Научно-исследовательская работа на тему "Кто ты, Баба Яга?" ученицы 7 класса Школа Марии
Вложение | Размер |
---|---|
26601.ppt | 1.16 МБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 29.02 КБ |
Слайд 1
КТО ты , Баба - Яга ?Слайд 2
Что мы хотим выяснить? Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.
Слайд 3
Наше предположение Она всем вредит Создает на пути трудности Баба-Яга похищает детей Может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть У нее страшный внешний вид Её бояться маленькие дети Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Слайд 4
Вопросы, 1. Кто такая Баба-Яга? 2. Где живет Баба-Яга? 3. Чем занимается? Как выглядит её костяная нога? на которые надо искать ответы
Слайд 5
Что же мы узнали? Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная. Глаза горят красными огоньками. Живёт в избушке на курьих ножках .
Слайд 6
Происхождение имени « Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»
Слайд 7
Лесная старуха- волшебница Баба-Яга — в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма . Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА -ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках» , пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки , вместо замка - рот с острыми зубами . В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей . Она — антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА -ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) — мать змеев , противников богатыря . Кроме образов БАБЫ-ЯГИ — воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы , помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза ), она — старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых . Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка ) , согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
Слайд 8
Баба-Яга - пограничница Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь .
Слайд 9
Роль Бабы-Яги в русских народных сказках Баба-Яга – воительница Яга - похитительница Яга -дарительница Яга - советчица Яга - повелительница Повелевает силами природы и животного мира Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться за помощью Дарит предметы, обладающие волшебной силой
Слайд 10
В результате исследования мы выяснили Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма Она может быть разной – и доброй, и злой Часто она помогает герою, спасает его Баба-Яга может быть веселой и смешной А иногда даже красавицей
Слайд 11
Наши выводы Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить
Научно-исследовательская работа.
«Кто ты, Баба-Яга?»
Выполнила-
Школа Мария Андреевна
ученица 7 класса
МБОУ Красноманычской ООШ
Руководитель - учитель русского
языка и литературы
Школа Светлана Иосифовна.
х.Красный Маныч 2015 год.
Оглавление:
Актуальность работы 3 Цели и задачи работы 3 I. Введение. Кто ты, Баба-Яга? 4 2. Слово в защиту Бабы-Яги 5 II. История возникновения образа Бабы-Яги 5 1. Ведьма ли Баба-Яга? 5 2. Что хорошего можно сказать про Бабу-Ягу 5 3.Почему Бабу-Ягу так зовут? 6 4.Костяная нога и другие атрибуты Бабы-Яги 6 5.И Баба-Яга была когда-то молодой… 7
|
Актуальность.
Я был в избушке на курьих ножках.
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смеху кручу я ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов,
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Стихотворение «У чудищ» К.Д. Бальмонта.
Все дети любят читать и слушать сказки. Эти волшебные истории, наполненные обаянием мудрой старины, открывают новый мир, в котором каждый получает урок и всегда побеждает зло. Этот мир обладает характерной особенностью — там всегда есть баба-яга. Чем более жесток этот персонаж, чем более страшны ее описания, тем больше дети любят эту сказку. Мальчишкам нравится представлять, что именно он оказался в гостях у бабы-яги и пришелся ей на обед. А разве девочки меньше любят бабу-ягу?.. Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького читателя по тропинкам сказки. С раннего детства, слушая их, мы привыкли, что Баба-Яга необходимый персонаж русских сказок. Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой.
На наш взгляд, Баба-Яга очень загадочный образ, до конца нами не изученный, а заинтересовавший нас. Мы решили рассмотреть этот сказочный образ, а уж потом попробовать дать какой-то вывод.
Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.
Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
провести опрос по теме работы среди учащихся;
прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы.
Объект исследования – Баба Яга.
Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.
Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов
1. Введение. Кто ты - Баба-Яга?
Прогнали сон мой рассказы старушки,
Вот я в лесу у порога избушки;
Ждет к себе гостья колдунья седая-
Змей подлетает, огонь рассыпая.
Замер лес темный, ни свиста, ни шума,
Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!
Сердце мое замирает – дрожит…
Зимняя вьюга шумит и гудит.
И.С. Никитин.
На наши вопросы: Кто такая Баба-Яга, какой она выглядит и где живёт, чем занимается и как выглядит её костяная нога, учащиеся нашей школы ответили так:
1. Кто такая Баба Яга? | |||||
Вымышленный персонаж | Ведьма, колдунья | Пожилая женщина | Злая сварливая старуха | Старушка с метлой | |
2. Какой вы себе её представляете? | |||||
Злой, сердитой, плохой | Веселой, шутливой | Агрессивной, нервной | |||
3. Где она живет? | |||||
В лесу в избушке на курьих ножках | На болоте в избушке | ||||
4. Чем занимается? | |||||
Ходит в гости к Лешему | Летает в ступе | Варит зелья, колдует | Ест детей | Прядет пряжу | |
5. Как выглядит костяная нога? | |||||
Сделана из кости | Выглядит как у скелета | Деревянная нога | Волшебная нога |
Оказалось, как любая дама, наша Баба-Яга требует к себе пристального внимания. Она - едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Почему бы в этом не разобраться?
"Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час".
Старинное любовное заклятие .
Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная - эта героиня русских народных сказок. Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, нос крючком, одна нога костяная. Глаза горят красными огоньками. Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит непослушного мальчонку и унесет за синие леса, за высокие горы в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. Да не просто так, а зажарит в русской печке. И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница-Баба-Яга? Где тут правда, где вымысел? Ведьма она, что ли? А если не ведьма, тогда кто?
2. СЛОВО В ЗАЩИТУ БАБЫ-ЯГИ
Как внештатный адвокат Бабы-Яги заявляю: первое, на что стоит обратить внимание,-нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные пацаны, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша. Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних.
II. История возникновения образа Бабы-Яги.
1. ВЕДЬМА ЛИ БАБА-ЯГА?
Ведьмы, по представлениям наших предков, были разные. Само слово "ведьма" означало-знающая, ведающая женщина, специалистка по черной или белой магии. Однако, по описанию в сказках, она не похожа на подлинных ведьм, которые в ночь на Ивана Купалу слетаются на Лысую гору на шабаш. Подлинные ведьмы в миру похожи на простых женщин. Даже могут слыть писаными красавицами. Но по своей черной природе они призваны творить только зло. Для этого ведьма способна превратиться в птицу, например, сороку, предстать полевой мышью. Она - оборотень. Баба-Яга же ни в одной сказке ни в кого не превращается и не пытается соблазнить героя. На шабаш наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле, как истинная ведьма, а едет в ступе в лохмотьях . С вурдалаками всякими в отношения Яга не вступает, с колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого.
2.ЧТО ХОРОШЕГО МОЖНО СКАЗАТЬ ПРО БАБУ-ЯГУ
В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у неё выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее-все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
3.ПОЧЕМУ БАБУ-ЯГУ ТАК ЗОВУТ?
Ох, как нелегко ответить на этот вопрос. Первая часть имени волшебницы подсказывает, что она весьма преклонного возраста. Ведь наши слова "баба-бабушка", "дед-дедушка" предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках указывает на то, что она женщина.
Вторая часть ее имени однозначной трактовке не поддается. В старом русском языке слова "яга, ягая, ягинична" обозначали одежду из шкуры жеребенка или иную, но шерстью наружу. В мифологии славян это был непременный атрибут костюма волшебника подземного мира, нежити, или нечисти. Глагол "ягать" означал браниться, шуметь, бушевать. Может быть, наши предки, называя "ягой" лесную женщину, отмечали ее вздорный характер или особенную одежду. Кстати, сходный персонаж есть в мифологии многих славянских народов: поляков, чехов, сербов. Здесь такую волшебницу зовут Едзя (лесная старуха), или кошмар.
4.КОСТЯНАЯ НОГА И ДРУГИЕ МАГИЧЕСКИЕ АТРИБУТЫ БАБЫ-ЯГИ.
Народная фантазия стремилась отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог ей на лбу пришлепают, то огромный нос до потолка, подслеповатость, то припишут даже звериное обоняние. Между прочим, женщин такого вида изображали как богинь еще европейские охотники на мамонтов, жившие эдак 20-30 тысяч лет назад. Уж не память ли это о связи Яги с древними культами плодородия? Но самый четкий признак Бабы-Яги-ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В любом случае с одной ногой у нее что-то неладно. К чему бы это? А вот к чему. В очень древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или навь. Навь, по славянским поверьям -душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мирa, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.
Почему Яга часто ездит в ступе? Ступа в славянской мифологии -это транспорт мертвых, не живых людей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, характерная для Бабы-Яги метла выполняла роль двигателя. Яга в полете метлой следы заметает. Метла-специфическое женское средство, связанное, в представлении древних, с магией очистительной силы. Например, по древней традиции, на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.
Вот и избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица- священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках для того, чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
В сказках Баба-Яга живет в разных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река-это граница между белым светом и загробным миром. Баба-Яга -будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост по верованиям древних индоевропейцев разделяет реальный и ирреальный (волшебный) миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье, не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).
5.И БАБА-ЯГА БЫЛА КОГДА-ТО МОЛОДОЙ...
В русских волшебных сказках от мифологического образа Бабы-Яги, так же как и от Кащея или трехглавого Змея веет глубокой стариной. Попробуем собрать воедино мелкие штрихи в описании историй с Бабой-Ягой, ведь они несут печать религиозных представлений о волшебстве наших предков тысячелетней давности.
В сказке о Василисе Прекрасной Баба-Яга выведена как волшебница прямо-таки космического масштаба. Она каждый день в ступе весь белый свет облетает, следит за порядком. Боги рассвета, дня и ночи-все у нее в услужении. Вокруг дома Яги частокол с черепами, вместо ворот- кости, вместо замков - челюсти. В этом описании, видимо, сохранились еще легенды каменного века о всемогущей власти женской богини.
Обычно описание черепов на заборе Яги рассматривают как свидетельство ее людоедства. Ничего подобного. В этой ужасающей наше воображение картине отражен древний культ черепа. Кости и черепа умерших некоторые примитивные народы даже современного времени хранят вместо памяти об умерших предках. И даже кормят их с ложки, как, например, папуасы Новой Гвинеи.
Образ Бабы-Яги, видимо, когда-то связывался с огненными культами, которые совершали и женщины-жрицы, и мужчины-жрецы. Может быть, именно поэтому в сказке череп с забора у дома Яги пышет волшебным пламенем. Кроме огненной магии наша лесная волшебница, вероятно, принимала участие в обрядах испытания молодежи, которую учили терпеть боль. Поэтому в сказках появились сцены, когда Яга может из спины героя вырезать ремни или в печь его на лопате заталкивать. Но ни один герой от этих испытаний не погиб. Так что не садист Яга, а строгий испытатель мужества и интеллекта героя.
Нельзя пройти мимо сюжета, связывающего Бабу-Ягу с коневодством. Именно к ней, за Калинов мост, за огненную реку идет герой, чтобы достать себе волшебного коня. А по сути дела -тренированного боевого скакуна.
И наконец, следует рассказать о совершенно необычном образе Бабы-Яги в русских заговорах, в которых она предстает как великая жрица любви. В старинных заклинаниях на любовь часто упоминается огромный дуб, что растет в чистом поле. Из-под корней этого дерева, услышав мольбу о помощи, выходит Баба-Яга. Прекрасный молодец просит Бабу-Ягу приворожить возлюбленную. Волшебница зажигает тридевять (то есть 27) дубовых денниц. И от этого волшебного пламени в душе и всем теле девушки вспыхивает такое же горячее ответное чувство. В другом варианте молодец просит помощи у 77 Баб-Яг и у их 77 Баб-Ягишен. Снова эти волшебницы своими заклятьями, клюками и метлами вселяют любовь в тело девушки. Они разжигают дикий огонь в 77 медных печах. От того адского пламени в девушке вспыхивает чувство любви. Она уже без молодца теперь не может ни жить, ни спать, ни пить, ни есть.
Вот так-то. У кого богиня любви-прекрасная Афродита, а у нас Баба-Яга. Не думайте, однако, что она все время была такой безобразной. В одной из волшебных сказок в лесной избушке на курьих ножках герой застает лесную фею дивной красоты. Она стережет подступы к волшебному саду с молодильными яблоками. И ткать она мастерица, и кони у нее волшебные есть в конюшне. Так что не всегда, значит, Баба-Яга была старухой, есть ей что и нам поведать и вспомнить...
III. Заключение.
Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что почти «побывали в гостях в тридевятом», «узнали в лицо» ее родных и близких, с уважением и почтением хочется относиться к их «семейным традициям».
Ведь наши предки поклонялись, боялись, существовали параллельно с духами жилищ, леса, поля, воды. Выйдя из дома, пройдешь через ограду, а там и баня, и сарай.… И сейчас, как несколько веков назад, по-прежнему, у нас предпочитают строить жилища, где двор примыкает к дому; образуя единое жилое пространство.
Все это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу. А имена известных литературоведов, ученых композиторов, которые в свое время уделили ей столько внимания, спорили, доказывали, искали корни происхождения, заставшие уважительно отнестись к нашей знакомой. Хотя по–прежнему к Бабе– Яге хочется относиться с детской наивностью. Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Библиография
1. Аливердиев А. Баба-Яга: // Звездная дорога – Красногорск. – 2000, - №12, - с.131-140.
2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. – М: Индрик, 1996., - 24с.
3. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. – М: Литература, 1986,-с. 154..
4. Будовская Е.Э., Морозов И.А. Баня / Славянские древности. Т. 1. –М.,1991-с. 138-139.
5. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М: Наука, 1975. - 134 с.
Рецензия.
Наша работа называется «Кто ты - Баба- Яга?» . При подготовке к данной работе мы изучили следующую литературу: Аливердиев А. Баба-Яга: Звездная дорога ; Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии.
При подготовке к работе мы узнали, кто такая Баба-Яга, познакомились с её атрибутами, узнали, почему так зовут Бабу – Ягу, о её положительных чертах.
Мы пришли к такому выводу, что еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.
Практическое применение нашей работы мы видим в следующем: данный материал можно использовать как при проведении уроков по литературе, а также при проведении внеклассных мероприятий в начальных классах.
Работа оформлена с учётом требований к оформлению научной работы школьников – титульный лист, содержание, введение, заключение, даётся список литературы, презентация.
Работа является самостоятельным исследованием учащихся.
Рекомендации – рассмотреть рамки исследований по вопросу шире.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
И тут появился изобретатель
Весёлые польки для детей
Привередница
Твёрдое - мягкое