В условиях современной международной обстановки и процессов формирования новой системы международных отношений необходимо иметь четкое представление о целях, методах, законах формирования имиджа государства на мировой арене.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_formirovanie_polozhitelnogo_imidzha_sovremennoy_rossii.doc | 94.5 КБ |
Формирование положительного имиджа современной России
(Исследование)
Содержание
Введение………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Качественные характеристики имиджа России……... | 6 |
Глава 2. Информационная политика государства…………….. | 10 |
Заключение………………………………………………………. | 13 |
Список использованной литературы…………………………… | 15 |
Введение
Начало XXI века стало для внешней политики Российского государства временем перехода к новому, исключительно ответственному этапу развития, обусловленному, с одной стороны, крупными позитивными изменениями в самой России, а с другой – глубинными процессами в мировой политике и экономике.
Российское государство ничего не скрывает от мирового сообщества, а напротив, проводит максимально прозрачную внешнюю политику, учитывающую законные интересы других стран и нацеленную на поиск совместных решений и развитие взаимовыгодного сотрудничества со всеми, кто хочет и готов к этому сотрудничеству.
Актуальность темы. В условиях современной международной обстановки и процессов формирования новой системы международных отношений необходимо иметь четкое представление о целях, методах, законах формирования имиджа государства на мировой арене. Вектор российской внешней политики направлен на «многополярный» мир – с центрами влияния в США, объединенной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Проблема международного имиджа России вышла на первый план. Она широко обсуждается на всех уровнях – от высших официальных органов власти до школьных и студенческих семинаров и общественных дискуссионных клубов. Попытки приблизиться к ее решению и выработать конкретную программу мер по контролю над имиджем страны и его улучшению, предпринимаются на самом высоком государственном уровне.
Цель работы – 1) выявить наиболее проблемные вопросы в восприятии России за рубежом. При этом автор базируется как на опросах общественного мнения, так и проводит анализ опосредованного воздействия через СМИ на формирование общественного мнения о России в зарубежных странах; 2) выделить тенденции развития России XXI века, выработать общие рекомендации и предложить комплекс мер по улучшению имиджа страны.
Предмет исследования. Настоящая работа посвящена исследованию процесса формирования образа России за рубежом и выработке продуманной стратегии взаимоотношений государства и СМИ.
Научная новизна этой работы состоит в попытке выявить наиболее проблемные вопросы в восприятии России с учетом современных тенденций, объективно существующих в международных отношениях в настоящее время.
После распада СССР перед российской дипломатией в информационной сфере встали следующие задачи:
1. формирование нового имиджа РФ как нового и равноправного игрока на мировой политической и экономической арене;
2. обеспечение политических и экономических интересов РФ за рубежом с целью привлечения иностранных инвестиций, поддержание национальных компаний на внешних рынках, установление добрососедских отношений, участие в мировой политике в качестве влиятельного игрока, участие в процессах глобализации, сотрудничество с международными организациями и т.д.;
3. продвижение национальных и культурных ценностей, достижений науки и спорта, как важной составляющей формирования нового имиджа РФ.
Указом Президента РФ от 12 марта 1996 года «О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии РФ» ведущую позицию в процессе формировании образа нашей страны за рубежом занял МИД России.
В Российской Федерации принята Доктрина информационной безопасности, в которой говорится о необходимости информационного обеспечения деятельности государства и о потребности в развитии отечественной индустрии средств массовой информации, коммуникации и связи. Как отмечает доктор политических наук, профессор А.В. Торкунов: «В сегодняшних условиях содействие объективному восприятию России за рубежом на основе достоверной информации – это проблема не только международного престижа, но и национальной безопасности».
В утвержденной президентом В.В. Путиным в январе 2000 года Концепции национальной безопасности РФ наряду с другими важными сферами защиты интересов страны говорится и об информационной области. «Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран» [12] и т.д.
Глава 1
Качественные характеристики имиджа России
В российской научной литературе, публицистике и политической дискуссии такие понятия, как «образ» и «имидж», употребляются в основном как синонимы. На наш взгляд, это не совсем оправданно. Образ включает представления о стране, существующие в сознании находящихся в ее культурном поле или соприкасающихся с ним групп населения. Эти представления складываются в целостную картину – своего рода «портрет».
Имидж – понятие более узкое; оно определяет ту составляющую национального образа, которая формируется под воздействием направленных на его конструирование ресурсов и технологий, в первую очередь находящихся в непосредственном распоряжении заинтересованного государства.
В своем интервью председатель МИД России М.Л. Камынин в газете «Труд» сказал: «Имидж, как доходчиво выразился один из моих коллег, это не мешок картошки, который можно поднять или опустить. Это комплекс субъективных представлений о различных аспектах политики страны, о ее достижениях в области науки, культуры, спорта, наконец, о людях, ее населяющих». [5]
Имидж России в международном контексте, с одной стороны, определяется характером отношения к России и россиянам со стороны граждан других стран мира; с другой стороны, он в высокой степени подвержен влиянию освещения проблем России зарубежными средствами массовой информации.
Восприятие России и россиян в странах мира заметно варьируется в зависимости от региональной принадлежности государства. Согласно данным новейшего исследования [Kohut, Wike, Horowitz 2007], в рамках которого были осуществлены замеры позитивного и негативного отношения граждан к различным странам мира, достаточно позитивный образ России характерен для стран СНГ и стран третьего мира, при этом в несколько меньшей степени – для Латинской Америки и Ближнего Востока (однако в странах Ближнего Востока образ России значительно более позитивен, чем образ США). Заметно более негативен образ России в странах Запада (при этом, в несколько меньшей степени в США, Канаде и Великобритании). Для стран Восточной Европы характерна очень сильная вариация (скажем, в Болгарии образ России – выражено позитивен, а в Польше – выражено негативен). [7] В последний год отношения Польши и России изменяются в пользу позитива.
По данным социологических опросов, проведенных в 2007 году в Германии, подавляющее большинство немцев (90%) ассоциируют Россию, в первую очередь, с огромными территориями, во вторую – с проблемой неравенства. Из числа качеств, приписываемых немцами россиянам, первое место заняло пьянство. Среди положительных характеристик россиян жители Германии выделили гостеприимность, отвагу, эмоциональность и щедрость. Также результаты исследования показали, что позитивными аспектами имиджа России в Германии являются экономический рост, классическое искусство и классическая литература [WINGAS 2007]. [7]
Американская исследовательская компания «Глобал маркет инсайт», занимающаяся составлением рейтингов репутации развитых и развивающихся стран, в ходе опросов по всему миру выяснила: Россию, как и полвека назад, уважают за спорт и балет, за «космонавта Юрия Гагарина» и «победу во второй мировой войне», а политические и экономические успехи последних лет практически никак не отразились на российском имидже. Подавляющее большинство из 25 907 респондентов отметили, что россиян воспринимают как «дружелюбных, приветливых и умных». [7]
По мнению россиян наиболее значимыми элементами позитивной российской самоидентификации сегодня являются:
1. Территория («Русская земля»).
2. Природные богатства («кладовая мира»).
3. Язык.
4. Религиозные традиции и обычаи.
5. Духовное и культурное наследие и высшие достижения культуры.
6. Исторические вехи, в первую очередь победа в Великой Отечественной войне.
7. Общие представления о национальном характере (открытость, гостеприимство, бескорыстие и другие). [9]
Содержательное наполнение этих «элементов» формирует «внутренний» образ страны. Отсутствие в этом ряду общезначимых политических и культурных ориентиров указывает на незавершенность периода трансформации общественных институтов. Тем более важным представляется анализ динамики как представлений россиян о своей стране, так и отношения к России в мире. Он позволяет выявить те составляющие, которые могут задавать позитивный вектор восприятия, ключевой с точки зрения «социального самочувствия» нации.
Последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью создания управляемого имиджа за рубежом или его корректировки. О важности внешних коммуникаций можно судить по бюджетам, которые правительства этих стран выделяли на работу в данной области. Например, до начала рецессии США ежегодно тратили US $2 млрд. [6] на продвижение собственного имиджа за рубежом, Великобритания – US $1,3 млрд., а Саудовская Аравия – около US $6 млрд. в год. [7]
Спустя 10 лет после начала кампании по формированию внешнего имиджа России закономерно возникает вопрос о мониторинге и оценке результатов. По мнению экспертов, положительные эффекты минимальны, несмотря на серьезную финансовую и административную поддержку. Коммуникационная деятельность была недостаточной, несбалансированной, направленной, в основном, на развитие патриотизма. [9].
Если говорить о внутреннем имидже России, то уместным кажется следующее наблюдение экспертов [9]. Они отмечают, что в современном обществе население страны начинает переосмысливать себя, когда сталкивается:
- с угрозой национальной безопасности, носящей, как правило, глобальный характер – эта ситуация характерна для развитых западноевропейских стран,
- или с необходимостью модернизационных преобразований, что можно было наблюдать в государствах Юго-Восточной Азии.
Репутация нынешней России заработана в немалой степени в советские времена. В каком-то смысле сейчас мы этот бренд проедаем. Мы внимательно следим за тем, что пишут и думают о России за рубежом, как оценивают наше видение глобальных проблем безопасности и развития, как воспринимают наш бизнес. Не секрет, что в Москве обеспокоены ужесточением антироссийской риторики в ряде западных печатных изданий. Мы предпочли бы обстоятельный диалог по всем проблемам, в том числе и внутрироссийской политики, но лишь с доброжелательных позиций взаимного уважения, без конфронтации и грязных пиар-технологий.
Положительный образ России за рубежом, учитывая, стереотипное восприятие, – это совокупность представлений отдельных личностей, групп людей и целых народов о том, что есть Россия. Такой собирательный образ всегда многогранен, он зависит от исторически сложившихся отношений между государствами, от географического положения страны, отсутствия или наличия общих интересов или, наоборот, их столкновения.
Глава 2
Информационная политика государства
Комплексная информационная политика государства является наиболее реальным и эффективным методом в работе по формированию имиджа страны на мировой арене.
Информационная составляющая обеспечения национальных интересов России за рубежом представляется особенно важной, так как сейчас уже стало абсолютно очевидно, что XXI век характеризуется, прежде всего, бумом информационных технологий, что возможности информационного воздействия на общественные процессы во многом опережают по своей эффективности и актуальности все остальные модели, в том числе и силовые.
Обладание информацией, умение и возможности оперативно и в нужный момент ее использовать, координация деятельности всех заинтересованных сторон и полное подчинение единой цели – вот основные методические моменты, соразмерное использование которых позволяет государству быть на гребне информационной волны. Кроме того, именно СМИ позволяют обеспечить непрерывность и целенаправленность информационного влияния, что является непременным условием коренных изменений уже сложившихся негативных представлений о России.
Пассивная позиция в нынешнем положении или действия методами точечных ударов, лишь в определенные моменты, например, связанные с официальными визитами Президента или высших правительственных делегаций, не может быть адекватным ответом на довольно агрессивную информационную политику в отношении России со стороны буквально всех стран мира, активно влияющих на общемировые политические и экономические процессы.
В 2006 году Россия принимала в Санкт-Петербурге саммит «большой восьмерки». Решая вопросы информ- и пиар-сопровождения, мы впервые прибегли к услугам профильной международной компании «Кечум». Эксперимент прошел крайне удачно. Мы сейчас размышляем над перспективами дальнейшего использования услуг аналогичных фирм уже в более широком аспекте. [5].
Все мы в этом убедились не так давно, когда большинство членов МОК проголосовало за проведение Олимпиады 2014 года в Сочи и члены ФИФА проголосовали за проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу в России. Это важные свидетельства того, что имидж России выглядит сегодня вовсе не таким, каким его стремятся представить наши недоброжелатели.
«Я часто бываю за границей и, что называется, кожей ощущаю недостаток живой и правдивой информации о нашей стране. Есть непонимание, но есть и искреннее желание разобраться в том, что у нас происходит. Наша задача не «прятать голову в песок», а показать мировому сообществу реальный образ России, ее устремления, основы внутренней и внешней политики». (Из интервью М.Л. Камынина) [5]
Общение с целевой аудиторией происходит через существующие каналы трансляции. При выборе приоритетных каналов следует исходить из ответа на следующие вопросы:
1. Где мы хотим, чтобы о нас говорили хорошо?
2. Где мы хотим, чтобы о нас не говорили плохо?
Очевидно, что мы хотим транслировать положительный «я»-образ (т.е. финансировать проекты, несущие этот образ) на следующих каналах:
- Школа (Уроки литературы, истории, обществоведения).
- Молодежная тусовка (клубы, кафе, рестораны, радиостанции, представители молодежной музыкальной культуры).
- Телевидение (фильмы, сериалы, программы новостей).
- Интернет (развлекательные порталы).
- Кино (отечественные и западные фильмы).
- Популярная литература.
- Носители мнений (музыканты, актеры, писатели).
Что можно сделать для укрепления положительного имиджа в России?
На наш взгляд, это:
Первые ожидаемые результаты:
Мы ожидаем повышение интереса к неизвестным фактам истории. Формирование конкуренции традиционным играм, лишь убивающим время игрока, формирование положительного эмоционального фона для восприятия положительных стереотипов, вытеснение из сознания некоторых отрицательных стереотипов путем их высмеивания, развенчания.
Заключение
В настоящее время назрела необходимость сделать первые шаги в направлении эффективного использования позитивных предпосылок для того, чтобы образ России воплотил в себе те составляющие, которые определят ей достойное место и роль в современном глобальном пространстве среди более динамично и прогрессивно развивающихся стран мира.
При написании работы автор систематизировал информацию, представленную в различных аналитических материалах российских и зарубежных авторов, и сформулировал основные направления, в разрезе которых должен формироваться позитивный образ России.
Во-первых, информационная политика национального телевидения играет сегодня против репутации России. Темами, которым уделяется большее внимание, являются катастрофы. Это не значит, что проблемы нужно замалчивать. Но нужно показывать, как проблемы решаются, как концентрируются ресурсы, показывать примеры эффективной политики. Необходимо разработать и последовательно реализовать принципы информационной политики государства, учитывающей потребности в развитии его репутации.
Во-вторых, в рамках политики по созданию репутации России необходима тесная координация в работе различных ведомств и служб, построенная на фундаменте таких принципов, которые раскрывают тот или иной образ страны. В качестве примера можно привести аналогичную систему в США, которая не устает демонстрировать принцип готовности защищать своих граждан в любой части света в любой ситуации. Америка готова к любой концентрации сил для того, чтобы вызволить своего гражданина из кризисной ситуации, что необычайно полезно для ее репутации как сильного государства.
Необходимо разработать концепцию представления России в мире, в которой заложить принципы, наиболее адекватно и выгодно представляющие государство как культурно развитую страну, научного и технологического лидера с богатой историей и большим будущим, страну, соответствующую условиям новой мировой «экономики знаний».
Что лежит в основе этой концепции?
– Привлекательность российской экономической системы для внешних инвесторов, связанная не только с совершенствованием государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, формирование единого правового поля и т.д., но и с правильным преподнесением потенциальным инвесторам информации и акцентированием их внимания на объективных преимуществах работы с Россией.
– Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира является надежным проводником идеологии демократизации общества.
– Использование возможностей непосредственного взаимодействия с организациями и людьми, в том числе через государственные структуры, общественные организации, частный бизнес, в процессе непосредственных контактов при проведении встреч, презентаций, выставок, форумов и конференций.
– Использование возможностей прессы, радио, телевидения, других медиа-каналов, включая Internet, телетайп, телефакс и т.д.
Работа над созданием репутации России должна стать общенациональной задачей в том смысле, что это дело должно объединить усилия государства, корпораций, общественных объединений и групп. Для эффективной координации этих усилий необходимо создание специального центра, интеллектуального ядра, способного разработать адекватную информационную политику и содействовать ее реализации.
Работа по созданию позитивного имиджа страны – прямое следствие демонстрации и защиты национальных интересов.
Список использованной литературы
Источники:
1. Конституция РФ. http://www.mid.ru
2. Концепция внешней политики РФ. http://www.mid.ru
3. Концепция национальной безопасности РФ. http://www.mid.ru
4. Доктрина информационной безопасности РФ. http://www.mid.ru
5. Военная доктрина РФ. http://www.mid.ru
6. Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. «О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Дипломатический вестник. №4, 1996 г.
7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М.: Центр «Право и СМИ», 1999 г.
8. Закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Центр «Право и СМИ», 1999 г.
9. Положение о департаменте информации и печати МИД РФ, утвержденное 17 ноября 1995 г.
10. Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные Правительством РФ 13 сентября 1994г.
11. Обзоры откликов аккредитованных в РФ инкоров по имиджу России за рубежом и информационной деятельности МИД России.
12. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации / В.В. Путин // Международная жизнь. – 2001г. -№ 5.-С. 97-111
Литература:
1. Бажанов Е.П. «Актуальные проблемы международных отношений». В 3 томах, М.: Научная книга, 2001 г.;
2. Бажанов Е.П. «Приоритеты России в меняющемся мире». М.: Научная книга, 2000 г. – 42 с.;
3. Иванов И.С. «Внешняя политика России в эпоху глобализации. Статьи и выступления». М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2002г. – 415 с.;
4. Иванов И.С. «Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политике страны». М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г. – 382 с.;
5. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. «Третья мировая информационно-психологическая война». М., 1999 г.;
6. Почепцов Г.Г. «Имиджелогия». М, 2001 г. – 255;
7. Торопова Е. Внешнеполитический имидж страны: значение и пути формирования// Материалы докладов XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». – М., 2008. – 573 с.;
8. Хачатуров К. «Три знака времени: Полвека в международной политике». М.: Международные отношения, 2002г. – 400с.;
9. Шаклеина Т.А. «Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссия в политико-академических сообществах России и США 1991 –2002 гг.» М.; 2002 г. – 443 с.
Периодические издания:
1. Багиров А. «Новые информационные технологии в международных отношениях». Международная жизнь, №8, 2001 г.;
2. Бояров В. «России нужен реальный имидж, а не розовое вранье». Интервью с руководителем Центра инвестиционных проектов и программ, доктором экономических наук Г. Лучанским. Век, № 34, 4-11 октября 2002 г.;
3. Выступление И.С.Иванова перед участниками второго всемирного конгресса русской прессы. Вашингтон, 27 апреля 2000 г. Дипломатический вестник, №5, 2000 г;
4. Выступление Президента РФ В.В. Путина в МИД РФ 26 января 2001 г. Дипломатический вестник, №5, 2000 г.;
5. Интервью официального представителя МИД России М.Л. Камынина об имидже России в мире. 23 ноября 2003 г. Труд-7, № 51 , 2003 г.
Интернет ресурсы:
1. Агентство Франс Пресс http://www.afp.com/
2. Газета.Ru - сетевая газета http://www.gazeta.ru
3. Интерфакс - информационное агентство http://www.interfax.ru/
4. ИТАР-ТАСС - новости онлайн http://www.itar-tass.ru/
6. Официального веб-сайта РОМИР http://www.romir.ru
7. Официальный веб-сайт МИД РФ http://www.mid.ru
8. Официальный веб-сайт радиостанции “Голос России” http://www.vor.ru
9. Официальный веб-сайт РАМИ http://www.rami.ru
10. Официальный веб-сайт РИА «Новости» http://www.rian.ru
11. Российская газета - издание Правительства РФ http://www.rg.ru/
12. Страна.Ru - национальная информационная служба http://www.strana.ru/
Филимоновская игрушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Хитрый коврик
Можно от Солнца уйти...
Алые паруса