Литературный конкурс по тв-ву Костюнина
Вложение | Размер |
---|---|
kostyunin.docx | 17.33 КБ |
Мне очень нравятся рассказы и повести о школьной жизни. Часто это повествование о первой любви, об учителях, о разочарованиях и победах подростков. Мне вспоминается рассказ В.Распутина «Уроки французского», где с великим уважением и благоговением вспоминает повествователь об учительнице, которая смогла в полуголодное послевоенное время вложить в душу ребенка представление о доброте. Как хорошо, что у этого мальчишки была такая учительница!
С таким же предвкушением чуда от знакомства с новым произведением начала я читать рассказ А.Костюнина «Рукавичка». И была потрясена…
Рассказ повествует о первокласснике Юрке Гурове, который тайком взял из альбома с детскими поделками крошечную вязаную рукавичку, яркую, мягкую и пушистую. Окружающая его жизнь была совсем не привлекательной и какой-то серой, а он, совсем еще ребенок, бессознательно потянулся к красоте. Стоптанные башмаки, старый свитер, портфель без ручки – вот вещи, которые его окружают. Костюнин не случайно называет чудом вязаные носочки, рукавички, шапочки, шарфики. Вот Юра и спрятал рукавичку за пазуху. И я его за этот поступок не осуждаю. Читатели понимают, что он никогда не видел в жизни достатка, а тем более изобилия и красивых вещей.
Когда читаешь эпизод, описывающий обыск детей, ком в горле стоит от обиды за них. Учительница Алла Ивановна приказывает детям раздеться до трусиков и маек. Цинизм ее поступка потрясает до глубины души. Особенно тяжело было читать про девочку Свету, которая, раздеваясь перед классом, вынуждена показать всем дырку на колготках.
И вот, казалось бы, справедливость восстановлена: рукавичка нашлась у Юры. Что чувствует мальчик, мы не знаем, но зато автор рассказывает, как отозвалась эта история в дальнейшей жизни подрастающего человека.
«Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком,» - пишет Костюнин. Автор откровенно признается, что и он тоже принимал участие в издевательствах над мальчиком, и теперь очень этого стыдится. «Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».
Как просто и легко было поставлено клеймо на человеке! И самое страшное здесь то, что начало положено учителем… Теперь становится ясно, почему в своем произведении автор вспоминает Евангелие от Матфея. Иуда, предавший Иисуса, раскаялся, пришел за прощением, но от него отмахнулись, не простив. Он повесился от отчаяния. Искуплением вины для предателя Иуды стало самоубийство – расплатой за опрометчивый поступок мальчишки стала его искалеченная судьба.
У этой истории из школьной жизни было продолжение. В тяжелые девяностые годы в деревне воровали даже из погребов, открыто, безнаказанно, власть же ничего не предпринимала. Все важнейшие человеческие качества: доброта, милосердие, уважение к личности, порядочность, честность – были забыты, потому что начал действовать один закон – выживай как хочешь. Юрка Гуров тоже был среди воров. Почему он им стал? Ответ очевиден: в него с малолетства вложили мысль «ты вор», и он им стал. Не мог не стать. Односельчане решили наказать преступников и устроили «самосуд»: заставили прорубить во льду отверстия, чтобы проучить, испугать, заставить поверить, что сейчас им придется ответить за беззаконие. Страх, по мнению сельчан, должен был остановить этих людей.
Но не страх заставил Юрку повеситься у себя в сарае, это были, наверное, чувство несправедливости, страдание, поднявшаяся в душе страшная обида на мир, на всех людей, не поверивших ему и не понявших его.
Я вновь вспоминаю рассказ «Уроки французского» и сопоставляю его с произведением «Рукавичка». Молодая учительница французского языка играла с героем на деньги, чтобы тот, выиграв, смог купить молока и набраться сил для учебы. Она, как мы помним, была уволена за этот проступок. А герой рассказа Распутина не стал игроком или преступником – он с высоты своих лет отчетливо понимает, какую роль сыграла эта девушка в его судьбе, направила, показала пример человечности и любви.
В рассказе «Рукавичка» все по-другому. Учитель (тем более тот, который учит первоклассников) всегда почти как мама, добрая, заботливая, умеющая простить, дать шанс на исправление. А Алла Ивановна не смогла или не захотела понять душу маленького мальчика Юры и навек, сама того не сознавая, определила его незавидную судьбу.
Искренность, с которой А.Костюнин рассказал обо всем, подкупает. Писатель говорит: «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…» Я думаю, что повествователь не хочет, да и не может забыть того случая в школе, чтобы до конца жизни быть чувствительным к чужому горю, чтобы вступиться за обиженного, чтобы не заледенеть сердцем…
В конце рассказа автор вспоминает Евангелие от Луки: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Библейские слова относятся ко всем: и к учительнице, и к Юре, и к нам, читателям. Только поняв боль ближнего, особенно кающегося, мы приобщимся к таким вечным ценностям, как любовь и доброта. А без них прожить и остаться до конца жизни ЧЕЛОВЕКОМ нельзя.
Эта весёлая планета
Вода может клеить?
Валентин Берестов. Аист и соловей
Без сердца что поймём?
Повезло! Стихи о счастливой семье