Цель работы:
- исследовать на доступном материале проповедь как жанр и его использование в русской литературе на примере лирического стихотворения Л.А.Мея «Нагорная беседа» и современного публицистического произведения А. Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария».
Вложение | Размер |
---|---|
propoved_kak_zhanr.zip | 54.03 КБ |
СРЕТЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
Сладкий мёд горьких цветов
Автор: Пятаева Юлия Владимировна,
учащаяся 8 класса,
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
Научный руководитель: Козлова Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы высш. катег.,
Победитель конкурса «Лучшие учителя России» в 2009г.
2012г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Современный человек в современном обществе………………………………………….4
1.1.О проповеди ……………………..………………………………………………………...5
1.2.Формы проповеди.................................................................................................................5
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ РАБОТЫ………………………………………..…………………..7
2. Нагорная проповедь, или Заповеди блаженства
2.1. Толкование Нагорной проповеди………………..………………………………………8
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ РАБОТЫ………………………….…………………………………10
3. Произведение Антона Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария» как современная публицистическая проповедь………………………………………. ………………….…….11
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ РАБОТЫ ……………………………………….…………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…..15
Литература……………………………………………………………………………………...16
Приложения…………………………………………………………………………………….17
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы:
- исследовать на доступном материале проповедь как жанр и его использование в русской литературе на примере лирического стихотворения Л.А.Мея «Нагорная беседа» и современного публицистического произведения А. Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария».
Задачи:
- изучить истоки проповеди как жанра;
- приобщиться к пониманию смысла проповеди, прибегая к научной литературе и святоотеческим трудам;
- провести сопоставительный анализ текстов;
- определить значение проповеди для современников.
Актуальность работы – в необходимости воспитания у молодежи нравственных качеств.
Методы исследования: работа с первоисточниками и со справочной литературой, инклюзии, обобщение исследуемого материала.
Предметом исследования является святоотеческая и житийная литература, словари, дополнительная справочная литература, другие источники.
Объект исследования – проповедь как жанр с последующим заключением о его значении в жизни человека.
Новизна работы – приобретение новых знаний путем сопоставления святоотеческих трудов с художественной и научной литературой.
Назначение работы – пособие для учителей и учащихся.
Практическая значимость – работа может служить пособием для учащихся и преподавателей МХК, ОПК, литературы или как наглядность, раздаточный материал, при изучении духовных тем на занятиях в Воскресной и общеобразовательной школе на факультативных занятиях, тематических классных часах, на внеклассных мероприятиях.
«Трудолюбивая пчела соберет сладкий мед и с горьких цветов»
(Надежда Николаюк)
Вот уже четвертый год мы с моим педагогом И.П.Козловой занимаемся литературным исследованием. Меня волнуют многие современные серьезные вопросы, ответить на которые самостоятельно я не могу. В школе на уроках литературы мы часто затрагиваем тему духовности, и это мне интересно.
Для меня важно научиться правильно понимать русскую литературу. Интересно, что своими корнями русская литература уходит в далекое прошлое.
Современная литература мне ближе и понятнее. Сравнивая ее со старыми текстами и ссылаясь на святоотеческую мысль, мы с помощью учителя анализируем, делаем выводы. Педагог учит меня видеть и понимать произведения глазами православного читателя, дорожить своей культурой. Духовность всегда была присуща нашему народу.
От Аристотеля идет отношение к мастеру слова не так как к главному создателю произведения, а как к передатчику. Все произведение как бы внушено ему природой или Богом. Со времен Кирилла и Мефодия вся наша культура – и светская, и церковная – была православной. Вот поэтому чтобы правильно разбираться в современной литературе, необходимо научиться понимать древнюю.
Важную роль в этом играет искусство, поэтому необходимо научиться ценить искусство, научиться творить – СО-творять для пользы дела, и оно, то есть искусство, безусловно, спасет от отчаяния: есть в искусстве спасительное воссоединение Земли и Неба. Оно не только пробуждает всякую чистую душу, но и влечет ее в горние сферы.
Тема искусства неисчерпаема, как жизнь.[1, c. 98].
Современному человеку быть духовно необразованным некультурно.
Я представляю исследовательский труд «Сладкий мед горьких цветов». В названии работы я использовала слова из названия книги белорусской писательницы Н.Н.Николаюк «Трудолюбивая пчела соберет сладкий мед и с горьких цветов». О ней я узнала из передачи «У книжной полки» телеканала «Союз». Труд отдельной пчелы не заметен, но виден результат. Автор сравнивает пчелиный труд с духовным подвигом. Да, горек труд, но сладок, как мед, его результат!
Свое свободное время я решила посвятить исследованию жанра проповеди.
1.1.О проповеди.
Названный жанр имеет большой воспитывающий потенциал, раскрывая определенную область, так как носит назидательный характер и утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство в любых жизненных обстоятельствах.
Согласно Толковому словарю русского языка, «проповедь» - 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения.
2. Распространение каких-нибудь идей, взглядов (книжн.) [9,с.760].
Согласно Объяснительному словарю церковнославянских слов, «проповедь» от «ведети» (рус. ведать); калька ср.-лат. «проповедь», лат. «провозглашать, объявлять во всеуслышание».
[10 ,с.47].
Прибегая к научной, житийной и святоотеческой литературе, я смогу правильно понимать этот жанр и применять с пользой свои знания на деле.
Почему именно проповедь призвана формировать духовную культуру подрастающего поколения? Современные писатели обращаются к этому жанру, что во многом помогает раскрывать суть самих произведений, они отвечают на основные вопросы современности, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Поэтому научиться воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы живого и по сей день - это значит научиться увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научиться видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под разным углом зрения.
Я уверена, что новые умения помогут мне в дальнейшем анализировать композиции, определять жанровые признаки системы персонажей и образов произведений современной литературы. А приобретенные мной навыки будут способствовать развитию исследовательских навыков, формированию умения сопоставлять, делать выводы и обобщения.
1.2.Формы проповеди.
Проповедь перед неизвестной аудиторией называется проповедью-миссией, или миссионерской. Обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга заинтересовавшихся людей. Теперь он для них становится учителем и наставником. Проповедь перед знакомой аудиторией: решающую роль играет авторитет проповедника, так как его слушатели уже обладают сходными знаниями, только в меньшей степени. В этом случае проповедь имеет форму поучения, или наставления. Подобная речь произносится не однократно.
Принято выделять речи: 1.монолог (говорит один человек), 2.беседа (больше одного).
Монологичные проповеди разделяются на два типа: глоссолалия и ораторская речь. Проповедь-глоссолалия произносится без подготовки и планирования, похожа на пророческую речь или даже является видом пророчества.
Проповедь как ораторская речь требует от говорящего тщательной подготовки. Среди других форм проповеди различают:
-проповедь как письменное слово,
-проповедь как музыкальное слово,
-проповедь как рисованное слово (икона),
- проповедь жизнью, (поведение и поступки праведников, юродивых и др.),
-проповедь смертью — свидетельство мучеников, -проповедь с помощью предметов материального мира — одежда, архитектура, др.[12,с.224].
Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные устные формы:
Проповедь - сообщение, или весть | Появляется в книгах Ветхого и Нового завета и остается в употреблении в Новом; по своей форме сходна с рекламой. Различие в том, что реклама ставит своей целью презентовать информацию о материальной культуре, а проповедник – духовной. Выделяют 2 типа речей – пророческие и учительные. Пророк всегда говорит от другого лица, а учитель делится своими знаниями и опытом. [там же, с.243] |
Проповедь-пророчество | – предсказание будущего. [7 ,с.48] |
Проповедь-поучение | - то есть наставление (греч.) Традиция учительства берет свое начало в дохристианские времена. Основателей крупнейших религий называли учителями, а их преемников — проповедниками. Это говорит о родстве этих понятий: наставничество можно рассматривать как проповедь.[там же, с.69] |
Агитационная речь | - увещевание, ее цель не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде каких-либо действий. [4,с.86] |
Манипуляционная речь | по психологу Е. Л. Доценко, «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». [там же, с.94] |
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ РАБОТЫ
Проповедь как речь можно рассматривать с разных сторон. Ее функция – общение. Проповедник может ставить разные цели: зачем, кому и как говорить свою речь. В искусстве проповеди присутствуют три элемента: учительный, художественный и нравственный. Но в проповеди художественный элемент не служит предметом главного внимания. Учительный — важнее, но и его одного для проповеди недостаточно. Основная обязанность проповедника — передать другим людям то, что он считает нужным и полезным, чтобы имеющиеся у него взгляды и воззрения вошли в жизнь других людей и осуществились в практической действительности. Для этого проповедник, как и всякий оратор, должен быть преисполнен искренним, из глубины сердца происходящим воодушевлением и этим своим воодушевлением должен воспламенять слушателей. Не может быть хорошим проповедником человек, неспособный глубоко чувствовать и переживать.
Широкий смысл проповеди — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение.
Проповедь – это всегда обращение к народу. Самое главное свойство проповеди то, что она является живым действенным словом.
Некоторые притчи Иисус проповедовал, вероятно, не раз и не два. И выступая, как странствующий Евангелист и встречая всякий раз новые толпы людей, Он не был подобен современному пастырю церкви, который постоянно обращается к одной и той же аудитории с новыми проповедями.
«После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие» (Лк.3гл.) [2,с. 39]
…Господь взошел на гору (Мф. 5, 1). На ровном месте (Лк. 6, 17)…сел там так, чтобы Его все видели и слышали. И, когда Он сел, приступили к Нему ученики Его (Мф. 5, 1). Учениками Иисуса называли всех неотступно следовавших за Ним, но в данном случае под словом ученики надо разуметь только что избранных Апостолов, потому что для них, главным образом, и была произнесена Нагорная проповедь; их надо было научить, подготовить к исполнению возлагаемого на них поручения. Господь начал Свою Нагорную проповедь с указания на этот первый шаг в деле самоисправления.
Самый эффективный вид проповеди – толкование, или изъяснительная беседа.
Об этом речь пойдет во 2 главе работы.
2.1.Толкование Нагорной проповеди.
…Он проходил по городам и селениям,
проповедуя и благовествуя Царствие Божие…
(Лк.3гл.)
Обратимся к художественному тексту. Л.А.Мей «Нагорная беседа»:
Узрев народ, Учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию Его руки
К Нему сошли ученики,
И Он отверз уста, глаголя…
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская…
Но весь народ, Ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив. [6,с.236] Чтобы понять стихотворение, обратимся к библейскому тексту – основе проповеди.
Нагорная проповедь, или Заповеди блаженств
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. [8, с.12]
Иисус Христос так характеризовал учение, которое Он принес людям: «Мир пройдет, но слова Мои не пройдут». В Нагорной Проповеди дана вечная небесная истина, которая не ветшает от времени и которая в одинаковой мере применима к людям всех рас и культур. Меняются жизненные условия и понятия о нравственности, но не Закон, и на нем надо строить свою жизнь. Обратимся к толкованию Нагорной проповеди.
Заповеди блаженств | Толкование |
Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. | Осознание того, что ты ничто без Бога, и есть объяснение духовной нищеты. |
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. | Плач должен быть без злобы, гордости; неудовлетворенной суетности; оскорбленного самолюбия... и мало ли бывает суетных слез? … ибо они причиняют смерть души» (По «Беседы о. Иоанна Кронштадтского о блаженствах). |
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. | Царство Божие есть общество людей, внутренний мир которых управляется волей Божией как вечным и неизменяемым законом. Вот конечная цель, к которой должно стремиться человечество. |
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся | Познав цель своей жизни и волю Божию, исполнение которой ведет к достижению цели, он будет жить по правде Божией, то есть не так, как хочется, а как Бог велит. |
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. | Человеку, взявшемуся за перевоспитание самого себя, нечего отчаиваться, что в прошлом много грехов: будь милостив к другим, прощай им их прегрешения и причиненные тебе обиды. |
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. | Чист сердцем тот, кто не только не делает ничего дурного, противного воле Божией, но даже и мысли греховные гонит от себя. «Бога узрят» - особое душевное настроение близости к Богу. |
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. | Миротворцы – это христиане, перевоспитавшие себя и взявшиеся за воспитание других. |
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. | Гонения за веру Христову …будут до скончания мира, только теперь…не пытками…а отрицанием веры. |
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. | Предсказания Господни о гонениях за имя Его исполнились. Много христиан погибло. Но громадное их большинство христиан безбоязненно шло на казнь, а от Христа не отреклось. |
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. | Благочестивых людей сегодня обзывают ханжами, отсталыми, с узкими взглядами; веру христианскую называют верой черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервной раздражительностью; милостыню — глупой расточительностью; наружную молитву — лицемерием; распущенность – прогрессом, отчуждение же от молитвы и жизнь, чуждую всяких обязательств веры, — признаком современного человека. |
[по 3].
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ РАБОТЫ
Нищета духом противополагается гордости, нищета духом — это смирение. Плач по грехам воздержание от грехов. Всякий жаждущий и алчущий этой правды насытится, то есть удовлетворит свой мучительный голод духовный, свою жажду правды, истины. Воздерживаясь от новых грехов и все-таки согрешая, человек по милости должен будет прощать всех согрешивших против него. Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, то и другие вправе ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи. Это — общие указания на дела милосердия. За правду Его гонители правды будут гнать тех, кто исповедует воскресшего Христа как Сына Божия, равного Отцу. Но Господь обещает блаженство вечной жизни тем, которые не отрекутся от Него при всевозможных гонениях за имя Его. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11-12).
3. Произведение Антона Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария» как современная публицистическая проповедь
Среди разных форм проповеди мы особо выделяем проповедь жизнью и проповедь как письменное слово, потому и остановимся на публицистической проповеди, которая берет своей исходной точкой запросы современности. Эта книга – попытка хоть как-то воздать добром блаженной старице за ее бесчисленные благие деяния…[5, c.8]. Блаженная схимонахиня Мария еще при жизни сама себя называла Самарской: «…Самарская я …» [там же, с.32 ]. Поэтому она является именно нашей, местной молитвенницей и духовной помощницей в жизненных обстоятельствах. Современникам важно знать о местных духовных покровителях. Рассмотрим таблицу «Блаженная Мария Самарская и Заповеди блаженств»
Заповеди блаженств | Жизнь схимонахини Марии как проповедь жизнью |
Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. | Марию Самарскую, как человека, живущего по заповедям, называют праведницей. Она была юродивой ради Христа, и ее поведение не поддавалось логике. Она была подобна безумцу, но это безумство служило ей только маской перед людьми, но не перед Богом. Она жила, не имея ничего своего, порой не принимаемая, а поносимая обществом. Тяжелым был жизненный путь матушки, подвижница входила в состояние блаженства, потому что «блаженны нищие духом». Она признавала себя слабым созданием, ничего не значащим без Бога. Этим и объясняется, кто «блаженные нищие духом». |
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. | На первый взгляд плоды блаженной не видны. Она просто жила по воле Божией. Схематические моменты, соединяющиеся в самом высоком ее духовном подвиге: 1) аскетическое попрание тщеславия - юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей. 2) выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру ( I Кор. I - IV). 3) служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством. [13, с.32] |
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. | Юродивый -1.Чудаковатый, помешанный (разг.). 2.Безумец, который обладает даром прорицания. [9, с.654]. На самом же деле праведница – юродивая Мария таковой не являлась: она жила очень трудно. |
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. | Для блаженной Марии правда одна, и она, правда воплотилась в Боге. Она как жаждущая и алчущая этой правды насытилась, удовлетворила свой мучительный голод духовный, свою жажду правды, истины. |
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. | Она прекрасно знала трудную жизнь, поэтому хорошо понимала людей, обращавшихся к ней за помощью (и при ее жизни, и сейчас, ведь у Бога все живы). Она щедра на помощь, и сама помилована будет. В книге много свидетельств тому, что люди к ней шли, а она помогала. Порой ее видели на дороге: она как вечный странник, куда-то шла, носила на плече тяжелые мешки. Когда ее спрашивали, что в них, она отвечала, что там ваши грехи. А на самом деле она бродила по К-Черкасским улицам и собирала мусор, как мусорщик, таким образом, очищая село. Добрые люди иногда ее кормили, подавали милостыню. Но чаще она сама собирала милостыню, сама покупала в магазине хлеба и несла нуждающимся в храм. |
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. | Своим духовным зрением она видела Бога, и люди через ее чистое сердце общались с Богом. Посредством ее горячей молитвы господь помогал им. Она помогала тем, кто был духовно слаб: «У тебя хлеба мало», - говорила она. «Хлеба»,- значит молитвы. В ее сердце было место только Богу. Тайны в этом не было, просто не все понимали, что происходит на самом деле. Она ничего не делала тайно, но явно свидетельствовала своим присутствием о духовном подвиге. |
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. | У блаженной Марии не было своих детей, но все ее зовут ласково матушкой, таким образом, она словно усыновляют всех людей и духовно печется о них. Огромен духовный подвиг блаженной матушки Самарской! Своим духовным образом жизни, кротким нравом она сумела стяжать премного Благодати и Духа Святого. Так было угодно, что еще при жизни за великие ее подвиги и терпение сподобилась дара прозрения сердец и будущего: вот какую героиню родила и воспитала наша земля Самарская! А мы - наследники ее! |
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. | Именно в трудные исторические времена Бог послал нам матушку Марию для свидетельства Божиего на земле. Она жила в непростое советское богоборческое время. Человеку в жизни надо опираться на опыт мудрых и просвещенных, и тех, кто, по их личным убеждениям, действительно, по-настоящему счастлив. Образ блаженных понимается как образ счастливых, потому что для них смысл жизни в духовном совершенстве. |
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. | У юродствующего Христа ради ясное видение смысла Бога. «Уходя» из мира, она как юродивая приобрела другие ценности, ведь она богоизбранный человек, то есть Богом призванный. Да, так было в жизни Марии Самарской. От не понимающих ее людей она терпеливо сносила насмешки, унижения, ее злословили и поносили. |
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. | Человек, с духовной точки зрения, оказывается больше мира, в котором он живет, потому что душа – бессмертна, поэтому он может вместить в себя целый мир. Значит, человек – это сосуд Божий, храм, где живет его душа. [11]. |
(см. Приложение 1).
ВЫВОД ПО 3 ГЛАВЕ РАБОТЫ
Мы рассмотрели проповедь Иисуса Христа, художественную проповедь Л.А.Мея как лирическое произведение и публицистическую проповедь Антона Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария».
В первом случае мы руководствовались святоотеческим толкованием и научной литературой. Проповедь Христа – устная проповедь, записанная Его учениками.
В основе сюжета (письменной) художественной проповеди Л.А.Мея как лирического произведения лежит Нагорная проповедь Христа. Композиция построена на Заповедях блаженств: «…Учитель сел на холм возвышенный, к Нему сошли ученики, отверз уста, …блаженство наследует лишь тот, кто духом нищ, кто слезы льет, то правды алчет, правды жаждет, кто кроток был и незлобив, кто сердцем чист, миролюбив».
Поскольку это произведение в стихах, то оно характеризуется высокой поэтичностью. Стихотворение написано на тему духовности, автору необходимо было передать слова Самого Христа.
Идея «Нагорной беседы» Л.А.Мея - доступно и просто передать Его слова для современников.
Лирическое стихотворение наполнено переживаниями и вселяет надежду, ведь слова Христа – Закон для всех, кто хочет спасения души. Лирический герой переживает сам и передает свое настроение читателю.
В «Нагорной беседе» наблюдаем композиционное совпадение с Нагорной проповедью Христа.
Произведение Л.А.Мея – художественная проповедь словом.
Произведение Антона Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария» - публицистическая повесть, отвечающая на серьезные вопросы современности, ведь подвиг юродства ради Христа – это своего рода вызов обществу. Книгу можно назвать народной книгой, ведь она написана всем миром по строчке, и издана – исключительно благодаря бескорыстной помощи читателей православной газеты «Благовест».
Это произведение – проповедь жизнью, подвигом, своим примером. Книга – это свидетельство о том, что подвижничество живо. Как юродивая матушка своим присутствием жила, чтобы напоминать и свидетельствовать, то есть проповедовать жизнь по Заповедям, быть положительным примером нам, современникам. И после физической ее смерти люди просят у блаженной схимонахини Марии Самарской помощи духовной, и она всем помогает.
Так проповедница блаженная Мария Самарская смотрит на истину сквозь призму своей личности и своего жизненного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проповедь – это невидимые ступени духовного восхождения, это вид служения и обращение к народу. Через проповедь Бог выходит навстречу людям, чтобы спасти их и показам богатство их души. Посредством проповеди Господь искупил людей. [по 3].
С помощью проповеди можно воспитывать, наставлять, беседовать, благовествовать, учить, свидетельствовать, пророчествовать.
Сопоставительный анализ текстов показал, что проповедь как жанр используется в современной литературе, значит, она востребована, актуальна, современна – жива. Практический выход: мне удалось исследовать на доступном материале проповедь как жанр и его использование в литературе на примере лирического стихотворения Л.А.Мея «Нагорная беседа» и современного публицистического произведения А. Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария». Творческие задачи по изучению истоков проповеди как жанра, проведению сопоставительного анализа текстов и определению значения проповеди для современников – выполнены. Исследовательская цель – достигнута.
Неслучайно мой исследовательский труд называется «Сладкий мед горьких цветов». Аллегория пчелы (иносказание) - это человек-труженик, подвижник духовного подвига. Мед – продукт ценный, сладкий. Пчела собирает его с горьких цветов. Труд одной пчелы не заметен. По словам святого Варсонофия, «сам по себе труд – суетен». Труд должен быть со смирением, с духовным началом, он ценен и является со-работничеством с Богом. Все цветы по-своему красивы, полезны. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «цветы – осколки рая на земле». Если цветы – всего лишь «осколки», то каким же должен быть рай!? Так аллегория «сладкий мед» - это Царство Небесное, а «горькие цветы» - это Заповеди, жить по которым человеку трудно, но необходимо для спасения души. Чтобы получить мед, рабочей пчеле надо много трудиться, причем жизнь ее коротка. Тем людям, что уподобляются трудолюбивой пчеле, удается «собрать сладкий мед и с горьких цветов». И собранный «мед» становится плодом духовного труда. Блаженной схимонахине Марии Самарской это удалось. Ее жизнь - проповедь Христа распятого. Она является для нас примером духовного возрастания.
Выполняя работу по интересующему меня вопросу, я узнала много нового и полезного для себя, и теперь я могу поделиться своими знаниями о проповеди в жанре проповеди.
В заключение от себя добавлю, что как хорошего проповедника можно назвать хорошим учителем, так и наоборот, учителя – проповедником:
Учи, учитель, коль тебе дано, сей прописные истины, известные давно,
Вслед за собой веди веселое ведомое звено, учи, учитель, ведь тебе не все равно…
ЛИТЕРАТУРА
1. Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ/ Отв.ред .В.И.Немцев. Самара: Изд-во СамГПИ,1994г.
2. Гранин А.В. «Православный календарь», ООО «Онега Н», г. Москва, 2002г.
3. Гладков Б.И.Толкование Евангелия. Гл.ХII: Избрание 12 Апостолов. Нагорная проповедь. ИР: «Азбука веры»; IV раздел «Христианство», 2010г.
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с. — ISBN 5-88711-038-4
5. Жоголев А.Блаженная схимонахиня Мария- Рязань: «Зерна», 2008г. – 376с.
6. Иванова С.Ф. введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.-М.:Школа-Пресс,1994.-272с.
7. Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. — 208 с. — ISBN 5-204-00146-8
8. Новый Завет. Псалтирь. Притчи. Российское Библейское общество./ОАО «Можайский полиграфический комбинат» - М.:1999г.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН.Ин-т р.яз.им. В.В.Виноградова.- 4-е изд.,- М., «Просвещение», 1999г.
10. «Объяснительный словарь церковнославянских слов»/А.Н.Соловьев - ОАО «Молодая гвардия», Москва, 2002г.
11. Православный канал «Союз», цикл лекций профессора А.И.Осипова.
12. Ученова В. В., Старых Н. История рекламы.— СПб.: Питер, 2002. — 304 с. — ISBN 5-94723-431-9
13. Федотов Г., Бражников И. Святые древней Руси.Юродивые. Мимесис юродивого /М: «Московский рабочий», 1991г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФОТО
ТЕЗИСЫ
Пятаева Юлия, 8 класс, ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
«Сладкий мед горьких цветов». Сретенские чтения, 2012г.
Я представляю работу «Сладкий мед горьких цветов». Перед собой я поставила исследовательскую цель: изучить на доступном материале проповедь как жанр и его использование в русской литературе 19в. на примере лирического стихотворения Л.А.Мея «Нагорная беседа» и современного публицистического произведения А. Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария». Для достижения цели мне необходимо было выполнить творческие задачи: изучить истоки проповеди как жанра; приобщиться к пониманию смысла проповеди, прибегая к научной литературе и святоотеческим трудам; провести сопоставительный анализ текстов; определить значение проповеди для современников. В названии работы я использовала слова из названия книги белорусской писательницы Надежды Николаюк «Трудолюбивая пчела соберет сладкий мед и с горьких цветов». О ней я узнала из передачи «У книжной полки» телеканала «Союз». Аллегория (иносказание) пчелы - это человек-труженик, подвижник духовного подвига. Мед – продукт ценный, душистый, сладкий. Пчела собирает его с горьких цветов. Труд одной пчелы не заметен. По словам святого Варсонофия, «сам по себе труд – суетен». Труд должен быть со смирением, с духовным началом, он ценен и является со-работничеством с Богом. Все цветы по-своему красивы, полезны. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «цветы – осколки рая на земле». Если цветы – всего лишь «осколки», то каким же должен быть рай!? Так аллегория «сладкий мед» - это Царство Небесное, а «горькие цветы» - это Заповеди, жить по которым человеку трудно, но необходимо для спасения души. Чтобы получить мед, рабочей пчеле надо много трудиться. Тем людям, что уподобляются трудолюбивой пчеле, удается «собрать сладкий мед и с горьких цветов». И собранный «мед» становится плодом духовного труда. Выполняя работу по интересующему меня вопросу, я узнала много нового и полезного для себя, и теперь я могу поделиться своими знаниями о проповеди в жанре проповеди. Названный жанр имеет большой воспитывающий потенциал, утверждает общечеловеческие ценности: как вести себя в обществе, в семье, с друзьями и недругами, как сохранить человеческое достоинство в любых жизненных обстоятельствах. Согласно Толковому словарю русского языка, «проповедь» - 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. 2. Распространение каких-нибудь идей, взглядов (книжн.) Согласно Объяснительному словарю церковнославянских слов, «проповедь» от «ведети» (русское слово «ведать»); в латинском языке - «провозглашать, объявлять во всеуслышание». Проповедь призвана формировать духовную культуру подрастающего поколения. Современные писатели обращаются к этому жанру, что во многом помогает раскрывать суть самих произведений, они отвечают на основные вопросы современности, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Поэтому научиться воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы живого и по сей день - это значит научиться видеть литературное произведение по-другому: как многомерное пространство, под другим углом зрения. Различают формы проповеди: Проповедь перед неизвестной аудиторией называется проповедью-миссией, или миссионерской. Обычно она произносится один раз. Те слушатели, которых не затронула речь, больше к ней не возвращаются. Продолжает миссионер свою проповедь уже для более узкого круга людей. Теперь он для них становится учителем и наставником. Проповедь перед знакомой аудиторией: решающую роль играет авторитет проповедника, так как его слушатели уже обладают сходными знаниями, только в меньшей степени. В этом случае проповедь имеет форму поучения, наставления. Подобная речь произносится не однократно. Выделяют речи: 1.монолог (говорит один человек), 2.беседа (больше одного). Монологичные проповеди разделяются на два типа: глоссолалия и ораторская речь. Глоссолалия произносится без подготовки и является видом пророчества. Проповедь как ораторская речь требует от говорящего тщательной подготовки. Среди других форм проповеди различают: -проповедь как письменное слово, проповедь как музыкальное слово, проповедь как рисованное слово (икона), проповедь жизнью, (поведение и поступки праведников, юродивых), проповедь смертью — свидетельство мучеников, проповедь с помощью предметов материального мира — одежда, архитектура и др. Проповедь как выражение духовных истин может приобретать разные устные формы: 1.Проповедь-сообщение, или весть. Она есть в книгах Ветхого и Нового завета, по своей форме сходна с рекламой. Различие их в том, что реклама ставит своей целью донести информацию о материальной культуре, а проповедник – духовной. Выделяют два типа речей — пророческие и учительные. Пророк всегда говорит от другого лица, а учитель делится своими знаниями и опытом. 2.Проповедь-пророчество – предсказание будущего. 3.Проповедь-поучение – то есть наставление (греч.) Традиция учительства берет свое начало в дохристианские времена. Основателей крупнейших религий называли учителями, а их преемников — проповедниками. Это говорит о родстве этих понятий. Таким образом, наставничество можно рассматривать как ещё один вид проповеди. 4. Агитационная речь – увещевание, ее цель не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию в виде каких-либо действий. 5. Манипуляционная речь - это «вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его желаниями». Проповедник может ставить разные цели: зачем, кому и как говорить свою речь. В искусстве проповеди присутствуют три элемента: учительный, художественный и нравственный. Художественный не главный. Учительный — важнее, ведь обязанность проповедника — передать другим то, что он считает нужным и полезным. Проповедник, как и всякий оратор, должен быть преисполнен искренним воодушевлением. Не может быть хорошим проповедником человек, неспособный глубоко чувствовать и переживать. Широкий смысл проповеди — это и рассказ, и известие, и возглашение, и сообщение, и свидетельство, и призыв, и беседа, и поучение, и откровение. Проповедь – это всегда обращение к народу. Самое главное свойство проповеди то, что она является живым действенным словом. Некоторые притчи Иисус проповедовал, вероятно, не раз и не два. И выступая, как странствующий Евангелист и встречая всякий раз новые толпы людей, Он не был подобен современному пастырю церкви, который постоянно обращается к одной и той же аудитории с новыми проповедями. Главной Его проповедью была Нагорная проповедь. Произнесена она была для избранных Апостолов, потому что их надо было научить, подготовить к исполнению возлагаемого на них поручения. Самый эффективный вид проповеди – толкование, или изъяснительная беседа. Предлагаю послушать Нагорную проповедь, или Заповеди блаженства, а в слайдах вы найдете соответствие толкования:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Итак, проповедь Христа – устная проповедь, записанная Его учениками. Ссылаясь на материал толкования проповеди Христа, мы проанализировали художественную проповедь Л.А.Мея как лирическое произведение и публицистическую проповедь А.Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария». В основе сюжета (письменной) художественной проповеди Л.А.Мея лежит Нагорная проповедь Христа. Композиция построена на Заповедях блаженств: «…Учитель сел на холм возвышенный, к Нему сошли ученики, отверз уста, …блаженство наследует лишь тот, кто духом нищ, кто слезы льет, то правды алчет, правды жаждет, кто кроток был и незлобив, кто сердцем чист, миролюбив». Поскольку это произведение в стихах, оно характеризуется высокой поэтичностью. Тема – духовности. Автору необходимо передать слова Самого Христа. Идея состоит в том, чтобы доступно и просто передать Его слова для современников. Стихотворение наполнено переживаниями и вселяет надежду, ведь слова Христа – Закон для всех, кто хочет спасения души. Лирический герой переживает сам и передает свое настроение читателю. В «Нагорной беседе» наблюдаем композиционное совпадение с Нагорной проповедью Христа. Произведение Л.А.Мея – художественная проповедь словом. Произведение Антона Жоголева «Блаженная схимонахиня Мария» - публицистическая повесть, отвечающая на серьезные вопросы современности, ведь подвиг юродства ради Христа – это своего рода вызов обществу. Книгу можно назвать народной книгой, ведь она написана всем миром по строчке, и издана – исключительно благодаря бескорыстной помощи читателей православной газеты «Благовест». Это произведение – проповедь жизнью, подвигом, своим примером. Книга – это свидетельство о том, что подвижничество живо. Как юродивая матушка своим присутствием жила, чтобы напоминать и свидетельствовать, то есть проповедовать жизнь по Заповедям, быть положительным примером нам, современникам. И после физической ее смерти люди просят у блаженной схимонахини Марии Самарской помощи духовной, и она всем помогает. Таким образом, проповедь – это невидимые ступени духовного восхождения, вид служения и обращение к народу. С помощью проповеди можно воспитывать, беседовать, благовествовать, свидетельствовать, пророчествовать. Через проповедь Бог выходит навстречу людям, чтобы спасти их и показам им богатство их души. Посредством проповеди Господь искупил людей. Сопоставительный анализ текстов показал, что проповедь как жанр используется в современной литературе, значит, она востребована, актуальна, современна – жива. Исследовательская цель – достигнута, творческие задачи – выполнены.
Спасибо за внимание.
Девчата
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
И тут появился изобретатель
Два плуга
Компас своими руками