Цель работы:
раскрыть понятие «ближний» через понимание духовного подвига в контексте басни И.А.Крылова «Пруд и Река» с помощью образов литературных героев, Пруда и Реки.
Задачи:
- изучить понятия «поступок» и «подвиг» посредством образов литературных героев и сравнить их;
- проследить мотив участия и принятия решения человеком на примере басенных героев;
- определить место жертвенному поступку в жизни через понятие «ближний»
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_lit-re_prud_i_reka.zip | 36.86 КБ |
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
«Пруд и Река»
Автор работы : Пятаева Юлия Владимировна,
учащаяся 9 класса
Научный руководитель: Козлова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы,
высш.кв.катег. Победитель ПНПО-2009г.
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1.«Величие народа в том, что носит в сердце он своем»………………………………4
2. Подвиг и поступок в жизни человека…………………………………………………4
2.1. Место подвигу в жизни человека……………………………………………………5
Вывод по 2 главе работы…………………………………………………………………..6
3.«Пруд и Река» как отражение современной жизни человека………………………..6
Вывод по 3 главе работы…………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….11
Практический выход………………………………………………………………………12
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………..13
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы:
раскрыть понятие «ближний» через понимание духовного подвига в контексте басни И.А.Крылова «Пруд и Река» с помощью образов литературных героев, Пруда и Реки.
Задачи:
- изучить понятия «поступок» и «подвиг» посредством образов литературных героев и сравнить их;
- проследить мотив участия и принятия решения человеком на примере басенных героев;
- определить место жертвенному поступку в жизни через понятие «ближний»;
Актуальность работы – в необходимости воспитания и развития нравственных качеств.
Объект исследования – образы Пруда и Реки как аллегории двух разных людей.
Методы исследования:
1) работа с первоисточниками и со справочной литературой;
2) сравнения;
3) обобщение материала.
Предметом исследования - текст басни, святоотеческая и научная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники.
Новизна работы - пополнение имеющейся базы знаний за счет святоотеческой литературы.
Назначение работы – пособие для учителей и учащихся.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в Воскресной и общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
А.Майков
Современные люди сильно отвлекаются от реальной жизни. Они либо хватаются за многое и тонут во множестве попечений, а есть и такие люди, силы которых ограничены, а еще есть и такие, кто отвлекается от реальности, уходя в лабиринт Интернета.
Полезно браться за дела по силам, и подобающим образом доводить их до конца. А как это делать полезно? При любом труде необходимо иметь ум ясным и свежим, ведь если ум рассеется, то человек не сможет вести духовную жизнь - он в это время не помнит о Спасителе. Есть люди, которые отдают свое сердце материальному. Целый день напролет у них проходит в заботе о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. Нельзя поддаваться такому состоянию. Работать надо руками, ногами, но нельзя уму позволять уклоняться от Бога. Не стоит отдаваться материальному всем своим существом, всем внутренним потенциалом и сердцем. Работе можно отдать, насколько это возможно, свои силы физические, даже свой рассудок, но не сердце.
По слову старца Паисия Святогорца, « не будем хвататься за многое…» Действительно, если сердце растранжирится на множество пустяков, то потом ему недостанет крепости на боль о том, что действительно стоит боли. Сердце может охладеть посредством эгоизма. Но если сердце занято Господом, отдано Ему, то ум и пребывает в Боге, а мозги заняты работой. Если ум в Боге, то и выполняемая работа освящается, любая, физическая или интеллектуальная. В нашу эпоху жертвенность является редкостью. Мир потерял контроль над собой. От людей удалилось целомудрие – пополнение и собирание всех сил души.
Человек должен осознать делание добра необходимостью, иначе он будет мучиться. [1].
2.Подвиг и поступок в жизни человека
…Хочу я быть хорошим человеком
И согревать людей души теплом,
Прожить жизнь так, чтобы в «поступке» этом
Мне не пришлось раскаяться потом.
Ольга Веревкина
Тема духовного подвига - актуальная тема современности. Я пятый год занимаюсь литературным исследованием на духовно-нравственную тему. В школе на уроках литературы мы затрагиваем тему, и это мне интересно.
В настоящее время дети стремятся к духовному образованию. Тема духовности все больше и глубже проникает в нашу современную жизнь. Да, человеку можно «убежать на край света», в виртуальность, но вот от себя - убежать невозможно… Проблемы, которые возникают сегодня, естественны, потому что безверие порождает хаос и нестроение как внутри самого человека, так и в обществе…» [3, №23, 2007г.] .
Быть духовно необразованным сегодня, когда человеку доступны информационные технологии – некультурно. Это все равно, что отвернуться от света жизни.
2.1. Место подвигу в жизни человека
Итак, мне необходимо раскрыть два понятия « подвиг» и «поступок».
Каждому человеку в его в жизни отведено определенное место подвигу. Только никто не знает, насколько много этого места в жизни каждого из нас. Необходимо постараться, чтобы как можно больше приходилось в человеческой жизни на долю подвига.
Остановиться на пути добродетели для отдыха не значит набираться новыми силами, а растрачивать приобретенные… Не будь таков, а будь бодрен и ретив… Делание добра водворяет в нас навык добродетели и глубже внедряет в сердце корни ее», - писал Преподобный Никодим Святогорец. Необходимо нести в мир добро, совершать акты милосердия, творить прекрасное, чтобы этим добром освящалась не только своя жизнь, но и жизнь других.
Направлю ход мыслей своих на подвиг духовный. По словам Игнатия Брянчанинова, «человек не может быть не тем, чем он создан …» Он есть сосуд Божественной благодати, и это обязывает его ко многому. Человек по сути своей - существо слабое, и чтобы подключилась к нему божественная воля, или Благодать, в становлении «тварного», «глиняного» человека, то есть сотворенного по образу Его, чтобы помочь ему быть Человеком, необходимо понести определенный труд на грешной Земле, с целью достижения Его подобия. Как прожить жизнь с пользой для себя и для других? Непросто…Нужно постоянно умно совершенствовать себя. Но как? Человеку трудно самому направить свою деятельность на свое совершенствование. Поэтому необходимо быть в единстве с Богом, чтобы встать на путь богоугождения, подвига. Игнатий Брянчанинов писал в «Отечнике»: «Велию силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни и ежедневно, до последнего издыхания, находится в осторожности от искусителя, которым преследуется…» [4.с.9.]
Так что же такое подвиг? Работая со словарем, я определяю «подвиг» как героический, самоотверженный поступок. [5, с.664]. Я читала в «Православной газете», что слово «движение» происходит от слова «подвиг». Так что, жизнь православного человека должна быть по определению подвижнической.
В Толковом словаре я нашла словарную статью «Подвижник» -1.Монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу; 2. Человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели. [там же: с.665 ].
Люди способны совершать подвиги – во имя близких и друзей, во имя Родины, порой жертвуя своей жизнью.
Вывод по 2 главе работы:
Подвиг - это способность человека к жертвенности. А «жертвенность» - способность человека жертвовать собой ради других.
В чем же отличие «поступка» от «подвига»?
«Поступок» - 1. Совершенное кем-нибудь действие; 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. [там же: с.672].
Когда на уроках литературы мы разбираем образы героев, то говорим, что человек должен творить добро, нести его в мир. Вернее и точнее было бы сказать, что человек не «должен», а может творить добро и нести его в мир. Почему?
- Отвечу: это потому, что человек по природе своей свободен, и у него есть право выбора всегда и на все. Вот что такое «свобода» для человека, и почему он свободен. И все-таки добро делать труднее. Почему?
- Отвечу: это потому, что для этого надо потрудиться измениться а для этого надо понудить себя поДВИЗаться, стать поДВИЖником, или придти в состояние ДВИЖения. См: корень- «двиз», «движ». Подвижника всегда должен волновать вопрос: что я сделал полезного и для себя, и для других? Значит, единство-это по/ДВИГ. (Приложение 1, 2).
3. «Пруд и Река» как отражение современной жизни человека
В этом учебном году я заинтересовалась басней И.А.Крылова «Пруд и Река» и решила посвятить свое свободное время ее исследованию.
«Что это», говорил Реке соседний Пруд: «Как на тебя ни взглянешь,
А воды всё твои текут!
Неужли-таки ты, сестрица, не устанешь?
Притом же, вижу я почти всегда,
То с грузом тяжкие суда,
То долговязые плоты ты носишь,
Уж я не говорю про лодки, челноки:
Им счету нет! Когда такую жизнь ты бросишь?
Я, право, высох бы с тоски.
В сравнении с твоим, как жребий мой приятен!
Конечно, я не знатен,
По карте не тянусь я через целый лист,
Мне не бренчит похвал какой-нибудь гуслист:
Да это, право, всё пустое!
За то я в илистых и мягких берегах,
Как барыня в пуховиках,
Лежу и в неге, и в покое;
Не только что судов
Или плотов,
Мне здесь не для чего страшиться:
Не знаю даже я, каков тяжел челнок;
И много, ежели случится,
Что по воде моей чуть зыблется листок,
Когда его ко мне забросит ветерок.
Что́ беззаботную заменит жизнь такую?
За ветрами со всех сторон,
Не движась, я смотрю на суету мирскую
И философствую сквозь сон». —
«А, философствуя, ты помнишь ли закон?»
Река на это отвечает:
«Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет?
И если стала я великою рекой,
Так это от того, что, кинувши покой,
Последую сему уставу.
Зато по всякий год,
Обилием и чистотою вод
И пользу приношу, и в честь вхожу и в славу.
И буду, может быть, еще я веки течь,
Когда уже тебя не будет и в-помине,
И о тебе совсем исчезнет речь».
Слова ее сбылись: она течет поныне;
А бедный Пруд год от году всё глох,
Заволочен весь тиною глубокой,
Зацвел, зарос осокой,
И, наконец, совсем иссох.
___________________________
Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,
Когда им овладеет лень
И оживлять его дея́тельность не станет. [7, с. 82].
Согласно словарю литературоведческих терминов, басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, с нравственным содержанием. [6, с.7 ].
В чем состоит мораль?
Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,
Когда им овладеет лень
И оживлять его дея́тельность не станет.
Для этого надо разобрать понятия «дарование» и «польза».
«Дарование» от «дар». Согласно словарю Ефремовой [2,с.75]:
Дар - 1. То, что дается безвозмездно; подарок - 1. То, что дарят. 2. Подаренная вещь. Подношение - 1. Процесс действия по знач. глаг.: подносить. 2. Вещь, поднесенная кому-л. в знак особого уважения; дар, подарок.// Что-л.очень ценное, важное, чем человек наделен от природы. // Благо, данное человеку судьбой, временем и т.п. 2. Высокая степень одаренности; талант дарование. // Умение, способность к чему-л.
Здесь важно слово «благо». В христианстве состояние, присущее Богу и не отступившей от Него части творения. «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19: 17). Отойди от зла и сотвори благо. В русской философии высшее благо понимается как единство добродетели и благополучия. По В.С.Соловьеву благо есть безусловно желаемое, добродетель — безусловно должное.
Обращаю внимание на слово «по/льза» - см.: «льзя» - это слово разговорной речи. Но оно ещё со старых времён. Образовано от слова "нельзя" без -не. Есть и современное слово - «льгота» - «можно».
Эта басня содержит в себе глубокий смысл и напоминает нам о взаимовыручке.
В словаре [там же: с.5] отыскиваю понятие «аллегория» - иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе. Аллегория используется для того, чтобы в художественных образах грамотный читатель увидел людей с их разными характерами, поступками и даже подвигами. Так в басне Пруд – это аллегория лени, а Река – Река – труженица и помощница, она помогает всем, кто в ней нуждается. Интересно заметить, что в названии басни слово «Пруд» - на первом месте, а «Река»– на втором. Почему это так? Возможно, это связано с ролью героев в произведении. К тому же, Пруд - м.р., а Река – ж.р. Очевидно, что Пруд больше говорит, чем делает дело, приносящее пользу, он мельчающий философ по жизни, хочет показаться красноречивым, вот и цена ему красная. Каждый человек немного философ, потому что он ищет смысл жизни, а главное, пытается самостоятельно найти Бога. Но Бога сам не найдешь, Он Сам находит человека, когда этому придет время.
Работая с текстом, мы определили, что крыловская Река трудолюбивая, полноводная, быстрая, свежая, великая, она всегда в движении, следующая уставу, неспокойная, приносящая пользу, тянущаяся своей протяженностью по карте через целый лист, она в чести и славе. Для Реки, никогда не знающей покоя, движение - образ жизни. Значит, она аллегория жизни.
А каковы ее качества характера? У самой Реки эти качества отсутствуют, ведь она – естественный водоем. Но ведь под ее образом в тексте басни мы подразумеваем Человека, Личность. Способна ли Река сострадать, сопереживать, сочувствовать? Да, конечно, она во что бы то ни стало пытается помочь ближнему выжить в условиях непростой реальности. Она как река живет по закону природы, а как человек – по Евангелию. Принцип ее жизни совпадает со строчками местного поэта С.Ломако: «ты от любви моей сильней, я от любви твоей добрее». И чем больше она «отдает», тем больше «имеет», расходуя свои силы, она становится сильней.
Люди способны к проявлениям разных чувств: быть милосердными, великодушными, мягкими и тактичными, сопереживать, жалеть, любить, помогать ближнему, жертвовать собой ради других, хотя могут проявлять себя с точностью до наоборот, как природные стихии.
Пруд и Река – водоемы. Первый – замкнут в берегах и не имеет течения. Река же - тоже в берегах, но течет.
Пруд крыловской басни ведет себя по-другому, ни как Река. Он ценит свой покой, нежится в илистых берегах, как барыня, он ленив и удивляется Реке, что она неустанна и даже делает ей замечание по поводу того, что она суетлива. Он недвижимый эгоист, живет сквозь сон и никому не помогает ему чуждо чувство взаимовыручки. Он даже спрашивает ее: «что это?»
Как ни странно, но Пруду как персонажу отведено больше места в басне. Он много говорит с Рекой и о Реке.
Автор уделяет ему 29 строк из 50; 4 из которых приходится на мораль.
- А Реке - 10
- Описанию природы -16 – Реке; 16 – Пруду. Одинаковое количество строчек, видимо потому, что всем дан в жизни одинаковый шанс на использование своего таланта.
- Есть место и риторическим восклицаниям - 4; риторических вопросов - 5.
Работая с лексикой, определяем слова-эпитеты, которые произносит Пруд для Реки (10)
- Теперь глаголы (19)
-Слов слова-эпитеты, которые произносит Река Пруду (2).
- Теперь глаголы (11)
- Найдите-эпитетов, которые принадлежат автору (1)
- Глаголов (3)
- Существительные, которые символизируют собой ближнего - это суда, плоты, лодки и челноки, причем, эти слова употреблены во мн. числе! Добавлю, что сам Пруд тоже является по отношению к Реке ближним. Река словом пытается ему помочь.
Вывод по 3 главе работы:
Вывод: эпитетов меньше, чем глаголов, - это значит, что действие преобладает над описанием. Но существительных в тексте в общем больше, чем глаголов, значит, самым важным в басне является природа и порядок ее вещей. Читателю необходимо задуматься о смысле жизни.
Басенные герои по-разному относятся к жизни: Пруд – живет, не заботясь о будущем, ему скучно. Не мешало бы ему заняться делом! А Река – способна на помощь ближнему. А как к этому относится автор? Однозначно, он на стороне Реки. Наши герои аллегоричны, значит, к ним надо относиться как к людям, причем разным, - терпимо, уважительно, помогать друг другу при необходимости, то есть по-христиански. Пруд – отрицательный герой, Река - положительный!
Самое время задать себе вопрос: кто же такой «ближний»? Согласно притче о добром самарянине ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи, заботе, добром слове. Это тот, кому ты нужен. По тексту басни, кто может оказать помощь ближнему? Только Река! (Приложение 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа басни можно сделать заключение, что отличие «подвига» от «поступка» налицо. Понятие «подвиг» больше подходит к теме духовности, а «поступок» - ближе к житейской теме, мирской. Крыловский Пруд – совершил поступок, а Река - подвиг. Она способна в отличие от Пруда перейти от слов к делу. Она соблюдает заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Герои противопоставлены друг другу. Река способна на жертвенную любовь, а Пруд – нет.
Итак, подвиг проявляется в жертвенности, а жертвенность в служении ближнему.
Не каждый способен к жертвенности, далеко не каждый способен на подвиг и уж совсем далеко не каждый способен отдавать себе отчет в своих поступках. А жаль. Следовательно, человеку надо совершенствоваться духовно, работать над собой.
Жертвенность в жизни человека играет огромное значение и важную роль. Все очень просто: ведь если жертвенность состоит в подвиге, а подвиг зависит от поступка, то есть как человек себя поведет в той или иной ситуации, значит, логическая цепочка завершилась.
А между тем, каково место жертвенного поступка в современной жизни? Отвечу – самое важное! Перед глазами – самое первое - жертвенная любовь родителей к своим детям. Если мыслить и видеть мир шире – это каждодневная забота и труд многодетной мамы, это работа спасателей, военнослужащих, пожарных, учителей и врачей, спортсменов, героев труда и ветеранов войны, это все то, что связано с риском ради ближнего…
Ближний - это человек, который - не обязательно рядом, но нуждается в помощи. В совеменном мире можно быть ближним и по Интернету, оказывая посильную помощь нуждающимся. Помощь может быть разной: словесной, материальной, действенной, то есть подтвержденной, кроме слов, делами. Это важно, ведь вера без дел мертва есть.
«Поступок» и «подвиг» - два важных понятия и два взаимосвязанных акта в жизни человека. Ни один не исключает другой, а дополняет его. Оба – совершаются в течение жизни человека, так что пока жив человек, надо спешить совершать поступки и подвиги на пользу себе и другим.
Практический выход:
Изучая материал, я раскрыла такие понятия как «поступок» и «подвиг», рассмотрела их в сравнении.
Я теперь понимаю, кто такой ближний, и кто способен на жертвенную любовь ради ближнего. Любовь к ближнему бывает различна.
Есть любовь, которая обращается к бедным, к неимущим, к болящим, но все это та же любовь к ближним, любовь к человеку. Святой Иоанн Богослов, когда был уже в глубокой старости, часто своим ученикам говорил так: «Любите друг друга,— в этом весь Закон и все пророки». Таким образом, вывод один—прежде всего, надо любить Бога, а потом любить своего ближнего, и не просто, а как самого себя. Апостол говорит: Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,— он ненавидит (1 Ин. 4, 20). И это действительно так. Поэтому мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Вот что значит христианская добродетель любви.
Работая с литературой и терминами, я училась различать положительное и отрицательное в жизни человека, повысила свой образовательный уровень.
При работе с текстом - научилась выделять главное, обобщать.
Я буду стремиться и далее к умению видеть и понимать произведение глазами православного читателя. Для меня это важно, потому что я учусь правильно понимать русскую литературу.
Завершаю работу словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
"Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь,
тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…
Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, - ты,
столь чистая в недрах земли…Ты не терпишь примесей, не выносишь
ничего чужеродного…Но ты даешь нам бесконечно простое счастье"
ЛИТЕРАТУРА
4. Отечник/Сост.Свт.Игнатий (Брянчанинов) – Мн.: Изд.В.П.Ильин, Лучи Софии, 2005г.
5. Толковый словарь» Ожегова, М., «Просвещение», 2004г.
6. Школьный словарь литературоведческих терминов/М.:»Просвещение», 1998г.
7. И.А.Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.: ОГИЗ, 1946.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для учеников и взрослых
Приложение 2
Анализ анкетирования
№п/п | ВОПРОСЫ | Ответы учеников | Ответы взрослых |
1 | Что такое поступок? | Есть слабый ответ, 38% | Есть неточный ответ, 62% |
2 | Что такое подвиг? | Практически нет ответа, 12% | Неуверенный ответ 68% |
3 | Кто есть ближний? | Да, 46% | Да, 97% |
4 | Что есть жертвенность? | Нет ответа | Есть уверенное предположение, 100% |
5 | Какой поступок можно назвать жертвенным? | Скорее «да», чем «нет», 72% | Сомнительный ответ, |
6 | Все ли люди способны на подвиг? | «Нет», 98% | Предположительно «да», 88% |
7 | Все ли люди способны жить по Евангелию? | Мало знаний по вопросу 12% | Мало знаний по вопросу 22% |
8 | Приведите примеры литературных героев, способных на жертвенный поступок. | 34% | Да, 89% |
9 | Почему современному человеку необходимо опираться на святоотеческую литературу при понимании смысла притч? | Дети плохо поняли вопрос 3% | Взрослые плохо поняли вопрос, ответ «19% |
10 | Вы смогли бы помочь ближнему? | Да, 100% | Да, 100% |
Всего участников анкетирования – 100 человек.
Приложение 3
(Евангелие от Луки 10:30-37)
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Истолкование притчи:
Эта притча была рассказана Христом в ответ на вопрос некоего законника: кого надлежит считать своим ближним? («А кто мой ближний» – Лк. 10:29). Назидательный смысл приведенных Христом примеров поведения трех человек, видевших попавшего в беду, в том, что первые двое – священник и левит – должны были бы быть ближними пострадавшему (конечно же иудею, жителю, очевидно, Иерусалима или Иерихона), но в действительности таковыми не оказались, в то время как самарянин, этот традиционный враг евреев («Иудеи с Самарянами не сообщаются» – Ин. 4:9; об их вражде мы говорили, когда анализировали сюжет Христос и самарянка), в действительности стал ему воистину ближним.
Однако, когда более пристально вглядываешься в притчу о добром Самарянине, то приходишь к выводу о том, что образом нас всех так же является еще и израненный человек, а образом Господа Иисуса – добрый Самарянин. Закон Моисеев, образом которого являются священник и левит, мог только подойти, посмотреть и убедиться в жалком положении человека: «Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо” (Лк 10:32). Иудеи называли Иисуса Христа Самарянином, а потому они хорошо понимали, образом Кого в этой притче был Самарянин (Ин 8:48). То, что Самарянин сжалился над этим человеком и позаботился о нем, также перекликается с тем, как Господь сжалился над множеством народа (ст 33). Он обещал вернуться через два дня, что видно из того, что Самарянин заплатил два динария, что было принятой платой в день (Мф 20:2), точно так же, как обещал вернуться и Господь (после Своего 2000 летнего отсутствия?)
До возвращения Самарянина человек будет оставаться в гостинице под заботливой опекой содержателя ее. Гостиница здесь является образом экклесии(3), ибо в экклесии должно происходить духовное выздоровление, укрепление, должна сохраняться память о нашем удивительном избавлении, должно находиться понимание нашей слабости, должно ожидать возвращения Самарянина дабы воздать ему благодарность и хвалу за все то, что он сделал для нас. Именно об этом нам необходимо думать собираясь за трапезой Господней, посвящая этим мыслям всех себя без остатка.
Самарянин «перевязал ему раны” – намек на Иисуса Христа и на Его исцеление «сокрушенных сердцем” (Ис 61:1). Он исцеляет духовные раны, «возливая масло и вино” – соответственно, образ Его слова и Его Крови. Жестокие раны, нанесенные этому человеку так, что он остался «едва живым”, означает сокрушение нашего сердца из-за грехов этого мира и нашего собственного естества. В глазах возникает следующая картина: на дороге в Иерихон брошено покрытое кровью и пылью тело, все в кровоподтеках и облепленное множеством жужжащих мух, слетевшихся на запекающуюся кровь. Тишину природы нарушает лишь изредка раздающееся ржание скрывающимся где-то в ближайших кустах ослом. И это – картина нашего сокрушенного сердца, которое пришел исцелить Христос. Серьезность наших ран – образ нашего духовного состояния. Однако плоть настолько обманчива, что мы не сознаем опасности нашего духовного положения, своего природного, естественного состояния. И все же всем нам исключительно важно больше и лучше понять необходимость нашего духовного исцеления Христом. Нам очень важно понять всю необходимость своего духовного исцеления Его Духом, Его совершенным и чистым умом, живущим в нас. Но как те раны были исцелены? Как могут быть уврачеваны наши духовные раны? Только если Сын Божий разорвет Свои одежды и перевяжет ими наши раны (ибо чем и как еще мог Самарянин перевязать раны того человека?), исцелив нас Своей Кровью и Своим словом.
В описании того, как с израненного человека «сняли” одежду, употребляется то же самое, редко встречающееся в Новом Завете греческое слово, которое употребляется в описании снятия одежды с Господа Иисуса незадолго до Его смерти (Евангелие от Мф 27,28,31; Мк 15,20). Разбойники «оставили” этого человека (Евангелие от Луки 10,30) точно так же, как ученики «оставили” Господа, когда все бежали от Него (Евангелие от Марка 14:50) Разбойники «изранили” этого человека (Евангелие от Луки 10:30), где слово «изранили” на самом деле состоит из двух греческих слов – «возлагать” и «раны”. Так крест был «возложен” на Симона (Лк 23:26), а на голову Иисуса терновый венец (Мф 27:29; Ин 19:2), ну, а то, что Иисус Христос был изранен, думаю, всем известно (Ис 53:5). Суть всего этого состоит в том, что распятому на кресте Господу пришлось испытать все чувства израненного и избитого человечества, тех людей, которых Он пришел спасти. А потому нет ничего удивительно в том, что Он «сжалился” над нами. К тому же надо сказать, что «два динария” Самарянина, как уже было замечено, составляли полсикля, дававшейся платы за выкуп души по закону Моисееву. Нашим искупителем, конечно же, является Господь Иисус. Нашим искуплением было пролитие Его крови – образ Самарянина, отвезшего нас в гостиницу на своем осле, и заплатившего за нас. Во всем этом видится образ последних страданий Христа, когда Он на самом деле пролил за нас Свою кровь.
Самарянин «привез его в гостиницу”, тем самым сыграв роль раба, идя рядом с сидящим на осле человеком, как обычно шли, ведя осла рабы, с сидящим на нем своим господином. Вспомните о том, как Аман вел под уздцы коня, на котором восседал Мардохей (Есфирь 6:7-11). Все это говорит о том, как наш Господь, ради нашего спасения, принял образ раба, чтобы спасти нас, израненных, находящихся без сознания, неспособных осознать величину милосердия, оказанного нам. Спасая того человека, Самарянин подвергал опасности попасться разбойникам и себя. Вдумайтесь в это. В то время в жизни был популярен и действовал закон, «глаз за глаз”. Если бы Самарянина увидели вместе с израненным Иудеем, то все решили бы, что именно он изранил и избил его. Так что то, что было сделано Самарянином было для того временем делом неслыханным. Более того, он еще больше рисковал навлечь на себе подозрения в причастности к этому нападению, привезя человека в гостиницу, оплатой расходов, а также тем, что он еще собирался вернуться к нему. Такому же риску подвергал Себя и Господь, принимая смерть на кресте. Эта притча дает редкую возможность увидеть нам то, как Господь видел Себя в образе Спасителя. Но то же самое касается и нас, когда после бессонной ночи, проведенной у постели больного, мы становимся лишь более раздражительны и несдержанны, а потому и более расположенными к совершению греха. В любом случае, знаю это по собственному опыту, любое доброе дело не остается безнаказанным, ибо за все, буквально за все приходится платит в этой жизни. И все же, каждый раз, совершая что-нибудь доброе, мы переживаем то, что было пережито нашим Спасителем «Самарянином”.
(http://christianlife.ucoz.ru/publ/khristianskie_pritchi/pritcha_o_dobrom_samarjanine/2-1-0-2 )
Простые летающие модели из бумаги
Именинный пирог
Композитор Алексей Рыбников
Прекрасное далёко
Музыка космоса