Размышление о повести Пушкина "Гробовщик"
Вложение | Размер |
---|---|
nemnogo_tayny.docx | 17.89 КБ |
Немного тайны, немного страха и чуть-чуть философии
Надвинулась глухая и слепая ночь.
Ни единого звука не доносилось ни с улицы, ни даже в доме. Тишина давила на барабанные перепонки. Посмотришь в окно – еще хуже. Кругом лишь мрак, удушающая темнота, словно множество грациозных кошек с бархатной шерсткой надвигаются на тебя. Только глаза их не горят.
Обычным занятием моим в это время суток была уборка в комнате, так как за день вещи таинственно перемещались, причем не самым должным образом. Им свойственно было исчезать, меняться местами друг с другом, всегда в итоге образуя страшный кавардак. Я занялась привычным делом. Начала убирать колбы со стола, бросила в мусорный ящик пару окрашенных йодом медицинских перчаток, сдвинула кипу бумаг и тут…
Ну конечно.
Вот она.
Лежит передо мной в своей кроваво-красной обложке, делая вид, что не видит меня. Будто и не было той трехчасовой суматохи, когда я носилась по своим апартаментам (к вечеру превратившимся в лабораторию), отчаянно жестикулируя и ругаясь на французском, искала ее! А теперь эта дамочка в красном холодно смотрит на меня с презрением: «Я-то на месте, но на месте ли ваша голова, сударыня?».
Взяв книгу, я удобно устроилась на полу. «Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной?» - едва мои глаза пробежали по этим строкам, как мир отдалился. Отдалились зеленые обои, стол, заваленный приборами из лаборатории, невиданное число мусора и воинов короля Хлама на полу. В мгновение ока не было ничего. Исчезла планета Земля. И через несколько секунд невидимый художник на чистом холсте создал отдельную новую планету, на которой постепенно невидимая рука рисует Никитскую улицу, не видимую другим, но видимую лишь мне…
Вот тащится тощая пара с пожитками уважаемого гробовщика Адриана Прохорова и вскоре приближается к новому домику. Над воротами быстро появляется интересная вывеска: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». Прочитав надпись, трижды ударяет Готлиб Шульц, сосед-сапожник, в дверь и, получив любезное приглашение, сам зовет новоприбывшего к себе на завтрашнее торжество – серебряную свадьбу. Не удовлетворившись мгновенным согласием, затягивает на некоторое время дружелюбную беседу. Насытившись разговором с приятным человеком, к которому не имел случая при первой же встрече испытывать антипатию, довольный мужчина уходит. И когда герои уже спят, не дремлет неутомимая рука истинного мастера, художника не по слухам, а по сердцу. Самозабвенно рисует она мне тут же картину следующего дня: нарядный Адриан с дочерьми идет на празднество.
Дальше на сцену выходит его величество Русское Веселье с выпивкой и угощениями в руках. Подол его роскошного и разноперого одеяния двумя пальцами несет господин Тост, другие же пальцы, замысловато изогнутые, держат рюмку. Большое количество народа в маленького количества запаса воздуха квартирке смеется, пьет за здоровье страны и друг друга, отдается в плен вышеупомянутого его величества. Яркими красками изображает неведомый живописец картину того, как гости навеселе расходятся по домам. Адриан, вернувшись, узнает, что умерла купчиха и его помощь необходима. Он идет, назначает цену и договаривается. День прошел в хлопотах, но заслуженный отдых не заставляет долго ждать.
Во мраке ночи кисть искусно прорисовывает размытые силуэты. Это покойники, пришедшие на новоселье.
Толпы мертвецов беззвучно проникают на полотно, где изображена безмятежная обстановка нового дома гробовщика. Они вежливы и обходительны, галантны, но все же в некоторой степени назойливы. Проделав сложный и неблизкий путь с того света, они, естественно, не примут отказа на просьбу войти. И, конечно, присоединятся ко всеобщему развлечению. Невесело только хозяину. Его испуганный и недоуменный вид и есть самое главное развлечение для мертвых гостей. Во мгле ласково улыбается ему череп Петра Петровича Курилкина, светским тоном рассказывавшего о своем гробе, который был первым проданным гробом в жизни Прохорова. Адриан с криком отталкивает собеседника, и в ту же секунду с грохотом рассыпаются по дощатому полу белые-белые кости – все, что осталось от уважаемого Петра Петровича.
С укором смотрят мертвецы на гробовщика. Для них его поступок лишь знак дурного тона, не больше. Быстрыми мазками кисть рисует, как мир закружился перед глазами несчастного героя, и тот потерял сознание. Читая, я чувствую ароматный чай, который позже пьют Аксинья и Адриан. Но запах быстро испаряется, вытесняется моим удивлением: оказалось, гробовщик, придя после праздника, тут же лег спать, и ничего вышеописанного и в помине не было. На этом повесть заканчивается, во что я долго поверить не могла.
Закончив чтение, я вдруг осознала: эта книга действительно стоит того, чтобы ее искали. Александр Сергеевич Пушкин – величайший писатель, мы должны гордиться тем, что он жил и творил именно в нашей стране. Послевкусие было словно после прочтения Н.В.Гоголя. Ты понимаешь, что прочитал о чем-то жутком, мрачном, но тебе не страшно, ты не боишься, наоборот, хочется снова и снова упиваться каждой строчкой, каждым почти стертым от времени словом. Наконец вместо давящей тишины в твоей голове раздается звук осыпающихся костей, ропот недовольных призраков и крики до смерти напуганного гробовщика. Вместо слепой темноты видишь бледные фигуры, которые проникают в комнату, ползут по потолку, проходят сквозь стены. Можно даже спросить у одного из них: «Каково это, быть таким?», на что получишь сказанный замогильным голосом ответ: «Вы, живущие, вечно обманутые… А мы обрели покой…Нет злобы и ненависти, зависти и обид, слез и страданий…В нашем мире все честно…».
Услышав эти тихие слова, одновременно с тем, как мурашки бегут по коже, ледяной холод пронизывает до позвоночника, осознаешь, насколько велик человек. Тело его смертно, но мудрость и душа его, эти незатухающие искры, кануть в небытие не способны…
Притча о гвоздях
Барсучья кладовая. Александр Барков
Позвольте, я вам помогу
Одна беседа. Лев Кассиль
В поисках капитана Гранта