Данный исследовательский проект написан ученицей 5 класса по коми сказкам о животных. Данный проект состоит из введения, трех глав (Особенности сказки, как литературного жанра, особенности изображения животных коми сказок, сказка Лесная избушка), заключения и списка литературы и источников интернета. Перечтав многие сказки о коми животных и исследовав их, была составлена сказка "Теремок" на коми лад, "Лесная избушка". Эта сказка была оформлена в книжке раскраске для детей.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по коми сказкам о животных | 35.89 КБ |
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
Ученическая научно-практическая конференция
«Юные исследователи»
СЕКЦИЯ «Филологический профиль»
Исследовательский проект на тему
«Коми народные сказки о животных»
Выполнен ученицей 5 класса
МБОУ «Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»
с. Хабариха Усть-Цилемского р-на Республики Коми,
Богатырёвой Оксаной Александровной
Научный руководитель:
учитель коми языка и литературы
Попова Валентина Николаевна
С. Хабариха
2016 год
Оглавление.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности сказки как литературного жанра………… 4
Глава 2. Особенности изображения животных в коми сказках…8
Глава 3 Сказка – Вӧр керка……………………………………….… . 10
Заключение …………………………………………………………….. 12
Литература…………………………………………………..………….. 14
Введение.
Сказка – колыбель человечества, начало всех начал.
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них, описываются.
Они учат нас мудрости, любви, дружбе и трудолюбию, становятся для нас первыми уроками народной дипломатии, учат находить выход из любого положения.
Цель: создать и оформить сказку о коми животных, используя их характерные особенности.
Задачи:
Глава 1. Особенности сказки как литературного жанра.
В древние времена, когда сказка только зародилась (а самые древние сказки появились вместе с древнейшими мифами, многие возникли на основе легенд, а часть сказок появилась на основе наблюдений за реальной жизнью) сказки не были предназначены для детей, их рассказывали тем, кто вступал во взрослую жизнь, проходил обряд посвящения во взрослые. Сказка была очень серьезным делом.
В языках многих народов сказка связано со словом говорить, сказывать, баять. По-английски – tale, болг. – присказка, по-польски – bajka, на белорусском и украинском – сказка, байка, у русских до XVII в. баснь, байка.
Сказка – по определению словаря С.И. Ожегова – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
Сказка - это рассказанная по определенным правилам история. Только заведомо вымышленная!
Главное особенностью сказки является ее занимательный сюжет, при этом сказочник «...не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы» В.Г. Белинский.
Сказки бывают разные: о животных, волшебные и бытовые. Самые древние – сказки о животных. Когда-то люди верили, что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Из далекого прошлого пришли к нам и волшебные сказки. В них тоже нередко сохраняются отзвуки древних мифов, в которых с помощью магии в сказках прекрасную девушку можно было превратить в лягушку, а герою, чтобы найти свое счастье, приходилось проходить через загробный мир, вход в который пролегал через избушку на курьих ножках. В коми сказках же нет такого разнообразия волшебных предметов, порой сама природа помогает главным героям: радуга превращается в мост, животные начинают разговаривать и порой наделены волшебной силой: лошадь перескакивает реки и леса, медведь отдаёт свою могучую силу богатырю, который собирается победить гундыра, чёрный песец оказывается заколдованным князем.
Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались различные людские пороки и описывались занятные жизненные ситуации.
Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись постоянными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны свои действующие лица и свой сюжет. Сюжет - развитие действия, ход событий.
жила-была мыш-шыр прилетела к ней сорока-катша и стали они вместе жить. однажды приходит к ней заяц и остался у них жить.подходит к ним один раз лиса-руч и её мышь-шыр впустила. запустила она и волка и медведя. медведь не влез и домик сломался. собрались звери и починили домик.
Сюжет сказок о животных обычно очень прост. Обычно сказки о животных состоят их 1 эпизода. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций. Очень часто звери встречаются друг с другом или с человеком и разговаривают. Это самый простой способ наделения животных человеческими признаками и качествами.
В сказках о животных много диковинных ситуаций (волк ловит рыбу хвостом). Часто мы даже не замечаем, что такие действия не присущи животным – это происходит именно потому, что за маской зверя мы видим человека, который ведет себя чаще всего неверно
Часто в таких сказках действуют и животные, и люди. Но в любом случае, это только маски – аллегории. Аллегория – это иносказание, когда мы говорим одно, а подразумеваем совсем другое, и слушатель хорошо понимает этот скрытый смысл. Этой особенностью сказки о животных схожи с баснями.
Другим видом сказок были бытовые сказки. Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Для этого вида сказок характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами, например: солдат – всегда храбрый и смекалистый. Он обязательно найдет способ посмеяться над трусливыми и жадным попом или стариком и наказать его.
Удивительное в этих сказках то, что в них вполне реальные жизненные конфликты между вполне реальными персонажами получают необычную, сказочную сюжетную реализацию.
Таким образом, изучив сказку как жанр литературы, важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. Особый язык, которым сказку сказывают.
2. Многократность (обычно троекратность) повторения действий.
3. Кольцевая композиция – эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были ...», а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
4. Детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю»
5. Рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией – её нельзя просто читать, как обычный рассказ.
Глава 2. Особенности изображения животных в коми сказках.
Коми Республика расположена на северо-западе нашей необъятной Родины. Из древне люди, проживающие на этой территории, ценили и уважали природу: бескрайнюю парму вместе с ее богатым животным миром.
Животные окружали человека везде: в лесах, в быту на протяжении всей его жизни. Роль животных была удивительно разнообразной.
Наиболее ярким образом в ряду почитаемых животных, «царем всех зверей» был медведь. В основе поклонения медведю лежали архаические тотемические представления и промысловый культ. Следы тотемических представлений проявились, прежде всего, в признании медведя существом, подобным человеку. По мнению специалистов в области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведя указывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя.
Медведь, как и бык, лисица и белка, относятся к числу животных, которые по народным представлениям имели связь с огнем.
Особенно много поверий, примет и быличек было связано с птицами. Предметом представлений были также домашние животные. Положительными чертами наделялся петух. Он считался глашатаем наступления благоприятного времени: дня и света, когда появляется солнце и исчезают темные силы. Петух мог отогнать всякую скверну не только своим криком, но и клювом и крыльями. Упоминания о петухе, отгоняющем болезнь с помощью золотого клюва и серебряных крыльев, часто можно встретить в лечебных заговорах.
Образ собаки включал как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях. Согласно им увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом.
Прочитав многие коми народные сказки, можно сделать следующие выводы:
Если в русских сказках Лиса Патрикеевна – (Лиса при беседе краса) – хитрая-прехитрая – всех обижала, особенно зайца, то в коми сказках она «не такого высокого о себе мнения».
Если в русских сказках Зайчик- побегайчик, глупый, всегда обиженный лисой, то в коми сказках он храбрый, умный и смекалистый. Может за себя постоять, наказать лису, заступиться за свою честь.
В русских сказках Волчок – серый бочок глупый и злой, то в коми сказках он умный и добрый.
В русских сказках медведь умый, то в коми сказках он иногда бывает злой, а иногда встречается и добрый.
Таким образом, сравнивая животных русских и коми сказкок, можно сделать следующие выводы:
Глава 3. Сказка.
"Вöр керка"
Той старине стародавней столько уж лет-зим, что самые старые старики не помнят того времени. Дедов наших тогда в помине не бывало, прадеды на свет не народились, а прапрадеды в потанах-зыбках ножонками сучили, пузыри пускали. Там, где Сысола с Вычегдой могучим узлом завязываются, жила-была в лесной избушке то есть в Вöр Керке Мышь – шыр жила-была в лесной избушке то есть в Вöр Керке Мышь – шыр. Целый день трудилась: печку топила, щи да кашу варила, все у неё было ни в чём нужды не знала, только одной то жить очень скучно, невесело.
Однажды приходит к ней Катша-Сорока и говорит: «Пусти меня к себе шыр, а то скоро дождь будет, а мне спрятаться негде. А я тебе все новости расскажу: слышала, как заяц лису проучил: хвасталась она перед ним своей шубой дорогой, а он возьми, да замани её меж деревьев и давай её шубу вицей портить».
«Залетай ко мне сорока, вместе жить веселее», - говорит шыр.
И стали они жить вместе. Мышь обеды стряпает щи да кашу варит, а сорока везде летает, все вести собирает.
Вот приходит к ним Заяц-Кöч и говорит: «Шыр, а шыр, пусти меня к себе дождь переждать».
«Хорошо», - отвечает шыр. «Вместе веселее». И остался заяц у них жить, каждый день траву косит да лыко на лапти заготавливает. Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает. Весело зажили втроём.
Однажды приходит к ним Руч-Лиса и говорит: «Пусти меня, пожалуйста, Шыр, сейчас дождь начнется, а мне спрятаться негде, ведь всю шубу-дорогую испорчу». Мышь и лису пустила, стали жить вчетвером.
Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает, лиса весь дом убирает, в порядок приводит, а заяц траву косит да лыко на лапти заготавливает. Руч-Лиса дом украсила и сделала красивым его, всем на восхищенье.
Сидят и вдруг стук в дверь, открыла шыр дверь а там кöин-волк. «Впусти меня» - просит волк. «А я вам с огородом буду помогать». «Заходи, В тесноте , да не в обиде». Стали жить впятером: Шыр обеды стряпает, Катша новости собирает, Руч-Лиса весь дом убирает, Кэч траву косит да лыко на лапти заготавливает, Волк целый день в огороде работате, да овощи выращивает – на суровую зиму заготавливает.
Приходит однажды к ним Медведь-Ош и говорит «Шыр, можно мне войти?» «Нельзя, Медведюшка, нам самим тесновато стало» - отвечает шыр.
«А я на крышу залезу».
Стал Ош через крышу забираться, дом то и развалился. Выбежали звери и спрятались за кустом. Плачут, думают, подошли к Ош-Медведю и решили – надо новый дом строить. Стали они его строить заново. Да достроили дом большой-пребольшой. Пошёл дождь, а звери сидят в домике и чай пьют. Хорошо вместе жить!
конец
Заключение.
Сказка – колыбель человечества, начало всех начал.
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них, описываются.
Они учат нас мудрости, любви, дружбе и трудолюбию, становятся для нас первыми уроками народной дипломатии, учат находить выход из любого положения.
Цель: создать и оформить сказку о коми животных, используя их характерные особенности.
Задачи:
Изучив сказку как жанр литературы, важнейшими жанровыми особенностями сказок можно назвать:
1. Особый язык, которым сказку сказывают.
2. Многократность (обычно троекратность) повторения действий.
3. Кольцевая композиция – эта такая композиция (строение), в которой зачин и концовка обязательно встраивают любую сказку в «цепочку» других сказок. Сказка начинается с зачина «Жили-были ...», а заканчивается концовкой «Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец»
4. Детали сюжета (особенно в волшебной сказке) обязательно соединены особыми сказочными формулами «Долго ли коротко, я того не ведаю»
5. Рассказываются сказки с особенной сказочной интонацией – её нельзя просто читать, как обычный рассказ.
Прочитав многие коми и русские народные сказки, можно сравнивнить животных и сделать следующие выводы:
На основе полученных знаний: знания о сказке, как литературном жанре, знаний изображения животных в коми сказках, мы придумали сказку и создали книжку, которая называется «Вöр керка» (Лесная избушка - Теремок).
Таким образом: поставленные задачи – реализованы, цель – достигнута.
Сказочный жанр – это самый яркий бриллиант в ожерелье национальной культуры, в частности, культуры коми народа. Это древнейшее чудо коллективного творчества. В сказке и полет народной фантазии, и неистребимая вера в торжество справедливости. Сказка ровесница цивилизации, но она всегда современна, её персонажи не устаревают.
Литература.
Интернет-ресурсы.
3 загадки Солнечной системы
Рисуем "Осенний дождь"
В поисках капитана Гранта
Пятёрки
Воздух - музыкант