Работа с фразеологическими словарями при создании газеты и видео клипа.
Вложение | Размер |
---|---|
v_odnom_gorode_zhil_byl.docx | 388.45 КБ |
Классы -6-2; 8-2
Количество часов-1
Учитель Симачёва Ирина Васильевна
Тема: Неделя русского языка и литературы. Фразеологизмы. С русского на русский
Выпуск газеты. Видеоролик.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о фразеологическом обороте, отличие его от слова; уметь давать толкование лексического значения, находить фразеологизмы в толковом словаре, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
- сформировать умение правильно подбирать, использовать и представлять тематический материал;
- обеспечить развитие у обучающихся умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы;
- содействовать развитию грамотной речи, умению творчески подходить к решению учебных задач;
- отрабатывать навыки самостоятельной и групповой работы;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
- развивать коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к знаниям.
- воспитывать чувство уважения к богатству родного русского языка.
Планируемые результаты:
- сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- воспитать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Предметные:
- осуществлять анализ текста, исходя из заинтересованности учащихся;
Методы и формы обучения
- частично-поисковый;
- наглядно-словесный;
- методы самостоятельной работы;
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, педагогика сотрудничества, исследовательской деятельности, индивидуальной, и коллективной, проектной деятельности.
Словари: Фразеологический словарь современного русского и литературного языка. Под редакцией проф. А.Н.Тихонова. Изд. «Флинта», 2004;
Э.Вартаньян. Крылатое слово. Москва, «Современник», 1996;
А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Москва, «Просвещение», 1995;
Е.А.Быстрова и др. Учебный фразеологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение», 1984;
Жуковы. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва, «Просвещение»,1996
Работа проводилась в течение одного часа. Каждая группа получила этот материал и, пользуясь словарями, выполнила предложенные задания. Затем (в соревновательной форме) ребята представляли свои работы.
Для газеты были выбраны лучшие материалы, созданные ребятами в группах
Оформительскую часть осуществлял один представитель от каждой группы
Отредактируйте текст.
В одном городе жил- был….. Учился он средненько. Бабушку очень волновало нежелание внука хорошо учиться.
- Куда же ты пойдёшь непутёвый? Хвастун. Тебя обманывать будут, а ты поверишь. Ты всю жизнь ничего не делал, в полном восторге пребывал. Послушай меня - я опытный человек, меня не обманешь. Всегда обдумывай свои действия. Не будь невнимательным. И тогда в жизни тебя ждёт необыкновенное везение.
В одном городе жил-был Вася. Учился он спустя рукава. Бабушка очень волновалась, что её внук бьёт баклуши.
Куда же ты без царя в голове пойдёшь? Аника-воин. Тебе лапшу на уши будут вешать, а ты клюнешь. Ты ведь всю жизнь сидел сложа руки.
Внемли, я стреляный воробей, меня вокруг пальца не обведешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не считай ворон.
И тогда в жизни тебя ждет манна небесная.
Мудрено сотворено
Подбери фразеологизмы
Закончите фразу.
Голоден как…
Изворотлив как…
Нем как…
Болтлив как…
Разбираешься как ……………………………………… в апельсинах
Надулся как ………………………………………………… на крупу
Найди пару
Без царя в голове -
На чужой шее сидеть -
Играть первую скрипку-
Голубая кровь-
От рук отбился -
Как по маслу-
Жить с открытой душой; жить своим горбом; ворон считать; пойти ко дну; взять себя в руки; держать язык за зубами; семи пядей во лбу; чёрная кость
Подбери фразеологизмы с названием частей тела
Мозолить глаза
Пятками сверкать
Ветер в голове
?
С русского на русский
Верста коломенская –
Витать в облаках –
Ахиллесова пята –
Белены объелся –
В долгий ящик отложит
Ганнибалова клятва
Глас вопиющего в пустыне –
Синквейн
Фразеологизм
Народный, познавательный
Рассуждаем, думаем, исследуем
Каждый фразеологизм имеет смысл
Интересная тайна
Словарь
Интересный, качественный
Читаем, изучаем, узнаём
Словарь очень вкусно пахнет
Востребованная книга
Видеоклип: Помогите ребятам понять друг друга
-Ребята, какие вы молодцы, идёте нога в ногу.
-Ты хочешь сказать, что мы залезли друг другу в обувь?
-Какая глупость, и что ты кричишь во всю Ивановскую?
-Разумная ты наша! Может быть, ты и находишься на какой-то Ивановской, а наша школа расположилась на Кантемировской.
-Вы ведёте себя ужасно! Своей речью вгоняете меня в краску!
-Ну ладно, если ты такая приставучая и всё тебе плохо, то мы поясним: после нас хоть потоп.
-Господи! После нашего общения, мне хочется посыпать голову пеплом.
-Ну что же, мы не будем мешать тебе в осуществлении задуманного, только стесняемся спросить, где ты возьмёшь пепел?
-Святая простота! Чтобы нам с вами разговаривать на одном языке, нужно , чтобы вы от корки до корки прочитали фразеологический словарь нашего родного русского языка. Не вешайте носы, и всё у вас получится!
Ералаш
Заповеди детства и юности
Никто меня не любит
За еду птицы готовы собирать мусор
Как Снегурочке раскатать тесто?