Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и по ныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «Не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России.
Вложение | Размер |
---|---|
voyna_1812.docx | 78.53 КБ |
ГБОУ СОШ с.Летниково
Проектно-исследовательская работа
«Отечественная война 1812 года в произведениях русской литературы».
Подготовили: ученицы 9 класса
Скирденко Анастасия,Зуева Ирина
Руководитель: учитель русского языка
и литературы: Дремова Татьяна Николаевна.
.
ГБОУ СОШ с. Летниково 2016
Оглавление.
1.Введение………………………………………………………. 2стр
2.Тема войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина……….. 3-4 стр
3. Тема войны 1812 года в творчестве М.Ю.Лермонтова….5-6стр
4. Поэзия В.А.Жуковского посвященная войне 1812 года….6-7 стр
5.Поэзия Денис Давыдова посвященная войне 1812 года....8-9стр
6. Война 1812 года в произведении Л.Н.Толстого
« Война и Мир»……………………………………………...10-11 стр
7. Тема войны 1812 года в творчестве Ф.Н.Глинки…………..12 стр
8.Современные реалии в баснях И.А. Крылова………...…13-14 стр
9.Оценка событий нынешним поколением………………..15-16 стр
10. Заключение……………………………………………....17-18 стр
11. Используемая литература……………………………….......19 стр
1.Введение
Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и по ныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «Не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей оставаясь в числе вечных тем исторической науки. «Русской Илиадой» назвали ее современники. Ей посвящено наибольшее число исследований по сравнению с любым другим событием 1000-летней истории дореволюционной России.
Война 1812 года на протяжении всего девятнадцатого века вдохновляла поэтов на прославление героизма защитников России:
Цель нашего исследования:
1.Повысить уровень образованности относительно темы « Война 1812 г в произведениях русской литературы»;
2. Определить уровень образованности 6-11 классов по данной теме.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Собрать необходимый материал об Отечественной войне 1812 года в русской поэзии и прозе.
- Провести опрос для определения уровня образованности в сфере познания по теме: « Отечественная Война 1812 года в русской литературе».
- Обработать полученную информацию.
2.Тема войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина
В 1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутый император был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостным злодеем, каким рисовали его и многие верноподданные стихотворцы
В стихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции как чисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычных представлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкин впервые в русской поэзии поднимается до осмысления ее в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, начало которым положила Великая французская революция.
Принципиальным художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона. Низринутый с вершин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только в ослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но как великая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит прежде всего в том, что он предал лучшие идеалы человечества, лучшие его надежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рожденного и вознесенного революцией.
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал
И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал,—
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил...
Именно в этом видит поэт самое тяжкое и самое роковое преступление Наполеона, преступление, с которого и началось пусть еще не близкое, но уже предопределенное и неотвратимое падение узурпатора. Это был очень важный акцент, важный поворот темы, потому что сама победа русского народа над Наполеоном приобретала теперь и совершенно иной масштаб, и совершенно новый исторический смысл, представая не только как победа над завоевателем, но и как победа над тираном, «похитителем свободы». Поэтому, клеймя тирана, Пушкин воздает ему и хвалу за то, что
...он русскому народу
Высокий жребий указал,
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
В 1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», стихотворение, замечательное не только тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегося полководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслуги Барклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как, впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резко противостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народной эпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
3. Тема войны 1812 года в творчестве М.Ю.Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых ему так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.
Важнейшее событие национальной истории - война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее глазами потомка. Стихотворение "Бородино" было написано на 25-летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Русская история для М.Ю.Лермонтова - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Лермонтов обращается к истории, описывая великие, сильные личности, он не видел их в своих современниках, поэтому искал героев в русской истории, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его окружающих.
Всего два года разделяют пушкинского «Полководца» и лермонтовское «Бородино» (1837). «Всего» — потому что разделяют они не просто два произведения, а два поэтических поколения: поколение современников Отечественной войны и поколение тех, для кого она была уже весьма отдаленной историей.
В стихотворении «Два великана» Лермонтов показал борьбу русского народа с нашествием Наполеона, он дает картину борьбы аллегорически, в виде двух «богатырей»
Посмотрим на "богатырей". Русский витязь спокоен и невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы ("с улыбкой роковою русский витязь отвечал"). Могучая голова в золотом шлеме как бы уподобляется златоглавому Московскому Кремлю. "Старый русский великан" – воплощение силы всей Руси, что не сдалась и не покорилась французам. А что же "трёхнедельный удалец"? Лермонтов не отрицает ни его силы, ни храбрости, но и сила и храбрость пришельца "из далёких чуждых стран" – проявление безрассудной дерзости.
4. Поэзия В.А.Жуковского посвященная войне 1812 года
Может показаться странным, что именно Жуковский, тонкий лирик, пленявший до тех пор воображение своих читателей музыкальностью меланхолических элегий, фантастикой и благоухающей прелестью упоительных баллад, превзошел прославленных бардов, много лет воспевавших победы русского оружия.. «Певец во стане русских воинов» имел необыкновенный успех и надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.
Необычайный успех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего его высокими художественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства — все это заметно выделяло Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжелые латы классицизма:
Сей кубок мщенью! Други, в строй!
И к небу грозны длани!
Сразить иль пасть! Наш роковой
Обет пред богом брани.
Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и у самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей», 1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов. Однако в полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идет к действительности, к «натуре». Это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военная галерея Зимнего дворца.
Впоследствии Жуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи.
5. Поэзия Денис Давыдова посвященная войне 1812 года
В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над Наполеоном.
Давыдов был связан со многими декабристами, ценившими его стихи, однако от предложения примкнуть к тайному обществу отказался. В историю русской литературы вошел как создатель жанра "гусарской лирики", герой которой любитель разгульной жизни, вместе с тем человек свободомыслящий, противник насилия над личностью ("Гусарский пир", "Песня старого гусара", "Полу-солдат", "Бородинское поле") . Последнее стихотворение, написанное в 1829 году, - считается одной из лучших исторических элегий русской романтической поэзии).
БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ
Элегия
Умолкшие холмы, дол некогда кровавый,
Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,
И шум оружия, и сечи, и борьбу!
Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу
Попрали сильные. Счастливцы горделивы
Невольным пахарем влекут меня на нивы...
О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные клики,
Вождь Гомерический, Багратион великий?
Простри мне длань свою, Раевский, мой герой?
Ермолов! я лечу - веди меня, я твой:
О, обреченный быть побед любимым сыном,
Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!
Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей
Умчался брани дым, не слышен стук мечей,
И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,
Завидую костям соратника иль д
6. Война 1812 года в произведении Л.Н.Толстого « Война и Мир».
Один из основных произведений, относящихся к теме войны 1812 года, является роман Л.Н.Толстой «Война и Мир». В нем наиболее ярко выражены эмоциональные переживания героев, патриотизм, любовь, к своей Родине, это все характеризовалось тем, что русские люди выезжали из Москвы. Для них «не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов.... Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего». Уезжают Ростовы, отдав подводы раненым. Покидает Богучарово княжна Марья Болконская.
Особенно ярко народный характер войны тысяча восемьсот двенадцатого года сказался в стихийном росте партизанских отрядов. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой ....» Партизанская война, противоречащая теоретическим правилам военного искусства, началась со времени вступления неприятеля в Смоленск, но особенно усилилась после отступления из Москвы.
Как о выдающих героях партизанских отрядов Л.Н. Толстой говорит не только об офицере Долохове и ротмистре Денисове, но и о крестьянине Тихоне Щербатом, славившемся своей удалью и находчивостью, и о дьячке, ставшем начальником отряда и за месяц взявшем несколько сот пленных, и о старостихе Василисе, побившей сотни французов. Чувство неподдельной любви к Родине, «скрытая теплота патриотизма», создание правоты своей борьбы - вот то, что объединяет этих людей.
Те же настроения царят и в русской армии, те же чувства испытывают русские солдаты и офицеры. Накануне Бородинского сражения ополченцы надевали белые рубахи, солдаты отказывались от водки, потому что теперь «не такой день». Мужественно ведут себя во время сражения артиллеристы на батарее Раевского. Они подносят снаряды, заряжают орудия, делают это «с напряженным щегольством », шутят. Это и есть проявление их необыкновенной стойкости, выносливости, жизненной силы.
Пьер Безухов, наблюдающий за «разгоранием внутреннего огня», сам захотел стать участником боя, быть ближе к народу. «Солдатом быть, просто солдатом», - придет он к мысли в одно из бессонных ночей во время Бородинского сражения.
Важность происходящего остро чувствует князь Андрей. В ночь перед Бородинской битвой он говорит Пьеру: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение! » Он убежден в этом, потому что завтра предстоит сражаться за родную землю.
Говоря о патриотизме русского народа, нельзя не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой ... но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», - скажем об этом назначении Андрей Болконский. Тактика Кутузова определялась двумя задачами: уничтожить врага и выполнить волю народа - спасти Россию. Помогло ему в осуществлении этого, то народное чувство, «которое он носил в себе по всей чистоте и силе его».
Устами Кутузова Л.Н. Толстой определяет истинную ценность русского народа: «Чудесный, бесподобный народ!» И сейчас эти слова волнуют, наполняют чувством национальной гордости, дают надежду, что русский народ займет достойное место в мире.
Своим романом Л.Н. Толстой преподает нам важный урок: «величие народа - в единении всех сил».
7. Тема войны 1812 года в творчестве Ф.Н.Глинки
Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утверждал он, — может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».
Величайшему в новой истории России событию — Отечественной войне 1812 года — тоже предстояло «дозревать в постепенном и непреодолимом ходе времени». Ибо истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что все это и в самом деле могло быть в достаточно полной мере осознано лишь со временем, через годы и годы.
Так, например, Ф. Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 г. у стен Смоленска, после войны создает целую «сюиту», отразившую (вернее, предназначенную отразить) наиболее значительные события Отечественной войны — битву под Смо¬ленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») и др. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности — события угадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют, пожалуй, только стихотворения, посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру, особенно последнему, гибель которого описана весьма проникновенно и ярко.
Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по тем временам, ориентация Ф. Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен, о чем он специально говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату». Но, как справедливо замечает исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов, «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора гражданские оды и думы.
8. Современные реалии в баснях И.А. Крылова.
Иван Андреевич Крылов - выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было невозможно, слишком неравны были силы, поэтому и выбирает Крылов иносказательную форму повествования - эзопов язык. Произведения Ивана Андреевича интересны тематикой, идеей и образным, удивительно доходчивым языком. В своих баснях Крылов обсуждает и решает общечеловеческие вопросы или конкретные события, как, например, в произведении «Волк на псарне».
Басня написана на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать пути заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее сердце - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг:
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» -
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец.
Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву:
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит ,наконец,
Пустился мой хитрец
В переговоры..
В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен.
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.»
Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни, Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия.
Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, Крылов стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.
9. Оценка событий нынешним поколением.
Для выявления оценки современниками войны 1812 года, отражающаяся в литературных произведений XIX века, мы провели опрос среди учащихся ГБОУ СОШ с.Летниково, , в котором приняли 50 человек. Опрос заключался в следующем:
Определить наличие образованности в сфере познания литературы по теме: Отечественная Война 1812 года в русской литературе».
Для опроса мы составили следующие вопросы :
1. Зачем нужно знать историю своей страны?
2. Какое событие будет отмечаться 8 сентября 2012 года?
3. Что вы знаете о войне 1812 года?
На первый вопрос «Зачем нужно знать историю своей страны?» 60% - смогли ответить , 40 % - ответили не корректно.
На второй вопрос «Какое событие будет отмечаться 8 сентября 2012 года?» 66 % - ответили правильно 25%- не правильно , 9% - ответили «не знаю»
.
На третий вопрос: «Что вы знаете о войне 1812 года?»
67% - ответили правильно, 13% - ответили не правильно,10% - ответили « не знаю», 10 % - ничего не ответили.
10. Заключение
Целью нашего исследования определить уровень образованности 6-11 классов по теме: «Война 1812г в произведениях русской литературы».
Мы решили следующие задачи:
- собрали необходимый материал об Отечественной войне 1812 года в русской поэзии и прозе.
-провели опрос для определения наличия образованности в сфере познания литературы по теме: Отечественная Война 1812 года в русской литературе».
-обработали полученную информацию.
В результате проведенных исследований мы делаем следующие выводы :
1. События Отечественной войны 1812г. нашли самое широкое отражение в русской литературе 19 века. В итоге подсчета мы выявили 53 писателей, которые создали более 109 произведений.
2. Литературные произведения об Отечественной войне стали своего рода художественной летописью лихолетья 1812 года.
3. События войны отражены в произведениях самых разных прозаических и поэтических жанров. А именно таких, как романы, рассказы, баллады, оды, басни, , песни и даже анекдоты.
4. Отечественная война 1812 года нашла отражение в таком жанре народного поэтического творчества, как историческая песня.
5. Литература об Отечественной войне 1812 года проникнута высоким патриотизмом, непоколебимой верой в победу русского народа.
Победа России над Наполеоном безоговорочная и блистательная, вызвала потрясение умов всего мира, радость Европейских народов, порабощенных Наполеоном. Русский народ и армия в 1812 году нанесли смертельное поражение самой сильной ,в то время, агрессивной наполеоновской армии. Победа России – это непростое чудо, выражение непреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихся в 1812 году на Отечественную воину, в защиту национальной независимости своей родины.
1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вековой в истории русской литературы и поэзии. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона. В какое сравнение могут идти дежурные оды, которые писались в XVIII веке на взятие очередной крепости или потопление неприятельских кораблей, с волной страстей, гнева, обиды, воодушевления, которая вызвала к жизни поэзию тех исполненных драматизма и величия месяцев!
В заключении хотелось добавить, что рассмотренные в данной проектно - исследовательской работе поэтические шедевры являются для нас такими же « документами эпохи», такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно документальные свидетельства Давыдова Лермонтова, того же Крылова и Жуковского, Толстого. У этой литературы особое место и особое значение.
11. Используемая литература.
1. Бантыш-Каменский. Историческое собрание списков кавалеров четырех российских императорских орденов. М., 1814.
2. Безотосный В.М. Донской генералитет и атаман Платов в 1812 году. М., 1999.
3. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ – 3). Т. 1 – 30. М., 1969 – 1978.
4. 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1945.
5. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. М., 1987.
в 1812–1815 гг. –
6. Http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/slovar/index.html
7. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Тигрёнок на подсолнухе
Загадка Бабы-Яги
Зимний лес в вашем доме
Просто так
Как нарисовать лимон акварелью