Конкурс "Язык-древо жизни"
Вложение | Размер |
---|---|
sergiy_radonezhskiy_starikova_5_kl.docx | 38.52 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 |
Литературно-исследовательская работа |
Тема: «Преподобный Сергий Радонежский и его время». |
Работу выполнила: ученица 5 «А» класса МБОУ СОШ № 6 Старикова Алена Игоревна Тел.8-910-572-54-36 Руководитель: Давыдова Светлана Адильевна. Тел. 8-910-571-07-81 |
Сасово - 2014 |
|
Много святых на нашей огромной русской земле. И одним из самых знаменитых и почитаемых является Сергий Радонежский. Он родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Родиной его было село Варницы, которое находилось недалеко от Ростова Великого. Здесь же он провел свои младенческие и детские годы. Еще до рождения Сергию Радонежскому была предсказана судьба: он должен стать великим угодником Божьим и служителем святой Троицы. Еще будучи во чреве матери, он трижды вскрикнул громким голосом, когда его мать молилась в воскресный день в церкви.
При крещении Сергию Радонежскому дали имя Варфоломей в честь одного из двенадцати апостолов. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Мальчик был прилежным и старательным, но в учении успевал плохо. Он не мог запомнить даже буквы, все они у него перемешивались в голове. Родители его за это бранили, а учителя наказывали. Но больше всего для мальчика были обидны насмешки сверстников. Часто он втихомолку плакал. Каждое утро его охватывала тоска от мысли, что надо опять идти в школу. «Неужели я такой неспособный уродился? Может быть, всю жизнь суждено мне пасти свиней, гусей да бегать за жеребятами?» - думал мальчик и часто со слезами молился Богу, чтобы он дал ему разум познать грамоту.
Но однажды все изменилось. Бог услышал молитвы мальчика! Раз под вечер отец послал Варфоломея искать запропастившихся жеребят. Мальчик обошел все луга. Грустно было у него на душе: не о жеребятах он думал, а об учебе.
И вдруг он встретил старца, который под дубом творил молитву. Монах спросил Варфоломея, почему он невеселый, что он ищет и чего хочет. Мальчик горько расплакался и поделился своим горем с незнакомцем, попросив старца помолиться за него Богу. Монах тут же сотворил молитву, взял из кармана просфору, дал ее съесть Варфоломею и сказал: «Отныне не печалься. Господь дарует тебе вразумление. Сам будешь людей учить». Ангел Божий, явившись в виде старца, исчез, а Варфоломей стал читать псалмы. С этих пор он быстро пошел вперед в учении, обгоняя еще вчера смеявшихся над ним мальчишек.
Вскоре родители Варфоломея обеднели. А тут еще начались гонения на бояр Ростовского княжества. Опасаясь за свою жизнь и жизнь детей, родители вместе с мальчиком покинули родные места и поселились в городке Радонеж. Варфоломею тогда было четырнадцать лет. Он не думал о детских играх и забавах. Его сердце пламенело к Богу. Давней мечтой мальчика было удалиться в пустыню, чтобы полностью отдаться постническим подвигам и молитве.
Но Он не смог оставить престарелых родителей одних, потому что был их единственной опорой. Лишь после смерти отца и матери мальчик осуществил свою мечту. Варфоломей вместе с братом Стефаном ушли в лесную глушь. Соорудив себе шалаш, помолившись Богу, они принялись строить деревянную церковь. Привычные к труду, братья быстро закончили строительство. Московский священник освятил церковь во имя святой Троицы. Так в 1337 году была основана Троице Сергеева лавра.
Недолго братья жили вместе. Оставшись один, Варфоломей решил стать настоящим монахом, то есть принять монашеское пострижение. Ему было в то время 23 года. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в монашество, дав ему имя Сергий в честь святого мученика Сергия. Это случилось в 1337 году. Во время причащения Варфоломея церковь и её окрестность наполнилась благоуханием. В течение семи дней после пострижения он никуда не выходил из церкви, молился Богу и питался одной просфорой, которую дал ему игумен Митрофан после литургии.
В пустыне, в совершенном уединении, преподобный Сергий прожил около двух лет. Много пришлось ему вынести за это время. Изведал он и одиночество, и нашествие демонов, пытавшихся изгнать его оттуда. И злобу местных зверей. Но с Божьей помощью, с молитвой все превозмог молодой отшельник. Одиночество забывалось за ежедневной работой. Сергий вырубал лес вокруг своей церкви, чтобы на этом месте возделывать огород. Он заготавливал дрова на зиму. Демоны, бессильные противостоять горячей молитве, со срамом удалились. Дикие звери почуяли, что отшельник не враг им, перестали ему досаждать. Один медведь даже подружился с Преподобным и ежедневно приходил к нему за подачкой. Сергий делился с косолапым приятелем буквально последним куском. Пищу Преподобного во время его уединенного пустынножития составляли хлеб и вода. Сергий Радонежский не мог долго оставаться безвестным в своей пустыне. Слава о нем прошла среди монахов. Вскоре к дверям его кельи стали приходить первые послушники. Многие изъявили желание остаться рядом необычным подвижником. Сергию не хотелось расставаться с полюбившимся ему уединением, но, помня о том, что он должен служить всему миру, святой угодник не отверг к нему пришедших. Так вот и возник Сергиев монастырь, знаменитая ныне Сергиева лавра. Первоначально Сергиев монастырь представлял следующую картину. На поляне маленькая деревянная церковь, а кругом под деревьями церкви и между деревьями 13 маленьких деревянных келий. Поляна обнесена тыном, а за кельями и между ними были разделаны огороды. В настоящем монастыре над братией должен быть игумен. Некоторое время богослужение в лесной обители совершал игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После его кончины братия упросила Сергия стать их игуменом. А с момента прихода в монастырь архимандрита Симона из Смоленска началось умножение братии. Симон стал одним из первых учеников Сергия Радонежского. Он отдал свое богатство Преподобному для перестройки монастыря. Сергий построил новую большую деревянную церковь, а кельи вокруг нее расположил правильным четырехугольником. Теперь для служения обедни покупали вино, восковые свечи. Раньше вместо свеч использовались березовые или сосновые лучины. Богослужебные книги писались не на пергаменте или бумаге, а на бересте. Только через несколько лет после основания монастыря в нем появилось изобилие. Окрестности вокруг стали заселяться новыми мирянами, которые с величайшим усердием снабжали монастырь всем необходимым.
Все больше учеников появлялось и у Сергия Радонежского. К нему вернулся и старший брат Стефан со своим младшим сыном Иоанном. Позднее преподобный Сергий ввел в свой монастырь общинножитие. На это ему дал разрешение патриарх. Не все монахи согласились жить по-новому. Некоторые не хотели общежития и тайно ушли из монастыря. С введением общежития монашеская жизнь стала еще строже. Для наблюдения за жизнью монахов Преподобный обходил по вечерам кельи и смотрел, кто чем занимается. Если он видел, что монах рукодельничает, читает книгу, молится Богу, Сергий воздавал за него благодарение Богу. Если же он видел монахов, проводивших время в праздных беседах, то стучал в окно кельи, давая понять. Что видел их неподобающее занятие. На другой день он вызывал к себе виновных, беседовал с ними, и они раскаивались в содеянном.
Устав общежития требовал, чтобы все монахи монастыря одинаково участвовали во всех работах. От природы человек очень сильный, Сергий работал за двоих, не стыдился никакой работы. Он плотничал, кроил и шил одежду и обувь для братии, варил обеды, пек просфоры, катал свечи, варил кутью…
По уставу общежития все монахи должны были носить одинаковую по качеству одежду. Преподобный Сергий, верный монашеским обетам, жил скромно и бедно. Ризу он носил до тех пор, пока уже не было возможности ее чинить и штопать. Один поселянин прибыл в обитель, чтобы увидеть Преподобного. Ему сказали, что игумен работает на огороде. Поселянин увидел старика в ветхой, со множеством заплат, ризе. Он прилежно работал лопатой. Пришелец подумал, что над ним подшутили. Ведь не может же настоятель известного на всю Русь монастыря одеваться в такие обноски. А Преподобный мог, ибо он считал, что нет дороже сокровища, чем чистая совесть.
Своей братии он не разрешал ходить по селам и деревням и просить милостыню, когда совсем нечего было есть. Он учил их надеяться только на себя и на милость Божью. Ему чужды были гнев, ярость, жестокость. Он занимался благотворительностью. У него в монастыре питались нищие, проходящие странники, бедные жители окрестных сел и деревень.
Сергий Радонежский был тихим, кротким, простым и бесхитростным человеком. Когда старший брат Стефан захотел стать главным в монастыре, Сергий не стал выяснять отношений с ним, а потихоньку собрался и незаметно ушел из монастыря к своему другу. Тот помог Преподобному найти другое место, где Сергий построил новый монастырь, похожий на Троицкий. Братия Троицкого монастыря никакого другого игумена не хотели и обратились за помощью к митрополиту Алексею, который уговорил Сергия Радонежского вернуться назад.
Как великий праведник, преподобный Сергий удостоился от Бога дара чудотворений. Вот некоторые из них. Неожиданно около монастыря иссяк ключ с чистой водой. Монахам пришлось носить воду издалека. Они стали роптать на Сергия, обвиняя его в том, что он неразумно построил монастырь на безводном месте. Преподобный извинился пред братией и призвал монахов молиться Богу о воде. И сам обратился к помощи Божьей. Преподобный вышел за монастырскую ограду, наклонился над ямкой, где было немного дождевой воды, и сотворил над ней усердную молитву. По окончании молитвы внезапно появился источник воды. Долго его монахи называли Сергиевым. Преподобный, узнав об этом, запретил так называть источник. Он сказал: «Не я дал вам воду - Бог даровал ее».
А однажды у одного поселянина тяжело заболел единственный ребенок. Надеясь на молитвы Сергия, он принес мальчика к нему. Не успел поселянин попросить о том, чтобы Сергий ему помог, как сын умер. Убитый горем отец пошел за гробом для сына. В это время Преподобный помолился над умершим, и ребенок ожил.
Сергий Радонежский был великим пророком и предсказателем. Его имя неразрывно связано со знаменитой победой Дмитрия Донского над Мамаем. У князя Донского было могучее войско, храбрые и опытные воеводы. Ему предстояла битва с ханом Мамаем не на жизнь, а на смерть. Сюда, в святую обитель Сергия Радонежского, прибыл великий князь Дмитрий Донской со своими воеводами за благословлением. Преподобный сотворил молебен, благословил крестом и окропил святой водой самого князя и его бояр и воевод. А еще он сказал: «Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Он победит супостатов твоих и прославит тебя». На помощь Сергий Радонежский дал Донскому двух монахов: Пересвета и Ослябу, которые были очень крепкими, смышлеными и сильными и хорошо разбирались в воинском деле. Страшно было войско Мамая. Оно насчитывало около четырех тысяч человек. Когда русские воины увидели несметные татарские полчища, они испугались. И опять на помощь пришел Сергий Радонежский. В день сражения он послал своего гонца с Богородичной просфорой и благословенной грамотой на поле битвы. В грамоте Преподобный писал: «Не предаваясь страху, твердо надейся, что поможет тебе Господь». Дмитрий Донской поверил, победил Мамая и спас Отечетво, потеряв в бою много доблестных воинов, в том числе и монаха Сергия Радонежского – Пересвета. После битвы в благодарность Господу Богу за победу над Мамаем князь Дмитрий Донской помог Сергию Радонежскому создать еще один монастырь.
Преподобный дожил до 78 лет. Из них 55 лет он отдал монашеству. Скончался великий чудотворец 25 сентября 1392 года. Долгое время Сергиева лавра была духовной крепостью. Но настало время, когда Русь узнала: лавра может быть крепостью боевой.
В годы царствования Бориса Годунова на Русь обрушились невзгоды. Объявились самозванцы, мечтавшие захватить престол русских царей. Их поддержали поляки и литовцы. На Руси началась смута. Мужчин поляки убивали, женщин и детей секли саблями, храмы Божьи разоряли, в алтаре держали скот и псов. Отечество и церковь погибали. И вот тут-то пример стойкости за православную веру, пример истинной любви к родимому краю показала Сергиева лавра. 23 сентября 1608 года, накануне дня памяти преподобного Сергия, под стенами лавры появилось польское войско. Поляки мечтали завладеть сокровищами лавры. Они предложили сдаться.
Наместник монастыря архимандрит Иоасаф ответил отказом. Тогда поляки с четырех сторон бросились на приступ, но получили неожиданный отпор. Гремели лаврские пушки, на врага сверху летели камни, зола, лилась кипящая смола. А врагов, добравшихся до верха стены, рубили саблями, топорами, кололи копьями и ножами, сбрасывали в ров. Осада длилась 16 месяцев. Все попытки по захвату лавры были напрасны. В монастырской церкви служились молебны, вокруг стен шли крестные ходы, священники кропили защитников святой водой. Слава о мужественной обороне лавры разносилась по русской земле. Преподобный Сергий не оставлял родную обитель своей благодатной помощью. Не раз он являлся защитникам монастыря, укрепляя их дух, предупреждая о готовящемся ночном штурме. Осада была выдержана. Враги с позором отступили от лаврских стен. Россия опять выстояла.
Ни у одного из монастырей нет столько заслуг перед Родиной, как Троице-Сергиева лавра. Начиная с XIVвека, все славные страницы русской истории освящены и благословлены лаврой. Русские цари ни одного дела не начинали, не помолившись в святой обители.
Как птицы, явившиеся преподобному Сергию в чудном видении, умножались его ученики и последователи. Сергий Радонежский основал тридцать семь монастырей. Его называли игуменом земли Русской. В соборах и приходских церквах каждый день молятся десятки и сотни тысяч православных христиан. И каждый из них несет свое посильное послушание: священство и государственные деятели, крестьяне и рабочие, воины, ученые, писатели, музыканты и художники… Все они живут и трудятся во имя родной страны и церкви. Есть послушание и у детей: молиться Господу и Его Пречистой Матери, слушаться родителе, прилежно учиться в школе, вырасти достойными сыновьями и дочерями великой страны. Эту страну своими молитвами и трудами спасал и благословлял мудрейший старец, преподобный Сергий Радонежский.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Ералаш
Сказка про Серого Зайку
Усатый нянь
Загадочная система из шести экзопланет
Ледяная внучка