МБОУ «Старошаймурзинская СОШ»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Символика цвета как путь к пониманию
жизни и творчества
Федора Михайловича Достоевского
и Льва Николаевича Толстого»
Выполнила: ученица 9 класса Тукаева Айсылу Фанилевна
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Ханбикова Лейсан Камиловна
2015-2016 учебный год
Оглавление
2. Глава 1
Ассоциация цвета с символом……………………………………….4
3. Глава 2
Яркая насыщенность цвета в повести Ф.М.Достоевского
«Белые ночи»………………………………………………………………5
4. Глава 2
Яркая насыщенность цвета в романе
Л.Н.Толстого «Анна Каренина»……………………………………….8
4. Заключение……………………………………………………………….9
5. Список литературы……………………………………………………..11
Введение
Фёдора Михайловича Достоевского читают уже целое столетие. Пик его популярности пришелся в 1864-1869 годы, когда были написаны и опубликованы основные произведения «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Игрок » и «Идиот». Ф.М.Достоевский был одним из самых издаваемых и читаемых авторов России. Его популярность была сравнима с популярностью Л.Н. Толстого.
Годы, прошедшие после смерти писателя, показали, что интерес к нему не был случайностью, не был волей читателя, стремящегося к массовой культуре. Значение творчества Ф. М. Достоевского для русской и мировой литературы безгранично огромно. Наряду с Л. Н.Толстым, он смог обратить изумленное внимание на Россию всей Европы, наряду встав с такими деятелями как Гете, Руссо, Сервантесом и Данте.
Наряду с Фёдором Михайловичем Достоевским стоит Лев Николаевич Толстой. Пик его славы приходится на 1860-1880 годы, когда были написаны произведения «Война и мир», «Анна Каренина». Л.Н. Толстой был самым читаемым писателем конца 19 века. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и " Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
Цель нашей исследовательской работы - проследить применение цветовой гаммы в языке Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и проанализировать функционирование используемых для этого средств как одну из основных задач исследования.
Основным направлением работы является непосредственный анализ художественных произведений Ф.М.Достоевского и Л.Н Толстого, как их содержательной, так и формальной стороны.
Конечным итогом должно стать целостное описание языковых средств, используемых писателями для выражения своих мироощущений и мировосприятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован на уроках русской литературы.
Глава I
Ассоциация цвета с символом
Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое - весна, пробуждение, надежда; синее - небо, чистота; желтое - солнце и жизнь: красное - огонь и кровь; черное - темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.
Писатели, поэты и художники неслучайно используют в своих произведениях цветовые характеристики, особенно символисты. Так они помогают нам понять основную мысль, идейную направленность своих произведений.
Можно отметить, что наиболее часто в произведениях Ф.М. Достоевского встречаются следующие цвета: розовый, синий, желтый, красный, белый. Наименее употребляет Ф.М Достоевский золотистый, коричневый, медный, серебристый. Также часто вводит в текст прилагательные, которые характеризуют всевозможные цветовые оттенки розового и желтого.
Очень важно заметить, что цветовыми словами являются не только прилагательные, но и отвлеченные, скажем, абстрактные существительные: мрак, чернота. Используются и глаголы, которые тоже проявляют цветовые признаки: белеть, алеть.
Л.Н. Толстой в своих произведениях часто использует лиловый цвет. Он использовал этот эпитет почти во всех своих произведениях. В произведении «Анна Каренина» он часто пишет о лиловом цвете, олицетворяя его в чистом и резком свете.
Глава II
Яркая насыщенность цвета в повести
Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
В этом контексте интересно восприятие цвета читающим книгу человеком. Он не только «осязает» цвет пальцами, перелистывая страницы, не только зрительно видит название цвета «красный», «синий», но и обращает этот мысленный посыл в глубины своего мозга, где происходит таинственное преобразование цвета в подсознательные образы, помогающие читателю правильно воспринимать замысел автора произведения.
В своём произведении Ф.М. Достоевский часто пользуется цветами, изображая через них состояние главного героя. Конечно, Федор Михайлович свою цветовую гамму в произведении создавал бессознательно, руководствуясь исключительно творческим вдохновением, иначе это выглядело бы слишком схематично и искусственно. С первого прочтения произведение Ф.М.Достоевского «Белые ночи» может показаться простой сагой о несчастной любви закомплексованного юноши. Однако глубже и пристальнее вглядываясь в сложный ассоциативный и цветовой ряд художественного произведения, приходишь к выводам, что «Белые ночи» не так уж и просты. Например, неоднократно главный герой упоминает о зелёном цвете: «Два вечера добивался я: чего не достаёт мне в моём углу? отчего так неловко было в нём оставаться? - и с недоумением осматривал я свои зелёные закоптелые стены, потолок…»
Зелёный цвет-олицетворение консервативности: «коль у меня хоть один стул стоит не так, как вчера стоял, так я сам не свой – «Белые ночи», отчуждения от окружающего мира: «меня одинокого все покидают». Как выясняется, «все» - это придуманные главным героем приятели, знакомые, которые его самого даже не знают! Зеленый цвет - мотивы неуверенности в себе, заброшенности . Зеленый цвет, как состояние внутреннего напряжения, выражает «я» или отношение человека к самому себе. Выбор главным героем зелёного цвета характеризует его как личность, неуверенную в себе, боящуюся вступить с кем-либо в какие-нибудь отношения.
Впрочем, не только зеленый цвет доминирует и создает настроение в произведении. В «Белых ночах» встречается почти вся основная цветовая гамма. Например: «Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком». Герою близок этот цвет, так как он обозначает робость, нежность. Люди, выбирающие розовый цвет, «нуждаются в поддержке». Этот цвет очень ясно характеризует героя – эмоционального мечтателя, не способного предпринять реальные действия по исправлению не только действительности, даже собственной жизни. Ведь и с Настенькой наш герой познакомился только благодаря случаю. Иначе продолжал бы жить в мире своих грез. У него так и не хватило сил на более яркое, мужественное представительство в глазах девушки, не хватило сил на борьбу за ее сердце, несмотря на объяснение в конце повести. Это объяснение произошло только потому, что Настенька, несмотря на «пришпиленность», своим смелым поступком и объяснением в любви, подала пример для главного героя. Розовый цвет упоминается и в произведении, « и когда заря блеснет розовым лучом в окна». Здесь розовый – это «свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость». И точно, у героя и слезы восторга, и восхищение и масса других эмоций, и все по поводу свободной фантазии, которая ни к чему не обязывает. Ещё автор через розовый цвет выражает восхищение, нежность и восторг: «Она сначала отвернула от меня свое личико, покраснела, как роза, и я вдруг почувствовал в моей руке письмо…какое-то знакомое, милое, грациозное воспоминание пронеслось в моей голове».
Далее при прочтении я заметила, что автор использует сочетание голубого и желтого цветов. Светло – синий – цвет беспечности и беззаботности и «проявление миролюбиво – кроткого и отрадно – свежего, это сама нежность … «Голубой цвет обозначает верность». Действительно, главный герой счастлив, он умиротворен и спокоен, ведь Настенька дала ему надежду на взаимность. И он так верен ей, как никто. Она сама признает, что не встречала такого верного и преданного друга. Герой ищет вокруг в природе проявления своего настроения, будто призывая всех вокруг порадоваться своему чувству.Сочетание синего и желтого в психологическом значении цветовых комбинаций психологи расценивают, как эмоциональную зависимость. Или как «готовность воспринимать иллюзию». Он робко ловит ее слова, ищет в ее путаных рассуждениях намек на любовь к нему и ждет, ждет ее ответа. Она засмеется, он хохочет, она плачет, и он близок к слезам. В этой паре девушка – ведущий более слабого эмоционального партнера.
При упоминании или описании Настеньки автор использует красный цвет. Он выражает более сильные эмоции – гнев, стыд, любовь. «Как я увидела, что жилец все теперь узнал про меня, покраснела, стала на месте как вкопанная да вдруг и заплакала…». Или другой пример, Настенька уже «красная как вишня, потому что у нее вся кровь начала бросаться в голову, когда с ним встречается». Красный – это любовь, красный – это кровь, - красный – это дьявол в ярости. Красный цвет – цвет господства и мятежа, символ пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом.
В произведении присутствует и белый цвет. Белый цвет - это чистота, честность и открытость. Белый - это tabula rasa,чистая доска, новое начало. Недаром и повесть названа «Белые ночи». «Белый цвет является выражением разрешения ,бегства и освобождения от всякого сопротивления абсолютную свободу от всех препятствий. Тот, кто отдает предпочтение белому цвету, тот «нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств». Конечно, наш главный герой хочет освободиться от своей прежней, осуждаемой им жизни бесплодного мечтателя и начать свою судьбу вновь, с белого листа. После белых ночей, перевернувших его душу.
Следующим наиболее часто встречающимся цветом является жёлтый. Желтый цвет – основной в произведении, рассмотрим его проявления в творческой лаборатории писателя подробнее. «Желтый цвет предпочитают также часто те, кого восхищают полеты, те, кто охотно отрывается от реальной почвы». Как это определение соответствует нашему главному герою! Он просто мастер отрыва от действительности, воздвигая в своем воображении фантастические «сады Семирамиды».
Желтый цвет может стать невыносимым, возбуждающим, дерзким и навязчивым, поэтому он так неприятен герою: «Злодеи! Варвары! Они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка». Грусть вызывает желтый цвет у героя «…замрут, увянут мечты твои и осыплются, как желтые листья с деревьев…»
Достоевский в этом произведении использует чёрный цвет , как мрак, законченность и плохую концовку. Черный цвет играет роль интриги, тайны, завязки некоего таинственного приключения, неизвестного в своем продолжении. «… не слыша ветра, который срывал и уносил слезы с черных ресниц ее?» Здесь черный цвет – цвет трагичности, порыва, неожиданности развязки. Иллюстрация к мечтам главного героя о «вечной любви», не воплощенной им наяву.Черный цвет приобретает авторский оттенок гневливости, силы, вызова. «Послушайте, - заговорила она, обращаясь ко мне, и черные глазки ее засверкали, - да, это так! Это не может быть так, это ненатурально!» И расцвет черного, как шикарного бархата, утканного белоснежными цветами в конце повести: «Чтоб я измял хоть один из этих нежных цветков, которые ты вплела в свои черные кудри, когда пошла с ним к алтарю…» Черно – белый приговор – окончательное решение? Да, Настенька выбрала другого.
Но вернемся к основному цвету произведения – желтому. В конце повести желтый цвет из яркого превращается почти в коричневый: «Не знаю отчего, мне вдруг представилось, что комната моя постарела так же, как старуха. Стены и пол облиняли, все потускнело…штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие…». По оценкам цветовых сочетаний такой «винегрет» явствует о «способности давать себе волю», обозначает готовность к уюту. И все же предпочтение желтого цвета всем остальным в целом означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует.
Федор Михайлович Достоевский явно симпатизирует герою и недаром, его собственная судьба очень схожа с переживаниями литературного персонажа. Когда автор пишет произведение, он «живёт» своими героями в собой же написанном мире, а цветовая гамма ему в этом помогает. Недаром в его произведениях цветовая палитра так точно отражает чувства и эмоции главных героев. В этом гениальность писателя, его творческое своеобразие.
Глава III
Яркая насыщенность цвета в романе
Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
Л.Н.Толстой в своих произведениях наиболее часто использует лиловый цвет. Он через этот цвет хочет показать сущность своего характера. Творчество Л. Н. Толстого, отлитое в монументальные словесные формы и богато насыщенное эпическим и лирическим содержанием, хранит в себе необъятные залежи до сих пор неузнанных своеобразных литературных особенностей и излюбленностей. Рвущаяся вперед мысль и речь Толстого, давая простор бесстрашной творческой воле автора, по которой начинали жить самые мельчайшие черточки в его произведениях, охватывала поставленную тему со всех сторон, и потому все слова, произнесенные Толстым, дышат общим счастьем художественной полноты и яркости.
Из этой общей картины творчества Толстого хочется в настоящей заметке извлечь одну маленькую деталь, одну из тех своеобразных излюбленностей, каких так много у Толстого и какая принадлежит к области эпитетологии Толстого. Чрезвычайно любопытным примером эпитета, преследовавшего Толстого в течение всей его жизни, был „лиловый“. Лиловый - это яркий и бросающийся в глаза цвет. Этот навязчивый цвет пленяюще действовал на него, и почти в каждом своем произведении Толстой окрашивал им самые разнообразные предметы, начиная от людей и кончая полевыми цветами.
Наиболее часто он встречается в романе «Анна Каренина».
Любит розовый и сам Л.Н. Толстой: с нежностью он изображает розовые лица, одежды, постоянно в розовом рисует он облик Кати Щербацкой в «Анне Карениной» -- девочки, девушки, невесты.
Во время бала Анна „была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном“(ч. 1,гл. 22).
По приезду из Москвы Кити „в том темно-лиловом платье, которое она носила в первые дни замужества и нынче опять надела и которое было особенно памятно и дорого ему, сидела на диване“... и т. д. (ч. 5, гл. 15).
Священник, напутствовавший Светлогуба перед казнью, был одет в „лиловую рясу“ („Божеское и человеческое“, гл. 7).
„За старушкой был еще труп мужчины в чем-то лиловом. Цвет этот напомнил что-то Нехлюдову“ („Воскр.“ ч. 3, гл. 27).
Подобно Кити, и жена Толстого С. А. Толстая любила (как она сообщала пишущему эти строки, сравнивая факты, рассказанные в „Анне Карениной“, с действительными обстоятельствами жизни) в первые годы после замужества (впрочем, и позже) носить лиловые платья, особенно нравившиеся Л. Н-чу.
В письме к жене в декабре 1864 г. Толстой вспомнил, как он делал предложение С. А. и как она тогда была одета: „...я ужинал перед столом на том самом месте, на котором ты меня ждала, когда я сделал тебе предложение, и так живо я это вспомнил. Я так живо вспомнил и твое испуганное лицо, и твое платье лиловое“... (Письма Л. Н. Толстого к жене, 1913 г., стр. 41).
Эти приведенные данные (которые можно было бы значительно расширить) заставляют нас признать, что „лиловый“ был у Л. Толстого одним из любимейших эпитетов).
Заключение
Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой умело используют в своих произведениях сочетания перечисленных цветов, тем самым получая более полный, конкретный образ того или иного героя, окружающего их миры.
Таким образом, рассматриваемые примеры показывают, что смысл даже основных цветов не может быть однозначным. Все равно, так как все люди разные по характеру, восприятию ими чего-либо, соответственно и ассоциации с определенными цветами тоже будут различными.
Многие из писателей могут представляться для нас, читателей, в определенном цвете. Каждый ассоциируется с определенным произведением, наиболее важным и интересном для нас, и с какой-либо цветовой гаммой, используемой в нем.
Проанализировав произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, я почувствовала, что и сами писатели представляются мне наряду с их портретами и в определенной цветовой гамме, которая окружает их.
По окончании исследования можно сделать вывод о том, что ф.М.Достоевский уделяет большое внимания цвету в описаниях. Конечно, цветовая гамма, используемая Достоевским, не очень богата. В описаниях преобладает желтый цвет, в меньшей степени автор использует красный, коричневый, белый, зеленый цвета.
У Л.Н.Толстого цвет в описаниях обстановки почти не используется. Однако даже в тех редких случаях, когда Лев Николаевич прибегает к цвету, ощущение от обстановки создается совсем иное. Если у Достоевского цвет усугубляет гнетущее впечатление, производимое обстановкой, то у Толстого, напротив, как мне кажется, он вызывает чувство легкости и безмятежности. «Войдя в маленький кабинет Кити, хорошенькую, розовенькую, с куколками старого саксонского фарфора, комнатку, такую же молоденькую, розовенькую и веселую, какою была сама Кити...». Использование цвета Ф.М.Достоевским и Л.Н.Толстым в описании мест действий тоже, на мой взгляд, перекликается со статикой и динамикой в изображении обстановки. Фотографам хорошо известен эффект, создаваемый цветной и черно-белой фотографией. Наиболее удачные цветовые фотографии — это пейзажи, а черно-белые — это так называемые жанровые, то есть те фотографии, где есть какой-то сюжет. Фотографы считают, что цвет отвлекает и не позволяет в полной мере оценить оригинальность сюжета, сосредоточиться на мимике, жестах, движениях людей, поэтому они и предпочитают черно-белую фотографию цветной в сюжетной съемке. Так же и у Л.Н.Толстого. Акцентируя внимание на действиях героев, показывая их в движении, он не дает цветового описания. Статичное изображение обстановки у Достоевского, напротив, вполне сочетается с цветными картинками.
Каждый из писателей по-своему понимал и использовал в произведениях цвета. И это понятно, так как они прожили две совершенно разные жизни, в разной обстановке, окружении, и для каждого, может быть, какой-то цвет был наиболее значимым как в творчестве, так и в жизни.
Например, желтый и красный цвета у Достоевского предвещают беду, вызывают тревогу. А желтый у Л.Н.Толстого также символизирует тревогу, предвещает неуверенность. Но красный является цветом радости, чего-то хорошего.
Для меня Ф.М.Достоевский ассоциируется с бледно-желто-серым цветом. Бледно-желтый – от болезни, серый – от угнетенной обстановки, «серой» жизни, от мрачной обстановки Инженерного замка, где располагалось училище, в котором учился писатель. Также, зеленый цвет – от игры в рулетку. В основном ярче всего выделяется желтый цвет, который Достоевский довольно часто использует в своих произведениях.
Для Л.Н.Толстого каких-то ярких ассоциаций выделить не удалось, потому что очень разнообразна та цветовая гамма, которую писатель использует. Можно сказать, что Л.Н.Толстой ассоциируется со всеми цветами радуги, природы в целом. Ведь одним из его любимых, на мой взгляд, являлся лиловый -- цвет фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый. Природа – это его любимая Ясная Поляна со всем разнообразием красок, какие могут быть в русском имении. Также романтичный розовый цвет также окружает Льва Николаевича. Не удалось и потому, что сам Л.Н.Толстой многогранен, он разносторонняя личность.
Итак, можно сказать, что цвет является неотъемлемой частью в литературных произведениях. Без использования цветовых характеристик мы не смогли бы получать окончательный образ героя, места действия. Цвет является важной частью мира, сознания, виртуального мира. Достаточно представить мир в черно-белых тонах, и мы видим сразу что-то не то. Поэтому все разнообразие красок работает незаметно для нашего сознания. На подсознательном уровне мы усваиваем цвет в описании чего-либо и на основе этого вырабатываем собственные ассоциации.
Список литературы
Слайд 1
Автор работы: Тукаева Айсылу Фанилевна , ученица 9 класса МБОУ « Старошаймурзинская СОШ» Дрожжановского района РТ Руководитель: Ханбикова Лейсан Камиловна , учитель русского языка и литературы МБОУ « Старошаймурзинская СОШ» Дрожжановского района РТ Символика цвета как путь к пониманию жизни и творчества Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого .Слайд 3
Писатели часто используют символику цвета для выражения чувств героя и его эмоции. В исследуемых романах ,Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и Л.Н. Толстого « Анна Каренина» , авторы часто используют цвета для описания эмоций и душевного состояния героя. В этой исследовательской работе мы попытаемся найти ответы на вопросы : «Какие эмоции пытаются выразить писатели через цвета ?»
Слайд 4
Актуальность нашей исследовательской работы определяется тем, что изучение символики цвета в произведениях помогает понять характеры самих писателей и ихгероев .
Слайд 5
проследить применение цветовой гаммы в языке Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого и проанализировать функционирование используемых для этого средств как одну из основных задач исследования
Слайд 6
Мы выбрали эти произведения потому, что считаем , что именно в них наиболее точно выражена значимость символики цвета . 6
Слайд 7
Яркая насыщенность цвета в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» В этом произведении Достоевский часто использует символику цвета , чтобы выразить душевное состояние героя. Для этого он использует разные цвета : жёлтый , голубой , розовый , красный , чёрный , зелёный . Каждый из них обозначает определенные эмоции героя. Жёлтый используется в разных значениях от восторга до скуки и отчаяния. Если Достоевский напоминает о зелёном , то это показывает , что герой находится в неуверенном и скованном состоянии. Часто встречается в описании и такие цвета как розовый , белый, чёрный .
Слайд 8
В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой часто использует лиловый цвет. Этот цвет сам по себе яркий и броский , поэтому , мне кажется, что изображая героиню, Лев Николаевич выражает её характер именно через этот цвет. Прочитав роман, можно понять , что Анна - решительная , грациозная и броская личность . Её многие герои романа любят и уважают .
Слайд 9
Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой умело используют в своих произведениях сочетания перечисленных цветов, тем самым получая более полный, конкретный образ того или иного героя, окружающего их миры.
Слайд 10
Проанализировав произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, я почувствовала, что и сами писатели представляются мне наряду с их портретами и в определенной цветовой гамме, которая окружает их.
Слайд 11
Для меня Ф.М.Достоевский ассоциируется с бледно-желто- серым цветом. Бледно-желтый – от болезни, серый – от угнетенной обстановки, «серой» жизни, от мрачной обстановки Инженерного замка, где располагалось училище, в котором учился писатель.
Слайд 12
Л.Н.Толстой ассоциируется со всеми цветами радуги, природы в целом. Ведь одним из его любимых, на мой взгляд, являлся лиловый -- цвет фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.
Слайд 13
Таким образом , символика цвета помогает читателю понять внутренний мир героев и самих авторов. Каждый цвет обозначает определённые эмоции .
Слайд 14
Мы доказали, что используя цвета в своих произведениях авторы полностью смогли передать испытываемые чувства и эмоции нам, читателям.
Слайд 15
Спасибо за внимание
Весенние чудеса
Три орешка для Золушки
И тут появился изобретатель
Бабочка
Неньютоновская жидкость