Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь возвращается к своим истокам, начинается поиск утраченных ценностей и оказывается, что обряд, обычай помогает сохранить: мир в семье, любовь к ближнему, сплочённость, скромность, красоту, патриотизм.
XVIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Культурология»
Тема: «Особенности проведения русских свадеб
в Самарской губернии »
Выполнила: Горланова Алёна
ученица 2-Б класса
МБОУ Школа №156
Красноглинского района
Научный руководитель:
Борисова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
Самара, 2017г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3-4
I. Основная часть. Основные этапы проведения русского
свадебного обряда в Самарской губернии….………………………..5-8
II. Практическая часть. Особенности проведения русского
Свадебного обряда в Самарской губернии……………………………9-15
III. Заключение …………………………………………………………16
IV. Список использованной литературы……………………………....17
Введение
Веками русский народ свято чтил и хранил народные традиции и праздники, передавая из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, обряд венчания, крещения и многие другие. А нужно ли нам, современному поколению, знать обычаи, которыми руководствовались наши далёкие предки? Да, это нам необходимо. Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры; осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении, стать людьми любящими свою Родину, свой народ. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с мирским, а печальное с веселым. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов.
Я заинтересовалась тем, что связано с народным бытом и русской культурой. Мне нравятся традиционные народные действа, где справляют обряды, надевают красочные народные костюмы, звучат поговорки, песни, пословицы и наговоры. В своей работе я хотела бы рассказать о важнейшем событии в жизни человека, свадьбе.
Тема данной работы: «Особенности проведения русских свадеб в Самарской губернии».
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что общество вновь и вновь возвращается к своим истокам, начинается поиск утраченных ценностей и оказывается, что обряд, обычай помогает сохранить: мир в семье, любовь к ближнему, сплочённость, скромность, красоту, патриотизм.
Цель данной работы: определить основные обряды русской свадьбы и выяснить особенности проведения этих обрядов в деревнях и сёлах Самарской губернии.
Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Выделить основные этапы проведения русской свадьбы.
- Рассмотреть сценарный план и особенности основных действующих лиц русской свадьбы.
- Выделить характерные черты одежды и аксессуаров, использовавшихся в русской свадьбе.
Гипотеза: предположим, что порой свадьбы даже в близлежащих селах отмечались по-разному, что свидетельствует о различных традициях, принесенных в Самарский край переселенцами.
У русских свадьба не только красивое, пышное, веселое действо, но и торжество, каждый день которого имеет свое значение, свой смысл. В работе я достаточно подробно расскажу обо всех тонкостях русской свадьбы, о том как происходило сватовство, смотрины, как невеста и жених готовились к этому событию, как было принято “гулять “на свадьбе и что происходило в последующие дни после свадьбы. Большая часть работы посвящена традиционным особенностям, так как в разных уголках Самарской губерний свадьбы игрались по-разному. Так, например основной порой свадеб в самарском Поволжье была осень, а на Самарской Луке свадьбы играли чаще зимой, когда Волга «заковывалась» в лед - с Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Великого поста.
Основные этапы проведения русского свадебного обряда
в Самарской губернии.
Основной порой свадеб в самарском Поволжье была осень. На период с Покрова дня до Филиппова поста (14/28 ноября) приходилось наибольшее количество бракосочетаний. На Самарской Луке свадьбы играли чаще зимой, когда Волга «заковывалась» в лед - с Рождества Христова (25 декабря/7 января) до Великого поста. Как и во всей России традиционная свадьба в Самарском крае, имела общую структуру и включала следующие основные этапы свадебных обрядов, но также имела и свои особенности. Рассмотрим каждый из них: сватовство, смотрины, рукобитие, девичник, выкуп, таинство венчания, приезд в дом жениха, свадебный пир. [2]
Сватовство
В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то». Часто в роли сватов выступали специально нанятые свахи. В роли сватов могли выступать также и отец жениха, и брат, реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Обычно сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать, но бывали и исключения, как например в некоторых сёлах Самарской губернии.
Смотрины
Смотри́ны — свадебный обряд, при котором сваха (сват), родители жениха или смотрительница могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.
Рукобитие
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному (рукобитье, сговор, запой, просватанье, помолвка - часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась свадьба). «Сговор» проводится примерно через неделю после сватовства, как в с.Давыдовка Приволжского райна Самарской области. «Так уж побольше родни соберётся – по договору».
Невеста же всё время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. Здесь происходил первый ключевой момент всего свадебного обряда – завешивание. На невесту надевали что-то похожее на фату, из-за которой она не могла ничего видеть, поэтому невеста нуждалась в сопровождении. Как только ее отпускали - невеста падала.
Девичник
Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами. На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки.
Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.
Свадебный выкуп
Утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу. Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п.
Первый день свадьбы
Ранним утром все участники свадьбы собирались в домах жениха и невесты. Поутру из дома невесты конный поезд перевозил постель. Этим руководила сваха, но впереди верхом на коне ехал дружка.
В день свадьбы невеста вставала раньше всех и будила своими причитаниями отца, мать и ночевавших у неё подруг. Подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали её в свадебный наряд. [5]
Венчание
Вот наступало время ехать в церковь. Дружка выводил жениха и невесту из-за стола. Родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Отец и мать, взяв дочь за руку, отдавали её жениху.
Обе свахи брали невесту под руки и усаживали в повозку невесты. Невеста сидела вместе с двумя свахами. Жених ехал отдельно, вместе с дружкой. Жених должен бел ехать впереди и прибыть в церковь раньше невесты.[7]
Венчание в церкви всегда и для всех проводилось по единому обряду, установленному Русской православной церковью.
Свадебный пир
После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты. Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинался свадебный пир. Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.[6]
Особенности проведения русского свадебного обряда в Самарской губернии
Сватовство
В с. Кураповка Богатовского района. Зайдя в дом невесты, сват совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Самарской губернии сват садился под матицу, а в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой. После сватовства (через несколько дней) родители давали свату ответ.
В с. Васильевка Борского района сваты во главе со свахой приходили в дом невесты и начинали разговор: «У нас баранчик есть, у вас ярочка! Вот мы сейчас свою меточку повесим!» После этих слов сваха подходила к девушке, которую сватали и вешала ей что-нибудь на шею (бумы, медальон, брошку), а потом говорила: « Наша это ярочка! Вот и метка на ней наша!». После этого обряда девушка образно отделяется от семьи, не имеет права гулять с подругами.
Например в с. Кураповка Богатовского района сваты торжественно шли опоясанные полотенцами по всей деревне, чтобы все видели. Полотенце часто используется в свадебном обряде, символизируя дорогу, мост, помогающий «переправе» из одного мира в другой. Во время шествия исполнялась песня:
Венули, венули, венули ветры вдоль улицы,
Венули ветры вдоль улицы.
Грянули, грянули, грянули веслами по…по морю,
Грянули веслами по… по морю.
По морю, по морю, морю синему,
По синему, по синему, по синему по Волынскому,
По синему по Волынскому.
С кем же мне, с кем же мне думу думати,
С кем же мне думу думати?
Думати, думати, думати с батюшкой,
Думати с батюшкой…[ 1]
Начало песни «Венули ветры…, грянули веслами» можно трактовать как символ нарушения порядка вещей, после которого «старый мир», мир невесты, девушки перестаёт существовать, и появляется новый мир, в котором невеста становится замужней женщиной. Вода («сине море Волынское») также символ переходного этапа.
А в с. Усолье сватать шли вечером, чтобы никто не видел и не слышал, а главное, «чтобы нечистая сила не прознала, куда это мужики идут». Шли молча, не разговаривая, задворками и огородами. Отец жениха клал в карман повойник – «бабий» головной убор, чтобы «окрутить» девку. Для сватовства обычно выбирали счастливые дни – воскресение, вторник или четверг. Сваха, прежде чем идти к родителям невесты, повязывала под сарафан лошадиную путу, чтобы «опутать» невесту, склонить к согласию, а также закидывала на чердак веник – «для успеху», ведь веник выметает сор, поэтому его считали лучшим средством от нечистой силы. И только после этого сваты шли в дом невесты. [4]
Смотрины
В с. Утёвка Нефтегорского района (записано в 2000 г. Лысова Полина Ивановна 1916г.р. – уроженка д.Бариновка, Нефтегорского района, и Полезновой Меланьи Ивановны – 1914 г.р.,уроженки села Утёвка)
«За руку водили невесту по избе, чтобы все видели,- нет ли какого изъяна. При этом угощения не было, все только внимательно смотрели, оценивая достоинства невесты. Посмотрели невесту, тут наша сваха и говорит: «Хоть и понравилась нам ваша хата, хоть и тепло в ней, а надо идти, чтобы ветром немного обдуло». Вышли тут наши во двор и стали советоваться, брать ли невесту. Поговорили, посоветовались и решили дело продолжать. Иван-то домой пошёл, а родители да сваты возвратились в невестин дом кладкой рядиться».
Бывало и так, что жених с невестой первый раз встречались, только после того как их родители договаривались обо всём.
В с. Исаково (записано со слов коренной жительницы села Максимычевой Ефросиньи Степановны, русской, 1909 г.р. в июне 1994 года)
Если не хочет невеста за парня, то отказывали: «Собраться нечем». Сватам откажут, а они опять придут. Мама ходила с парнем, её за него не отдали – он бедный был. А сваты раз двадцать ходили. Ну вот, собиралась на вечёрки, её отец и спрашивает: «Сваты придут, отдать, что ли?» А она в сердцах и ответила: «Да ну уж как хотите!». Не успела прийти с вечёрки – просватали.
Также родственники невесты осматривали хозяйство жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.[3]
Рукобитие
В д. Романовка Хворостянского района на запое договаривались какое приданое за невестой, назначали день, когда перевозить постель, когда рубашку жениху принесут. Обычно рубашку жениху приносили дружки жениха за неделю до свадьбы, а постель на два дня. Угощенье на помолвку приносили с двух сторон. В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Девичник
В с. Славинка Алексевского района невеста на девичнике причитала вместе с матерью:
Родимая моя маменька (2р.)
Зачем пива много варите (2р.)
Или братца женить хочете ?(2р.)
Родимое мае дитятка (2р.)
Мы вечор тебя просватали (2р.)
Золотое вино выпили (2р.)
Слова «золотое вино выпили» говорят о совместной трапезе, чтобы объединить два рода.
В с. Большая Ивановка Пугачёвского уезда участвовали не только подруги, но и родители, и близкие родственники жениха и невесты. Обыкновенно к дому, где назначали девичник, приходило много парней, которым удавалось проникнуть в дом. Всё время девичника жених с невестой сидели в чулане. Девичник сопровождали песни, в которых обыгрывались жених с невестой, родственники. После этого из чулана выходили жених с невестой, кланялись в ноги отца и матери жениха, те одаривали невесту, затем кланялись отцу и матери невесты. Они «одаривали» жениха. Затем жених с родителями уходил, а невеста оставалась со своей роднёй и начинала вопить.
Свадебный выкуп
В Бузулукском районе.
- А что ты здесь сидишь? – обращается дружка к брату невесты.
- А вот, продаю сестрину косу! – отвечает брат.
- Ну, а дорого ли у твоей сестры коса стоит? – вопрошает дружка.
- У моей сетсрицы – по рублю косица, по денежке волосок! – следует ответ.
Выкупать может как сам жених, так и дружка. Иногда имел место ритуальный обман жениха.
В с. Гавриловка перед приездом одевали и сажали двух невест – настоящую и подсадную. Их накрывали и жених отгадывал свою.
После удачного нахождения невесты, невесту усаживали за стол под образа. Жених должен был выкупить место рядом со своей невестой у мальчика или мужчины, который сидел рядом с девушкой. После выкупа всех гостей приглашали к столу. Пока гости ели, пили, веселились, жениху и невесте полагалось сидеть чинно, не прикасаясь к еде и питью. Застолье в доме невесты было коротким. Вина пили мало, т.к. ещё предстояло совершить обряд венчания.
Первый день свадьбы
В с.Усманка невеста венчалась без фартука, в парочке (юбка и кофта одного цвета – розовые или голубые) .Венчальную парочку надевали один раз и берегли до самой смерти.
В с. Б.Ивановка Пугачёвского уезда невеста надевала белую рубаху, а поверх чёрный сарафан, образно означающий её смерть в прежнем качестве.
В Бузулукском уезде невесту умывали, потом приходил брат и обувал её.
В с. Бестужевка невеста готовила себе два платья. Первое платье в начале. На застолье пирог с мясом подают – она в подвенешном платье. А потом ведут переодевать и потом подают сладкий пирог и начинают на поклон класть. К подвенешному платью – венчик, уваль (вуаль) до пяты.
Из рассказа Александры Петровны Прокаевой (1938 г.р в селе Виловатое Богатовского района.
«Одежда у невесты была похожа на казачью. Откуда традиция – не знаю. Юбка нашего села была широкая, воланы в три ряда или ленты в шесть рядов, или кружева. Все очень красивые, однотонные, ярко-малинового цвета. Кофты вышитые могли быть, с длинным рукавом, вышивали орнаменты и цветы».
По информации Е.Всеволожской ( с. Васильевка) при входе в церковь с невесты снимали фату. После венчания, в сторожке, свахи заплетают ей волосы на две косы, причём правую плетёт сваха женихова, а левую невестина. Мать и отец благословляли дочь, чаще всего иконой Божией Матери. Эту икону невеста забирала с собой в дом мужа. Тем временем полным ходом шли сборы и в доме жениха. Отец и мать благословляли сына. Дружку перевязывали полотенцем и давали плеть – отгонять от свадьбы всякую помеху и порчу. [5]
Венчание
Село Утёвка
Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником).
Свадебный пир
В с. Васильевка Борского района свадьба отмечалась 5 дней.
Первый день во многих сёлах Хворостянского района гуляли сначала у жениха, а потом переходили в дом к невесте. Второй начинали гулять у невесты, а продолжали у жениха.
В селе Владимировка, когда молодые приезжали в дом жениха, их встречали родители жениха. Все гости осыпали молодых пшеницей, хмелем, монетками, чтобы они были богатыми.
Село Усманка (рассказ Анастасии Васильевны Кореницыной)
«Под какой инструмент обычно плясали в нашем селе? Коса была, обыкновенная коса, какой сено косят. И очень мелодично на ней играли. И знаете, как плясали, как выбивали! И ботинки были вот на таком каблуке – гусарики назывались».
Заключение
В результате своей работы мы выяснили, что русский свадебный обряд в целом многовариантен. Мы установили, что традиционная русская свадьба состояла из трех основных периодов: предсвадебного, собственно свадебного и послесвадебного. Основными этапами свадьбы были сватовство, сговор (рукобитье), девичник, пир в доме жениха в день венчания. Все эти ритуалы отражали переход молодых из одного социального статуса в другой, куплю-продажу рабочих рук невесты, переходящей из одного семейства в другое, и сближение двух родов.
Таким образом, мы достигли поставленной цели и выяснили, что порой свадьбы даже в близлежащих селах отмечались по-разному, что свидетельствует о различных традициях, принесенных в Самарский край переселенцами.
Конечно, традиционный свадебный обряд не возродишь в полной мере, многое устарело и безвозвратно ушло в прошлое. Но нельзя совсем вычёркивать и убирать из своей жизни традиции наших предков. Ведь обряд, в том числе и свадебный, – это частичка нашей страны, история нашего народа. И ни в какой другой стране не отмечают так пышно свадьбу, как в России!
.
IV. Список использованной литературы
С. 384.
7. А.В.Терещенко. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007. – С.128.
8. http://www.narod.samddn.ru/45-russkie/traditsii-i-obychai
Рисуем подснежники гуашью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Неньютоновская жидкость
Усатый нянь
Золотая хохлома