Лев Николаевич Толстой много трудился над рассказами о животных и растениях. Свой педагогический и писательский опыт он вложил в краткие очерки о законах живой и неживой природы, изучая то, как зависят от них труд и повседневный быт человека.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.dokument_microsoft_word.docx | 582.11 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Заволжье муниципального района
Приволжский Самарской области
Сочинение «Природа в творчестве Л.Н. Толстого»
Номинация: «Сочинение»
Работу выполнила: Голубева Екатерина, 14 лет
Учитель: Агапчева Р.Е.
2016г
Великий художник слова Лев Николаевич Толстой был одним из самых оригинальных и смелых новаторов в педагогике; его яснополянская школа - одна из первых попыток в России творчески подойти к обучению крестьянских детей, не только дать им основы необходимых знаний, но и воспитать любовь к труду, людям, природе. Этим целям отвечает содержание «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Много сил отдал Л.Толстой рассказам о животных и растениях. Свой педагогический и писательский опыт он вложил в краткие очерки о законах живой и неживой природы, изучая то, как зависят от них труд и повседневный быт человека. Если Толстой брался писать о животных или растениях, то только о тех, которых хорошо знал. Только о своем бульдоге Бульке он написал шесть небольших рассказов для детей, и в каждом раскрыта какая-то особая черта собачьего характера или поведения. Мир животных и растений познавался писателем в труде, в котором Л.Толстой видел главную радость и призвание человека. «Человек - часть природы, к пониманию которой приходит через труд». Эта идея Толстого - ключ к его рассказам о природе. «Старый тополь» - рассказ о том, что продлить жизнь старому тополю можно, только вырубив корни его отростков, очистив нижнюю часть ствола от них. Л.Толстой пишет, что жалко было смотреть, как разрубали под землей сочные коренья. Позднее жалость к сильной молодой жизни подкрепляется сознанием сделанной ошибки: старый тополь «давно уже умирал и знал это, и передал свою жизнь в отростки. От этого они так скоро разрослись, а я хотел его облегчить - и побил всех его детей» ( Л.Н.Толстой. «Круг чтения»). Xарактерно, что рассказчик - не просто наблюдатель, он - активное действующее лицо. То же и в рассказе «Лозина». Это биография организма, всей жизнью своей переплетающегося с интересами людей. В выкрике ворона - образное воплощение неумного равнодушия к природе. Мастерство притч Л. Н.Толстого о жизни растений приобщает детей к миру прекрасного. Так, «Черемуха» - рассказ о том, как жило и умерло дерево, о погубленной красоте. Рассказчик добавляет от себя: «А мне так было жалко, что я поскорее отошел к другим рабочим». Удивительному по непосредственности выражению жалости предшествует описание завершения рубки. «Мы налегли, и как будто заплакало - затрещало в средине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на землю. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились». Л.Толстой не сразу изображает гибель дерева, а подготавливает читателя к восприятию и оценке случившегося. Но в конце рассказа и автор, и читатель испытывают жалость к гибнущей красоте: «дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые душистые лепестки цветов». В рассказах о животных Л.Толстой учит детей любить их, достигая при этом редкостной полноты художественного изображения. «Летели над морем лебеди в теплые страны» («Лебедь»). Изображение вполне реалистичное: естественный отбор жесток, и стая продолжает путь, не обращая внимания на молодого ослабевшего лебедя, он опустился на воду и закрыл глаза. «Но природа полна гармонии. Море не дало погибнуть прекрасной птице. Море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его». Перед зарей отдохнувший лебедь приподнялся и полетел, пока еще «цепляя крыльями по воде» Отношения человека с миром животных у Л.Н.Толстого сложнее и психологически богаче, чем с миром растений. Прекрасное в мире животных рисуется в богатстве высших форм жизни, в их разнообразии и сложности. Писатель приглашает и нас полюбоваться этой неоднозначностью, живописностью изображаемого. Вот описывается русак, которому надо перейти через большую дорогу, чтобы попасть на гумно. Деревенская ночь изображена так проникновенно, что читателю-ребенку все видно и слышно. Эти детали и привязывают образ зайца к месту действия. С точностью описывается раннее зимнее утро: светилась заря на востоке, еще гуще морозный пар подымался над землею, звук стал слышнее: мужики громче разговаривали. Все гармонично в описании, и сам русак в полном единстве с природой и людским бытом. Близость природного мира и человека, родственные связи между ними - подлинное открытие Толстого в его рассказах для детей. Мастерски раскрывая эти связи, писатель предугадал и наметил тот путь, по которому пошли в дальнейшем многие художники слова, писавшие о природе. Почему нас так трогает привязанность, даже любовь свирепого хищника льва к своей слабенькой сожительнице собачке («Лев и собачка»)? Н.Л. Толстой воссоздал трогательную ситуацию, в которой лев ведет себя подобно человеку. Писатель убеждает нас в правдивости происходящего. Рассказ близок к притче. Притчей, только на этот раз охотничьей, является «Сова и заяц»: старая и молодая совы поспорили между собой, можно ли изловить русака. Результат спора - заросшие раны от когтей, которые год спустя увидел охотник на спине убитого им зайца. Рассказанное, как и всегда у Л.Толстого, точно, многозначительно. Трудный родительский подвиг орла, дважды в течение дня совершавшего далекий полет к морю, чтобы накормить рыбой своих птенцов, раскрывается перед читателями в рассказе «Орел». «Орел вдруг громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю», - так сказано о поведении мужественной птицы перед вторым полетом. Почему «громко закричал» орел? Не потому ли, что обещал что-то этим своим криком голодным птенцам? Л.Толстой не дает ответа, но именно крик птицы и составляет эмоциональную вершину в повествовании. Рассказы Л.Толстого о животных и растениях вызывают в юных читателях целую гамму чувств - от интереса к удивительному и занимательному до волнения и сопереживания. В рассказах о природе использованы многие приемы и средства, позднее перешедшие в лучшие образцы русской научно-художественной литературы. В своих произведениях Л.Н. Толстой описанию природы отводит довольно значимую роль. Он словно стремится передать нам состояние человеческой души, характер ее переживаний через те или иные пейзажные зарисовки. Я думаю, природа и ее красота не случайно присутствуют в произведениях Толстого. Ведь Россия поражает обилием и разнообразием живописных мест.
"Портрет". Н.В. Гоголь
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Заповеди детства и юности
Дерево в снегу
Шелковая горка