Исследовательская работа представляет собой подробный анализ стихотворений М.Лермонтова, где речь идёт о ДУШЕ как обЪекте воздействия на человека и окружающую среду. В работе представлены схемы-обобщения, помогающие глубже понять материал исследования
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 131.85 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕРГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
607513 Нижегородская область, г. Сергач, ул. Краснодонцев, 38 а
Тел./факс (8-83191-5-90-
Исследовательская работа
«Словообраз душа в лирике М.Ю.Лермонтова.
Душа как объект воздействия»
Автор работы:
Пытина Лариса , обучающаяся 10 кл. «Сергачская МБОУ СОШ №2»
Руководитель:
Лаптева Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы.
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение cтр. 3-5
Часть I (теоретическая) стр. 6 - 7
Часть II (практическая) стр. 8- 10
Заключение стр. 11-12
Список литературы стр. 13
Приложение 1 стр. 14
Приложение 2 стр. 15
Приложение 3 стр. 16
Приложение 4 стр. 17
Приложение 5 стр. 18
Введение.
Тема: «Словообраз душа в лирике М.Ю.Лермонтова. Душа как объект воздействия».
Обоснование актуальности:
Отношение к миру каждый человек пытается выразить по-своему. Кто-то рисует картины, кто-то сочиняет музыку, а кто-то ответ ищет в поэзии. Мною двигало желание отыскать и открыть то, что до тебя ещё не никто не открыл. Меня ,в первую очередь, привлекает работа над словом .
Чтобы понять глубинный смысл стихотворения ,я часто обращаюсь к лингвопоэтическому анализу .
Объект исследования:
СтихотворенияМ.Ю.Лермонтова,,автобиография, воспоминания, официальные документы.
Предмет исследования: изучение официальных документов, анализ стихотворений.
Цель:
Доказать, что словообраз душа в лирике Лермонтова был необходим для адекватного выражения своего ( и лирического героя) отношения к миру.
Задачи:
Гипотеза:
Слово является носителем культурно-исторической информации. Однако оно содержит эту информацию в свёрнутом виде. Анализ художественного текста помогает читателю распознать и осмыслить эту информацию, опираясь на ключевые слова.
Методы:
Практическая значимость:
обобщить материал, потому что он важен для понимания смысла стихотворения, активизировать работу с использованием лингвокультурологического анализа, возродить любовь к поэзии, сохранить интерес к слову.
Прогнозируемые результаты:
Образовательные:
- изучение творчества М.Ю.Лермонтова в 10 классе;
- приобретение навыков исследовательской работы.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие навыков сотрудничества;
- развитие творческих способностей.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к поэзии
- воспитание уважения и внимания к слову;
-Результаты реализации:
Выступление на уроке литературы, на районной конференции «Шаг в науку», на заседании литературного кружка и клубного часа.
Приняли участие в данной работе:
Пытина Лариса-ученица 10 класса МБОУ «Сергачская СОШ №2»
Лаптева Наталья Ивановна –учитель русского языка и литературы
Часть 1(теоретическая)
Слово только на первый взгляд кажется простой и понятной единицей языка. При внимательном исследовании оно предстает сложнейшей структурой с неисчерпаемым содержанием.
Л.Крысин.
Носителями культурно-исторической информации являются прежде всего слова. Но они содержат эту информацию в свернутом виде. По мере необходимости, а иногда и случайно информация может развертываться, расширяться, преобразуясь в высказывания, в текст, может возникнуть в виде перечислительных словесных блоков или даже быть выраженной вербально, но остаться в сознании человека в виде каких-то трудно уловимых впечатлений. Часто бывает, что сам текст как бы нагружает слово особой значимостью и концентрирует на нем ту информацию, которая рассеяна в тексте и аккумулируется в наиболее емком, ключевом слове . /1/
На уроках литературы мы часто используем анализ литературного разбора произведения. Он предполагает читательскую деятельность, которая направлена на распознавание в тексте языковых знаков (ключевых слов) и осмысление передаваемой ими образной информации.
Такое обогащенное понимание целого помогает переосмыслить и понять части целого.
Мне интересны уроки подобного плана. Благодаря им, я научилась анализировать стихи, видеть за словом глубокий смысл.
Признаюсь, никогда не думала, что работа со словом и словарем такая интересная! А ведь раньше я не любила стихи, они казались мне скучными, плохо запоминались. Но мой учитель смог изменить моё мнение, благодаря лингвопоэтическому анализу слова. После такого разбора все сразу становится ясным. Теперь я не только люблю стихи, но и пытаюсь их изобразить на бумаге в виде рисунка, схемы, портрета к слову.
Вот такую схему мне удалось составить, анализируя следующие стихи М,Ю.Лермонтова:
«Молитва»,
«Расстались мы…»,
«Земля и небо»,
«С такой душой ты бог или злодей…»,
«1831-го июня11дня».
Часть2 (практическая)
Во время изучали творчество М.Ю.Лермонтова в 10 классе, учитель поставил задачу: подготовить проекты-исследования по теме «Словообраз душа в лирике М.Ю.Лермонтова». Для этого необходимо было определиться с выбором стихотворений, с правильностью их понимания и толкования. Самое важное- это самостоятельный труд, желание отыскать и открыть то, что до тебя еще никто не открыл.
Нетрудно заметить, что наиболее ярко роль слов проявляется в художественном произведении и прежде всего в поэтическом тексте, ибо существует разница в словесном обозначении чего- либо в прозе и в поэзии. Прозаическое слово, обозначив или нарисовав предмет, может уйти из сознания, оставив впечатления в виде неречевых образов, картин. В поэзии художественный предмет слит именно с данным словом, неотрывен от него и существует только в нем. Поэтому нагрузка поэтического слова очень велика. /1/
В первую очередь обратимся к словарю С.И.Ожегова./2/.
Душа- 1)внутренний, психический мир человека, его сознание(Предан душой и телом кому-либо).
2)То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами(Добрая душа. Низкая душа).
3) сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти(бессмертная душа)
Какое же значение приобретает слово душа в лирике известного русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова?
Судя по данным «Лермонтовской энциклопедии» , оно занимает особое место. Этот словообраз был необходим Лермонтову для адекватного выражения своего ( и лирического героя ) отношения к миру.
Все случаи употребления слова душа в лирике поэта очень условно ( для удобства анализа) можно разделить на 4 группы:
Причём наиболее частотна группа третья.
Хочу остановиться на третьей группе: «Душа как бъект воздействия»
Как известно, предметы и явления могут оказывать на душу благоприятные и неблагоприятные воздействия.
К первым относятся: Матерь Божия, ангел, гений , звезда.
Я, матерь Божия, ныне с молитвою…
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
(«Молитва»). Приложение 1
Внимательно прочитав стихотворение «Молитва», я пришла к выводу:
душа странника ждёт счастья, верных спутников, внимания к себе, светлой молодости и спокойной старости, а в час прощальный- ангела душу прекрасную. Это , безусловно, благоприятные воздействия.
Благое воздействие на душу имеет образ возлюбленной (её облик, голос, взор) или она сама (одно лишь существо).
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бедный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
(«Расстались мы…»). Приложение 2
Проникают в душу, сливаются с ней, радуя её, гармонически е звуки музыки, птичьего пения, человеческого голоса:
Есть звуки- значенье ничтожно
И презрено гордой толпой-
Но их забыть невозможно:
Как жизнь, они слиты с душой…
(«Прости, мы не встретимся боле…»). Приложение 3
Повторяющееся слово «прости», сказанное в момент расставания лирических героев, проникает в душу и призывает не жалеть о короткой любви.
Хранителем души может быть совесть, а также беспечность, спокойствие, которое «омывает» её. В «первобытный ».т.е. здоровый вид душу приводят кочевая жизнь,труды, заботы. Целью этих воздействий, если определить её в общем виде, является сохранение души в её целостности и здоровье.
Негативное воздействие на душу оказывают , обнимая её, неизвестность, тьма, холод, тоска, безответная любовь, светское общество .Сравним:
Но свет чего не уничтожит?
Что благодарное снесёт,
Какую душу не сожмёт,
Чьё самолюбье не умножит?
(«Как луч зари, как розы Леля…»);
Мы блаженство желали б вкусить
в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль,
(«Земля и небо»). Приложение 4
Душа и сама может причинять себе страдания, «стеснять» саму себя; её тяготит измена любимой, кровь убиенных, кровавая клятва.
Всё это может душу убить, погубить, отравить ядом, сжать, стеснить, отяготить, унизить. И в ответ на это она тоже способна совершить зло, но лишь как «месть» судьбе за желание унизить, уничтожить её:
Под ношей бытия не устаёт
И не хладеет гордая душа;
Судьба её так скоро не убьёт,
А лишь взбунтует; мщением дыпя
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей…
(«1831-го июня 11 дня»). Приложение 5
Часть 3 (заключение)
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что душа лермонтовского героя испытывает воздействия как положительные, так и отрицательные. К первой группе мы отнесли бы силы небесные, звёзды, образ возлюбленной, музыку, пение птиц, человеческий голос. А к второй---неизвестность, тоску, холод, светское общество ,безответную любовь. И самое главное-душа сама может причинять себе страдания, потому что ничто человеческое ей не чуждо
. Вот так наш вывод можно представит в виде схемы.
Словообраз душа в лирике Лермонтова «сохраняет» высокое содержание, душа борется за свою чистоту и целостность,страдает от несовершенства мира , желающего порой её уничтожить. Её можно, с одной стороны, омыть, обнять, радовать , лелеять, окружать счастьем, с другой-- стеснить, отяготить, наложить цепи, отравить ядом, убить.
Этот словообраз оказывается незаменимым для формирования отношения к миру лирического героя Лермонтова. Слово «душа», включаясь в словосочетания и выражения ,привносит значение исключительной силы действия ,чувства, проявления (ср.: верить-верить душой)./4/
С помощью этого слова Лермонтов смог выразить свои высочайшие претензии к миру и к самому себе ,разочарование от невозможности реализовать эти претензии и обиду на мир ,месть за поруганную веру:
С такой душой ты бог или злодей./5/
Возможно, словообраз душа в поэтическом контексте- вклад русской поэзии в мировое осмысление проблемы человека, но это предмет отдельного специального исследования.
Часть 4 (Список литературы)
1.Султанова А.В. Лингвопоэтический анализ художественного произведения. Теория вопроса. сб.Пушкинский альманах. -Н.Новгород: нижегородский гуманитарный центр.2006г.
2.Шапошникова В.В.статьяСловообраз душа в лирике М.Ю.Лермонтова.журнал русский язык в школе-М.: Просвещение,1997-с.69
3.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник,200-с.183..
4..М.Ю.Лермонтов. Сборник стихотворений.
Приложение 1
Стихотворение «Молитва»
Я, матерь Божия, ныне с молитвою…
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Приложение 2
Стихотворение «Расстались мы…»
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню;
Как бедный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!
Приложение 3
Стихотворение «Прости, мы не встретимся боле…»
Прости! — мы не встретимся боле,
Друг другу руки не пожмем;
Прости! — твое сердце на воле...
Но счастья не сыщет в другом.
Я знаю: с порывом страданья
Опять затрепещет оно,
Когда ты услышишь названье
Того, кто погиб так давно!
Есть звуки — значенье ничтожно,
И презрено гордой толпой —
Но их позабыть невозможно:
Как жизнь, они слиты с душой;
Как в гробе, зарыто былое
На дне этих звуков святых;
И в мире поймут их лишь двое,
И двое лишь вздрогнут от них
Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним;
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним;
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
Расстаться казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней.
Приложение 4
Стихотворение «Земля и небо»
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно.
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит,
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль,
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.
Приложение 5
Стихотворение «1831-го июня 11 дня»
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты бог или злодей...
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.
Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят
И странные верхи в лучах горят.
И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти всё та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.
Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! — жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.
Есть время — леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.
Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она всё помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.
Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать,
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.
Все. Нет, не все: созданье есть одно
Способное любить — хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце, полное огня
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем и молвой
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда.
И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн.
И мой курган! — любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось, — есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей!
Приложение 6
Стихотворение «С такой душой ты бог или злодей…»
С такой душой ты бог или злодей...
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов,
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
Ярма не знает резвый здесь табун,
И кровожадный тешится летун
Под синевой, и облако степей
Свободней как-то мчится и светлей.
И мысль о вечности, как великан,
Ум человека поражает вдруг,
Когда степей безбрежный океан
Синеет пред глазами; каждый звук
Гармонии вселенной, каждый час
Страданья или радости для нас
Становится понятен, и себе
Отчет мы можем дать в своей судьбе.
Кто посещал вершины диких гор
В тот свежий час, когда садится день,
На западе светило видит взор
И на востоке близкой ночи тень,
Внизу туман, уступы и кусты,
Кругом всё горы чудной высоты,
Как после бури облака, стоят
И странные верхи в лучах горят.
И сердце полно, полно прежних лет,
И сильно бьется; пылкая мечта
Приводит в жизнь минувшего скелет,
И в нем почти всё та же красота.
Так любим мы глядеть на свой портрет,
Хоть с нами в нем уж сходства больше нет,
Хоть на холсте хранится блеск очей,
Погаснувших от время и страстей.
Что на земле прекрасней пирамид
Природы, этих гордых снежных гор?
Не переменит их надменный вид
Ничто: ни слава царств, ни их позор;
О ребра их дробятся темных туч
Толпы, и молний обвивает луч
Вершины скал; ничто не вредно им.
Кто близ небес, тот не сражен земным.
Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! — жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других.
Есть время — леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинить нельзя ни в чем.
Я к состоянью этому привык,
Но ясно выразить его б не мог
Ни ангельский, ни демонский язык:
Они таких не ведают тревог,
В одном всё чисто, а в другом всё зло.
Лишь в человеке встретиться могло
Священное с порочным. Все его
Мученья происходят оттого.
Никто не получал, чего хотел
И что любил, и если даже тот,
Кому счастливый небом дан удел,
В уме своем минувшее пройдет,
Увидит он, что мог счастливей быть,
Когда бы не умела отравить
Судьба его надежды. Но волна
Ко брегу возвратиться не сильна.
Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она всё помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.
Я предузнал мой жребий, мой конец,
И грусти ранняя на мне печать;
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать,
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.
Все. Нет, не все: созданье есть одно
Способное любить — хоть не меня;
До этих пор не верит мне оно,
Однако сердце, полное огня
Не увлечется мненьем, и мое
Пророчество припомнит ум ее,
И взор, теперь веселый и живой,
Напрасной отуманится слезой.
Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста,
На диком берегу ревущих вод
И под туманным небом; пустота
Кругом. Лишь чужестранец молодой,
Невольным сожаленьем и молвой
И любопытством приведен сюда,
Сидеть на камне станет иногда.
И скажет: отчего не понял свет
Великого, и как он не нашел
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привел?
Он был ее достоин. И печаль
Его встревожит, он посмотрит вдаль,
Увидит облака с лазурью волн,
И белый парус, и бегучий челн.
И мой курган! — любимые мечты
Мои подобны этим. Сладость есть
Во всем, что не сбылось, — есть красоты
В таких картинах; только перенесть
Их на бумагу трудно: мысль сильна,
Когда размером слов не стеснена,
Когда свободна, как игра детей,
Как арфы звук в молчании ночей.
Приложение 7
Концептуальный портрет слова душа
Приложение 8
Новогодние гирлянды
Снежная книга
Притча о гвоздях
Ласточка. Корейская народная сказка
Что есть на свете красота?