Наша семья очень любит путешествовать. С родителями мы часто отправляемся в лес, на море, в зоопарк и ботанический сад. Посещаем музеи и выставки. А недавно моя бабушка повела меня в Крымскую Республиканскую детскую библиотеку имени В. Орлова. В такой большой библиотеке я была впервые. Но, оказывается, что с именем Владимира Натановича Орлова я познакомилась еще в раннем детстве. Стихотворения про ежика, ворону, маму-квочку и про хрюшку из книжки –раскладушки были моими самыми любимыми. Я очень любила декламировать в кругу своей семьи и перед гостями:
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
Это, конечно, не я, а подружка
Ну и грязнуля, подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
И еще вот это:
Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила:
- Не дразнись, не дерись, не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
К большому сожалению моя книжка – раскладушка не сохранилась. Но… в библиотеке я увидела большое количество книг, написанных поэтом. «Как же это здорово», - решила я! «Ведь я приду в школу и расскажу ребятам о нашем земляке и о его творчестве». Для того, чтобы мой рассказ о Владимире Орлове был интересным и содержательным одного похода в библиотеку не достаточно, поэтому нам пришлось провести большую, но очень интересную исследовательскую работу. Чтение книг со стихотворениями Орлова, просмотр мультфильмов и детских спектаклей, интервью с человеком, который близко знал Владимира Натановича, а также домашнее чтение воспоминаний об авторе позволило нам прикоснуться к истории жизни и творчества замечательного Волшебника.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_nasledie_v.n._orlova.docx | 45.47 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГИ К УСПЕХУ»
Исследовательская работа
«Творческое наследие Владимира Орлова»
Работу выполнила
Шакина Елизавета,
ученица 1-Б класса
МБОУ «СОШ № 43 г.
Симферополя»
Научный руководитель
Польченко Г.В.
г. Симферополь, 2016 г.
Содержание Стр.
Введение. 3
Основная часть.
Встреча с интересными людьми. 4
Воспоминания о В.Н.Орлове. 6
Биография поэта. 10
Творческое наследие. 11
Заключение. Литература. 15
Приложения.
I.Вступление.
Наша семья очень любит путешествовать. С родителями мы часто отправляемся в лес, на море, в зоопарк и ботанический сад. Посещаем музеи и выставки. А недавно моя бабушка повела меня в Республиканскую детскую библиотеку имени В. Орлова. В такой большой библиотеке я была впервые. Но, оказывается, что с именем Владимира Натановича Орлова я познакомилась еще в раннем детстве. Стихотворения про ежика, ворону, маму-квочку и про хрюшку из книжки –раскладушки были моими самыми любимыми. Я очень любила декламировать в кругу своей семьи и перед гостями:
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
Это, конечно, не я, а подружка
Ну и грязнуля, подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
И еще вот это:
Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила:
- Не дразнись, не дерись, не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
К большому сожалению моя книжка – раскладушка не сохранилась. Но… в библиотеке я увидела большое количество книг, написанных поэтом. «Как же это здорово», - решила я! «Ведь я приду в школу и расскажу ребятам о нашем земляке и о его творчестве». Для того, чтобы мой рассказ о Владимире Орлове был интересным и содержательным одного похода в библиотеку не достаточно, поэтому нам пришлось провести большую, но очень интересную исследовательскую работу. Чтение книг со стихотворениями Орлова, просмотр мультфильмов и детских спектаклей, интервью с человеком, который близко знал Владимира Натановича, а также домашнее чтение воспоминаний об авторе позволило нам прикоснуться к истории жизни и творчества замечательного Волшебника.
Основная часть.
I. Встреча с интересными людьми.
В библиотеке мне рассказали, что не каждому поэту удается писать хорошие, понятные для детей стихи. Это удается только тому, кто умеет познать Тайну детства – тонко чувствовать и понимать жизнь своих маленьких читателей, знать их запросы, желания, мечты.
И учитель нашей школы Елена Васильевна Ломейко тоже рассказала о том, что тайна детства была хорошо известна Владимиру Орлову. Он имел особый дар общения с детьми. Дети очень любили его, потому что с ним было всегда весело и интересно. Он умел безобидно шутить, рассказывал множество сказок, историй, пословиц, поговорок, любил демонстрировать фокусы. Его выступления в пионерском лагере всегда заканчивались дружным хохотом ребятни и громкими аплодисментами. Следует также отметить, что Владимир Натанович Орлов был человеком огромного трудолюбия и взыскательности к себе.
II. Воспоминания о В.Н.Орлове.
Его современники так вспоминают о нем.
Ольга Корф: «Добрый юмор, легкая ирония – органичные свойства детской поэзии Орлова. Он никогда не стремился ни высмеять, ни рассмешить, хотя прекрасно умел и то и другое… И с детьми он говорил о вещах сложных, неоднозначных. Говорил, конечно, совсем иначе, но всегда говорил правду. Никогда не лукавил, не держал «фигу в кармане». Потому что маленькие дети имеют обыкновение верить взрослым. И взрослые просто обязаны поселить в детских душах умение восхищаться прекрасным, веру в людей, интерес к жизни…Орлов учил их уму-разуму тактично, опираясь на их собственное поэтическое видение мира. И главное: он относился к детям, как требовала того традиция советской детской литературы, как завещали лучшие ее представители, – с невероятной искренней теплотой. Он писал для детей, которые были ему симпатичны, которых он уважал и любил. А многие нынешние авторы словно пишут для «умственно отсталых», считая современных читателей не вполне человеками, потому и стихи их холодны, как будто сделаны на основе примитивной компьютерной программы…» Леонид Сорока: «Вокруг Володи клубилось множество интересных людей. Везде, где он появлялся – в Киеве, в Москве, в пионерских лагерях на крымском побережье – друзья сражались за право принять его. Его трогательные детские песни пели ребята по всей стране. Но никогда не кичился своей известностью. Появляясь в пионерлагере, он спешил надышаться атмосферой детского братства, послушать звуки горна поутру, посидеть в кругу девчонок и мальчишек, послушать их рассказы и самому повеселить их какой-нибудь неожиданной байкой. Не удивительно, что потом в своих стихах, пьесах и сказках он так тонко чувствовал психологию своего читателя, слушателя, зрителя. Менялись времена, сваливались на Володю одна за другой болячки, но он оставался самим собой. Когда вы оказывались у него дома, сразу же создавалось ощущение, что вы попадали в какое-то энергетическое облако доброты и надежности, в которое хозяин впускал вас, и ощущение это оставалось надолго после того, как поезд или самолет уносил вас за тысячу километров от него».
Вадим Левин:
«У него не было высшего образования. Но были редкие способности, интерес к жизни и десятки людей, которые любили его и всегда готовы были помочь. Он блестяще знал русскую литературу — и детскую, и взрослую. Обладая тонким языковым чутьем и художественным вкусом, он виртуозно владел словом и любил словесные игры. Он был желанным гостем и собеседником в пионерских лагерях и в школах, в университете и совхозах, на морском судне и в театре, на радио и телевидении, в редакциях газет и в издательствах, в библиотеках и в крымской обсерватории… Бывать в обсерватории он особенно любил. Более всего его привлекали тайны этих стихий». |
III. Биография поэта.
Путь в большую литературу у Владимира Натановича не был простым и лёгким. Ему предшествовали различные жизненные увлечения и испытания, поиски любимого дела. В автобиографии, написанной в 1999 году, незадолго до смерти, поэт об этом рассказывал так:
«Родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье рабочих-переплётчиков.
Когда я был маленьким, бабушка мне купила бескозырку с надписью «ЮНГА», а дедушка подарил белопарусную игрушечную яхту.
Во время дождей наш переулок превращался в бурную речку, и однажды я привязал к своей яхте нитку и спустил на воду. Поток вырвал нитку из рук, и мою яхту унесла куда-то бурная вода. Домой я пришёл весь в слезах, но дедушка меня успокоил. Он сказал, что мою яхту дальше моря не унесёт и что с ней ничего не случится.
- Вот вырасту — подумал я, — стану моряком и найду свой кораблик в синем море.
Потом дедушка подарил мне лёгкий фанерный розовый планёр на резинке. Я тут же растянул резинку и запустил планёр в небо. Он взлетел высоко-высоко и больше ко мне не вернулся.
— Ничего! — сказал я сам себе. – Вот вырасту, стану летчиком и разыщу свой розовый планёр в синем небе!
Прошло много лет. Сперва я стал портным. Потом — слесарем на заводе, потом парашютистом. Я спускался на парашюте, осматривал небо, но нигде не видел своего планёра. А я так мечтал с ним повстречаться.
Прошло ещё несколько лет, и я стал моряком. С высокого корабельного мостика в сильный морской бинокль я осматривал море, надеясь увидеть яхту моего детства. Я так мечтал с ней повстречаться, но не встретил ни свою белоснежную яхту, ни свой розовый планёр. Но я думал о них и научился мечтать. Мои мечты вдруг стали превращаться в стихи, сказки, пьесы… В них есть и море, и небо, и земля, на которой я родился и которая мне подарила и небо, и море.
До войны закончил три класса начальной школы, затем – эвакуация в Среднюю Азию, возвращение в Симферополь, работа в швейной мастерской портным, потом – учеба в школе ФЗО-13 города Севастополя, работа слесарем и снова - портным, затем вольнонаемная служба на одном из кораблей гидрографического отряда Черноморского флота, действительная служба в армии, демобилизация, работа в Евпатории в районной газете «Красное знамя» работником и ответственным секретарем. И все это время, с самого детства сочинял стихи, воплощая в них свои детские мечты. Начал публиковаться в окружной газете города Львова, а затем – в «Крымском комсомольце» и в «Крымской правде». В 1958 году вышла первая книжечка стихов для детей.
Так проходило взросление В. Н. Орлова. А какова же была им созданная семья?
Вместе со своими женой и детьми – дочерью Татьяной и сыном Юрием около 40 лет назад Владимир Натанович поселился на улице Кечкеметской города Симферополя. В этой квартире после возвращения из Израиля проживает его сын. Вместе с сестрой Юрий Владимирович создали блог, в котором общаются все, кто помнит их отца. Вот воспоминания самого Юрия об отце.
«Папа был круглый. И его грудь, и его живот были покрыты черной кудрявой шерстью. А когда он надевал свою пеструю полосатую рубашку, то становился похожим на арбуз. « У арбуза – всюду пузо», - наверное, он так писал про самого себя. Если бы папа умел играть на баяне, то ему, наверное, было бы трудно поместить его у себя на коленях. Но зато спрятанная у него в ладонях губная гармоника и пела и аккомпанировала одновременно.
Мне тогда было шесть лет, а ему тридцать три. Жили мы в коммунальной квартире. В то время режиссер Крымского Театра Кукол Борис Смирнов ставил папину пьесу «Тимка с голубой планеты». Я брал папу за указательный палец, и мы шли смотреть, как это происходит. Я умел читать, и поэтому спросил, почему кукольный театр называется «клубом энергетиков», - (тогда Театр Кукол располагался в здании этого клуба).
- Так и есть, - сказал папа. – Энергетики – это веселые люди, у которых много способностей и сил. Актеры этого театра – энергетики.
Скоро я в этом убедился. Главный энергетик театра был Смирнов. Он кричал на актеров, и актеры пели папины песни.
-Папа, а ты энергетик? – спросил я.
- Сам подумай,- сказал он.
Я подумал и решил: он энергетик.
Мы шли по улице Пушкина. Солнце нам улыбалось, прохожие улыбались.
Хорошо идти вместе с папой, держать его указательный палец! На этой улице его знали, с ним здоровались. Звали его Володей, Володенькой или Володечкой, - Владимир Натанович придет потом, а тогда я шел вместе с веселым, задорным, полным энергии молодым человеком, которого совсем недавно приняли в Союз писателей.
Папа был полон надежд, многие из которых так и не сбылись. Например, он так и не научился водить машину, за границей был раз в жизни, в Венгрии, когда она была еще коммунистической.
Когда я учился в школе, в наши отношения постоянно врывался конфликт, а конфликтовать с ним было опасно, - можно было нарваться на острое слово.
Когда я решил жениться, мы сильно поссорились - моя будущая жена ему не понравилась.
Позже, когда ему исполнится шестьдесят, он полюбит ее, родившую ему внука. Он не станет скрывать за маской отцовства и своей любви ко мне. Время – самый надежный способ сократить все расстояния.
Я повзрослею, он – так и останется в детстве.
Между его молодостью, которую я держал за указательный палец и моей зрелостью, накрывшей своей рукой его увядающую руку, пролег не один десяток лет – для меня целая эпоха, прожитая под сенью папиных крыльев…
Папа был фанатом стихотворения, - он спал с карандашом под подушкой. Ему снились стихи и, проснувшись, он записывал их. Папа признавался, что во сне это казалось ему просто гениальным. Наутро все отправлялось в корзину. Жаль, что ничего из этих записей не осталось – могла бы получиться целая книжка для детей.
В своей коммунальной квартире мы жили не слишком бедно: у нас был транзистор «Спидола». Его подарил один моряк, живший по соседству. Эту «Спидолу» моряк уронил, - от нее отлупился большой кусок пластмассы. Моряк, любивший гулять с новыми вещами, теперь этого делать уже не мог и поэтому отдал транзистор папе и маме. Они приклеили пластмассу на место, и приемник смотрелся как новый.
Теперь мы могли слушать футбол и радионяню.
Папа болел за «Спартак», а я - за сборную. Футбол мы слушали часто и самозабвенно. Однажды папа отказался слушать, хотя был какой-то очень важный матч.
- Почему? - спросил я.
Он посмотрел на меня очень грустно и сказал:
- Умер Маршак.»
Не зря Ю.В. Орлов вспомнил о С.Я. Маршаке. Для Владимира Натановича он был, наверное, самым почитаемым детским поэтом.
«Маршака я сам себе записал в учителя, - признавался в одном из интервью Орлов. – Я читал его стихи и они учили меня, как нужно писать детям.»
В свою очередь, Самуил Маршак в 1963 году, после встречи и беседы с Владимиром Натановичем в Ялте, в Доме Творчества, дал высокую оценку его деятельности, заявив, что «под многими стихами» Орлова, он «охотно бы поставил свою подпись». И именно он привез стихи, тогда никому еще не известного, молодого поэта Орлова в Москву.
Многие сатирические произведения поэта решительно отвергались редакциями. Внешность его тоже не всегда благоприятно воспринималась
редакторами-юдофобами. «Стихи ваши хороши, но нам не подходят»… По этому поводу поэт с печальной иронией писал: «С годами я мучительно старею, хирею, пропадаю ни за грош. Я стал похож на старого еврея, а был на молодого я похож». Но почему исконно русская фамилия Орлов? Псевдоним? Нет, фамилия подлинная. Ее поэт унаследовал от своего деда-кантониста, получившего за солдатское усердие участок земли в Крыму и в придачу – громкозвучную фамилию своего полкового командира.
IV. Творческое наследие В.Н.Орлова.
От В.Н. Орлов мы имеем его книги для детей «Кто в доме живет», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюшка обижается» - всего около 50 книг, выходивших в издательстве «Малыш», «Детская литература», «Астрель» и на родине поэта в Крыму. В Крыму в 1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов «Прочтите взрослым».
Перу Владимира Орлова – драматурга принадлежит около двух десятков пьес для кукольных театров, из которых самая известная, «Золотой цыпленок», обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом. Владимир Орлов часто выступал как поэт-сатирик, постоянный автор знаменитой полосы «Литературной газеты» «12 стульев» и был одним из авторов «Детской комнаты» и стихов под именем собирательного образа Евгения Сазонова. Поэтическое творчество Владимира Орлова, адресованное детям, многообразно по своей тематической направленности. В его книгах читатель всегда находит для себя много нужных и добрых советов и о том, как нужно по-настоящему дружить, любить родину, людей животных, и о том, как необходимо верить в чудеса, мечты, а затем воплощать их в жизнь, и о том, как следует относиться к природе. Многие стихи Владимир Натанович посвятил крымской земле, на которой он родился и провел большую часть своей жизни. Наряду с описанием истории и достопримечательностей родного края, особенно Южнобережья и моря, лирическими рассказами о буднях и праздниках детской республики Артек, поэт неоднократно обращался и к теме общности и ответственности людей за разумную, счастливую жизнь как в отдельной квартире, доме, так и на Земле. 25 ноября 1999 года Владимир Натанович Орлов умер. Но он продолжает жить в героях своих стихов и пьес. Каждый год Крымская республиканская детская библиотека имени В.Н. Орлова («Орловка», как по-простому называют ее жители) знакомит все новых и новых читателей с этим замечательным поэтом. А теперь давайте продолжим знакомство с творчеством поэта и посетим «Дом под крышей голубой». Чтобы войти в него, мы должны открыть двери. Двери «скрипят». «Скрипят» потому, что они недовольны поведением людей, недовольны тем, как с ними обращаются. Дверям непонятно, почему у людей существуют чувства недоверия и страха, почему придумывают крючки, задвижки и замки. Ведь без крючков, задвижек и замков жить намного удобнее. Об этом написано в стихотворении В.Н. Орлова «Двери». Действительно, разве нельзя жить в доме без страха и недоверия друг к другу? Конечно же, в каждом доме есть соседи. У Владимира Орлова они тоже были. Из стихов знаменитого поэта я поняла, что это разные по возрасту и профессии люди. Среди них и старик со старушкой, и музыкант, и журналист, и художник. Соседи дружат с мальчиком, от имени которого ведется повествование, но между собой, по-видимому, нет. Ведь у каждого из взрослых свои заботы, увлечения. А некоторые профессиональные увлечения какого-то соседа даже мешают жить спокойно остальным жильцам. Об этом поэт написал в своем стихотворении «Мои соседи». С самого начала знакомства с жильцами этого дома удалось выяснить, что в доме имеются различные животные: и мышь, и кошка, и собаки. Поживают они в разных квартирах. Проживают по-разному и ведут себя неодинаково. Например, пес Пират из стихотворения «Старушка и Пират» (оно потом было положено Ириной Дорогий на музыку и получилась замечательная песня) носит из магазина каждое утро своей хозяйке авоську с продуктами и любит вместе с ней гулять на берегу. А вот у тети Тамары аж целых четыре собаки. Она за ними тщательно ухаживает, любит. Но из стихотворения «Молчаливые собаки» мы узнаем, что эти собаки плюшевые. А настоящая живая собака сбежала от хозяйки, потому что она ее совсем не кормила, не выводила на прогулку, даже била плеткой. Тетя Тамара заботилась только о своем собственном благополучии. Героиня другого стихотворения Владимира Орлова «Кто кого боится» живет в квартире номер 10. Из этой квартиры никто никуда не убегает, но не потому, что им вместе хорошо, а потому что они живут с чувством боязни. Хозяева этих животных чувства симпатии не вызывают. Такой же неправильный, эгоистичный образ жизни ведут персонажи стихотворений «Чудак», «Дядя Миша», «Пианистка за стеной». Они прежде всего думают о своих удовольствиях: чудак любит много спать и верит в глупые приметы, дядя Миша страдает обжорством и ленью, а пианистка ночи напролет музицирует. Нарушая покой и сон живущих рядом с ней. Эти стихотворения дают возможность сделать вывод, что каждый человек несет ответственность в жизни за свои поступки. И все же, несмотря на недостойное поведение некоторых жильцов, жизнь в доме под голубой крышей кажется необыкновенной. Необыкновенной потому, что в доме происходят удивительные явления. Ночью оживают сказочные герои, игрушки совершают прогулки по городу, творят добрые дела, а дочери пою своим матерям колыбельные песни. В этом мы убеждаемся читая стихи «Плюшевый мишка», «Лунная сказка», «Колыбельная для мамы» (также можно услышать песни написанные на эти стихи.) Есть еще удивительные жильцы этого дома. Это мальчишки и девчонки, которые мечтают стать астрономами и увлекаются космонавтикой. Некоторые из них уже не один раз совершали космические полеты и побывали даже на Марсе. Об этом известно из стихотворений «Звездочеты» и «Ночные капитаны». Жильцы в доме меняются, но все мы остаемся жить под нашим голубым небом. Хочется, чтобы все люди научились жить рядом разумно и счастливо, как в отдельной квартире, доме, так и на всей планете. К этому призывает В.Н. Орлов в стихотворении «Дом под крышей голубой». Заключение. Проведя исследовательскую работу, мы начали знакомство с жизнью и творчеством удивительного поэта Владимира Натановича Орлова. Мы прочитали много его стихотворений, услышали много песен, посмотрели мультфильмы и спектакли созданные по его произведениям, встретились с интересными людьми. Самое главное, я рассказала о нашем выдающемся земляке своим одноклассникам, заинтересовала их творчеством поэта Владимира Орлова, и многие из них, как и я, полюбили его стихи. Владимир Натанович был жизнелюбивым, оптимистичным человеком. Он верил в то, что дети разных стран и народов – главные хозяева нашей планеты - смогут жить в дружбе и друг с другом, и с природой. Каждый его стих заставляет задуматься, правильно ли я живу. Я продолжу изучать творчество В. Орлова и рассказывать о вновь прочитанных стихах своим друзьям. Литература. 1. Высказывания современников о писателе [О.Корф]// В.Н.Орлов: Библиогр. указатель. – Симферополь, 2001. 2. Высказывания современников о писателе [Л.Сорока]// В.Н.Орлов: Библиогр. указатель. – Симферополь, 2001. 3. Высказывания современников о писателе [В.Левин]// В.Н.Орлов: Библиогр. указатель. – Симферополь, 2001. 4. Орлов В.Н. Дом под крышей голубой// Солнышко для всех. – К., 1990. 5. Орлов В.Н. Корабли. – М., ООО «Издательство Оникс», 2012. 6. Гаврилов В.Н. Уроки по литературе родного края. – Симферополь, 2007 7. Орлов В.Н. Цветные слова. – Симферополь, 2011. 8. http://lukoshko.net/storyList/stihi-vladimira-orlova.htm 9. http://www.liveinternet.ru/users/seniorin/post295680332/ 10. http://www.solnet.ee/parents/p15_r02.html 11. http://orlovka.org.ru/ |
Барсучья кладовая. Александр Барков
Астрономический календарь. Июнь, 2019
В поисках капитана Гранта
Как напиться обезьяне?
Кто самый сильный?