Проект «Голь на выдумки хитра» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знакомство с их происхождением и значением раскрывает многие страницы нашей истории. Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить. Поэтому цель работы заключается в том, чтобы выяснить какие фразеологизмы используют наши учителя в своей работе и понимают ли учащиеся их значения.
Для достижения цели были поставлены задачи:
· изучить теоретические вопросы темы (понятие, история изучения, виды фразеологизмов);
· выбрать вид фразеологизмов, которые будем изучать подробно;
· провести опрос среди учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего используете в работе с детьми?» и выбрать самые «популярные»
· провести опрос среди учащихся 5 и 6 классов как они понимают самые популярные фразеологизмы;
· изучить значения «популярных» фразеологизмов и донести их до учащихся.
Для решения поставленных задач мы работали со словарями и Интернет-ресурсами. Выяснили, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая, из них – соматические фразеологизмы, т.е. такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела. Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов (из 97), те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (но не более 15). Мы выбрали 11 самых «популярных» среди учителей, разбили их на 3 места и предложили учащимся написать их значения.
Мы выяснили, что фразеологизмы зарубить на носу, совать свой нос, умная голова, понимают почти все учащиеся. Фразеологизмы, стоящие на 2 месте по популярности среди учителей - держать ушки на макушке, язык проглотил – так же понимаются правильно большинством школьников.
Не все фразеологизмы, занявшие 3 место (Морочить голову, Из рук всё валится, Губы надул, Не разгибая спины, Не покладая рук, Палец в рот не клади), учащиеся понимают правильно.
Например, только половина шестиклассников, значение выражения «держать ушки на макушке» написала правильно. А среди пятиклассников самыми сложными фразеологизмами стали – «не покладая рук» и «не разгибая спины». Все полученные результаты мы внесли в таблицы Microsoft Office Excel, чтобы более наглядно увидеть получившуюся картину в диаграмме.
Оказалось, что фразеологизм «палец в рот не клади» не понимают ни пятиклассники, ни шестиклассники, хотя это выражение употребляют не менее 50% учителей, работающих в 5 и 6 классах. Поэтому мы решили, что именно этот фразеологизм необходимо раскрыть школьникам более подробно. На примере русской народной сказки «Колобок» мы попытались это сделать. У нас получился фильм с использованием различных фразеологизмов, но помогающий раскрыть полно и наглядно значение фразеологизма «палец в рот не клади».
Слайд 1
Голь на выдумки хитра Автор: Андреенко Катя 5 «а» кл . Руководитель: Чуйкина Э.А ., учитель начальных классов Нестеренко М. А ., учитель русского языка и литературы МОУ Сортавальского МР РК СОШ №6
Слайд 2
Руководство пользователю Назад Далее Передвижение по презентации При наведении на рисунок, портрет появится подсказка Актуальность Основные темы проекта (гиперссылка) Подробнее Узнать подробнее Здесь неправильные ответы школьников.
Слайд 3
Содержание Актуальность Что такое фразеологизм? Из истории изучения фразеологизмов Виды фразеологизмов Исследования Значения «популярных» фразеологизмов Ресурсы
Слайд 4
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знакомство с их происхождением и значением раскрывает многие страницы нашей истории. Актуальность Фразеологизмы - свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Слайд 5
Актуальность Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить.
Слайд 6
Что такое фразеологизм? Фразеологизм - это устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому. (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.) Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, значение которого в целом не выводимо из значений составляющих его слов. (Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 4. — 1999)
Слайд 7
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (1711-1765) Еще М.В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти « фразесы », « идеоматизмы », «речения», то есть обороты, выражения. Изучение фразеологизмов
Слайд 8
Академик Виктор Владимирович Виноградов впервые дал классификацию фразеологических оборотов русского языка. Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (1894 —1969) Изучение фразеологизмов
Слайд 9
Исконно русские Заимствованные 1.По происхождению Виды фразеологизмов 2.По символам
Слайд 10
Исконно русские Собственно русские фразеологизмы связаны с историей, культурой, обычаями и традициями русского народа, например: топорная работа. Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей . Некоторые появились из художественных произведений: тришкин кафтан, медвежья услуга, как белка в колесе, на деревню дедушке .
Слайд 11
Заимствованные Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома неверующий . Большинство заимствованных фразеологизмов являются дословным переводом иностранных выражений: быть не в своей тарелке (франц.), гвоздь программы (франц.), синий чулок (англ. blue stocking ), темная лошадка, утечка мозгов (англ.) и т.д.
Слайд 12
В русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Наиболее распространенными являются три группы: Виды фразеологизмов по символам Животные Цвет Тело человека (соматические фразеологизмы)
Слайд 13
Животные Наблюдая за животными, люди стали видеть в них человеческие качества. Одним животным приписывалась трусость (зайцу), третьим – хитрость (лисе). Например: заячья душа, труслив как заяц, устал как лошадь
Слайд 14
Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку. Цвет Белый цвет – цвет дня, чёрный – ночи. Отсюда и связь белого цвета с добром, а чёрного со злом. Например , белый день, чёрная зависть .
Слайд 15
Внешний облик человека В большое число фразеологизмов входят слова, означающие части тела. Они составляют треть всех выражений во фразеологическом словаре русского языка А.И. Молоткова . Голова в русской фразеологии представляет всего человека. Голова Выражение «с головы до пят» означает человека со всеми его особенностям, целиком и полностью.
Слайд 16
Пустая голова, умная голова – это характеристика человека. Фразеологизмы потерять голову, вылететь из «головы», морочить голову, не идёт в голову, вбить в голову - характеризуют ум, рассудок. Во фразеологизмах свалиться на голову, валить с больной головы на здоровую и т.п. – голова символизирует объект на который направляются все несчастья. Голова
Слайд 17
В русском языке слово рука входит в состав двухсот фразеологизмов. Рука Из рук всё валится. Опускаются руки. Рука не поднимается. Быть связанным по рукам и ногам. Руки чешутся. Брать в свои руки. Не выпускать из рук. Кому - то на руку. Давать волю рукам. Иметь длинные руки.
Слайд 18
Нога Со всех ног. Встать на ноги. Падать с ног. Потерять почву под ногами. Сбиться с ног. Идти в ногу. Путаться под ногами. Ног под собой не чуять. Одна нога здесь, другая там. В русском языке очень много фразеологизмов со словом “нога”.
Слайд 19
Фразеология русского языка насчитывает более 50 фразеологизмов со словом ухо. Ухо Слушать своими ушами, пропускает мимо ушей – говорят о (не)внимательном слушании. Ухо в остро, насторожить уши, держать ушки на макушке – насторожиться. Влюбиться по уши, по уши в долгах – значение предела. Уши вянут от грубых слов. Надрать уши –наказать. Слушать вполуха или краем уха, развесить уши - чересчур доверчиво слушать.
Слайд 20
Нос Оставить с носом. Зарубить на носу. Не видеть дальше собственного носа. Клевать носом. Совать нос куда – то. Водить за нос. Глаз За красивые глаза. Глаза на мокром месте. Раскрыть глаза кому – то. Положить глаз на кого – то.
Слайд 21
Рот, губы Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Каша во рту. Заткнуть кому-то рот. Разинул рот. Про обидевшегося человека скажут, что он надул губы . Про человека, умеющего выбирать самое лучшее, скажут, что у него губа не дура . Со словом губа фразеологизмов не много.
Слайд 22
Зуб Зубы выступают как орудие защиты или нападения, угрозы. Точит (или имеет) зуб. Вооруженный до зубов. Не по зубам. Заговорить зубы. Слово зуб во фразеологизмах, обозначает и различные плачевные состояния человека - зуб на зуб не попадает (замёрз) , зубы класть на полку (в доме нет еды), стиснуть зубы (не отчаиваться).
Слайд 23
Язык Язык – часто встречающееся во фразеологизмах слово. Любители болтать чешут языком попусту. Когда ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул ? » Язык без костей. Длинный язык. Распускать язык. Держать язык за зубами.
Слайд 24
Наше исследование КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ МЫ ЧАСТО СЛЫШИМ В ШКОЛЕ?
Слайд 25
Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов, те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (но не более 15). Список состоял из 97 фразеологизмов, связанных с частями тела человека, потому что соматические фразеологизмы в словарях составляют почти треть, а значит они самые употребляемые.
Слайд 26
Слайд 27
Популярные фразеологизмы Морочить голову Совать свой нос Не покладая рук Умная голова Из рук всё валится Держать ушки на макушке Зарубить на носу Язык проглотил Губы надул Не разгибая спины Палец в рот не клади
Слайд 28
I место Зарубить на носу Совать свой нос Умная голова I I место Держать ушки на макушке Язык проглотил I I I место Морочить голову Из рук всё валится Губы надул Не разгибая спины Не покладая рук Палец в рот не клади
Слайд 29
Опрос школьников Учащимся 5 и 6 классов было предложено задание: написать значение фразеологизмов ( из числа самых употребляемых учителями), чтобы выяснить понимание выражений. Выбор этой категории детей обусловлен тем, что именно в этих классах изучается тема «Фразеология». Мы выяснили… Фразеологизмы зарубить на носу, совать свой нос, умная голова , понимают почти все учащиеся.
Слайд 30
Опрос школьников Фразеологизмы, стоящие на 2 месте по популярности среди учителей - держать ушки на макушке, язык проглотил – так же понимаются правильно большинством школьников. Не все фразеологизмы, занявшие 3 место, учащиеся понимают правильно. Например, только половина шестиклассников, значение выражения «держать ушки на макушке» написала правильно. А среди пятиклассников самыми сложными фразеологизмами стали – «не покладая рук» и «не разгибая спины». Из 49 опрошенных только два человека дали правильный ответ, написав значение выражения «палец в рот не клади».
Слайд 31
Сравнительный анализ ответов учащихся 5 и 6 классов Данная диаграмма показывает, что фразеологизм «палец в рот не клади» не понимают ни пятиклассники, ни шестиклассники, хотя это выражение употребляют не менее 50% учителей, работающих в 5 и 6 классах
Слайд 32
ЗНАЧЕНИЯ «ПОПУЛЯРНЫХ» ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Слайд 33
Зарубить на носу Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Подробнее
Слайд 34
Зарубить на носу Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Слайд 35
Совать свой нос интересоваться чужими делами Умная голова Умный человек
Слайд 36
Держать ушки на макушке очень внимателен, готов к чему-либо непредвиденному, неожиданному Подслушивать чужие разговоры
Слайд 37
Язык проглотить Это значит, что человек очень злится. Говорят о человеке, онемевшем от изумления или просто не знающем, что сказать Подробнее
Слайд 38
Язык проглотить Язык мой - враг мой, - гласит древний афоризм. Оберегая свои секреты, восточные (да и не только восточные) владыки окружали себя глухонемыми телохранителями, а если немых от природы силачей недоставало, не стеснялись урезать языки обычным воинам. Вот только к гонцам его применить невозможно, ведь гонец обязан передать поручение на словах. Ему давался строгий приказ: попав в плен, он должен был откусить собственный язык и проглотить его. Фраза эта живёт и поныне . "Ты что, язык проглотил?" - спрашивают человека, молчащего, словно партизан на допросе. Так же можно сказать и о человеке, онемевшем от изумления или просто не знающем, что сказать.
Слайд 39
Не покладая рук Работать своими руками, а не чужими. Работать лениво. Усердно, старательно работать, трудиться, мастерить
Слайд 40
Надул губы Надул губы – значит очень сильно разозлился или рассердился. Обидевшись, делать недовольное лицо, принимать обиженный вид.
Слайд 41
Морочить голову Морочить голову – это значит врать, много думать, ломать голову на чем-либо Дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.
Слайд 42
Из рук всё валится Из рук всё валится у рассеянного человека, неуклюжего. Это безрукий и неаккуратный человек. У него руки трясутся, руки не приучены к работе, ленивый человек. Плохо удаётся что-либо сделать, не ладится из-за отсутствия желания, из-за плохого настроения
Слайд 43
Не разгибая спины Не разгибая спины это значит сидеть ровно, ничего не делать. У человека болит спина. Без отдыха, без перерыва, долго и напряжённо (работать)
Слайд 44
Палец в рот не клади На пальце микробы и грязь, он не вкусный, нельзя пальцы класть в рот, потому что руки грязные. Таков, что может постоять за себя; таков, что с ним надо быть осторожным, так как он может воспользоваться доверчивостью, слабостью другого. Подробнее
Слайд 45
Палец в рот не клади Фразеологизм образовался от пословицы «Ему палец в рот не клади — откусит». Так говорят про человека, который может постоять за себя; таков, что с ним надо быть осторожным, так как он может воспользоваться доверчивостью, слабостью другого.
Слайд 46
Ресурсы http://tarologiay.ru/ - Магия речи (записки логопеда) http://www.otrezal.ru Крылатые выражения, афоризмы, происхождение крылатых выражений http://www.gramma.ru Культура письменной речи http://idioms.chat.ru Русские фразеологизмы в картинках http://glossword.info/index.php/list/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar - Русский фразеологический словарь http://www.genon.ru – Делитесь знаниями! http://rus.1september.ru Сайт "Я иду на урок русского языка" http://edu.tltsu.ru Игра "Угадай фразеологизм" http://psy.biz.ua/ritorika/126-istoriya-frazeologizmov.html История фразеологизмов
Ребята, напишите, как вы понимаете выражения (фразеологизмы)
Районный отдел образования
МОУ Сортавальского МР РК Средняя общеобразовательная школа №6
Проектная работа
по теме: Голь на выдумки хитра
учащейся Андреенко Екатерины,
5 «а» класс
Руководитель проекта:
Чуйкина Эльвира Анатольевна,
учитель начальных классов,
Нестеренко Марианна Александровна,
учитель русского языка и литературы
г.Сортавала
Проект «Голь на выдумки хитра» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Знакомство с их происхождением и значением раскрывает многие страницы нашей истории. Фразеологизмы - свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.
Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял фразеологизмы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. Мы решили это выяснить. Поэтому цель работы заключается в том, чтобы выяснить какие фразеологизмы используют наши учителя в своей работе и понимают ли учащиеся их значения.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Для решения поставленных задач мы работали со словарями и Интернет-ресурсами. Выяснили, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Поэтому выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов. Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая, из них – соматические фразеологизмы, т.е. такие сочетания, в которые входят слова, означающие части тела. Эту группу мы и решили взять для своего исследования. Учителям школы было предложено выбрать из предложенного списка фразеологизмов (из 97), те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (но не более 15). Мы выбрали 11 самых «популярных» среди учителей, разбили их на 3 места и предложили учащимся написать их значения.
Мы выяснили…
Фразеологизмы зарубить на носу, совать свой нос, умная голова, понимают почти все учащиеся. Фразеологизмы, стоящие на 2 месте по популярности среди учителей - держать ушки на макушке, язык проглотил – так же понимаются правильно большинством школьников.
Не все фразеологизмы, занявшие 3 место (Морочить голову, Из рук всё валится, Губы надул, Не разгибая спины, Не покладая рук, Палец в рот не клади), учащиеся понимают правильно.
Например, только половина шестиклассников, значение выражения «держать ушки на макушке» написала правильно. А среди пятиклассников самыми сложными фразеологизмами стали – «не покладая рук» и «не разгибая спины».
Все полученные результаты мы внесли в таблицы Microsoft Office Excel, чтобы более наглядно увидеть получившуюся картину в диаграмме.
Данная диаграмма показывает, что фразеологизм «палец в рот не клади» не понимают ни пятиклассники, ни шестиклассники, хотя это выражение употребляют не менее 50% учителей, работающих в 5 и 6 классах. Поэтому мы решили, что именно этот фразеологизм необходимо раскрыть школьникам более подробно. На примере русской народной сказки «Колобок» мы попытались это сделать. У нас получился фильм с использованием различных фразеологизмов, но помогающий раскрыть полно и наглядно значение фразеологизма «палец в рот не клади».
Кроме того, в презентации мы сделали раздел «Задания для запоминания», чтобы школьники расширяли свой словарный запас и запомнили некоторые фразеологизмы.
С этой презентацией автор работы выступала 18 марта в 5 «а» классе. Пятиклассникам очень понравился фильм-сказка «Колобок» и Задания для запоминания. Они отметили, что презентация помогла лучше понять значения фразеологизмов. А учителя русского языка, работающие в 5 и 6 классах, предложили в 4 четверти выступить в их классах, когда будет изучаться тема «Фразеология».
Работа над проектом длилась в течение 5 месяцев. Сегодня эта работа заверена, цель достигнута.
Использованные ресурсы:
http://www.genon.ru – Делитесь знаниями!
http://glossword.info/index.php/list/6-russkiij-frazeologicheskiij-slovar -Русский фразеологический словарь
http://idioms.chat.ru Русские фразеологизмы в картинках
http://rus.1september.ru Сайт "Я иду на урок русского языка"
http://tarologiay.ru/ - Магия речи (записки логопеда)
http://edu.tltsu.ru Игра "Угадай фразеологизм
http://www.otrezal.ru Крылатые выражения, афоризмы, происхождение крылатых выражений
http://psy.biz.ua/ritorika/126-istoriya-frazeologizmov.html История фразеологизмов
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. 2-е издание, перераб.- М.: Просвещение,1989.
Ожегов С. И. Словарь русского языка./Под ред. Н.Ю. Шведовой – М.: Русский язык, 1989.
Фразеологический словарь русского литературного языка в 2-х т. /сост. А.И Фёдоров – М.:Цитадель 1997 г.
Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. В4т.-М.:Русский язык-Медиа,2006.
А.Т. Арсирий Материалы по занимательной грамматике русского языка, 2007
Н.Н. Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах – М., Просвещение, 1971 г.
Мальчик и колокольчики ландышей
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Астрономический календарь. Май, 2019
Философские стихи Кристины Россетти
Ералаш