В ходе прочтения художественных произведений современные школьники сталкиваются с проблемой непонимания значений устаревших слов, что влечёт за собой трудности в осознании идеи писателя.в ходе прочтения художественных произведений современные школьники сталкиваются с проблемой непонимания значений устаревших слов, что влечёт за собой трудности в осознании идеи писателя. Поэтому мы решили облегчить жизнь одноклассников и тех ребят, которые потом придут в 4 класс, и разработали свой "Толковый словарик"
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация, сопровождающая публичное выступление | 1.05 МБ |
Исследовательская работа | 707.5 КБ |
Слайд 1
В мире незнакомых слов Автор работы: Ковалёва Полина Ученица 4 Г класса Средней школы №10 Г. Красноярска г.Красноярск , 2015 год Без знания прошлого нет настоящего.Слайд 2
Проблема - в ходе прочтения художественных произведений современные школьники сталкиваются с проблемой непонимания значений устаревших слов, что влечёт за собой трудности в осознании идеи писателя.
Слайд 3
Объект исследования – художественные произведения из учебника литературного чтения для 4 класса. Предмет исследования – слова , которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Слайд 4
Ц ель работы – в ыявление в художественных произведениях устаревших слов и выражений , затрудняющих понимание текста, объяснение их значения.
Слайд 5
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно; изучить литературу по данной теме; найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам; провести анкетирование среди учащихся 4 классов ; создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов». Задачи:
Слайд 6
Гипотеза – в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. Понимание значений устаревших слов позволит правильно понять и идею произведения, и авторский замысел.
Слайд 7
Архаизмы – слова , обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время. Например , выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы . Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например , верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км.
Слайд 9
СЛОВАРЬ Слова, к которым нельзя подобрать иллюстрации: Аки –то же, как, подобно. Дотоле - До того времени, до тех пор; прежде, ранее. Покудова – то же, что пока, покуда. Токмо – то же, что только. Убо – потому что.
Слайд 10
Слова, к которым мы подобрали иллюстрации: Бадья - Широкое низкое ведро Воевода - 1. Предводитель войска, военачальник ( в Российском государстве XV-XVIII вв.). 2. Управляющий городом или административным округом (в Российском государстве XVI-XVIII вв.). «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Слайд 11
Дупель - Болотная птица с длинным тонким клювом; болотный бекас. Келья - Отдельная комната монаха, монахини в монастыре. Черноризец – монах.
Слайд 12
Обработка результатов анкетирования
Слайд 13
Результаты анкетирования:
Слайд 15
У каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
Слайд 16
незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни; для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации. Выводы:
Слайд 17
«Толковый словарь незнакомых и непонятных слов». Продукт исследования
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Оглавление
Введение стр.3
1. Незнакомые слова в литературных произведениях стр.4
2. Пояснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам стр.5
3. Проведение и обработка материалов анкетирования
стр.6
Заключение стр.7
Список используемой литературы стр.7
Приложения:
Приложение 1 – Толковый словарь
Приложение 2 – материалы и результаты анкетирования
Введение
Без знания прошлого нет настоящего.
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов у нашей учительницы. Иногда она сама отвечала на наши вопросы. Но чаще предлагала обратиться к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще мне стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Проблема исследования – в ходе прочтения художественных произведений современные школьники сталкиваются с проблемой непонимания значений устаревших слов, что влечёт за собой трудности в осознании идеи писателя.
Объект исследования – художественные произведения из учебника литературного чтения для 4 класса.
Предмет исследования – слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель исследования – выявление в художественных произведениях устаревших слов и выражений, затрудняющих понимание текста, объяснение их значения.
Задачи исследования:
Гипотеза – в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. Понимание значений устаревших слов позволит правильно понять и идею произведения, и авторский замысел.
1. НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Я стала читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнала, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время. Например, выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».
2. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, я читала литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывала оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Я обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Я стали вести специальную тетрадь, в которую записывала слова, значение которых мне было непонятно, и выписывала из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда я вспомнила пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решила к некоторым словам найти рисунки. В этом мне помогала учительница. Она нашла в Интернете соответствующие иллюстрации. Теперь понять значение некоторых слов и выражений помогают не только пояснения, но и картинки. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 1).
3. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе работы я заинтересовалась, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Было принято решение обратиться к учащимся четвертых классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 41% учащихся.
На второй вопрос ответили утвердительно 94% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 57% учащихся ответили, что посмотрят в словаре, 22% – значение непонятного слова спросят у взрослых (в том числе, у учителя), 20% – найдут ответ в Интернете и лишь 1% (1 человек) – не обращает внимания вовсе на эти слова.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.
Считаю, что цель данной работы была достигнута. Задачи, поставленные в начале выполнения работы, были решены. Я выписала все незнакомые и непонятные слова, нашла их толкование, подходящие иллюстрации. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
Эта работа помогла мне и моим одноклассникам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Я слышала такое выражение: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». В будущем я буду читать разные книги, в том числе и о прошлом. А понять их поможет знание слов, которые раньше были мне непонятны.
Я создала ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 4 класс после нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Результаты анкетирования учащихся 4-х классов:
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Марши для детей в классической музыке
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Сказка об осеннем ветре