Презентация рассказывает о таком изобразительно-выразительном средстве как аллегория. В презентации Вы найдёте краткую теорию и тренировочные упражнения.
Вложение | Размер |
---|---|
allegoriya.pptx | 2.18 МБ |
Слайд 1
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Камышина Волгоградской области. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА. Аллегория. Выполнила Быкова Тамара, ученица 10 класса. 2014-2015 учебный год.Слайд 2
Тропы (греч. tropos - оборот). Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего какую-нибудь связь с первым. В выражениях: человек улыбается, - идет, - хмурится, все слова употреблены в собственном значении; в выражениях же: утро улыбается, дождь идет, погода хмурится, глаголы употреблены в переносном смысле, для обозначения действий и состояний природы, а не человека. Все вообще слова и обороты, употребляемые в переносном смысле, и называются тропами. Виды тропов. По различию оснований для употребления слов в несобственном смысле, тропы делятся на несколько видов: а) метафора, б) аллегория, в) олицетворение, г) метонимия, д ) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония.
Слайд 3
АЛЛЕГОРИЯ- Большой Энциклопедический словарь. АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в художественной литературе (баснях, притчах); в изобразительном искусстве, в скульптуре. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой аллегория - ж. Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.
Слайд 4
Аллегория в моем понимании-это мыслеобраз ..То есть говорим"правосудие",представляем образ Фемиды с весами,говорим "любовь",представляем сердце.. хитрость-лиса, коварство-змея и т.д.
Слайд 5
Мы в своей обыденной жизни со всех сторон окружены аллегорией, условностью, навязанной или предписанной обществу теми, кто манипулирует массовым сознанием. Аллегория сопровождает нас от рождения (аист, который приносит ребенка) – до смерти (старуха с косой). Аллегория правит бал во всех сферах жизни: от политики (все хищники на гербах, цвета государственных флагов и т.п.) до похода в туалет (изображение женского или мужского силуэта). Без аллегории мы не можем ступить и шагу: на красный свет мы останавливаемся, на зеленый – идем.
Слайд 6
Аллегория – единственный троп, который выходит ЗА пределы литературы! Например: АЛЛЕГОРИЯ В СКУЛЬПТУРЕ . Яркий пример аллегории в скульптуре — "Медный всадник" в Санкт-Петербурге. Главную идею памятника великолепно выразил А. С. Пушкин: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Вздыбленный конь уподоблен поэтом взбудораженной петровскими реформами России. Фигура Петра I "на звонко-скачущем коне", попирающем змею и взлетевшем на гребень гранитной волны, — всё это аллегория, рассказывающая о деятельности Петра I. Он и покоритель стихии, и преобразователь России ("...Россию поднял на дыбы..."), и победитель врагов, особенно врагов внешних, которые мешали развитию России, не давая выхода к Балтике.
Слайд 7
Аллегория в живописи. В "Весне" Венецианова аллегория очень естественно завуалирована в бытовой сцене. Крестьянская девушка, ведущая под уздцы лошадок, — это аллегория весны. Она выше коней. Ступает она очень легко, едва касаясь земли. Она почти парит над землёй, обе руки немного расставлены, как будто в лёгком полёте. И дитя на полянке, и молодые деревца — это символы рождения, обновления, прихода новой жизни. Всё это говорит нам, что с весною пришла новая жизнь, новые заботы и радости — и это прекрасно! А весна для крестьянина связана с посевной, с работой на пашне, и Венецианов очень умно, тактично связал пору весенней трудовой деятельности человека на земле с идеей вечного обновления жизни. Прекрасная картина, вся пронизанная солнцем, ощущением счастья, радости бытия и труда.
Слайд 8
Аллегории имеют разный срок жизни. Одни из них живут тысячелетия, а век других значительно короче: «Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели» Эти строки Блока для нынешнего читателя требуют комментария. В дооктябрьскую эпоху вагоны первого и второго класса были выкрашены в желтый и синий, а вагоны третьего – зеленый цвет.
Слайд 9
Примеры кратких аллегорий представляют пословицы: "На обухе плетью рожь молотит (скупой)"; "Слово молвит - рублем подарит (разумный)".
Слайд 10
Тренировочные упражнения .
Слайд 11
Задание: найдите аллегорию в стихотворении «Учись у них – у дуба, у березы…» Учись у них - у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся , кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Слайд 12
ДУБ – символ могущества, силы, долголетия, аллегория мужского начала. БЕРЁЗА – с древнейших времён символ России, аллегория женского начала.
Слайд 13
Задание: найдите аллегорию в басне И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Лебедь, Рак и Щука – аллегория согласия между людьми.
Слайд 14
Задание: найдите аллегорию в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
Слайд 15
Лисица – аллегория хитрости.
Слайд 16
Задание: найдите аллегорию в басне И.А.Крылова «Волк и Ягнёнок » У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё Моё С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву». — «Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть , что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу». — «Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!» — «Помилуй, мне еще и отроду нет году», — Ягненок говорит. «Так это был твой брат». — «Нет братьев у меня». — « Taк это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи». — «Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». — Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
Слайд 17
Иллюстрации к басне «Волк и ягнёнок» художника Лаптева и художника Е.Рачёва. Волк – аллегория силы. Ягнёнок - аллегория слабости.
Слайд 18
Задание: найдите аллегорию в басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» В художественной литературе аллегория является основным тропом животного эпоса, басни и притчи. Все герои басен: Лев, Волк, Ягненок, Лиса, Орел, Осел, Рак, Лебедь, Щука – аллегории. СТРЕКОЗА – аллегория легкомыслия. МУРАВЕЙ – Аллегория трудолюбия и предусмотрительности
Слайд 19
ВЫВОД ПО БАСНЯМ: В художественной литературе аллегория является основным тропом животного эпоса, басни и притчи. Все герои басен: Лев, Волк, Ягненок, Лиса, Свинья, Орел, Осел, Рак, Лебедь, Щука – аллегории.
Слайд 20
Задание: найдите аллегорию в стихотворении. «Парус» М.Ю.Лермонтов Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! ПАРУС – аллегория свободы.
Слайд 21
Задание: найдите аллегорию в стихотворении А.С.Пушкина « Арион » Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы . В тишине На руль склонясь , наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн , — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Арион – аллегория не только памяти друзьям,но и их идеалам . («Я гимны прежние пою…»)
Слайд 22
Задание: найдите аллегорию в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит - один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит И тигр нейдет - лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь уже тлетворный. АНЧАР – аллегория жестокости тирана. РАБ – аллегория бессилия.
Слайд 23
Задание: найдите аллегорию в библейской притче «Авель и Каин» После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота. Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин — плоды земные, а Авель — лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу. Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. однажды, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле". Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено.
Слайд 24
Авель – аллегория добра, Каин – аллегория зла, эгоизма.
Слайд 25
Спасибо за внимание
Солдатская шинель
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Где спят снеговики?
Лиса Лариска и белка Ленка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись