Встреча с руководителем патриотического поискового отряда "За Родину!"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_odnoy_vstrechi.docx | 46.25 КБ |
История одной встречи
Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. Первая встреча…………………………………………….. | 4 |
Глава 2. «Всегда готов!»……………………………………………… | 6 |
Глава 3. Подарок ……………………………………………………… | 8 |
Заключение…………………………………………………………….. | 9 |
Библиографический список…………………………………………… | 10 |
Приложения…………………………………………………………….. | 11 |
Введение
История нашей страны богата героическими и трагическими событиями. Самое жестокое и страшное кровопролитие наш народ пережил в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, нет такой семьи, которой не коснулась бы война. Наши деды и прадеды воевали и умирали ради нас – своих потомков. И каждый год 9 мая, в День Победы, мы приходим поклониться солдатам, которые ценой собственных жизней спасли нашу страну от врага и защитили мир на всей планете.
Белгородцы свято чтят память о погибших. В городе Губкин и в местах боевых сражений на территории Белгородской области установлены памятники и обелиски. Забыть о тех, кто прошёл тяжелыми дорогами войны, кто выстоял и победил, было бы преступлением перед Прошлым и Будущим. В переулке Героев в мемориале «Братские могилы» похоронены 400 советских воинов, лишь имена 169 из них известны.
Актуальность исследования.
Тема моей исследовательской работы «История одной встречи» выбрана не случайно. В настоящее время, спустя уже более семи десятков лет после окончания войны, имена многих героев, место которым на гранитных плитах мемориалов, по-прежнему никому не известны.
Объект исследования. Поисковый отряд «За Родину!».
Предмет исследования. Деятельность поискового отряда «За Родину!», бойцы которого восстанавливают имена героев, с почётом предают земле останки павших солдат Великой Отечественной, ухаживают за воинскими мемориалами.
Цель исследования: беречь историческую ратную память Отечества; восстановить человеческую и историческую несправедливость по отношению к погибшим солдатам, которые числятся без вести пропавшими.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи: познакомиться с информационными источниками деятельности поискового отряда «За Родину!»; определить значимость деятельности поискового отряда «За Родину!»; провести исследование среди сверстников «Моё отношение к войне» (См. приложение 1).
Гипотеза исследования состоит в предположении, что нравственный долг каждого человека – сохранение памяти о погибших на войне.
Практическая значимость исследования. Данное исследование имеет практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать при проведении «Акции памяти», классных часов по военно-патриотическому воспитанию, написании исследовательских и творческих работ.
Сроки исследования: май 2014 года – октябрь 2015 года.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, статистическое обобщение данных, интервью.
Этапы организации исследования:
Обзор литературы. В своей работе мы использовали статью газеты «Новое время» А. Юдин «Наша цель – сохранить историю для наших детей», публикации Интернет-ресурсов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.
Глава 1. Первая встреча
Накануне 75-й годовщины со дня рождения города Губкина юные музееведы нашей школы были в городском краеведческом музее. Проходил музейный урок «Страницы истории города Губкина». И вдруг в зал вошли в камуфляжной форме четыре участника поискового отряда «За Родину!». Александр Николаевич Юдин рассказал о деятельности своего отряда. Провёл экскурсию «Эхо военных лет» (См. приложение 2).
Ребята получили задание собрать материалы по формированию поискового движения в нашей стране. Они узнали, что поисковую работу начали фронтовики на свой страх и риск, т.к. законов ещё не было. Лишь в 1988 году государство издало сразу ряд директив, постановлений, положений, законов (См. приложение 3).
Работа поисковых отрядов имеет большое значение в плане героико-патриотического воспитания молодёжи. На местах былых сражений осталось ещё много непогребённых воинов. Найти их и провести церемонии захоронения – это очень важная задача. Память о погибших должна быть действенной. Для кого же это важнее – для павших или живых? Вопрос, казалось бы, риторический. Но случается услышать в последнее время досужие рассуждения, что через 70 лет после окончания войны незачем копаться в земле, что поисковики поднимают уже когда-то похороненных солдат. На это я отвечу так: «Кто сомневается, пусть пойдёт с ними и убедится! Найдёт, например, бойца: он как стоял с винтовкой, так и есть, только просел весь. И тот, кто хоть раз у них побывал, очень старается ещё раз приехать. К ним с пониманием стали относиться силовые структуры»[1].
Сейчас поисковое движение в России набирает силу: оказывается материальная помощь на организацию полевых сезонов и проведение захоронений, выделяется транспорт, отряды наконец-то начинают получить специальное оборудование. Но главное то, что благодаря этим скромным и немногословным ребятам всё больше людей начинают понимать, а работа поисковых отрядов – это не прихоть и не причуда нескольких десятков чудаков, а дело огромной государственной важности, которое государство не удосужилось начать само – инициатива пошла, как говорится, из народа.
Глава 2. «Всегда готов!»
Работая над материалом исследования, мы обратили внимание на то, какой большой вклад внёс в поисках погибших в годы Великой Отечественной войны патриотически-поисковый отряд «За Родину!». Он был основан 24 февраля 2014 года. «Наша цель – сохранить историю для наших детей», – сказал в интервью корреспонденту газеты «Новое время» командир отряда А. Юдин [2]. Пока участников в объединении немного. Это взрослые люди, разных профессий. Александр Юдин, Александр Ершов, Сергей Панкратов, Антон Бондарев работают на шахте имени Губкина. Афанасий Еремин – священнослужитель Спасо-Преображенского собора, Сергей Шипилов – сварщик в ООО «Промплит», Андрей Галушкин – монтажник ООО «Энергомашкапитал», Андрей Монаков – экскаваторщик на Лебединском ГОКе, Игорь Седых – электрик в «Водоканале», Борис Лопин – предприниматель. У каждого из них воевали деды и прадеды. У каждого военная тема занимает особое место в жизни (См. приложение 4). Отряд зарегистрировался официально в Минюсте, в области.
В 2014 году их пригласили в Смоленскую область под Ельню на вахту памяти. Собрались там люди со всей страны. Тогда были подняты четыре погибших бойца. Это очень сложный процесс, и физически, и морально. Но появилось ощущение причастности к большому и важному делу, когда безвестные герои обретают имена, о месте их гибели узнают родные.
Последняя экспедиция проходила в четырёх километрах от деревни Солнечная Ярцевского района Смоленской области. Из десяти членов отряда на вахту поехали тогда вчетвером: Юдин, Ершов, Лопин, Седых. Просто так, без рекомендации, попасть на вахту нельзя. Во время вахты были подняты из земли останки 80 погибших бойцов. Все действия по эксгумации протоколируются. Если сохранились медальоны бойцов, они передаются в Москву, в криминалистическую лабораторию, где при особой осторожности вскрываются. Если записи имён уцелели, оповещаются родные погибших солдат. Среди останков был обнаружен личный медальон. Он принадлежал уроженецу Удмуртии Салтыков Емельян Иванович, 1906 года рождения. Стало известно имя одного из погибших воинов!
В мае нынешнего года поисковый отряд «За Родину!» принимал участие в экспедиции, организованной смоленским объединением «Долг». В районе деревни Беззаботы Смоленской области (Берниковское поселение, Глинковский район) были обнаружены останки солдата и медальон с запиской. Так было возвращено имя ещё одному бойцу Великой Отечественной войны. Это Артёмов Савелий Иванович 1913 года рождения, уроженец села Успенка, с октября 1943 года считавшийся пропавшим без вести. Мать ждала с фронта Савелия, старшего сына своего, всю жизнь. Он вернулся. Через 71 год после похоронки.
Работу, которой занимаются поисковики, трудно переоценить. Сам Александр Николаевич Юдин признался, что когда поднимают солдата, чувства переполняют: «Действительно, ощущаешь причастность к чему-то великому. Ведь сколько предки наши в той страшной войне испытали! Идешь с металлодетекторами, а они звенят! Это ж сколько люди и земля на себя смертельного железа приняли?! А когда возвращаем бойцу имя, гордимся и ещё больше понимаем, какое святое это дело» [3]..
8 февраля 2015 года проходил урок памяти юного героя-антифашиста. К юным музееведам пришли бойцы отряда «За Родину!». Они рассказали о результатах поисковых экспедиций, показали военные реликвии, найденные на местах раскопок (См. приложение 5).
«Как это было». Так назывался урок, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войны для учащихся 5-6 классов, проводимый 17 апреля 2015 г. На урок были приглашены члены поискового отряда «За Родину!» А.Н. Юдин, К.В. Цымбалюк, И.В.Седых, А.В. Бондарев. Почётным гостем была ветеран Великой Отечественной войны Тарасенко Ольга Семеновна. В ходе урока ребята познакомились с деятельностью поискового отряда. Александр Николаевич Юдин, руководитель отряда, рассказал ребятам об участии бойцов отряда в Вахте памяти, о том, как они поднимают из братских могил останки погибших солдат, а затем, со всеми почестями предают их земле (См. приложение 6).
Итак, бойцы поискового отряда «За Родину!» не только возвращают имена погибшим, которых считали без вести пропавшими, но ведут активную воспитательную работу среди учащихся.
Глава 3. Подарок
А.Н. Юдин, руководитель поискового отряда «За Родину!» подарил школьному музею боевой и трудовой славы саперную лопатку, найденную в поисковой экспедиции в 2014 году в Смоленской области (См. приложение 7). Учащиеся изучили литературу и узнали, что в середине XIX века меткость и дальнобойность огнестрельного оружия настолько возросли, что пехоте потребовалась особая защита. И она появилась в виде простого и ладного инструмента, которым мы пользуемся до сих пор. Малую пехотную лопатку изобрёл датский пехотный капитан Линнеманн (патент 1869 года). Из-за прохладного отношения к себе на родине он с 1871 года стал производить её в Австрии, для начала выполнив заказ и российской армии (60 000 штук за 30 000 рублей) [4].
Требования к такому инструменту были просты и уже сформулированы военно-полевой практикой. Под разными названиями («линнеманновская пехотная», «малая пехотная», «носимая лопата» и т. д.) новинка очень быстро прижилась в европейских, а потом практически и во всех армиях мира. Но сначала она повсюду прошла сравнительные испытания с полноразмерной сапёрной лопатой. И оказалось, что малышка соответствует большой лопате, как 2:3, зато намного компактней и универсальней. Тогда же в армейские наставления вошли основные правила пользования ею, дошедшие до нас почти без изменений. Она улучшалась, менялись материал, размеры и отчасти конструкция, но принцип остался прежним: это – носимое инженерное оснащение солдата.
Прежде всего, этой лопаткой пользуются вовсе не сапёры, как это звучит в её обиходном названии. Она входит в комплект оснащения всех солдат, воюющих на суше, во всём их многообразии, от самой простой пехоты-«мобуты» до самого крутого спецназа. Её официальное табельное наименование в России — МПЛ-50 (малая пехотная лопата, длина 50 см). Это носимый шанцевый инструмент, т. е. она у бойца всегда при себе на случай срочного самоокапывания, отрытия одиночного окопа, чаще всего в бою, под огнём противника. В остальных случаях создания военно-инженерных сооружений используется большая саперная лопата (БСЛ-110), являющаяся возимым шанцевым инструментом.
Подарок поисковиков «Сапёрная лопатка» нашёл постоянное место на мини-выставке «В этих вещах храниться дух войны» (См. приложение 8).
Заключение
Исследовательская работа «История одной встречи» – это своеобразная дань живым и павшим защитникам Отечества, которые приближали Победу. Это слова признательности тем, кто причастен к увековечиванию памяти о погибших.
Гипотеза, представленная в работе, нашла полное своё подтверждение в ходе исследования: чтобы унаследовать все лучшие человеческие качества, молодое поколение должно помнить о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён.
Помогает сохранить историческую связь поколений поисковый отряд «За Родину!», бойцы которого внесли значительный вклад в увековечивание памяти о погибших благодаря горячей любви к родине и ответственности перед мёртвыми и живыми героями войны.
Война для поисковиков – не далёкое прошлое, а сегодняшняя реальность. Они каждый год выезжают на места ожесточённых боёв, расспрашивают очевидцев, исследуют местность и копают. При любой погоде и в любых условиях копают, поднимая ценные находки: останки, оружие, боеприпасы. Они радуются, когда им удается вернуть из небытия имя найденного на поле сражения русского солдата. Бойцы поискового отряда ведут большую воспитательную работу с юными губкинцами.
Есть одна мечта у поисковиков: получить небольшое помещение для постоянной выставки, куда могли бы приходить дети и взрослые, чтобы соприкоснуться с военной историей.
Исследовательская работа по данной теме обогатила меня духовно, заставила серьёзнее относиться к событиям прошедшей войны, понять значимость людей, которые посвятили себя трудной работе по увековечиванию памяти о войне. Это надо не мёртвым, это надо живым!
Я благодарна учителям истории моей школы Аршиновой Елене Геннадьевне и Аршиновой Жанне Вячеславовне, председателю совета ветеранов микрорайона школы Помельниковой Валентине Сергеевне, членам поискового отряда «За Родину!», командиру Александру Николаевичу Юдину, которые приобщили меня к Памяти. Мы не забываем о том, что было, а значит, у нас есть будущее.
Библиографический список
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Анкета «Мое отношение к войне»
В процессе работы над исследовательской работой мною был проведён опрос учащихся в количестве 63 человек. (Приложение 2)
Цель исследования: выявить уровень знаний учащихся школьного возраста о Великой Отечественной войне и отношение их к поисковой деятельности.
Объект исследования: учащиеся 6, 9,11 классов МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Результаты анкетирования
Номер вопроса | 6 класс | 9 класс | 11 класс | итого |
19 человек | 18 человек | 26 человек | 63 человека | |
1.Когда была Великая Отечественная война? | Знают – 13 Не знают – 6 | Знают – 14 Не знают – 4 | Знают – 24 Не знают – 2 | Знают – 51 Не знают – 12 |
2. Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией? | Знают – 8 Не знают – 11 | Знают – 6 Не знают – 12 | Знают – 23 Не знают – 3 | Знают – 37 Не знают – 26 |
3.Кого из героев войны вы знаете? | Вспомнили фамилии героев: Ватутина, Сталина, Жукова -10. Назвали имена своих прадедов, сражавшихся на войне- 3 Не дали ответа на вопрос – 6 | Вспомнили фамилии героев: Ватутина, Сталина, Жукова – 11 Назвали имена своих прадедов, сражавшихся на войне- 4 Не дали ответа на вопрос – 3 | Вспомнили фамилии героев: Ватутина, Сталина, Жукова -20 Не дали ответа на вопрос – 6 | Дали ответ – 54 Не дали ответа- 9 |
4.Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет? | Воспоминания родных – 6 Просмотр кинофильмов о войне – 13 | Воспоминания родных – 4 Просмотр кинофильмов о войне – 10 Школьные уроки истории – 4 | Воспоминания родных – 3 Просмотр кинофильмов о войне – 12 Школьные уроки истории – 11 | Воспоминания о родных – 13 Просмотр кинофильмов о войне – 35 Школьные уроки истории - 15 |
| Часто – 4 Редко – 2 По праздникам – 13 | Часто – 8 Редко – 2 По праздникам – 8 | Часто – 3 Редко – 7 По праздникам - 16 | Часто – 15 Редко – 11 По праздникам – 37 |
6. Обсуждаете ли вы в семье события военных лет? | Да – 9 Никогда – 8 Редко – 2 | Да – 7 9 Мая – 11 | Да – 4 Никогда – 4 Редко – 9 9 Мая – 9 | Да – 20 Никогда – 12 Редко – 11 9 Мая – 20 |
7.Посещаете ли вы памятные места, связанные с событиями Великой Отечественной войны
| Да, это наш долг – 13 Нет, мне это не интересно – 1 Если родители поедут – 4 В составе делегации от школы -1 | Да, это наш долг – 7 Нет, мне это не интересно -1 Если родители поедут – 6 В составе делегации от школы – 4 | Да, это наш долг – 13 Нет, мне это не интересно -1 В составе делегации от школы – 12 | Да, это наш долг – 33 Нет, мне это не интересно -3 Если родители поедут – 10 В составе делегации от школы -17 |
8. Какие черты характера ты хотел бы воспитать у себя? | Качество, которое хотел бы воспитать более всего: 1.смелость 2. трудолюбие 3. творчество | Качество, которое хотел бы воспитать более всего: 1.стойкость 2. трудолюбие 3.оптимизм 4.патриотизм | Качество, которое хотел бы воспитать более всего: 1.жизнелюбие 2. трудолюбие 3. творчество 4.патриотизм | Качество, которое хотел бы воспитать более всего: 1.трудолюбие 2. творчество
|
9. Как вы относитесь к перезахоронению останков солдат, которое производят поисковики в нашем районе? | Одобрительно - 7 Отрицательно - 2 Мне все равно - 3 Не знаю - 6 | Одобрительно - 8 Отрицательно - 4 Мне все равно - 2 Не знаю - 4 | Одобрительно - 17 Отрицательно - 5 Мне все равно - 0 Не знаю - 4 | Одобрительно - 32 Отрицательно - 11 Мне все равно - 5 Не знаю - 14 |
Анализ анкет учащихся
Исследование ответов на вопросы учащихся показало, что большая часть из опрошенных знают дату начала и конца Великой Отечественной войны, но насторожило то, что 2 одиннадцатиклассника не смогли (или не захотели?) ответить на этот вопрос. Интересен момент – ученик знает дату войны, но не может подсчитать количество пройденных лет со дня Победы. Таких оказалось 26 человек, в основном это ученики 6 и 9 классов.
54 человека из 63 знают героев войны, но называют героя Советского Союза Ватутина Н.Ф., имя которого часто слышат на мероприятиях в школе, маршала Жукова и своего деда, точнее, прадеда.
Основные знания о событиях 1941-1945гг мы узнаем из кинофильмов, меньше - в школе на уроках, ещё меньше – дома. А ведь важно, чтобы история войны входила в сердце ребёнка через историю его семьи, тогда события тех лет станут ближе, понятнее, значимее.
Мы имеем редкую возможность узнать о войне в живом общении с ветеранами войны, так как это поколение уходит из жизни. А на торжественных мероприятиях, к сожалению, не всегда у ветерана есть возможность рассказать подробно о своих фронтовых дорогах, и поэтому мои сверстники запоминают награды, которые теснятся на груди ветеранов, и в меньшей мере их боевой путь.
С горечью надо признать, что в семье родители мало заботятся о воспитании патриотизма в своих детях. Только 10 из опрошенных учеников ответили, что посещают вместе с родителями памятные места (Мемориал «Прохоровское поле» памятники Курской битвы), связанные с событиями Великой Отечественной войны. Не случайно среди наиболее значимых качеств, которые хотели бы воспитать у себя, всего 4 человека из опрошенных назвали патриотизм.
В ответе на вопрос о перезахоронении останков солдат, которое производят поисковики нашего города, мнения разделились: половина опрошенных относится одобрительно, другая половина либо не определилась с ответом, либо относится отрицательно, либо откровенно равнодушна.
Анализ социологического опроса, проведенного мною, показал, что для воспитания патриотического чувства на примере воинских подвигов необходимо объединить усилия родителей, людей старшего поколения, общественность.
Лупленый бочок
Лягушка-путешественница
Золотая хохлома
У меня в портфеле
Девочка-Снегурочка