Я считаю, что самое необходимое, что составляет человеческий капитал на сегодняшний момент и что востребовано в мире – это искусство. Я бы хотела сказать о роли музыки в современном мире.
«Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи». Роль музыки в жизни человека велика: например, во время Второй мировой войны звучала только жизнеутверждающая музыка и настрой у людей моментально менялся, они шли и работали, несмотря на потери. Хор Пятницкого формировался сначала из пациентов психиатрической больницы. Пение избавило многих больных от тяжёлых депрессий. Знаменитый на весь мир хор С.А.Жарова был основан в в Чилингире, лагере для интернированных возле Константинополя. Он состоял из солдат и офицеров Донской дивизии и беженцев. Русская песня и музыка помогли людям перенести невзгоды и прославить русское искусство в Европе и Америке.
Музыка не только вносит в нашу жизнь нечто приятное, не только обогащает нас знаниями, но и воспитывает в нас человека.
Итак, музыка -это интеллект, здоровье, знания, качественный и
производительный труд и качество жизни, словом, - бесценный человеческий капитал.
Вложение | Размер |
---|---|
эссе | 24.13 КБ |
Всероссийские литературно-философские чтения
«Бытие человека в современном мире: проблемы и пути решения»
Секция
«Человеческий капитал: ответы на вызовы современного мира»
Тема
«О музыке и о её роли в современном мире»
Подготовила студентка Асташова Валерия
ГБОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»
Ф.И.О. руководителя Бобрышева Наталья Ивановна
Человеческий капитал - совокупность знаний,
умений, навыков,использующихся для удовлетворения много-образных потребностей человека и общества в целом. Поговор-им о самом необходимом, что составляет человеческий капитал и что на сегодняшний момент востребовано в мире. О музыке и о её роли в современном мире.
«Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызвать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи». Роль музыки в жизни человека велика: например, во время Второй мировой войны звучала только жизнеутверждающая музыка и настрой у людей моментально менялся, они шли и работали, несмотря на потери.
Хор Пятницкого формировался сначала из пациентов психиатрической больницы. Пение избавило многих больных от тяжёлых депрессий. Знаменитый на весь мир хор С.А.Жарова был основан в в Чилингире, лагере для интернированных возле Константинополя. Он состоял из солдат и офицеров Донской дивизии и беженцев. Русская песня и музыка помогли людям перенести невзгоды и прославить русское искусство в Европе и Америке.
Я считаю, что самое необходимое, что составляет человеческий капитал на сегодняшний момент и что востре-бовано в мире, – это искусство. Я бы хотела сказать о роли музыки в современном мире.
Меня жизнь « подталкивала» к занятиям музыкой постоянно: участие и победы в конкурсах, личные знакомства с маститыми музыкантами. И в какой-то момент я поняла, что не смогу жить без музыки. Выбор профессии – серьезная вещь, многие отре-агировали отрицательно, мотивируя тем, что «не выгодно». Но я уверена: в искусстве совершенно нет места личной выгоде, только самоотдача и любовь к делу. Хотя есть люди, которые не понимают таких вещей, а жаль.
Немного раньше у меня была только одна цель – играть тех-нично и чистым звуком, без ошибок. Сейчас понимаю, что это приходит с опытом. На данный момент меня волнует внутрен-нее настроение произведения, не «как» это сыграть, а «что» я сейчас играю. «Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения тех-ники, не стоит бумаги, на которой она написана», - писал М.Ра-вель. Когда ты понимаешь произведение, когда каждый звук и каждая фраза сыграна с душой, тогда это живая музыка, кото-рая не оставит никого равнодушным – от необразованного человека до профессионала. Многие известные личности восторгались классической музыкой, например: Владимир Ильич Ленин любил послушать «Аппассионату» Л. В. Бет-ховина; Л. Н. Толстой признавался: «Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то ду-шевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое».
Музыка не только вносит в нашу жизнь нечто приятное, не только обогащает нас знаниями, но и воспитывает в нас чело-века. Классическая музыка и церковная развивают в нас такие качества, как нравственность, милосердие, справедливость и т.д. Эстрадная музыка начала 20-го века – это музыка рево-люции, изменений в мире. «Песня — это социальный барабан, которым открывается марш и под бой которого идут в ногу». Музыка древних народов поучительна и в то же время напол-нена информацией о быте предков. Каждое музыкальное на-правление имеет важную роль в воспитании, поэтому каждый человек должен уметь воспринимать разную музыку.
Задача педагога – донести до ребенка информацию, научить анализировать и воспринимать ее. Если музыка - это то, чего невозможно увидеть, то педагог – это реальный человек, со своим характером и взглядами на жизнь, каждый воспринимает все по-разному, и тут главное - не задушить мнение ребенка своей точкой зрения, немножечко подтолкнуть в правильном направлении и не больше.
Помимо педагогов, меня воспитывала авторская или, как ее еще называют, «бардовская» песня. Зародилось это моло-дежное движение в 60-е годы прошлого столетия, у истоков стояли такие личности, как Ю.Визбор, Б.Окуджава, А.Якушева и т.д. Есть стереотип, что это направление характеризуется «Что вижу, то пою», но я не согласна с этим. Авторская песня полна глубокого смысла, юмора и ,главное, человечности; она постоянно в движении: от элементарного аккомпанемента она перешла к сложным гитарным партиям, да еще и с добав-лением других инструментов. Основой тут является текст, и, если внимательно послушать бардовскую песню, можно от-крыть для себя много новых вещей, можно вылечиться от депрессии, можно просто взять и поменять свой образ жизни. Возможно, это синтез слова и музыки имеет такое влияние на человека.
Часто люди, которые не имеют музыкального образования, оказываются больше музыкантами, чем профессионалы. Можно иметь обычную, трудовую профессию, но при этом быть в душе музыкантом. А может случиться и наоборот. Вот, например, Николай Андреевич Римский-Корсаков отучился в Морском кадетском корпусе, то есть, был моряком по обра-зованию, но в итоге посвятил себя музыке; Георг Фридрих Гендель в четыре года сам научился играть на клавесине, му-зыканты прочили ему славу, а его отец был против занятий музыкой, и Фридриху пришлось закончить сначала юриди-ческий факультет в университете в Галле, а затем заниматься любимым делом. Музыка облагораживает человека, она делает его лучше, духовно богаче, спасает в тяжёлые минуты испы-таний, поднимает настроение, способствует креативному подходу к любому делу и полному погружению в рабочий процесс. Вот даже сейчас я пишу и одновременно слушаю Моцарта, музыка совершенно не мешает, а наоборот, спо-собствует развитию мысли.
Занятие музыкой предполагает большой объём знаний. Разбирая произведение, музыкант должен знать эпоху, в которой оно написано, что происходило в мире, в жизни ком-позитора на тот момент, к какому направлению относится музыка, чтобы ее звучание соответствовало всему выше пере-численному. К примеру, возьмем музыку 17-18 веков. Темп Allegro в музыке того времени будет звучать медленнее, чем тот же темп в произведениях современных композиторов, и различие между ними оттого, что им характерен разный темп жизни. Так что, на мой взгляд, есть три основных обяза-тельства у исполнителя – быть «подкованным» знаниями, иметь свой взгляд и помочь слушателю быть соучастником в творчестве.
Великий русский композитор Д.Д.Шостакович однажды ска-зал: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно от-кроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Она сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах».
Слушая музыкальные произведения, мы погружаемся в другой мир, придуманный композитором. Во время таких путе-шествий мы освежаемся, видим другую точку зрения, и наш багаж знаний увеличивается с каждым прослушиванием боль-ше и больше, нам открывается все время что-то новое, и мы вдохновляемся на хорошие поступки.
Музыка – это путеводитель в жизни. Она сопровождает чело-века всю жизнь и всегда дает направление. Музыка – это справочник, в ней можно найти ответы на любые вопросы и любую информацию. Музыка – это психолог, свои печали можно позабыть, переключив все свое внимание на занятия или же выплеснуть эмоции, передавая их через музыку. Музыка очень полезна в современном мире: она задает темп и настроение, и чем больше будет хороших музыкальных педа-гогов, тем больше будет хорошей музыки, следовательно, человек будет работоспособнее, поменяются приоритеты и ценности. Я не говорю, что только одной музыкой можно пе-ревоспитать народ, конечно же, это под силу и другим видам искусствам, но язык музыки более понятен для простого че-ловека.
Музыка заставляет думать, сочувствовать, видеть чудеса в простых вещах, быть внимательным и добрым. Музыкант дол-жен передавать свой опыт, должен научить ребенка душевно и качественно играть, а слушателя влюбить в музыку. Мне уже посчастливилось стать преподавателем, есть, конечно, и не-приятные моменты в учебном процессе, но, когда я вижу ре-зультат работы, когда вижу, что ребенок понимает, это при-носит мне огромное удовольствие. И, когда я объясняю какие-то вещи детям, для меня тоже открывается что-то новое, по-лучается, что не только ученик, но и я получаю новые знания. Преподавание дает свои хорошие плоды, как и концертная деятельность.
Я не знаю, как сложится у меня жизнь, вообще сложно пре-дугадать такие вещи, но единственно знаю точно, что музыка всегда останется со мной, даже если я поменяю сферу дея-тельности. Она глубоко пустила свои корни. Я благодарна каждому человеку, который участвовал в формировании музыканта во мне, и теперь пришел момент, когда я тоже могу поделиться своим небольшим опытом с другими людьми.
Итак, музыка – это интеллект, здоровье, знания, это качественный и производительный труд и качество жизни, словом, - бесценный человеческий капитал.
Лупленый бочок
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Золотой циркуль
Что общего у травы и собаки?
Привередница