Научно-исследовательская работа «Изучение жизненного и творческого пути Фатиха Карима»
Вложение | Размер |
---|---|
sirazieva_i.i.doc | 76.61 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЗБАБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научно-исследовательская работа
«Изучение жизненного и творческого пути Фатиха Карима»
Работу выполнила:
Сиразиева Илюзя Ирековна,
ученица 10 класса
Руководитель:
Галлямова Гулюся Наильевна,
учитель английского языка
Азбаба, 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Жизненный и творческий путь татарского писателя Фатиха Карима.
Глава 2. Исследование отношения учащихся к жизненному и творческому пути Фатиха Карима
Заключение
Список литературы
Введение
Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Великая Отечественная война отражена в татарской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды.
Тема войны бесспорно актуальна. Победа, добытая ценой смерти одних и непомерными тяготами других. Великая Отечественная война сплотила наш народ, Победа научила жить общим домом. Ради памяти о жертвах, ради собственного же блага и светлых судеб своих потомков не смеем все мы забывать этот великий урок. Фатих Карим является одним из тех героических личностей, которые воевали, не жалея себя, во имя нашей страны. В предвоенные годы он на себе испытал трагедию кровавых репрессий. Его арестовали, и, как ни старались его сломить, он не сдался. Вместе со штрафным батальоном отправился на фронт. За свои подвиги был награжден двумя орденами. И когда до победы оставалось совсем немного, отважный поэт-командир погиб. В данной исследовательской работе мы хотели бы изучить жизненный и творческий путь Фатиха Карима, так как данная тема недостаточно изучена и это обусловила актуальность нашего исследования.
Целью данной работы является исследование жизненного и творческого пути татарского писателя Фатиха Карима.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Проследить жизненный и творческий путь писателя на разных этапах жизни;
2. Проанализировать произведения Фатиха Карима;
3. Исследовать отношение учащихся к судьбе и творчеству Фатиха Карима.
Объект исследования: жизненный и творческий путь писателя Фатиха Карима
Предмет исследования: отношение обучающихся к жизненному и творческому пути писателя Фатиха Карима.
Методы исследования: изучение и анализ учебной литературы, беседа с учащимися, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе изучения жизненного и творческого пути писателя Фатиха Карима, анкетирование учащихся.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальной базой исследования является МБОУ «Азбабинская СОШ» В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 человек.
Практическая значимость исследования Результаты исследования могут быть использованы как на уроках литературы в старших классах, так и для работы школьных факультативов и литературных кружков.
Глава 1. Жизненный и творческий путь
татарского писателя Фатиха Карима.
Фатих Карим – крупнейший татарский поэт и литературный деятель конца 20-х – середины 40-х годов XX века, оставивший богатое творческое наследство в виде сотен стихов, 18 поэм, 2 повестей, 1 драмы, ряда переводов, литературно-критических и публицистических работ. Несмотря на то, что о его творчестве опубликованы десятки статей и заметок, системно-целостное изучение творческого наследия во всём его объёме проведено не было, что невозможно сделать, в первую очередь, без рассмотрения истоков этой самобытной творческой личности. Прежде чем перейти к выявлению литературно-творческих начал поэтической личности Фатиха Карима, следует указать на его «биографические» истоки. Они, безусловно, в детстве, в семье поэта, отличавшейся тягой и любовью к литературе. Известно, что отец будущего поэта сам сочинял и рассказывал детям баиты. Талантом сказительницы и песенницы обладала его мать. Известным в своё время в татарской литературе поэтом был родной брат Фатиха Карима – Габдулла, прославившийся под творческим псевдонимом Ярлы (Бедный) Карим. В общем, поэтический талант Фатиха Карима был «генетическим» и проявился он ещё в детстве: как вспоминали его родственники, стихи он пописывал уже в 7-8-летнем возрасте.
В пору же его учёбы в землеустроительном техникуме Казани в конце 20-х годов интерес и устремленность Фатиха Карима к литературной и общественной деятельности подвигли начинающего поэта к тому, что он после окончания оного не стал работать по приобретённой специальности землеустроителя, а начал свою трудовую биографию в должности сотрудника областной «Крестьянской газеты». Проработав там около года, перешёл на работу в редакцию журнала «Азат хатын» («Свободная женщина» – С. Р.) ответственным секретарём. Спустя ещё год поэт в редакции журнала «Атака». Молодой журналист пишет многочисленные публицистические статьи, очерки, фельетоны, небольшие рассказы, публикуя их то под именем Фатиха Карима, то под псевдонимами «Мирак», «Дим», «Рим», «Ф. К.», «Карим». Давая оценку этой поре жизни и деятельности поэта, исследователь его творчества З. М. Мазитов совершенно справедливо отмечал, что журналистика сыграла значимую роль в литературном образовании Фатиха Карима, в обогащении его творческого и жизненного опыта. Итак, «природный» дар, вызревавший на доброй семейной почве, подпитываемый, словно живительной влагой, благодатными для становления творческой личности обстоятельствами судьбы, вкупе с неуёмной жаждой новых знаний, всё более растущей тягой к литературе, не заставили ждать плодов. В конце 20-х годов, ещё в пору учёбы в землеустроительном техникуме, на страницах местной печати появляются первые стихотворные опыты поэта, при всем, порой, художественном несовершенстве содержащие в себе «зёрна» его таланта, позволяющие судить о своеобразии самобытной творческой личности Фатиха Карима. Богатый материал для этого содержится уже в первом опубликованном произведении поэта – в стихотворении «Хәзер сезнең белән» («Ныне с вами»), увидевшем свет на страницах второго номера 1927 года издававшегося в Москве татарского журнала для детей «Кечкенә иптәшләр» («Маленькие друзья»). Его с полным правом можно считать «начальной песней» Фатиха Карима. Хотя после публикации в журнале оно не включалось автором ни в один из его стихотворных сборников и, видимо, по этой причине, не удостоилось внимания ни одного из переводчиков.
Писатель в своих работах старался показать, что среди народа есть герои, ставящие судьбу страны выше своей. Фатих Карим оказался достойным учеником Такташа, впитал в себя его традиции. Он учился и на произведениях Тукая, Лермонтова, Маяковского. Примером для него всегда были Горький, Николай Островский, Фадеев, создавшие бессмертные образы героев революции, самозабвенных борцов за счастье народа.
Следующие произведения «Пятьдесят джигитов», «Седьмая печь», «Свет молнии» были хорошо встречены читателями. Вскоре биография татарского поэта Фатиха Карима стала широко известной. Вся талантливая молодежь тянулась к нему. За небольшой срок Фатих Карим снискал славу поэта – лирика. Одним из первых среди татарских поэтов был принят в Союз писателей СССР. Период с 1930 по 1937 год был для него особенно насыщенным: в свет вышли больше десятка поэтических и прозаических книг поэта. За плодотворным творческим периодом последовал трагический. Одно из произведений писателя повлекло за собой обвинение в клевете. 3 января 1938 года Фатыха Карима арестовали как врага народа. Но поэт не был сломлен. Он боролся за свою честь, объявлял многодневные голодовки, требовал продолжения следствия. Новый суд состоялся в 1941 году. Осужденный на 10 лет за поэму «Аникин», якобы являющейся клеветой на Советскую Армию, Фатих Карим был оправдан. Писатель почти сразу после оправдания добровольно ушел воевать. Творчество Фатиха Карима в годы Великой Отечественной войны очень сильно пронизано чувством патриотизма, в своих произведениях поэт раскрыл прекрасные черты татарского народа, его любовь к родине. Его произведения тех времен наиболее ценны. В годы суровых испытаний поэтический талант Фатиха Карима достиг своего расцвета. Были созданы прекрасные, проникнутые горячим чувством патриотизма строки. В промежутках между боями, под свистящими пулями или при свете коптилки в блиндаже рождались поэмы, стихи, песни. Некоторые из них потом вошли в золотой фонд многонациональной советской поэзии. Об этих произведениях очень тепло отозвались великий татарский поэт Сибгат Хаким, знаменитый французский писатель Луи Арагон, выдающийся советский поэт Алексей Сурков.
В своих стихах о своей грядущей победе он не раз размышлял и о своей смерти. И предчувствие не обмануло поэта. Фатих Карим прошел всю войну. В годы войны Фатих Карим от рядового солдата вырос до командира взвода. Трижды был тяжело ранен, но после выздоровления возвращался в строй. За боевые заслуги был награжден орденом «Красной Звезды» и медалями. Во время исполнения последнего боевого задания 18 февраля 1945 года на подступах к Кенигсбергу пал смертью храбрых. Посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени. Именно во время Великой Отечественной войны поэтом созданы самые сильные, самые яркие его произведения. Будто, погибший за несколько дней до Победы над фашизмом их героический создатель, проникает и заглядывает в душу будущего поколения.
2.1. Анализ результатов анкетирования и наблюдения
Для того, чтобы выяснить отношение обучающихся к жизненному и творческому пути татарского писателя Фатиха Карима, мы провели ряд мероприятий в нашей школе. В исследовании приняли участие 8,9 классы в количестве 20 человек. Тема Великой Отечественной Войны всегда волнительна и актуальна. В рамках данной темы, мы ознакомились с судьбой и творчеством татарского писателя, читали его произведения, стихи. Многих привлекла поэзия Фатиха Карима, никто не остался безучастным. После изучения темы, мы провели анкетирование, которое состояло из нескольких вопросов. По результатам анкетирования, мы сделали следующие выводы.
На вопрос «Как Вы относитесь к судьбе и творчеству писателя» - 100% учащихся ответили, что их глубоко затронула судьба и творчество писателя, они продолжат изучать произведения писателя. После обсуждения вопросов анкеты добавили, если бы они оказались на месте Фатиха Карима поступили таким же образом, пошли бы в ряды Российской армии на защиту своей страны. Это говорит о том, что изучение героических личностей повышает патриотизм учащихся, воспитывает в них гражданско- патриотические чувства по отношению к своей стране и народу.
Заключение
Сейчас наше поколение живёт в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Я глубоко благодарна нашим ветераном за то, что сейчас живу в свободной России. Великая Отечественная война оставила в сердцах людей глубокую кровоточащую рану. Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь. Память о Великой Отечественной войне жива. Об этом нельзя забывать. Она всегда будет волновать наши сердца, а 9 Мая останется самым дорогим сердцу каждого человека праздником. Дата 9 Мая наполняет мое сердце гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
Как много значит для нас, сегодняшних, неослабная память войны, воплощённая в идеях и образах "военной прозы", к лучшим художественным образцам, к которым мы вправе отнести произведения Фатиха Карима.
Список использованной литературы
4.Хамаева Г. Изучение стихотворения Ф. Карима «Кыр казы». // Магариф, 2009. - №5. – С.7-8.
Смекалка против Змея-Горыныча
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Новогодние гирлянды
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Разноцветное дерево