Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий, явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Предметом исследования являются функции и выразительные возможности цветных прилагательных.
Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.
Задачи исследования:
1. Более полно раскрыть смысл произведения посредством анализа цветных прилагательных, употребленных для описания каждого из героев, мифических существ и их действий;
2. определить отношение автора к каждому из своих персонажей;
3. исследовать символику, использованную для характеристики каждого цвета произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
sardana_doklad_tsvetnye_prilag.docx | 84.64 КБ |
Муниципальное учреждение «Управление образования»
МО «Кобяйский улус (район)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мастахская средняя общеобразовательная школа»
Цветные прилагательные в олонхо
выполнила: ученица 6-го
Афанасьева Сардаана
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Яковлева А.И.
Мастах, 2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Олонхо Сергея Васильева –Борогонского
Глава 2.Характеристика основных цветовых прилагательных в якутском олонхо
2.1. Выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» …………..………11
2.2 Смысл использования цветов в олонхо………………………………………………….16
Заключение …………………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы………………………………………………….……..19
Введение
Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий, явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Предметом исследования являются функции и выразительные возможности цветных прилагательных.
Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.
Задачи исследования:
Новизна исследования: интересно было выяснить смысловую нагрузку цветных прилагательных в олонхо Сергея Васильева-Боргонского «Эрчимэн Бэргэн».
Теоретическая значимость.Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущностьроли имен прилагательных в создании текста, разновидности значений цветных прилагательных.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также в спецкурсах и внеклассных занятиях, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах художественной литературы.
Методами исследования являютсятеоретический анализ литературы, сбор и обработка материала по теме, практическая работа по анализу употребления прилагательных в олонхо, их значений и составление вывода.
Структура. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе дается понятие олонхо, описаны адаптированное олонхо С. Васильева-Борогонского. Во второй главе рассмотрены выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» и смысл использования цветов в олонхо.
Список использованной литературы составляет 8 источников.
Глава 1. Олонхо Сергея Васильева –Борогонского.
1.1. Олонхо – якутский героический эпос.
Олонхо —древнейшее эпическое искусство народа саха. Занимает центральное место в системе якутскогофольклора. Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 годуЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».
Структура олонхо. Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями - олонхосутами.
Путём контаминацииразличных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя. Помимо актерского и певческого мастерства сказители даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток -дней и ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» — наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч стихотворных строк.
Сюжеты олонхо. Космогония олонхо выстроена в соответствии с религией Айыы. Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем -Үөhээ Дойду, Среднем - Орто Дойду и Нижнем - Аллараа Дойду.
Всередине мироздания находится АалЛуук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир,приют тёмных враждебных сил, крона растет в Среднем мире, где живут люди, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы аймага, прародителей людей, установление счастливой и богатой жизни в Среднем мире.Здесь необходимо отметить, что одной из главных черт олонхо, как жанра, является его своеобразный историзм, Олонхо задумано, создано и подаётся, как своеобразная история всего человеческого общества, как это часто бывает в эпических сказаниях. Но история эта не реальная, а мифологическая. Можно выделить три группы сюжетов, на которых основываются сказания. Первая из них - олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы аймага. Потомки божеств Айыы, посланные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире, с предназначением заселить его, в тот момент, когда земля только появляется, и становятся ее первыми жителями, людьми из племени «айыы аймага».В этих сюжетах описывается строение Вселенной, всех трёх её миров, их жители, предыстория появления первых людей в Среднем Мире, а также изначальная их жизнь с момента появления на земле, организация ими своего жизненного уклада, и преодоление препятствий на этом пути.В таких сюжетах подробно описывается установившийся миропорядок и мифологическая география. Ко второй группе сюжетов относятся сказания о деяниях героев-выдающихся жителей Средней земли, основателей могучих племён или родов. Так, герой опубликованного О.Н. Бётлингком олонхо Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе сАбааhы— враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и находит судьбою предназначенную жену. И становится родоначальником процветающего народа. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племен «айыы аймага» от разрушительных действий враждебных тёмных сил Абасы. В некоторых сказаниях богатыря Айыы, призванного стать защитником, божества из Верхнего мира, специально отправляют в Средний мир, по просьбе его жителей. В других же сюжетах защитниками своего племени становятся рожденные при чудесных обстоятельствах дети самих жителей Среднего мира. В каждом конкретном олонхо указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения. При этом, целое сказание может описывать историю нескольких поколений героев одного рода,или состоящих с ними в родстве, вплетая её в контекст всеобщей истории племён айыы аймага.
Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени божеств Айыы или людей айыы-аймага.Как правило, главный герой,с самого рождения наделён множеством необыкновенных качеств - силой, умом, красотой. Основная его цель — выполнение предназначенного судьбой: борьба за создание семьи, защита интересов рода, племени или всех людей. Противоборствующей силой в олонхо является богатырь из племени Абааhы,тёмных созданий, враждебных людям. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов их семей и племен. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Үрүҥ Айыы Тойон, бог-покровитель лошадей Күн Дьөhөгөй, богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных —Иэйиэхсит и Айыыhыт и др. обозначающие предназначение главного героя или каким-то иным образом, ему помогающие советом, даром, и т.д. А среди них особое значение имеют второстепенные айыы, духи - покровители, главного героя. Они активно вмешиваются в его судьбу, помогают ему выйти из безвыходных ситуаций или одолеть врага, превосходящего по силе.Помощь главному герою могут оказывать также иччи, духи предметов, и говорящие животные или старец-мудрец «Сэркээн Сэhэн».
Исполнение олонхо основано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передаетсяречитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом исоветником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчествеи оберегающая его от злых сил.
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.
Известные сказители Олонхо. В начале 20-го века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосутов. Профессиональные олонхосуты обычно были бедными людьми. Они тратили очень много времени на заучивание текста, на прослушивание других олонхосутов, длительные тренировки в пении и декламации. Из-за этого им некогда было следить за своим хозяйством, а за исполнение им платили немного, обычно натурой: мясом, маслом, зерном. Известны великие олонхосуты прошлого — «суперзвезды» своего времени, такие, как: Табаахырап, Чээбий, Говоров, Кынат, Тонг Суорун. Из известных олонхосутов более позднего времени можно упомянуть следующих:
Васильев Сергей Степанович -Борогонский (25.09.1907— 11.05.1975) — поэт, публицист и очеркист, лауреат Государственной премии имени П.А. Ойунского. Член СП СССР.
Родился в Усть-Алданском улусе. Окончил Якутский педагогический техникум. Активный комсомольский и советский работник в годы земельного передела и коллективизации сельского хозяйства. Член КПСС с 1931 г. Работал председателем исполнительного комитета районных Советов, исполкома Якутского городского совета. Был ответственным секретарем правления Союза писателей Якутии.
Первое произведение С. Васильева — поэма «Артель Романа» издана в 1929 г. и принесла в ту пору широкую известность. Из его произведений 30-х гг. выделяется поэма «Семь журавлей», ставшая заметным явлением в якутской поэзии.
В годы Великой Отечественной войны поэт создал ряд крупных поэтических произведений, в которых воспел горячую любовь народа к своей Родине, его жгучую ненависть к фашистским захватчикам.
В послевоенные годы основной его темой становится трудовой энтузиазм трудящихся республики. В 1961 г. опубликовал роман в стихах «Аччыгый уол» («Младший сын»), отражающий накопленный автором жизненный и литературный опыт. Поэма-баллада «Священный Ильмень» С. Васильева удостоена республиканской премии имени П.А. Ойунского.
С. Васильев — публицист и очеркист, затронувший злободневные проблемы своего времени. Не одно издание выдержал его поэтический сборник для детей «Совет пернатых». Так же тепло встречены маленькими читателями его обработки олонхо «Эрчимэн Бэргэн», «Үөлэн Хардааччы» и «Күн Эрили».
Ряд произведений поэта издан в переводе на русский язык и на языки других братских народов.
Был награжден двумя орденами «Знак Почета», медалями и Почетными грамотами.
Именем поэта и видного общественного деятеля С.С. Васильева-Борогонского названа Соттинская средняя школа Усть-Алданского улуса.
Глава 2. Характеристика основных цветовых прилагательных в якутских олонхо.
Для того чтобы сформировать работу, мы разделили её на несколько частей.
Первая часть содержит точный пересчёт всех цветных прилагательных произведения, из которого можно было уже сделать некоторые выводы и создать основу, точку опоры для дальнейшей работы с темой.
Вторая часть работы – установление смысла использования цветов в каждом из словосочетаний произведения. Благодаря некоторым источникамнам удалось максимально точно определить скрытый смысл каждого из них, а также установить отношение автора к происходящему. Следующей ступенью в создании работы стали установленные нами значения цветов, употребляемых в романе. Это помогло точнее определить символику цветов в целом и дать каждому из них отдельную характеристику.
2.1. Выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн».
Теперь мы бы хотели предоставить вам полный список цветных прилагательных, использованных в олонхо Сергея Васильева «Борогонского», и привести примеры использования цветных прилагательных в тексте олонхо, чтобы получить визуальную картину сочетания прилагательных с существительными.
Проанализируем использование Сергеем Степановичем Васильевым-Борогонским различных цветов. Сергей Васильев часто использует в олонко цвета, любимые якутским народом – чёрный, зелёный, белый.
Зелёный – у якутов один из самых любимых цветов. Поскольку якутский человек живет в местности с суровым, холодным климатом, он встречает весну, лето с большой радостью, ждет зелени. С приходом лета, якуты поклонялись мать-природе, божествам Айыы и проводили большой праздник Ысыах – праздник встречи лета. При описании лета обязательно использовался зеленый цвет:
Кун айыы бухатыырын
кɵтɵҕɵн ылан
күɵх окко тиэрэ уурда…
Ханна эмэ
Хампа күɵх кырыс
Хаалбыт буолла5ына,
Хагдарыйбатын диэн…
Белый – цвет, которому поклонялся якутский народ испокон веков. Белый цвет в якутском языке переводится двумя словами «маңан» и «үрүң». Эти слова являются синонимами. Но в большинстве «маңан» означает «белый, как снег», например: хаар маңан, туус маңан,куба маңан, үүт маңан, кырса маңан. «Үрүң» означает «похожий на снег». Но больше используется «үрүң».
Ити кэлин кырыытыттан,
Кыталык кыыл
Кыыда маҕан халлаан кырсыттан
Супту сурулаан түһэн …
…Ол истэҕинэ,
Кыырай маңан халлааны кырсынан
Кыталык кыыл кылбаарыйан тиийэн
кэлэн…
Оҕонньордоох эмээхсин
Үɵрүүлэрэ үрдээтэ,
Үрүң күннэрэ сырдаата …
Үрүң күнтэн
Сүтэрсэн эрэҕит …
Ол сытан
Биһиги киһибит:
«Үрүң күн дьоно,
Өрүһүк буолуң»…
Өрүһүйээри гыммыты
Үрүң күнтэн сүтэрдэ …
Үрүң күн дьонун
Өрɵ кɵрдɵрбɵт
Үс хара күлүктээх буолуоҕум …
Тимир ханаат кэлгиэтин
Быта то курдук
Быһыта сынньан ,
Үрүң тыынын
Өрүһүйэн ылла,-
Алаас сыһыы ортотугар
Аҕыс салалаах
Аал кудук маска киирэн
Анды сымыытын курдук,
Алла –таммалыы турар
Араҕас илгэтиттэн
Аһыы сылдьыбытым …
Красный – цвет, который во время Великой Октябрьской революции был актуальным в Советском Союзе. А до революции в якутском народе красный цвет не был так распространен, не пользовался так много. Наверное, потому что у якутов все цвета приближены к природным. А красный цвет в древности не использовали в прямом виде:
Эриэн тойон оҕонньор аҕалаах,
Эбириэлдьин хотун эмээхсин ийэлээх
Эрчимэн Бэргэн бухатыыр кэлэн,
Күүс ɵттүнэн күтүɵттэри,
Кылына киһини кырбаан,
Кыа хаанын тохто,
Кыһыл этин сэймэктээтэ …
Эт сутуруктарынан
Эттэспитинэн бардылар,
Кыһыл илиилэринэн
Кырбаспытынан бардылар.
А в этом фрагменте Сергей Васильев использовал красный цвет в сравнении:
Кыһыл саһыл уорҕатын
Сахсыйа оонньообут курдук
Кытархай иңнэрдээх эбит…
Также использован красный цвет для изображения Нижнего мира – мира Абааьы:
Өһɵх долгуннар
Өрɵ сүүрэн кэлэн
Үрдүк тааһы таһыйдылар,
Хааннаах долгуннар
Хамсаан халыһыйан кэлэн
Хайа тэллэҕин сабаатылар.
Черный цвет много встречается в олонхо «Эрчимэн Бэргэн». В этом особенность автора Сергея Васильева, что черный цвет использован больше, чем природные якутские цвета: зеленый, белый. Это и поражает читателя!
Черный цвет в общем понятии используется при отрицательном, плохом значении. Проанализировав использование черного цвета в олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к выводу, что расширено значение использования черного цвета. Здесь он приобретает два значения: и хорошее, положительное, но и отрицательное значение. Больше встречается прилагательное черное в сочетании: хара тыа.
Ол толоон
Хара тыа
Хаймыылаа5а эбитэ үһү…
Хара тыаттан
Хардаң эһэлээн,
Булуң сиртэн
Буур тайахтаан…
Баай хара тыа5а
Мастардыын туста
Баран баран…
Автор при описании животных и зверей тоже использует излюбленный черный цвет. Например: Алып Ханда5ай хара аттаах Араат Мохсо5ол, халлааны кырсынан хара суордар хаьыытаьан аастылар, харалдьыктан кɵппүт хара улар курдук…
Кроме того, Сергей Васильев использует черный цвет в сравнении: хара саһыл кутуругун харсыһыннара уурбут курдук халың хаастардаах эбит, хара сыгынахтары хайыта тэбэн кэбиспитэ, Хаачылаан Куону уоран ылан, хара сымыыт гынан, ыйыстан кэбиспитэ.
Еще в олонхо С.Васильев использует черный цвет при обозначении поклонения земле предков: хара буордарыгар, хара тыа аһатан-сиэтэн – в значении «бараммат баай-дуол, бигэ тирэх».
Таким образом у Сергея Васильева основными цветами, используемыми в олонхо, являются три цвета: черный, зеленый и белый. Значение такого использования цветов: хара – земля, күɵх – зелень, белый – чистота, божества. Это у древних якутов цвета жизни, что ярко продемонстрировал в своем олонхо Сергей Степанович Васильев.
Далее представляем таблицу использования цветов в олонхо «Эрчимэн Бэргэн», с подсчетом количества использования и примерами из текста олонхо:
№ | Цвета (на русском языке) | ɵңнɵр (на якутском языке) | Пример из олонхо | Количество прилагательных |
1. | Жёлтый | Араҕас | Араҕас илгэттэн аһыы сылдьыбытым, ɵлбɵт мэңэ уутун курдук үллэ-сүүдүрүннүү турар | 2 |
2. | Зелёный | От күɵх | Былах күɵх сэбирдэ5инэн Быһыт быһа сылдьар о5онньорго О5олор сырсан кэлэннэр олонхолоо диэн олуйдулар Ол толоон хара тыа хаймыылаа5а эбитэ уьу Күɵх тыа күрүɵлээҕэ эбитэ үһү | 3 |
4. | Красный | Кыһыл | Кыһыл саһыл уорҕатын сахсыйа оонньообут курдук, кытархай имнэрдээх эбит Кыһыл илиилэринэн кырбаспытынан бардылар, ый отут хонугун устатыгар | 3 |
5. | Белый | Үрүң | Үрүң күннэрэ сырдаата, олуктара кэңээтэ | 8 |
6. | белый | Маңан (маҕан) | Кыталык кыыл кыыдаа маҕан халлаан кырсыттан супту сурулаан түһэн ɵлбɵт мэңэ уутун үɵһэттэн ыһыктан кэбистэ | 9 |
7. | чёрный | хара | Араат Мохсо5ол Хаачылаан Куону уоран ылан хара таас сымыыт гынан ыйыстан кэбистэ | 22 |
8. | золотистый | кɵмүс | .. кɵмүс күɵмэйин кɵңкɵтɵн күɵрэтэн дьэңкэтэн барда… кɵмүс долгун кɵҕүллээх олус үчүгэй уол о5о тɵрɵɵбүт | 9 |
9. | Красный яркий | Кытархай | Бэйэтэ да5аны, Айыы о5ото буолан… Кытархай имнэрдээх эбит | 1 |
10 | Пёстрый | эриэн | Эриэн тойон оҕонньор аҕалаах, Эбириэлдьин Хотун эмээхсин ийэлээх Эрчимэн Бэргэн бухатыыр | 1 |
2.2 Смысл использования цветов в олонхо.
№ | Цвет | цвет | Значение цвета |
1. | белый | үрүң | Белый цвет в якутском языке переводится двумя словами «маңан» и «үрүң». Эти слова являются синонимами. Но в большинстве «маңан» означает «белый, как снег», например: хаар маңан, туус маңан,куба маңан, үүт маңан, кырса маңан. «Үрүң» означает «похожий на снег». Но больше используется «үрүң». Цвет чистоты, цвет Верхнего мира, где обитают Божества. |
черный | хара | Чёрный цвет в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» символизирует силы зла, которые охотятся за людьми Айыы аймага исключительно в целях наживы. Но у С. Васильева это цвет обозначения поклонения земле предков: хара буордарыгар, хара тыа аһатан-сиэтэн – в значении «бараммат баай-дуол, бигэ тирэх». | |
3. | красный | кыьыл | Красный не так часто, как чёрный, используется; он является символом темной энергии, темных сил и колдовства. Иногда красный цвет снабжает очень сильной энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. |
4. | Желтый | араҕас | Желтый цвет распространяется во все стороны, олицетворяет ум, влияние доминанта. Он самый гибкий, везде проникает, помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания |
5. | зеленый | күɵх | Зелёный – у якутов один из самых любимых цветов. Поскольку якутский человек живет в местности с суровым, холодным климатом, он встречает весну, лето с большой радостью, ждет зелени. С приходом лета, якуты поклонялись мать-природе, божествам Айыы и проводили большой праздник Ысыах – праздник встречи лета. |
6. | Золотой | Цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой. | |
7. | серебряный | Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Обладает умением прекращать споры и указывает на то, что человек любит фантазировать. |
Заключение.
В целом якутское олонхо не только обогащает внутренний мир читателя посредством разнообразных путей употребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей олонхосута, вложенных в произведение.
В данной исследовательской работе проанализирована значение цветовых прилагательных в тексте якутского героического эпоса олонхо. На основе проделанной работы построена таблица цветообозначений в якутском языке.
Проведя анализ многообразия использования цветных прилагательных С.Васильева-Борогонского на примере олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к некоторым выводам. Автор использовал 10 разновидностей цветных прилагательных и их оттенки, их общее количество прилагательных составляет 58 слов.Здесь мы приводим 8 употребляемых цветов:
Зелёный - 3 раза - 5,1%
Белый (үрүң) – 8 раз -13,7 %
Белый (маңан) – 9 раз – 15,5%
Жёлтый – 2 раза – 3,44 %
Красный – 3 раза – 5,17 %
Чёрный – 22 раз – 37,9 %
Золотистый – 2 раза – 3,44 %
Исследовав цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к следующим выводам:
Настоящее исследование подтверждает в научной литературе выводами работ о большой значимости цветообозначений в фольклоре (А.Т.Хроленко, Л.Л.Габышева), а также культуре многих народов (Н.Л.Жуковская, А.Я.Гуревич).
Таким образом, использование обширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описать происходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев и мифических существ. Прочитав олонхо, я узнала много нового, открыла для себя чудесный мир народной сказки-фантазии. Каждый из главных героев получил свою неповторимую характеристику, благодаря использованным для их описания цветам.
Список использованной литературы:
Т Е З И С
исследовательской работы ученицы 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мастахская средняя общеобразовательная школа» Афанасьевой Сардааны по теме «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «Мастахская СОШ»Яковлева Айталина Ивановна.
Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема называется: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева-Борогонского «Эрчимэн Бэргэн». В этой работе мы рассмотрели такие особенности, как символика различных цветов в олонхо, их употребление для описания героев, описания животных, их действий, явлений природы, а также их количество и зависимость употребления таких прилагательных от олонхосута.
Исходя из вышеназванной проблемы, мы выбрали для исследования тему: «Цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Объектом исследованиявыступают обладающие выразительным потенциалом цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн».
Предметом исследования являются функции и выразительные возможности цветных прилагательных.
Цель исследования– определить функции и особенности цветных прилагательных в процессе формирования образности и выразительности в тексте художественного произведения.
Задачи исследования:
Новизна исследования: интересно было выяснить смысловую нагрузку цветных прилагательных в олонхо Сергея Васильева-Боргонского «Эрчимэн Бэргэн».
Теоретическая значимость.Научная значимость работы заключается в том, что в данной работе рассмотрены понятие, сущностьроли имен прилагательных в создании текста, разновидности значений цветных прилагательных.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также в спецкурсах и внеклассных занятиях, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах художественной литературы.
Методами исследования являютсятеоретический анализ литературы, сбор и обработка материала по теме, практическая работа по анализу употребления прилагательных в олонхо, их значений и составление вывода.
Структура. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения. В первой главе дается понятие олонхо, описаны адаптированное олонхо С. Васильева-Борогонского. Во второй главе рассмотрены выделение цветных прилагательных в олонхо «Эрчимэн Бэргэн» и смысл использования цветов в олонхо.
Список использованной литературы составляет 8 источников.
В целом якутское олонхо не только обогащает внутренний мир читателя посредством разнообразных путей употребления цветных прилагательных, но и помогает совершить более тщательный анализ главных мыслей олонхосута, вложенных в произведение.
В данной исследовательской работе проанализирована значение цветовых прилагательных в тексте якутского героического эпоса олонхо. На основе проделанной работы построена таблица цветообозначений в якутском языке.
Проведя анализ многообразия использования цветных прилагательных С.Васильева-Борогонского на примере олонхо «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к некоторым выводам. Автор использовал 10 разновидностей цветных прилагательных и их оттенки, их общее количество прилагательных составляет 58 слов. Здесь мы приводим 8 употребляемых цветов:
Зелёный - 3 раза - 5,1%
Белый (үрүң) – 8 раз - 13,7 %
Белый (маңан) – 9 раз – 15,5%
Жёлтый – 2 раза – 3,44 %
Красный – 3 раза – 5,17 %
Чёрный – 22 раз – 37,9 %
Золотистый – 2 раза – 3,44 %
Исследовав цветные прилагательные в олонхо Сергея Васильева – Борогонского «Эрчимэн Бэргэн», мы пришли к следующим выводам:
Настоящее исследование подтверждает в научной литературе выводами работ о большой значимости цветообозначений в фольклоре (А.Т.Хроленко, Л.Л.Габышева), а также культуре многих народов (Н.Л.Жуковская, А.Я.Гуревич).
Таким образом, использование обширного количества цветов помогает автору не только ярко и живо описать происходящие события, но и более натурально и точно передать характер героев и мифических существ. Прочитав олонхо, я узнала много нового, открыла для себя чудесный мир народной сказки-фантазии. Каждый из главных героев получил свою неповторимую характеристику, благодаря использованным для их описания цветам.
Два морехода
Снег своими руками
Швейня
Браво, Феликс!
За еду птицы готовы собирать мусор