Сочинение написано в рамках "Всероссийского конкурса сочинений", на котором получило статус победителя регионального кокурса
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_matyash.doc | 32.5 КБ |
Путешествие в страну «Война и мир»
В 10 классе, как известно, все российские школьники пытаются «одолеть» великий роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Мы тоже славно потрудились: вчитывались, вдумывались, пытались осознать, охватить, не упустить…. И, конечно же, стало безумно интересно, как же эти четыре тома возможно передать средствами кинематографа, и возможно ли вообще такое? Ведь только одних героев в произведении более шестисот, а череда сражений, а духовные искания героев, - неужели все это может предстать перед зрителем на экране и не потерять толстовского «духа», глубины мысли?
«Войну и мир» Сергея Бондарчука в мире кинематографа я осмелюсь сравнить с "Джокондой" Леонардо Да Винчи в мире искусства. Сейчас принято подходить к оценке художественных фильмов с очень странными критериями, из которых сумма расходов на производство фильма — едва ли не главный. Но оценивать фильм «Война и мир» деньгами — все равно, что «Мону Лизу» оценивать стоимостью составивших ее красок.
Да, со временем краски потускнеют. Да, через двадцать-тридцать лет кто-нибудь снимет новые «Войну и мир», где на заднем плане вместо живой массовки пройдут тысячи роботов. Но глядя на великолепие Аустрелицкого и Бородинского сражений, понимаешь, что всё это не нарисовано, а воссоздавалось в действительности, и именно этот кропотливый труд режиссера над каждой сценой фильма помогли зрителю осознать глубину и мощь романа Толстого.
Режиссер Сергей Бондарчук нашел, по-моему, единственно верное воплощение романа на экране. Его фильм - это как будто неторопливый разговор со зрителем, зрителем, который давно знает и любит роман, а не присел у экрана, в надежде узнать поскорее, а про что там, в книге?...Так и я будто с удовольствием листаю любимые страницы: вот вхожу в салон Анны Павловны, вот и Лысые горы, вот уже грохочет Шенграбенское сражение, а вот я попала на именины к Ростовым.
Ощущение необычное: попадаешь внутрь романа, но ты уже не один, а с опытным экскурсоводом Бондарчуком, который объясняет непонятное и открывает неведомое…
Чего стоят только те потрясающие съёмки с высоты птичьего полёта, когда взору зрителя предстают поля, леса, река, небо. Всё это как нельзя верно передает настроение мира, его величия, ту толстовскую мысль, что мы его часть и что он внутри нас. Душа человека должна отзываться на всё сущее на земле, и только тогда он человек.
Эти кадры у Бондарчука появляются именно в тех эпизодах, где иначе никак не выразить состояние героев. Это и разговор Пьера с князем Андреем на пароме, и лунная ночь в Отрадном, и эпизод, когда князь Андрей смотрел на гранату и впервые почувствовал угрозу смерти; и момент осознания Пьером в плену своей внутренней свободы. И, конечно, в конце фильма, под грандиозную музыку, под восклицания «Да здравствует весь свет!» на разных языках, этот охват родной земли — самое правильное и нужное, что можно было показать. Жизнь. Вот что главное. Люди общаются, думают, меняются, влюбляются, ошибаются — это свойственно любому из нас. Мы — часть этой саги.
Даже в грандиозных батальных сценах, в сцене пожара и разграбления Москвы, бегства французов из России режиссёр позволяет зрителю почувствовать эмоции одного отдельно взятого человека. Например, в сцене, когда по полю боя, которое всё в дыму и не видно неба, под звон колоколов в сочетании с колыбельным пением идёт один солдат. Словно чувствуешь его усталость, непонимание смысла этих убийств, желание оказаться в тишине. Война безобразна. А затем показывается Наполеон, мрачно осматривающий поле битвы, и звучит голос Бондарчука, обличающего его ничтожность потому что он посмел посягнуть на столько жизней человеческих… Для меня данный эпизод — один из самых сильных из всего, что снято о войне.
Мастерство режиссера проявляется и в деталях, которые помогают внимательному зрителю глубже прочувствовать авторский замысел.
Например, сцены смерти старого князя Болконского, а затем и князя Андрея показаны в пустых, белых комнатах, словно тем самым показывается отрешенность от всего земного, наполненного цветом и жизнью. А после кончины старого князя зритель видит ту аллею, по которой он гулял каждый день, будто делается акцент на том, что люди уходят, но вокруг ничего не меняется. Эпизод появления Анатоля в жизни Наташи показан словно через призму, в мерцающем свете свечей, под редкие звуки хрустального звона, чувствуется что-то хрупкое, что вот-вот разобьётся, что и произошло с Наташей и ее надеждой на счастье. А когда Пьер впервые признался ей в своей любви, вспомните, какая в тот момент ещё звучала музыка: тонкая, аккуратная, несущая в себе надежду на Наташино возрождение и новую жизнь.
Вообще музыка к фильму заслуживает отдельных слов. Эта совершенно потрясающая, тонкая, пронзительная, центральная тема, которую создал Овчинников. Она проходит через все четыре части и мелодия эта буквально переносит по ту сторону экрана и заставляет чувствовать и мыслить острее.
Фильм Сергея Бондарчука стал для меня будто откровенным разговором с близким и понимающим другом. Это кино величественно, оно гармонично дополняет книгу, проникает в самое сердце и одухотворяет. Одухотворяет — самое точное для этого фильма слово, самое лучшее.
Рисуем "Ночь в лесу"
Ах эта снежная зима
Хитрый коврик
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Сорняки