В работе раскрываются языковые особенности сказок Салтыкова-Щедрина и более подробно анлизируется сказка "Дикий помещик"
Вложение | Размер |
---|---|
языковые особенности сказок Салтыкова-Щедрина | 32.85 КБ |
Языковые особенности произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина
Презентацию выполнил
Агафонов Евгений Алексеевич
Ученик 7 «а» класса Средней школы №13
Оглавление
I.Введение
II.Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
1.Эзопов язык и аллегория.
2.Гипербола и гротеск
3.Ирония
4.Фантастика
5.Фольклорные образы и сюжеты
III. Практическая часть
Языковые особенности сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
IV. Вывод
ВВЕДЕНИЕ
Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых отличалось высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством. Социально-политическая сатира – вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя-сатирика заключается прежде всего в могуществе его юмора, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и сатирического иносказания для реалистического воспроизведения действительности.
Тема моего исследования - «Языковые особенности произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 слайд
Языковые особенности произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина
Презентацию выполнил
Агафонов Евгений Алексеевич
ученик 7 «а» класса
Портрет? МБОУ СОШ №13
г. Дзержинска
научный руководитель
Маркина И.Ю.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я считаю данную тему актуальной
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2 слайд
Актуальность работы
Мною было проведено исследование читательской компетенции учеников 7 класса.
Учащимся были предложены следующие вопросы:(приложение 1)
1.Кто такой М.Е.Салтыков-Щедрин?
2.Какие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина вам известны?
3.Что такое « эзопов язык»?
4.Какие языковые средства использовал М.Е.Салтыков-Щедрин в своих сказках?
Исследование показало, что
1.Несмотря на то, что имя Салтыкова-Щедрина известно 100 % учеников 7 класса, но их знания о творчестве великого русского сатирика ограничено знанием сказок, изучаемых в школе. Других произведений автора не называют. Только 2% назвали произведения, не входящие в школьную программу.
2.при определении языковых особенностей сказок Салтыкова-Щедрина учащиеся показали очень низкий уровень знаний. Назвать языковые особенности сказок Салтыкова-Щедрина смогли назвать лишь 3% респондентов, а знания изобразительно-выразительных средств языка – это требование современной школы.(приложение 2)
Таким образом, актуальность моей работы очевидна, т.к. знания изобразительно-выразительных средств, умение видеть их в тексте и определять их роль позволят успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.
Считаю, что для изучения творчества Салтыкова-Щедрина в школьной программе выделено мало часов. Но их можно эффективно использовать для изучения таких сложных для понимания языковых средств, как гротеск, гипербола, иносказание,сатира.
3 слайд
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цель работы – изучение языковых особенностей сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Дикий помещик», направленных на расширение и углубление знаний по русскому языку и литературе.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить научную литературу по теме исследования.
1.1. Раскрыть понятия языковые средства.
1.2. Рассмотреть виды языковых средств
2.Изучить возможности использования материала на уроках русского языка и литературы в школе.
Методы исследования:
1. Конспектирование и реферирование литературы по теме исследования;
2. Систематизация собранного литературоведческого материала;
3. Анкетирование школьников.
Этапы исследования:
I. Подготовка к проведению исследования:
Определение темы, проблемы и актуальности исследования;
Изучение научной литературы;
Определение целей и задач исследования;
Определение методов исследования;
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки.
Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности,Салтыков-Щедрин использовал следующие языковые средства:
4 слайд
Языковые средства
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сказки Салтыкова-Щедрина обладают своим художественным своеобразием. В них автор использует следующие изобразительно-выразительные средства.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5 слайд
Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
1.Эзопов язык и аллегория- иносказательное изображение понятия или явления при помощи конкретного жизненного образа.
2. Гротеск (гротеск-это изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде), гипербола(гипербола-художественное преувеличение) и ирония (ирония-выражение насмешки, лукавства посредством иносказания) – литературных преувеличений , придающих сатирическую заостренность образам.
3.Вплетение в ткань сказки элементов жизнеподобия, причудливое соединение фантастики с действительностью.
4.Использование фольклорных сюжетов и образов, но фольклорные персонажи – заяц, лиса, медведь – приобретают не только человеческие черты, но и социально-заостренные.
5.Просторечие -слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обращение к жанру сказки писателя-реалиста М.Е. Салтыкова-Щедрина было вызвано не только его самобытным сатирическим талантом. Такая форма критических произведений позволяла преодолеть жесткие рогатки царской цензуры, а также наиболее органично соответствовала задачам автора: открыто высказаться о волновавших писателя и его современников социальных проблемах
Целью моей работы является анализ языковых средств сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Сказка «Дикий помещик» - едкая сатира на господствующее сословие.
Использован типичный для автора прием антитезы: глупость, тиранство, эгоизм помещика противопоставлены трудолюбию и рабскому долготерпению крестьян. Качества эти с обеих сторон гиперболизируются.
В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за ней скрыты реальные общественно-крепостнические отношения.
Главный герой изображен карикатурно-условно, его поведение, рассуждения абсурдны. Одичалость и звероподобие героя – следствие его праздной и безумной жизни. Описание жизни дикого помещика смешно и страшно одновременно.
Теперь обратимся конкретно к языковым особенностям сказки «Дикий помещик».
6 слайд
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Языковые особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
Исследуя сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», я могу сказать , что автор использовал практически все названные выше средства выразительности языка. В сказке мы найдём и просторечие, и гиперболу, и гротеск, и сочетание фантастки с реальностью , и иронию. Рассмотрим, как автор использует их непосредственно в данной сказке.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7 слайд
Разговорная речь или просторечие.
Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и поэтому использует народное остроумие – разговорную речь или просторечие.
В «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к народу и барину.
Сочувствуя крестьянам, он говорит: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии «маяться»-томиться, мучиться.
Восхищаясь живучестью народа , произносит:
«…Опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: «И откуда вы, шельмы, берете!!»
В просторечии «шельма» - мошенник, плут.
А чтобы вызвать в нас отвращение к барину, употребляет просторечное «жрать»: «…ведь жрешь…сам-то?» В просторечии «жрать» - грубо о человеке – есть, жадно.
8 слайд
Эзопов язык
Именно Салтыков-Щедрин ввёл в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Сказка «Дикий помещик» начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов», но тут в сказку входит злоба дня: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть», т.е. орган реакционно-крепостнической партии, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещика мракобеса звериную злобу к крестьянам. В сказочном сюжете помещик обратился к богу, чтоб тот забрал у него крестьян, в реальной жизни начал так «стараться», что «извел» их всех штрафами да притеснениями: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Щедрин использует эзопов язык, т.е. прием иносказания и намеков, чтобы обрисовать глупость помещиков, истребляющих своих же крестьян, пока временно-обязанных, за счет которых они и благоденствуют, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое». Услышал бог слезную молитву крестьян, и не стало мужиков на всем пространстве глупого помещика: «Куда девался мужик – никто не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и , словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».
Куда же девался мужик? Щедрин намекает, что, может быть, они были «водворены» в Чебоксары, т.е. в ссылку за недоимки, а может, бродяжничают по России в поисках работы или нищенствуют – об этом должен догадаться читатель, понимая намеки эзопова языка. Используя приемы эзопова языка, Щедрин дает уничижительную характеристику персонажу не от себя, а косвенно, через подставных лиц ( в этом случае цензура не могла предъявить автору обвинения в оскорблении власть имущих). Первыми помещика глупым назвали сами крестьяне: «…хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Далее трижды помещика называют глупым (в народных сказках прием повторения) представители других сословий: Актер Садовский с «актерками» приглашенный в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе умываться подает ?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!» – сказали генералы и , не докончив пульки, разбрелись по домам»; и наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». И только глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если в баснях Эзопа и И.А.Крылова аллегория служит для утверждения общечеловеческих моральных ценностей, то в сказках Салтыкова-Щедрина с помощью иносказания даётся критическая оценка современной общественной жизни России, то есть высмеиваются социальная несправедливость, административный произвол, «общепримиряющие» социальные теории, показывается классовая борьба
9 слайд
Гротеск
Гротеск использует Салтыков-Щедрин в дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика. Помещик сначала «оброс волосами… ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистов, шипением и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.» Хищная натура его проявилась в том, как он «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». Так он расправляется с зайцами, но уже нападает и на людей: так, на днях капитана-исправника чуть не задрал. Но вот тут-то окончательный приговор дикому помещику дал его новый друг медведь:»…только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил! - А почему так? - А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть и друг мне!»
10 слайд
Аллегория
В этой же фразе мы видим пример аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях.
Зоологический элемент привнесен и в изображение крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Крестьянский мир любовно соотносится с пчелиным роем, тем самым подчеркивается трудолюбие крестьян, в противовес паразитизму, хищничеству, неспособности к труду, пустомыслию и никчемности помещичьего класса. А помещика изловили, вымыли, высморкали, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился («тоскует по прежней жизни»), как и правители позднейших времен, разоряющие крестьянство (вспомним нашу историю), обирающих тружеников, не понимая, что это может обернуться крахом для них самих. В этом непреходящее значение сатиры Салтыкова-Щедрина, которая, не утратив злободневности, дает уроки и современности.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11 слайд
Ирония
С своих сказках Салтыков использует и приём иронии. Например, он пишет:
«Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул: - И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии вкладывает Щедрин в это восклицание!
В сказке «Дикий помещик» писатель иронически использовал традиционный зачин народных сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и, на свет глядючи, радовался». Неопределённость времени и места в сказках Салтыкова-Щедрина только подчёркивает противоположный смысловой эффект: автор описывает современную российскую действительность, злободневные общественные и политические события.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12 слайд
Сочетание фантастики и реальности
Сочетание фантастичности и реальности – одна из особенностей произведения. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия газет(«Весть»), люди( актер Садовский), отражены злободневные и социально-политические темы. Реально отражены отношения между барином и холопами; реально показана жизнь помещика, генерала и мужика; то, что, например, помещик должен платить подати; названы должности, которые были раньше, например, «капитан- исправник»;административные территориальные единицы: «губерния» и т.д.
А фантастика проявляется в том, как неожиданно исчезли мужики, в том, что помещик превратился вдруг в медведя, в том, что мужики могут превращаться в пчелиный рой, в том, что помещик может дружить с медведем, а медведь разговаривать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
13 слайд
Заключение
Подытоживая работу ,можно сказать, что сказка Салтыкова-Щедрина – это та иносказательная форма, в которую при тогдашней цензуре можно было вложить боевое общественно-политическое содержание. Его сказка- меткая злая сатира на существующий общественный строй.
Разоблачая уродства общественных взаимоотношений, общественного строя тогдашней России , Салтыков-Щедрин использует в ней особые средства языка- гиперболу, гротеск, иносказание, иронию, просторечие, сочетание реальности и фантастики.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14 слайд
Список литературы
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
В.В .Прозоров «Салтыков-Щедрин»
Трофимов И.»Сказки Салтыкова-Щедрина»
Горячкина М.С.Сатира Салтыкова-Щедрина
Сочные помидорки
Ах эта снежная зима
Как нарисовать китайскую розу
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Сказка об осеннем ветре