однако Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам. В фильме Муромец воссоединяется со своей женой Василисой, а Сокольник вступает в личную дружину князя Владимира.
В качестве врагов Руси в фильме вместо упоминаемых в былинах реальных татар показан наполовину вымышленный азиатский народ «тугары». Скорее всего, историческим прототипом этого народа стали племена кочевников «тагарской» культуры (тагарцы), населявшие территорию Минусинской котловины (Хакасия и юг Красноярского края). Не исключено также, что название народа было образовано от имени одного из былинных персонажей Тугарина Змеевича. Предводителя тугар зовут Калином — это имя также встречается в былинах.
Таким образом, авторы при создании фильма использовали наиболее известные для массового зрителя былины. Сплетя воедино жизненный путь богатыря и его воинские подвиги, создателям фильма удалось снять добрый и патриотичный фильм. Признание в любви к Родине, выражено увлекательно, красочно и понятно. В фильме органично сочетаются и птичьи трели, и барабанящие по пеньку зайчишки с кровавыми баталиями, когда богатыри с молодецким посвистом поднимают на копье полдюжины пронзенных насквозь тугар. От такого синтеза захватывает дух. Гусли за кадром звенят возвышенно и проникновенно. Это раскатистое эхо самой настоящей «старины глубокой», пример подлинного киноэпоса, одновременно сурового и великодушного.
Илья Муромец в фильме – это образец воина, настоящий защитник своей земли. Благородный и честный Илья не нравится хитроумным и влиятельным боярам. Вельможам удается оговорить героя перед князем Владимиром. Поверив злобным наветам своих приближенных советников, правитель бросает Илью Муромца в сырое подземелье. Но тут на русскую землю нападают враги. Приходится сиятельному князю и капризным боярам идти на поклон к узнику. Для Ильи безопасность Отечества оказывается важнее личных обид и счетов. Вместе со своими друзьями Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем герой встает на защиту Руси.
2.4.Анкетирование младших школьников на тему: «Что вы знаете об Илье Муромце?»
Мы провели анкетирование младших школьников, где хотели узнать осведомленность, мнение окружающих: что знают об Илье Муромце, из каких источников получены знания. В нашем опросе приняли участие _ детей начальных классов и 6 пятиклассников. Результаты опроса:
Таким образом, лишь незначительная часть школьников знакома с именем и подвигами былинного героя из художественной литературы, большая часть младших школьников знают об Илье Муромце только по мультипликационным фильмам, созданными киностудией «Мельница». К сожалению, никто из опрошенных не смотрел художественный фильм Александра Птушко «Илья Муромец».
III. Заключение, выводы
В ходе работы над темой исследования: «Образ Ильи Муромца на страницах русских былин и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец», мы познакомились со многими былинами о герое-богатыре, прониклись интересом к былинному творчеству, посмотрели незаслуженно забытый фильм Александра Птушко, а главное, почувствовали свою причастность к истории русского народа. Исследуя материал былин и художественного фильма, мы пришли к следующим выводам:
В ходе работы над темой мы научились искать информацию в Интернете, пользоваться электронной энциклопедией, работать с информацией в книгах, обсуждать результаты работы с руководителем.
IV. Список литературы и интернет-источников:
1. http://www.vokrug.tv/product/show/ilya_muromets/ - Былины об Илье Муромце
2. https://www.youtube.com/watch?v=Ua1RxSGDjK0 Фильм-сказка «Илья Муромец» 1956г.
3. http://www.bibliotekar.ru/7-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/index.htm - В.И. Чичеров «Русское народное творчество»
4. http://lektsia.com/1x20f3.html - Основные образы былин Киевского цикла
5. www.rusinst.ru. Всеволод Миллер «Очерки русской народной словесности»
6. http://music-education.ru/byliny-kievskogo-tsikla/ - Былины киевского цикла
7. В.С. Бритвин «Кинематографические интерпретации былин на советском экране».
8. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979.
9. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора -книга
10. Кравцов, Лагутин Русское устное народное творчество. -книга
Слайд 1
Межмуниципальная научно-практическая конференция «Камера! Мотор! Читаем!» Исследовательская работа на тему: «Образ Ильи Муромца на страницах русских былин и его воплощение в фильме-сказке А. Птушко «Илья Муромец» (1956г.) Выполнили обучающиеся 6 класса филиала МОУ ГСОШ д. Василёво Калязинского района, Тверской области Артемьев Игорь, Орлова Татьяна и Сезёмова Алёна Руководитель: Полякова О.Е, учитель русского языка и литературы 2017 годСлайд 2
I . Введение 1.1. Аргументация выбора темы Былины - энциклопедия народной жизни В. Васнецов «Богатыри» В. Васнецов «Богатырь» 2004 год - выходит целая серия мультипликационных фильмов о героях-богатырях. Один из главных персонажей - Илья Муромец. Но это ли былинный богатырь?
Слайд 3
Киностудия «Мосфильм» 1956 год (афиша фильма) 60 лет назад , в 1956 году киностудия «Мосфильм» выпустила первый советский художественный фильм о легендарном киевском богатыре Илье Муромце. В сюжете картины слилось воедино множество былинных сказаний. Вопросы для исследования: Какие именно былины использовали авторы для создания фильма? Как раскрывается образ Ильи Муромца в былинах и насколько полно показан образ богатыря в фильме?
Слайд 4
1.2. Цель работы Провести сопоставительный анализ раскрытия образа Ильи Муромца на страницах былин киевского цикла и в одноимённом фильме Александра Птушко. Задачи Прочитать былины об Илье Муромце и определить, сюжет каких былин вошел в фильм. Выявить доминирующие черты Ильи Муромца как былинного богатыря. Сопоставить образ былинного и кинематографического героя. Провести анкетирование младших школьников и изучить анкетные данные. Сделать выводы.
Слайд 5
1.3. Предмет исследования - тексты былин и фильм-сказка «Илья Муромец» 1.4. Объект исследования - образ былинного героя 1.5. Методы чтение былин; просмотр фильма; поиск и сбор информации; систематизация материала; анализ; обобщение; сопоставление; выводы. 1.6. Практическая значимость Можно использовать на уроках внеклассного чтения по литературе, истории и МХК.
Слайд 6
1.7. Актуальность исследования Чтобы лучше разбираться в современном искусстве, необходимо знакомиться с первоисточниками. Нельзя, чтобы образ былинных богатырей создавался только на примерах развлекательных мультиков. Наше исследование вводит в мир прекрасного, приобщает к лучшим образцам отечественной художественной культуры, формирует патриотическое отношение к историческому и культурному наследию своего народа.
Слайд 7
II. Основная часть 2.1. Образ Ильи Муромца в былинах киевского цикла «Обретение силы Ильёй Муромцем» (Исцеление Ильи Муромца) «Илья Муромец и Святогор» «Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Илья Муромец и Идолище» «Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром» «Илья Муромец и голи кабацкие» «Илья Муромец на Соколе-корабле » «Три поездки Ильи Муромца» «Илья Муромец и Батый-царь» «Илья Муромец и Тугарин» (о жене Ильи Муромца) «Илья Муромец и Сокольник» «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» «Илья Муромец и Калин-царь » «Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем» «Илья Муромец и Алёша Попович» (С. А. Азбелев)
Слайд 8
«Исцеление Ильи Муромца» Прежде чем покинуть родную деревню, он идет в поле к родителям и там совершает свой первый подвиг — подготавливает крестьянское поле под пашню. Он наделён поистине богатырской силой , ведь корчевка пней принадлежала к числу наиболее тяжелых форм старого земледельческого труда. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» В былине можно выделить несколько основных эпизодов: освобождение Чернигова от вражеской силы, встреча с разбойником , приезд в Киев . Чтобы Соловей-разбойник не наносил больше вреда, Илья убивает его. Этим подвигом Илья выделяется среди богатырей. Он защитник родной земли, центр которой для него - Киев.
Слайд 9
«Илья Муромец и Идолище поганое» Илья - могучий и отважный защитник родной земли . Идолище с большими силами нападает на Киев, но богатырей, как часто бывает в былинах об Илье, в Киеве в это время не было — они все были в отъезде. Борьбу приходится вести Илье. В этой былине отразилось столкновение защитников христианства с иноверцами. «Илья Муромец и Калин-царь» Илья Муромец наделён исключительной силой и удалью : он один выступает против многочисленного войска татарского. Попав в плен к Калину-царю, Илья не соблазняется ни казной золотой, ни одеждами дорогими. Он остаётся верен своему Отечеству , вере русской да князю Владимиру. Здесь же звучит призыв к объединению земель русских – одна из главных идей русского героического эпоса.
Слайд 10
«Три поездки Ильи Муромца» Тема борьбы с неурядицами и разбоем на Руси. В первой поездке Илья уничтожает стан разбойников; во второй — королевичну, обманом поймавшую и заключившую в темницу великое множество добрых молодцев; в третьей поездке Илья находит деньги и строит церковь. Илья выступает против несправедливости , лжи и коварства , хотя бы в них был повинен и сам князь Владимир. «Илья Муромец и Сокольник» Бой Ильи Муромца с сыном В. Фокеев Идейное содержание былины свидетельствует о величии образа Ильи, который поднимается над личным чувством к найденному сыну во имя общих интересов. Враждебность сына родной стране вызывает необходимость его уничтожения.
Слайд 11
Выводы по главе Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства. В народном представлении он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира, «а ради матушки-свято-Русь Земли».
Слайд 12
Премьера фильма – 16 сентября 1956 г. Массовые сцены: 106000 военнослужащих, 11000 лошадей. Борис Андреев Андрей Абрикосов Наталья Медведева Нинель Мышкова 2.2. Фильм-сказка А. Птушко «Илья Муромец»: история создания и восстановления
Слайд 13
Содержание былины Сцена в фильме 1. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня («Исцеление Ильи Муромца») Пахарь Микула Селянинович дарит Илье жеребенка, из которого затем вырастает богатырский конь. 2. Богатыри меняются нательными крестами и становятся братьями. Перед смертью Святогор вдыхает в Илью богатырский дух и дарит меч-кладенец, чтоб никто из могучих богатырей не сравнился с ним по силе («Илья Муромец и Святогор » ) Калики встречают великана богатыря Святогора, который жалуется на то, что земля его не держит, и передает им свой меч, а сам превращается вместе со своим конём в гору. 3. Сокольник (сын) едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам. Муромец воссоединяется со своей женой Василисой, а Сокольник вступает в личную дружину князя Владимира 2.3. Сопоставительный анализ
Слайд 14
Выводы по главе Илья Муромец в фильме – это образец воина, настоящий защитник своей земли. Благородный и честный Илья не нравится хитроумным боярам. Вельможам удается оговорить героя перед князем Владимиром. Для Ильи безопасность Отечества оказывается важнее личных обид и счетов. Вместе со своими друзьями герой встает на защиту Руси.
Слайд 15
2.4.Анкетирование школьников на тему: « Что вы знаете об Илье Муромце? » Выводы: 43% школьников знакомы с именем и подвигами былинного героя из художественной литературы, а 57% младших школьников знают об Илье Муромце только по мультипликационным фильмам . Н икто из опрошенных не смотрел художественный фильм Александра Птушко «Илья Муромец».
Слайд 16
III . Заключение, выводы Любая экранизация берет ресурсы исходного текста и распоряжается ими. Создателям фильма удалось средствами и возможностями кинематографа того времени передать образ былинного богатыря Ильи Муромца. При создании фильма авторы использовали сюжеты наиболее известных былин об Илье Муромце. Младшие школьники не знакомы с данным фильмом. О богатыре и его подвигах знают только из мультипликационных фильмов нового поколения. крестьянин наделен могучей физической силой отличается большой духовной силой любит Родину зрелый и опытный защитник Русской земли великодушен и добр честен до мелочей и прямолинеен справедливый смелый
Слайд 17
1. http://www.vokrug.tv/product/show/ilya_muromets/ - Былины об Илье Муромце 2. https://www.youtube.com/watch?v=Ua1RxSGDjK0 Фильм-сказка « Илья Муромец » 1956г. 3. http://www.bibliotekar.ru/7-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/index.htm - В.И. Чичеров « Русское народное творчество » 4. http://lektsia.com/1x20f3.html - Основные образы былин Киевского цикла 5. www.rusinst.ru . Всеволод Миллер « Очерки русской народной словесности » 6. http://music-education.ru/byliny-kievskogo-tsikla/ - Былины киевского цикла 7. В.С. Бритвин « Кинематографические интерпретации былин на советском экране » . 8. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Аникин В.П., Лихачев Д.С., Михельсон Т.Н. М.: Детская литература, 1979. 9. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора -книга 10. Кравцов, Лагутин Русское устное народное творчество. –книга 11. http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2696/titr -фотографии актёров фильма 12. http://samlib.ru/img/d/domow_m_i/iliamuromec3/index.shtml -Илья и Святогор IV . Список литературы и интернет-источников
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Пчёлки на разведках
Швейня
Хризантема и Луковица
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")