Когда речь идет о выборах – на местном или федеральном уровне – то первое, что приходит мне в голову, – это воспоминания и ассоциации из детства: веселая, жизнеутверждающая музыка, льющаяся из окон избирательных участков, радостные лица людей (уже проголосовавших или только еще спешащих выполнить свой гражданский долг), вкусный запах буфетов… Одним словом, атмосфера праздника. Мое недавнее участие в выборах в Государственную Думу в качестве ответственного избирателя только укрепило такое представление о выборах и их значении для обычного человека – гражданина нашего государства. Безусловно, это праздник для каждого из нас. Но только праздник чего?! Казалось бы, ответ должен быть пространным и содержать различные размышления на счет роли выборной законной власти в жизни государства и так далее. Но почему-то для меня он укладывается в очень емкое определение: выборы – это праздник свободы.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_vybory.docx | 44.34 КБ |
Эссе на тему «Выборы и выборные институты в истории России»
Когда речь идет о выборах – на местном или федеральном уровне – то первое, что приходит мне в голову, – это воспоминания и ассоциации из детства: веселая, жизнеутверждающая музыка, льющаяся из окон избирательных участков, радостные лица людей (уже проголосовавших или только еще спешащих выполнить свой гражданский долг), вкусный запах буфетов… Одним словом, атмосфера праздника. Мое недавнее участие в выборах в Государственную Думу в качестве ответственного избирателя только укрепило такое представление о выборах и их значении для обычного человека – гражданина нашего государства. Безусловно, это праздник для каждого из нас. Но только праздник чего?! Казалось бы, ответ должен быть пространным и содержать различные размышления на счет роли выборной законной власти в жизни государства и так далее. Но почему-то для меня он укладывается в очень емкое определение: выборы – это праздник свободы.
Если попытаться проследить историю выборов, становления и развития выборных институтов в России, то даже самое поверхностное знакомство с этим явлением в социальной и политической жизни нашего общества демонстрирует тот факт, что, начиная со второй половины XIX столетия, когда наконец-то (после ряда долгожданных реформ) к участию в выборах стали допускаться все более широкие слои населения, развитие выборной системы было непосредственно сопряжено с увеличением гражданских свобод обычных, простых граждан. Наличие жесточайших цензов (возрастного, имущественного, социального), которыми регулировалось до той поры выборное право, лишали его большинство населения страны, ограничивая таким образом последнее в гражданских свободах и прежде всего в свободе выбирать власть над собой в государстве. К счастью, мы не знаем, какого это жить в стране, но не иметь способа хоть как-то влиять на ее будущее, на власть в ней, определяющую как внутреннюю, так и внешнюю политику государства.
Сейчас часто говорится о различного рода «унижениях» в участии в выборах, поскольку многие считают, что их «исход» и результат предрешены заранее. Конечно, это все относится к области бездоказательных эмоций, «лирики», как говорится. Но нам, наверное, очень сложно представить себя в ситуации, когда не просто возникают сомнения в правдивости результатов выборов, в которых мы принимали участие, а присутствует стойкое понимание того, что нас вообще лишили права голоса, потому что мы не имеем нужного социального и финансового положения, не достигли определенного возраста и т. д. То есть нас попросту оставили «за чертой» как неподходящих для звания настоящего гражданина своей страны. Каково бы нам пришлось тогда?! Насколько несвободными мы бы чувствовали себя в ситуации, где нам пришлось бы, как в древнегреческих государствах, быть кем-то вроде рабов, не наделявшихся политическими правами. И это в своей стране, где ты родился, вырос, где на протяжении долгих столетий жили и умирали твои предки... Вот уж настоящее унижение… Разве мог такой человек чувствовать себя по-настоящему свободным в полуфеодальной России? Конечно, нет.
Лишь во второй половине XIX столетия вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими реформами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом. Таким образом, эти реформы, несмотря на ряд указанных ограничений, стали первым крупным шагом, кардинально изменившим выборное право России, расширившим его в стране, допустив к выбору власти более широкие слои населения, чем это было прежде. Однако положение очень многих не изменилось и тогда. Взять хотя бы рабочих, не имевших какой-либо недвижимости: пока еще люди такой категории оставались без права участвовать в выборе власти на разных политических уровнях. Но тем не менее значительный шаг в этом направлении уже был сделан.
В начале XX века в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган – Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. И все же такие понятия, как «всеобщность» и «равенство», пока еще оставались чуждыми для выборного права в России: ведь такие многочисленные группы населения, как женщины, студенты, военнослужащие, народы, ведущие кочевой образ жизни и переезжающие с места на место, а также мужчины, не соответствовавшие имущественному цензу, опять-таки лишались права участвовать в выборах политической власти, т. е. их права и свободы оставались весьма и весьма ограниченными.
Как известно, Февральская революция и власть большевиков, советская власть кардинально изменили положение в стране, что коснулось, безусловно, и выборной системы. Цензы были отменены. Все, за исключением дезертиров, преступников и психически нездоровых людей, к выборам власти в стране допускались. Ну, конечно, мы забыли еще упомянуть членов царской семьи, которые приравнивались к государственным преступникам и этого голоса лишались. Вроде бы страна прямым ходом пошла к установлению и развитию демократии… Но нет. До демократии было далеко, даже намного дальше, чем в царской России. Ведь партия была одна в стране, и она не признавала никакой конкуренции, не давала людям возможности выбирать руководителей государства, курс его развития. Таким образом, все вроде бы полученные простыми людьми права и свободы оказались фикцией, на долгие годы укоренившей в нашем массовом сознании представление о выборах как о какой-то политической игре с народом, итог которой уже давно предрешен и известен тем, кто находится сейчас у власти. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей, и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.
Сейчас, в современной России, прошедшей настоящее горнило болезненной ломки старой советской системы и зарождения новой, демократической страны, уже давно все не так, как было в СССР. Многопартийная система, выборы, в которых принимают участие абсолютно все слои населения, и – даже больше – мощная агитационная работа, направленная на то, чтобы люди не оставались равнодушными к выборам, чтобы обязательно, вопреки всем сомнениям, заложенным еще в те безнадежные в политическом и демократическом отношении эпохи, отдали свой голос за партию, чей курс наиболее созвучен индивидуальным, собственным представлениям о будущем развитии государства, стали реальностью. Я, будучи студенткой, прекрасно помню, как нам рассказывали о том, почему каждый гражданин страны обязательно должен принять участие в выборах, почему выборы должны состояться, и как дорого (прежде всего в финансовом отношении) обойдется стране «молчание» каждого из нас. Это говорит о том, что современная выборная система в России, как и все российское общество, дорожит мнением каждого человека, заботясь о том, чтобы по мере возможности каждый из нас говорил свое веское слово хотя бы в те моменты, когда оно действительно важно для будущего страны. И это еще более ценно именно потому, что наша страна огромна – намного больше наших европейских соседей, так гордящихся продолжительной историей развития демократии и политических свобод в обществе. У нас, в России, все протекало очень долго и болезненно. «Но тем слаще вкус победы», как говорится.
Возвращаясь к основному тезису моего сочинения – утверждению о том, что политические выборы – это праздник свободы, я хотела бы подчеркнуть, что термин «свобода», в том числе и применительно к социально-политической жизни общества, обозначает очень абстрактное понятие. Все мы вроде бы свободны в своей стране, но как на деле понять, ощутить это?! Ответ прост и безыскусен: поучаствовать в выборах, посмотреть, как голос мой, ваш и десятков миллионов таких же людей решает судьбу своего государства, свою судьбу. Это прекрасная возможность, которой мы, учитывая тяжелейшую историю становления и развития выборного права в России на протяжении нескольких столетий, можем по-настоящему гордиться и должны всеми силами стараться сохранить ее для будущих поколений свободных граждан нашей страны в дальнейшем.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Отчего синичка развеселилась
Мастер-класс "Корзиночка"
Огонь фламенко
Философские стихи Кристины Россетти