Детство- пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, активное отношение к жизни, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт, выводя за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nezametnoe_vospitanie_stihami_a.l._barto.docx | 148.37 КБ |
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов школьников 1-6 классов «Первые шаги в науку»
Исследовательская работа на тему
«Незаметное воспитание стихами Агнии Львовны Барто»
Пиянзина Виктория Сергеевна
4 в класс, МАОУ-СОШ № 10 с УИОП
Научный руководитель: Ахметшина Дина Ринатовна
учитель начальных классов МАОУ-СОШ № 10 с УИОП
Казань, 23-24 апреля 2016 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………1
Что такое нравственность и кто такой нравственный человек…………4
Что является основой нравственности……………………………………4
Почему я выбрала для разучивания стихотворения А.Л.Барто?...............5
Как влияют на нравственное воспитание стихотворения А.Барто………6
Заключение………………………………………………………………….7
Введение
«…Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребёнка…»
В.А.Сухомлинский
Эти слова выдающегося педагога подчёркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном развитии детей.
Детство- пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остаётся в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, активное отношение к жизни, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт, выводя за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном языке, его красоте, выразительности.
Мне нравится высказывание В. А. Сухомлинского: «Детство- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от этого, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
На третьем году жизни( пример моей сестрёнки) дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно же, речи, причём речи образной, эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти прекрасные образцы народного творчества, известные ещё нашим бабушкам и прабабушкам. И всё таки не стоит забывать о них, мы должны наслаждаться яркой россыпью русского слова.
Начитанный ребёнок-это умный ребёнок, с широким кругозором и красивой речью.
Наверное, с детского сада всем знакомы коротенькие четверостишия о девочке Тане, которая громко плакала, о том, как уронили на пол мишку. Все мои друзья знали, что слон не хотел спать, а бычок боялся свалиться с доски. Мне же помнится, как папа сажал меня на плюшевую рыжую лошадку и «возил» по комнате, а я цеплялась за гриву и во все горло распевала:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Уже тогда я знала, что это стихи Агнии Львовны Барто. Позднее в школе мы познакомились с «Вовкой – доброй душой», с тем, «как жил на свете Ванечка». Встретились с болтуньей Лидой и ябедой Сонечкой, с Любочкой «во всей ее красе». Мне казалось, некоторые мои одноклассники так похожи на этих героев!
В чем же секрет стихотворений Агнии Барто, что их популярность не ослабевает? Почему герои ее стихов уже многие годы остаются любимыми у детей и взрослых? Влияют ли произведения А.Л.Барто на нравственное воспитание детей. Такие вопросы были поставлены мною в данном исследовании. Ответы на них и есть цель написания этой работы. Основными задачами являются:
3.Рассмотреть как дети становятся нравственными при чтении стихов А.Барто.
Метод исследования, который я использовала, - это метод художественно-лингвистического описания. Основан он на приемах чтения и наблюдения за языком и образами стихов Барто. В ходе работы проводился анализ, делались необходимые обобщения, выводы.
Гипотеза: стихи А. Л. Барто помогают воспитать нравственного человека.
Объект исследования: младшая сестра.
Актуальность: в современном мире мало уделяют времени на чтение детской литературы, а уж тем более заучиванию с детьми коротких произведений.
Что такое нравственность и кто такой нравственный человек?
Нравственность –это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность- разрушается общество деградирует человек.
Нравственность –это следование определённым нравственным принципам: чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты.
Нравственный человек- это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в виде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, преданность и др.
Что является основой нравственности? Что рождает нравственность и что её разрушает?
Основа нравственности – это различие добра и зла. Именно из-за отсутствия в современном обществе адекватных представлений о добре и зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены невежеством. Поэтому знания о добре и зле, о том, что делает человека достойным, сильным, успешным, а что его делает ничтожным, подлым, глупым и беспомощным, являются самым востребованными в обществе. Поэтому необходимо с детства формировать достойную личность и достойного человека Российской Федерации.
Почему я выбрала для разучивания стихотворения А.Л.Барто?
Почему я выбрала эту тему, да потому что, в таком огромном мире у меня есть сестрёнка, которая ещё не совсем всё понимает. А я очень хочу, чтобы она выросла доброй и хорошей девочкой. Поэтому я должна её помочь в этом. Но, прежде всего, я сама должна быть примером для неё. На ночь перед сном я часто читаю стихи А. Барто. Она с удовольствием слушает.
И вдруг, мне пришла идея, а сможет ли она выучить одно из этих стихов? И как быстро? И вот наш результат. За 15 минут она выучила стих, с учётом того, что я ей несколько раз на ночь читала это стихотворение. В этом мне помогла игра «Вставь словечко». Сначала я пропускала слова и делала паузу, а она продолжала.
Наша …….. громко ……..
Уронила в ……… мячик
- ………, Танечка, не ………
Не утонит в ………..мяч.
Также мы во время чтения выстраивали ассоциации и старались представить описанную ситуацию. Например:
Наша Таня громко плачет ( изобразить плачущего ребёнка);
Уронила в речку мячик ( бросить мяч в импровизированную речку);
Тише, Танечка, не плачь ( преподнести палец к лицу и помолчать).
Ей было очень интересно, а потом так незаметно, она смогла рассказать это стихотворение.
Стихи Агнии Львовны Барто –это «незаметное воспитание».
Краткость-одно из достоинств поэзии А. Барто. Слова и рифмы тщательно отобраны и отточены. И не удивительно, что многие строки стихов Барто ввошли в обиход нашей жизни. Мы привычно говорим эти фразы: «Рёвушка-коровушка». «Мы с Тамарой ходим парой».
А.Л.Барто хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы. Маленькие хитрости и умеет весело обо всём рассказать, и может весело пошутить. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
Когда читаешь А.Л. Барто, появляется ощущение, что автор близко знает и понимает тебя. Стихотворение «Ботаника больна» словно о нашем классе. «…Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, юные проказники». А сколько раз мы дружно кричали «ура» и плясали, как дикари, когда нам объявляли, что учитель заболел. Эту атмосферу поэтесса передает с помощью коротких восклицательных предложений: «Крик такой! Восторг такой! Все как именинники».
Как влияют на нравственное воспитание стихотворения А.Барто?
Использование поэтессой односоставных, восклицательных предложений показывает, что мальчишка открыто, не сдерживаясь, всей душой выражает чувства восхищения, удивления:
Я люблю кричать:
- Гляди! Посмотри! Постой-ка!
Видишь, речка впереди!
Лодок, лодок сколько!..
Таким образом, я считаю, то стихи А. Барто помогают в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
В раннем возрасте дети особенно искренне в своих чувствах и поступках. Поэтому сейчас нужно формировать его нравственное воспитание
Нужно помнить про то, что нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста учит в первую очередь чувствовать-любить. Этому пример стихотворение «Лошадка». Жалеть и сострадать учит стихотворение «Зайка».
Зайку бросила хозяйка-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста помогает избежать немалых проблем в целом. Что это значит? Ребёнок будет любить и уважать своих близких, не будет врать, ему привьётся уважительное отношение к пожилым людям и старшим людям. Также бережное отношение к вещам: одежде, игрушкам, книгам. На мой взгляд, в первую очередь, нужно дать ребёнку нравственное воспитание относительно семьи: любовь к родным людям, уважение, сделать приятно маме, папе, и нежелание их огорчить.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения, особенно детских стихов, в развитии ребёнка дошкольного возраста очень велика.
Чтение, рассказывание художественной литературы ребёнку оказывает огромное влияние на интеллектуальное , умственное, творческое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, уважения к взрослым.
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребёнка как полноценную личность.
Когда читаешь эти стихи, видишь, что автор живёт не где-то рядом, а вместе с нами: слышит не только наши разговоры, но и мысли.
Считаю, мне удалось ответить на вопрос, почему так велика популярность стихов Агнии Львовны Барто. Они написаны простым бытовым языком, в них нет нравоучений. Читая незамысловатые строки, то весело улыбаешься, то задумываешься над поступками и поведением героев. Иногда создается впечатление, что рядом с тобой ровесник или ровесница рассказывает недавно случившуюся историю.
Почему герои Барто нравятся и взрослым, и детям? Да ведь это живые, настоящие мальчишки и девчонки! Несмотря на то, что «жили» много лет назад, они очень похожи на нас. У каждого из них свой характер, свои причуды, душевные качества. Мне кажется, чтобы создать такие образы, надо тонко понимать душу ребенка. Наверное, Агния Львовна Барто волновалась за то, чтобы дети росли неравнодушными, смелыми, порядочными. А разве сейчас взрослые не переживают за нас? Вот поэтому стихи Барто всегда будут современны, актуальны. Ведь во все времена главным является человеческая доброта, честность, душевная щедрость, стремление стать лучше.
Стихи Барто-это страница детства. Именно, поэтому, я познакомила свою сестрёнку с творчеством А. Л. Барто. Мне очень хочется, чтобы моя сестрёнка выросла нравственно-воспитанным человеком.
Литература
1.Панкратова Л. Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка. – 1987.
2. Соловьев Б. Агния Барто. – М., 1971.
3. В. Андросова. Чтение произведений художественной литературы
4. Л. Романенко. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей.
Как я избавился от обидчивости
Прекрасная арфа
Городецкая роспись
Снеговик
Пчёлки на разведках