Исследовательская работа "История страны в истории моей семьи"
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование "История страны в истории моей семьи" | 131.37 КБ |
История страны в истории моей семьи
Историю страны мы понемногу начинаем изучать с самых ранних лет. Подробнее знакомимся с историей нашего государства в школьные годы и накапливаем определенные знания.
А что мы знаем об истории своей семьи, о своих фамильных корнях?
Где мой род, корней начало,
Пофамильная родня?
Жаль: к истокам зарастает
Нашей памяти тропа…
Жаль… Становясь чуть старше, начинаешь понимать, как важно знать историю своей семьи. Сколько интересного, полезного, увлекательного познаешь в процессе поиска своей родословной.
Наша семья живет в прекрасном селе Масали Упоровского района. Раньше – это деревня Масальская, основанная в 1853 году переселенцами из Калужской губернии.
Каждая деревня – то люди,
Милые родные земляки
Каждая деревня - это судьбы,
Сплетённые с историей страны
Судьба каждой семьи неразрывно связана с судьбой страны, с судьбой того региона, где находится твой дом.
Мне стало любопытно узнать, как же события, происходившие в стране, в нашем регионе влияли на судьбу моей семьи, моих предков.
Ветвей моей родословной достаточно много, поэтому объектом исследования я взял ветвь по материнской линии.
Моя прапрабабушка Квашнина (в девичестве – Самойлова) родилась в 1886 году в деревне Журавлевой, Кизакской волости, Ялуторовского уезда, Тобольской губернии.
Сейчас нет этой деревни на карте нашего региона, в 1973 году она снята с учетных данных района. Но в людской памяти она жива, а история ее познавательна и поучительна.
Самые ранние архивные данные относятся к 1792 году. В это время деревня насчитывала 30 дворов, а жителей было 239 человек. Кто были первые жители деревни? С каких мест необъятной России они пришли осваивать Сибирь? То, что жителей деревни звали чалдонами, наталкивает на мысль: они выходцы с юга России, с берегов рек Чала и Дона. В последующие годы население росло, много в деревне было двоедан.
К 1868 году - это самая большая деревня в Ялуторовском уезде, здесь зарегистрировано 387 дворов, жителей – 2422 человека. В последующие годы резко снизилось количество жителей. Причиной этого по одной из версий является уход двоедан вглубь Сибири.
Основное занятие жителей деревни – хлебопашество и животноводство. Каждая семья жила самостоятельно, и достаток семьи зависел от надела земли. А земельный надел распространялся только на мужское население по установленной норме волостной и сельской общины. Если в семье было много мужчин, то и земли было достаточно, только нужно было приложить максимум труда и крестьянского умения. Гораздо сложнее жить было семье, где рождались девочки.
В деревне существовали свой уклад жизни, традиции и обычаи, характерные для того времени.
Нужно еще отметить, что в деревне жил очень трудолюбивый и нравственный народ. Достаточно много было грамотных. Много было крепких зажиточных семей. Это отличало в первую очередь ее от близлежащих деревень. Такое положение подтверждает карта местности 1848 года, где указаны 29 ветряных мельниц, принадлежавших Журавлевой.
Прапрабабушка Секлета Даниловна родилась в двоеданской семье, а откуда были предки ее родителей – неизвестно. Над этим пока приходится только размышлять. Дед и родители были из богатой крестьянской семьи. В дальнейшем отец стал владельцем мануфактур в Шадринске, Кургане, Екатеринбурге. В семье было трое детей. Несмотря на то, что в двоеданских семьях были крепкие устои и семейные узы, отцу каким – то образом удалось развестись с матерью. Наделил своих дочерей Секлету и Анну неплохим приданым и уехал из деревни. О дальнейшей судьбе его неизвестно. Об этом не говорили ни дочери, ни их дети. Вскоре Секлета Даниловна вышла замуж за деревенского парня Квашнина Перфирия Демьяновича из крепкой крестьянской семьи, где была одна дочь и три сына. Семья жила дружно. Работали все, считая и детей, начиная с 8 – 10 летнего возраста, кто в поле, кто по дому. В доме было все необходимое. В хозяйстве имелось две лошади, несколько коров, овцы, свиньи, куры, гуси. Еще нужно отметить, что земля крестьянам выделялась бесплатно, только за ее использование нужно было заплатить налог в зависимости от дохода семьи. Семья Квашниных с этим справлялась, молодая семья сначала жила с родителями, а затем рядом им построили сообща отдельный дом – пятистенник. Семья обживалась, крепла, продолжая заниматься крестьянским трудом. В 1914 году родился первый ребенок, 1915 году – сын мирон, в 1917 году – моя прабабушка – Васса Перфильевна, в 1919 году – третья дочь Устинья. Все дети родились в трудные годы. В год, когда появился первый ребенок, началась первая мировая война. Весть о войне пришла в деревни волости в июле. Из воспоминаний П. И. Алексеева: «Для меня, тогда десятилетнего мальчика, начало войны осталось в памяти на всю жизнь. Телефонно- телеграфной связи в то время не было. И эту неприятную весть принес из Кизака Павел Михайлович Ильиных. Он разъезжал по деревне и громко оповещал о начавшейся войне». Мобилизация крестьян – мужчин проходила в период сенокоса и уборки урожая. Призыв в армию работоспособных членов семьи обрек многих на тяжелую нужду. Война затягивалась. Уже зимой и весной 1915 года стали поступать известия о погибших и пропавших без вести. Погиб на той войне один из братьев Перфилия. Как и везде любая война приносит разруху. Подкосила она и крестьянские хозяйства деревни, пошатнулись дела и у Квашниных. В деревне сокращались посевы и уменьшалось поголовье скота, особенно крупного рогатого скота и лошадей. Сказывались и отсутствие мужчин, и реквизиция продовольствия для армии. Реквизиции зачастую были бессистемными, в результате крестьяне часто оставались с минимумом продовольствия. Подскочили цены на привозные товары: сахар, табак, мыло подорожали вдвое, соль в три раза. Повысились цены на орудия труда, хотя крестьяне больше полагались на свое.
Под влиянием войны происходили изменения в настроениях населения. Этапы: патриотический подъем в начальный период войны, смена его патриотической тревогой к середине 1915 года и нарастание кризиса к концу 1916 года.
Бесперспективность и растущая непопулярность войны провоцировали уклонение от воинского долга (в 1916 году). Случались побеги сибиряков с фронта, в том числе и из наших деревень.
Война войной, а крестьяне занимались своим делом на земле. Жила своими заботами и семья Квашниных. Рождались дети, чтоб как-то достойно жить, работали не покладая рук.
Недовольство войной не переходило в какие – либо волнения. Достаточно спокойно жители, в том числе и Квашнины, отнеслись к известию февральской революции, а затем и об октябрьской. Мудрость крестьянина и вероисповедание предполагали взвешенность решений и поступков. Поэтому Квашнины старались не ввязываться в конфликты, пытаясь жить согласно крестьянской морали и укладу.
А в деревнях в волости потихоньку восстанавливалась советская власть. А затем в край пришла гражданская война.
Летом 1918 года по направлению к Мокроусовой, Коркино, Упорово двигались отряды белочехов. Поэтому первыми подверглись нападению со стороны чехов и белогвардейцев юго-западные волости Ялуторовского уезда, в том числе Кизакская.
В первой половине июля 1918 года чехи прибыли в Кизак. Сразу же по прибытии они арестовали активистов, и стали наводить свои порядки. Первый период борьбы за советскую власть провалился, так как силы были неравными.
18 ноября 1918 года был провозглашен Верховным правителем России и главнокомандующим белогвардейской армии адмирал Колчак.
С приходом к власти Колчака повсеместно восстановились дореволюционные органы управления. Новое правительство начало проводить мобилизацию, но большинство крестьян не хотели воевать и при возможности дезертировали или скрывались в лесах.
Зимой 1919 года в волость прибыл карательный колчаковский отряд. Одни выслеживали дезертировавших солдат, арестовывали часто ни в чем не повинных людей, избивали их, расстреливали, вешали. Им нужно было навести страх на людей, сделать их покорными.
Для передвижения отрядов колчаковцы часто конфисковывали у крестьян лошадей или брали их в извоз вместе с хозяевами. Однажды зимой 1919 года колчаковцы явились и во двор Квашниных. Перфилий, чтобы не потерять лошадей, поехал сам сопроводить с обозом белогвардейцев. Что случилось в дороге осталось тайной, но через несколько дней его нашли на мокроусовской дороге соседи избитого и чуть живого и привезли домой. После этого он прожил совсем недолго. Осталась Секлета Даниловна одна с четырьмя детьми мал-мала меньше.
К осени 1919 года войска красногвардейцев освободили наш край от колчаковцев. Наступила мирная жизнь, но далеко не спокойная.
Крестьянские хозяйства были подорваны военными годами. Трудно пришлось воспитывать и поднимать детей Секлете Даниловне. Надо отдать должное ее свекру, он не оставил без помощи семью умершего сына.
Отгремела гражданская война. Шли трудные годы. Страна вставала из руин и пепла. Идет индустриализация. Много изменений происходит и в деревне, но крестьянство живет по-прежнему в отсталости и нищете, по-прежнему царит голод и эксплуатация, хотя «забитый мужик стал хозяином» на вольной земле. И нужно было крестьянину накормить и свою семью, и обеспечить хлебом страну. Становление новой власти шло не всегда гладко, были ошибки и промахи, частые перегибы на местах. Стране нужен был хлеб, и 20 июля 1920 г. был подписан декрет № 171 «Об изъятии хлебных излишков в Сибири».
Излишков в семье Квашниных не было, как говорится, «еле сводили концы с концами».
А в крае назревал бунт. Не все приняли новую власть, не все были согласны отдать тяжелым трудом заработанные излишки. В феврале 1921 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Это было, как вспоминали очевидцы, страшное время. Из семьи в это время никто не пострадал, хотя многие земляки, сочувствовавшие Советской власти, и активисты были убиты.
Дальше, вплоть до 1930 года крестьяне жили и обрабатывали землю единолично.
У Секлеты Даниловны подрастали дети, становились хорошими помощниками, трудолюбивыми, честными и добрыми людьми. Наступили годы коллективизации. В 1930 г. в деревне был создан колхоз «Ленинский путь». Обобществились земли, инвентарь, скот и прочее. Колхоз создавался методом проб и ошибок. Дочь Секлеты Даниловны Васса Перфильевна, моя прабабушка, в свое время делилась воспоминаниями: «Однажды к нам пришли активисты и забрали в колхоз последнюю корову, которую им отдал дед, несмотря на то, что нас у матери было четверо детей и их надо было кормить. Как мы плакали тогда… Забрали корову и теленка и у деда, посчитав нас чуть ли не за «кулаков». Дескать, у вас почти 3 коровы, а даром, что у нас две отдельные семьи. Дед тогда обиделся и уехал во вновь строящийся поселок Емуртлинского совхоза. Ему там почти сразу выделили корову. А старшим в той комиссии был Лесоченко Петр Леонтьевич. По сей день я не могу забыть тех дней».
Но как бы там ни было, Секлете Даниловне пришлось вступить в колхоз, затем стали колхозниками и старшие дети.
Никогда русские люди не были злопамятными, как никто умели прощать и забывать обиды, тем более нанесенные своей же родной властью. Чуть ли не из семьи раскулаченных сын Мирон стал комсомольцем, вожаком молодежи в своей деревне. От всей души старался улучшить жизнь своих земляков.
Забегая вперед, хочу сказать, что в дальнейшем он выучился на тракториста. Талантливый и умный, грамотный специалист, он имел «бронь» - освобождение от призыва на войну, но Мирон постоянно писал прошения взять его на фронт.
В 1942 году его взяли на фронт и он пропал без вести.
Но вернемся в 1930-ые годы. Жизнь в деревне протекала на фоне раскулачивания и создания колхоза. В деревне не стало ни кулаков, ни середняков, как не стало понятия крестьянин – единоличник. В обиход были введены новые понятия – колхозные крестьянства, колхозник, колхозница.
Занимались полеводством, животноводством. Сеяли на полях рожь, пшеницу, овес, гречиху, лен. Урожаи в первые годы были небольшие (5-8 центнеров на гектар). Животноводство в основном было многоотраслевым. В колхозе разводили овец, свиней, лошадей, коров.
В разных местах, на разных колхозных участках приходилось работать семье Квашниных. Но старшая дочь Устинья работала в основном в животноводстве.
В первые годы колхозникам жилось очень тяжело. Подсобное хозяйство было маленьким, а у некоторых его совсем не было. А за свою работу крестьяне получали трудодни или, как называли, «палочки». В конце года проходили отчетные собрания, где подводили итоги работы колхоза и каждого колхозника.
Часто случалось так, что колхозникам нечего было получать, они выбирали все продуктами. Оплата на трудодни была натуральной, то есть тем, что производил колхоз. Деньги появлялись у тех, кто что-то мог продать от хозяйства на рынке, а вот семья Секлеты Даниловны не смогла себе этого позволить.
С приходом в деревню техники стало легче работать. В феврале 1935 года крестьянам разрешено было иметь приусадебный участок, одну корову, двух телят, свинью с поросятами, десять овец. И еще до этого дед подарил внукам телочку.
В 1937 году был получен по тем временам хороший урожай – до 12 центнеров на гектар.
Крестьяне получили больше зерна на трудодень. Жить стало лучше. Но не настолько, чтобы можно, как говорится, легко вздохнуть. Испокон веков на земле крестьянину было трудно жить и работать. Так было, так есть…
Потихоньку налаживалась жизнь и в семье Квашниных. Секлета Даниловна в те тяжелые смутные времена сумела вырастить достойных, добрых, настоящих людей.
Общаясь с родственником по этой линии, невольно думаешь: у доброго зерна – добрый колос.
Старшая дочь закончила школу ликбеза, а младшие – по 4 класса.
До 1936 года все дочери вышли замуж и разлетелись в разные стороны, но недалеко от родного дома. Женился и сын, жил с матерью. Только младшая дочь Устинья с мужем уехали в Бодайбо на золотые прииски и вернулись в родные края уже после войны и поселились в г. Заводоуковске.
Многие в предвоенные годы уезжали из деревни. Уезжали кто в город, или, как тогда говорили, на производство, кто на стройки, молодежь – учиться в ФЗО. Не выдержали некоторые ритма деревенской работы, нищеты, кто-то искал лучшей доли, у кого-то были другие интересы и устремления. В деревне оставались самые стойкие, влюбленные в свои родные места, любившие свою землю и свою работу, деревенский уклад жизни. Все это помогло селянам в годы Великой Отечественной войны.
Мечту о хорошей и счастливой жизни перечеркнула война. На фронт взяли всех трех зятьев Секлетиньи Даниловны: Попова Льва, Паутова Василия Геннадьевича, Кушнарева Григория и сына Мирона. С войны не вернулись муж старшей дочери Попов Лев (у них было двое сыновей) и сын Квашнин Мирон Перфильевич.
После войны старшая дочь Анисья с детьми переехала к матери. Так и жили они в Журавлевой, пока она не распалась в 1960-е годы (в то время малые деревни посчитали «бесперспективными»).
Моя прабабушка Васса Перфильевна была третьим ребенком в семье Квашниных. Родилась она в беспокойном 1917 году. Много испытаний, начиная с детства, перенесла она за свою жизнь.
Трудные годы детства и отрочества в семье без отца в годы войн и перемен. Как она сама рассказывала: «Конечно, жилось в те годы трудно, но было и хорошее. Самое главное, мама нас очень любила и изо всех сил заботилась о нас. А детство есть детство, где-нибудь да отдушину найдет. А еще нас любил дед, отец погибшего нашего тятьки (папы). А потом учеба в школе. Как бы маме ни было тяжело, но она была заинтересована, чтобы мы обучились грамоте. Сама она была малограмотной, училась письму и чтению у своих родителей, в основном, по старославянским книгам, а их в семье было немало. Двоедане то в церковь не ходили, а молились, в основном, по домам, по этим книгам. Раньше ведь считали двоедан чуть ли не всех грамотными… Мне повезло, я закончила 4 класса, что мне потом очень помогло в жизни…».
В 1933 году в Журавлеву приехал новый учитель Паутов Василий Геннадьевич, родом из Емуртлы. Свою педагогическую деятельность он начал с 1932 года в Масальской начальной школе. Вот он-то и стал мужем моей прабабушки.
Из воспоминаний бывшей ученицы Журавлевской начальной школы, где он работал с 1933 по 1935 год, Новопашиной Ефимьи Мироновны, 1923 года рождения: «Мало что помню из своей школьной жизни, но вот своего первого учителя Василия Геннадьевича я хорошо помню. Красивый парень был, интересный, девчонки ох как заглядывались на него. Он и женился на нашенской, Вассе Квашниной. Много работал с детьми и на уроках и после уроков. Неучи все были, темнота… Очень добрый был, славный. А учил не только детей, но и взрослых».
В то время остро не хватало учителей, по мере необходимости их переводили из одной школы в другую. Скорее всего, поэтому в трудовой книжке моего прадеда (как и у других учителей того времени) много записей о переводе, и это характерно для 1930-х годов. В 1935 году молодая семья переезжает в Манай, а в январе 1936 года у них рождается первая дочь Гертруда.
Только в 1938 году Василия Геннадьевича переводят снова в Масальскую школу. И снова из рассказов прабабушки: «Очень трудно переезжать из деревни в деревню: незнакомые люди, временные жилища, неустроенность, маленький ребенок на руках, который требует внимания и ухода. А жили-то мы бедненько. Я не работала, а учительский кошт невелик. Приходилось приноравливаться, терпеть. Молодые тогда были, сильные, да и любила я своего мужа, уважала, старалась как могла поддерживать его».
В Масалях купили дом, сельский совет помог. Начали обживаться на новом месте. Весной разработали огород, посадили картофель, овощи. В мае 1939 года родился сын Игорь.
В деревне был свой колхоз имени Сталина. Как и везде, жители деревни трудились на полях и фермах колхоза. Появились на полях трактора, комбайны и другие сельхозмашины. Работать стало легче. Как вспоминают старожилы села, два года перед войной был хороший урожай и «наконец-то мы наелись».
Детей в деревне было много. Из архивных данных: в 1936 году в школе училось 168 учеников. Перед войной количество немного убавилось, убавилось население, люди понемногу уезжали из деревни.
Классы были переполнены, построенное в 1924 году школьное здание не вмещало все классы, поэтому занятия проходили еще в двух близлежащих пустующих домах. Василий Геннадьевич был назначен заведующим школой. Работы было много и в школе и на селе. Ведь учитель в то время был не только учителем, но он вел большую общественную работу с населением, помогал всем руководящим структурам. А дома были жена и малые дети, которые требовали внимания и заботы.
В 1939 году вышел закон о всеобщей воинской обязанности. Многих учителей того времени призвали из школ на службу в РККА. С октября 1939 года был призван на действительную военную службу и Василий Геннадьевич. Разлука с домом, семьей оказалась долгой, только летом 1945 года он вернулся в родную деревню.
Моя прабабушка осталась одна с двумя малолетними детьми, одному из которых исполнилось только пять месяцев. Постоянной работы не было, да и детей не на кого было оставить. Возникала мысль уехать в родную деревню, но постепенно она приспособилась в чужой деревне, прижилась. «Если бы не добрые люди, то не знаю, что было…» - говорила она. В колхоз она не вступила, и когда началась война, ее назначили почтальонкой.
Война. Сколько горя, страданий, разрухи она принесла. Вот уже 70 лет прошло, но она до сих пор в памяти жителей наших сел.
С первых же дней уходили на фронт мужчины: отцы, сыновья, мужья. В деревне оставались женщины, старики, дети. Нелегкая ноша легла на их плечи. Солдат на фронте нужно было кормить. Учились новому ремеслу женщины и подростки, садясь на тракторы и комбайны. Со временем все чаще не хватало горючего, поубавился табун лошадей – ведь этого требовал фронт. Многие работы приходилось делать с помощью быков и коров. Было очень трудно, но люди понимали, что от них во многом зависят дела на фронте. Мы сейчас, встречаясь с очевидцами тех событий, даже не можем себе представить, как можно было жить и работать в таком ритме, часто недоедая, в любую погоду, в плохой одежде и обуви. Большинство дел выполняли вручную: заготавливали дрова, косили траву, метали стога, жали серпом и вязали снопы, и прочее, прочее, прочее… А ведь еще женщины должны были растить и воспитывать детей, и еще постоянное беспокойство о своих родных там, на фронте. А в деревню очень часто приходили «похоронки». Всей деревней оплакивали своих земляков. А потом нужно было справиться со своим горем, выстоять и снова трудиться и жить ради победы.
Как и всем, было трудно и моей прабабушке Вассе Перфильевне. Всю войну она проработала почтальонкой. Времена были строгие. Каждый день, в любую погоду, нужно было получить почту и разнести ее по деревне. А ходить за ней нужно было в Видоново, а это шесть километров туда и шесть – обратно, да и сумка почтальонская была достаточно тяжелой. Уходила с утра, а почту в Видоново привозили в разное время, «иногда пока дождешься, - вспоминала Васса Перфильевна, - пока рассортируешь, а уже смеркаться начинает, а потом бежишь почти всю дорогу, чтобы засветло успеть домой. Дома-то еще ребятишки ждут…».
Необходимость заставляла отправлять старшую дочь в Журавлеву к бабушке, а сын то оставался на попечение соседей, то приходила няня-старушка, частенько с ним оставалась марковская почтальонка (Марково – соседняя деревня). Она дойдет до Масальской и остается с Игорем, а Васса Перфильевна несет и свою почту, и марковскую.
«Конечно, физически было очень трудно, но не это самое трудное, - рассказывала моя прабабушка. – Трудно и страшно было вручать «похоронки». Хорошо, что потом этим заниматься стал сельсовет, а то я бы, наверное, сбежала или сошла с ума. Совсем другое дело, когда приходили с фронта письма от наших мужчин…».
Приходили письма и от Василия Геннадьевича. Более шести лет они не видели друг друга и только письма соединяли их. Эти письма до сих пор хранятся в нашем семейном архиве, мы их перечитываем и изучаем. Они помогают нам полнее представить события тех лет, многому учат нас.
Закончилась война. Понемногу стали возвращаться с фронта солдаты, но многие не вернулись в родные края. Более 200 мужчин ушло на фронт из Масалей, более половины погибли, пропали без вести.
Мой прадед, Василий Геннадьевич, вернулся домой в июле 1945 года. Как вспоминает старшая дочь Гертруда Васильевна: «Стоял ясный теплый летний день. Мы знали, что отец возвращается домой, и примерно знали, когда он будет в деревне. Как сейчас слышу слова соседок: «Герка, ты чего не бежишь встречать своего папку? Беги!». А я была в рваном платье и смены у меня не было. Мне было очень стыдно показаться отцу в таком виде и я не побежала. Подруга мамы, Варвара Батяй, узнав причину такого моего поведения, на следующий день из занавесок сшила мне новое платье. Как я была рада!»
За годы войны очень сильно ослабло хозяйство. Разруха коснулась и школы.
Василий Геннадьевич с первых же дней приступил к работе в школе, а дел было много. Много сил потребовалось для ремонта здания школы, обновления школьного оборудования, возвращения всех ребят школьного возраста в классы. Все это делалось руками Василия Геннадьевича и его коллег. Как заведующий, он установил хорошие отношения с правлением колхоза и родителями, которые оказывали посильную помощь школе.
Взрослые понимали, что дети тоже набедовались за годы войны, и старались по мере возможности улучшить условия их жизни и учебы. Что было в силах колхоза, в том шли навстречу школе: помогали с дровами, подкармливали ребятишек, давали транспорт школе, помогали найти жилье для учителей. А само положение в колхозе было трудным. Хозяйство было разорено и восстанавливалось оно тяжело. Несколько послевоенных лет деревня была предоставлена, можно сказать, сама себе. В стране в первую очередь восстанавливали разрушенные города и села, фабрики и заводы, дороги и прочее. Средств на деревню не хватало, и снова деревня бедовала. В эти годы люди, как могли, пытались поднять свое личное и колхозное хозяйство. По крупицам, понемногу жизнь в деревне налаживалась.
В семье Паутовых в 1946 году родилась дочь Альвина. Васса Перфильевна на время оставила работу. В последующие годы она работала в разных местах: подменяла продавца в магазине, работала учетчицей в колхозе, на колхозном огороде. В 1949 году родился еще один ребенок, но вскоре умер, а в 1951-ом появился сын Владислав, который родился слабеньким и ему требовался постоянный уход. Семья жила в те годы в стесненных условиях: четверо детей, один работающий учитель с небольшой зарплатой и небольшим личным хозяйством. Колхозники жили «сытнее».
В 1950-е годы в сельском хозяйстве идут изменения в лучшую сторону. В стране налаживалось производство сельхозтехники, стала поступать она и в МТС нашего района. Увеличиваются площади пахотных земель за счет освоения залежей и раскорчевывания. Увеличивается поголовье скота в животноводстве. Повышены закупочные цены на сельхозпродукцию. Списаны в несколько раз долги прошлых лет, введены пенсии колхозникам, стали выдавать паспорта. Колхозники стали жить лучше. К концу 1950-х годов в домах появляются велосипеды, радио, некоторые покупают мотоциклы.
В 1958-59 гг. началась реорганизация МТС. Колхоз, чтобы не остаться без техники, был вынужден выкупить ее в течение лишь одного года. Это опять сильно ударило по экономике сельского хозяйства. Но снова деревня выстояла. В 50-е годы укрепляется положение и в семье Паутовых. В 1953 году сын учится в 7 классе, а старшая дочь заканчивает десятилетку и уезжает учиться в педагогический техникум города Тюмени. В том же году вторая дочь Альвина идет в первый класс. На год они переезжают в д. Кизак, на тот момент Василия Геннадьевича перевели на работу в Кизакскую семилетнюю школу, но на следующий год они снова живут в Масалях в своем доме.
В 1957 г. Василия Геннадьевича снова назначают заведующим Масальской школой. А на селе продолжают происходить изменения. Идет укрупнение колхозов. В 1957 г. колхоз имени Сталина вливается в колхоз «Ленинский путь».
В 1960-м году в деревни приходит электричество. А в 1961 г. колхоз «Ленинский путь» входит в состав Емуртлинского совхоза. Начинается новая веха в деревенской жизни, и это стало более ощутимо, когда в 1965 г. на нашей территории был создан самостоятельный совхоз «Видоновский». Увеличивается материальная база хозяйства, строятся объекты соцкультбыта, жилые дома для работников совхоза, увеличивается заработная плата. В дома бывших колхозников приходит достаток.
Уделяется больше внимания для полноценного отдыха рабочих, строится новый дом культуры, открывается новая библиотека, появляется пекарня.
Руководство совхоза совместно с администрацией сельского совета серьезно занимается воспитанием молодежи, вопросами культурного развития населения и подбором кадров для села. На селе появляются квалифицированные кадры, которые не бегут из деревни.
В семье Паутовых тоже свои изменения в лучшую сторону. В 1962 г. семья перестраивает дом. Отслужив в армии, сын возвращается домой и работает в хозяйстве трактористом. В 1964 г. он переходит на работу учителем физкультуры и труда в Кизакскую семилетнюю школу (в те годы учителей катастрофически не хватало). Позднее его забирают на комсомольскую работу в совхоз. В 1964-м же вторая дочь Альвина (моя бабушка Альвина Васильевна) закончила 11 классов Емуртлинской школы и поступила на заочное отделение Тюменского института. С августа месяца она начала свою педагогическую деятельность учителем математики в Кизакской школе. А младший сын в это время учился в 7 классе. Экономически семья живет стабильно. Взрослые много и добросовестно работают, занимаются общественной деятельностью.
Повествование можно продолжать, но вывод напрашивается только один: история страны напрямую влияет на историю семьи.
Никакая семья не может существовать без общества, семья – небольшая частица любого государства, страны. По какому пути идет страна, какова ее политика, ее положение – все это влияет на судьбу любой семьи. Так было, так есть и так будет в любой стране, в том числе и у нас в России.
Закшаускас Антон, 8 класс
Новогодние гирлянды
Этот древний-древний-древний мир!
Простые новогодние шары из бумаги
Тупое - острое
Пока бьют часы