Материал посвящен Святому Науму, который в народе считается покровителем учеников
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 50.54 КБ |
Краеведческие чтения – 2016
номинация: Православное краеведение
Батюшка Наум наведи меня на ум
выполнила: Высокова Екатерина, ученица 7 класса МБОУ«Труновская ООШ»
руководитель: Петухова Т. П.
Трун, 2016
Содержание
Введение
Введение
Познание истории своего Отечества, традиций родного края имеют исключительно важное значение в формировании личности, гражданственности, возвышает человека нравственно и духовно.
Обряды уходят своими корнями в наше языческое прошлое и с необъяснимой силой притягивают нас и сегодня. Это традиции наших бабушек и дедушек, бережно сохраненные и переданные новым поколениям. Эти обычаи отличаются от привычных сегодня праздников своей искренностью, эмоциональностью, задором и верой.
С древних времен, на Руси, существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, порядок проведения, и, конечно же, свои традиционные блюда.
Актуальность исследования в том, что данная тема позволяет более глубоко изучить государственные и православные праздники, и показать их влияние на нашу жизнь, их роль в духовном воспитании подрастающего поколения.
Научно-практическая значимость работы велика, т. к. можно использовать на уроках основ православной культуры, краеведения, а также применять во внеклассных мероприятиях.
Цель исследования: выяснить, что знают люди о православных и гражданских праздниках
Гипотеза: если гражданские и православные праздники играют столь значимую роль в жизни людей, могут ли они стать праздниками почитаемые православной церковью и наоборот.
Задачи исследования:
1) определить основные православные и гражданские праздники в соответствии с календарями
2) выявить знания населения о православных и гражданских праздниках;
3) определить наиболее значимые памятные даты православного и гражданского календарей среди респондентов;
Предмет исследования: православные и гражданские праздники
Объект исследования: ученики, родители и педагоги.
Методы:
Основные праздники гражданского и православного календаря
Праздник есть явление благих дел, благочестивое настроение души и исправная жизнь. Если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать.
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа — организмом сложным, подвижным. И как человек, получающий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал в себя черты исторической, религиозной, народной жизни.
Я провела анкетирование, сначала среди учеников, потом среди родителей и педагогов. Все участники команды с активностью принимали участие в опросе и результат их весьма удивил.
Число опрошенных респондентов:
Ученики - 10 человек;
Педагоги – 5 человек;
Родители – 4 человек.
Итоги анкетирования оказались следующими:
Какие народные праздники вы знаете
Какие православные праздники вы знаете
В ходе исследования было опрошено 19 человек. Были выявлены знания о православных и гражданских праздниках. Все, независимо от возраста, респонденты знают, как и гражданские праздники, так и основные православные праздники. Гражданские праздники отмечают все участники опроса, самые любимые: 9 мая, Новый Год, профессиональные праздники. Истоки и традиции празднования праздников лучше знакомы родителям. Родители осведомлены о православных праздниках, которые приобрели статус государственных. Можно смело утверждать, что старшее поколение вполне может передать опыт почитания празднования православных праздников подрастающему поколению.
По степени важности все православные праздники делятся на четыре категории: великие, средние, малые и вседневные. Они отличаются между собой торжественностью богослужений.
Великие праздники посвящены событиям из земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии, а также Иоанну Предтече и первоверховным апостолам Петру и Павлу. К ним относят Пасху, двунадесятые и недвунадесятые праздники. Церковная служба в эти дни проходит с особой торжественностью.
Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.
Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.
Все праздники представлены в таблице:
Великие праздники
Пасха
Двунадесятые
7 января ‒ Рождество Христово
19 января ‒ Крещение Господне (Святое Богоявление)
15 февраля ‒ Сретение Господне
7 апреля ‒ Благовещение Пресвятой Богородицы
24 апреля ‒ Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
9 июня ‒ Вознесение Господне
19 июня ‒ День Святой Троицы (Пятидесятница)
19 августа ‒ Преображение Господне
28 августа ‒ Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября ‒ Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября ‒ Воздвижение Креста Господня
4 декабря ‒ Введение во храм Пресвятой Богородицы
Недвунадесятые
14 января ‒ Обрезание Господне
7 июля ‒ Рождество Иоанна Предтечи
12 июля ‒ Святых апостолов Петра и Павла
11 сентября ‒ Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября ‒ Покров Пресвятой Богородицы
Дни особого поминовения усопших
Суббота Димитриевская
Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
Суббота 2-й седмицы Великого поста
Суббота 3-й седмицы Великого поста
Суббота 4-й седмицы Великого поста
9 мая ‒ Поминовение усопших воинов
Радоница
Суббота Троицкая
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во главе «праздничного круга» Русской православной церкви - Пасха, наиболее почитаемый христианский праздник. Затем идут так называемые двунадесятые праздники - двенадцать главных празднеств. Из них - три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа, в зависимости от того, когда отмечается Пасха, исчисляемая по лунному календарю. Это Вознесение, Троица, Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье). Девять праздников - непереходяших, за каждым из них закреплен определенный день в календаре. Это Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Воздвижение креста и Рождество Христово.
За двунадесятыми праздниками следуют по своему значению пять великих праздников - Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение головы Иоанна Предтечи, Покров святой Богородицы. Они тоже пользуются большим почтением в православной церкви.
Повсеместно отмечаются престольные праздники. Так называются праздники, посвященные тем образам и событиям, в честь которых построен данный храм или его престол. Это праздники местные, хотя они могут отмечаться и как общехристианские.
Есть праздники, которые широко отмечаются только в России и потому называются русскими праздниками - Николин и Ильин день, спасы, праздники Владимирской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери. В этих праздниках отразились особенности русского менталитета и значимые исторические события.
Славянские народы испокон веков почитали немалое количество святых. Соответственно и праздников было много. Один из таких особо почитаемых праздников – День святого Наума. Это день, когда воздавались особые почести ветхозаветному пророку Науму. Отмечали его 14 декабря. В этот день начинался учебный год, а не так, как сейчас – 1 сентября. Связано это было с тем, что дети наравне со взрослыми трудились в весенне-осенний период. К началу зимы дети освобождались, а родители, собрав урожай, могли оплатить учение. Да к тому же бытовало поверье, что тот, кто начнет учиться именно в Наумов день, получит особое благословение от Святого Наума и будет преуспевать в учении.
Пророк Наум, один из 12 малых пророков родился в Галилее в селении Елкоша в 7 веке до Рождества Христова. Один из фактов его пророчества - предсказание гибели ассирийского города Ниневии, описанное в книге. Наум описал бедствия и наказание, какие праведный Господь наведет на город, за беззакония, идолопоклонство, творимые царем. Книгу пророка Наума можно найти в Ветхом Завете. Умер пророк Наум на 45-м году жизни.
Имя Наум в переводе с еврейского языка означает – утешение, утешитель. Почему же именно Наум стал покровителем грамотеев? Причины две — первая: созвучие слов (ум и Наум), вторая - крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты — больше... Так приобрел пророк Наум эпитет “Грамотник”.
Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. Это был настоящий церемониал. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями, так возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. И выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу.
На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и розгой. Каждое учение начиналось в 7 часов с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. Буквари были рукописными, написанные разными почерками, поэтому учиться по ним было очень трудно. Еще труднее было учиться письму, да и стоило дороже - бумага была очень дорогая. Обучали письму просто: клали пропись и заставляли копировать ее.
Суровые учителя не любили долго разъяснять непонятное для учеников, и чуть что давали подзатыльники, наказывали розгами и плетью.
До обеда повторяли вчерашний урок, в полдень обедали, спали и с 2- х часов до вечера учились. Затем убирали школу и расходились по домам.
На уроках нельзя было есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».
В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.
В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и прежде всего научиться читать и писать: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», а в VIII веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте. И так каждый год, не одно столетие учились наши предки.
День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя. И неудивительно, что с его именем был связан целый набор русских поговорок:
«Пришел Наум – пора браться за ум»
«Пророк Наум наставляет на ум».
«Батюшка Наум, наведи меня на ум»
«Один пророк Наум наводит на ум»
«Пророк Наум наставит на ум»
«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
«Наум наведет на ум»
Заключение
В нашей стране отмечаются как народные, так и православные праздники, история которых связана с почитанием святых, как верных слуг, угодников и друзей Божьих.
Святые – это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему, поэтому Святая церковь чествует святых ежегодными воспоминаниями о них всенародными празднествами, воздвигает во имя их храмы.
Праздники всегда были неотъемлемой частью истории человечества. В ходе своего существования, праздник вбирает в себя исторические, религиозные и народные особенности жизни. Среди всех праздников, респонденты выделяют такие как: Новый год, 8 марта, 9 мая, Пасху и Рождество Христово.
Но, я уверена, что необходимо знать и другие, менее значимые, такие как Наум- грамотник, чтобы сохранить культуру православного народа.
Литература
1.Журнал « Поем и танцуем» - №7 – 2008г.
2. Журнал «Праздник» -№8 - 2008г.
3. Локалова М.С. «Праздник в подарок». Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.
4. [Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987 г. «Советская энциклопедия», 4 изд. под руководством А.М. Прохорова]
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Волшебная фортепианная музыка
Два плуга
Рыжие листья
Пчёлки на разведках