Исследовательская работа "Словообраз "ковыль" - реалия башкирской культуры"
Вложение | Размер |
---|---|
kovyl.doc | 42.5 КБ |
«Словообраз «ковыль» - реалия башкирской культуры»
Введение
Каждое слово в художественном произведении значимо, объёмно. Оно может рассказать и об истории страны, и о культуре народа… На уроках русского языка и литературы мы познакомились со словами-реалиями, которые дают представление о культуре того или иного народа. Реалии русского народа могут отличиться от реалий башкирского народа, а иногда они могут и совпасть. Так, читая описание степи в произведениях русских и башкирских писателей и поэтов, мы пришли к выводу, что данное слово символизирует прежде всего необъятную родину, открытость и широту души российского, в том числе и башкирского народа, его свободолюбие и независимость.
Для меня, уроженца Баймакского района, кажется естественным, что слово «степь» ассоциируется со словами «ширь», «стоги сена», «седой ковыль». А как описывают «степь» русские и башкирские писатели и поэты, какие слова употребляются ими при описании степи? Может, словообраз «ковыль» является реалией только башкирской культуры?
В данной работе я попытался найти ответ на эти вопросы, проанализировав пейзажные зарисовки русских и башкирских писателей и поэтов 19 и 20 веков.
Методика и результаты исследования
Для того чтобы ответить на волнующие меня вопросы, я прочитал стихотворения С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева, Д.Кедрина, М.Карима, Б.Валида, Т.Шафикова, С.Кудаша, К.Даяна, повести и рассказы Л.Толстого, В.Даля, С.Аксакова и других. Были проведены текстовые анализы произведений, библиографический обзор и культурологический анализ данных отрывков. Оказалось, что у многих поэтов и писателей степь прежде всего ассоциируется с васильками, кашками, мятой, сурепкой, полынью и т.д.
Вот некоторые примеры:
1. «Я возвращался домой полями. Была самая середина лета, луга убрали и только что собирались косить рожь.
Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые, с ярко-жёлтой серединой «любишь-не любишь» с своей прелой пряной вонью; жёлтая сурепка с своим мёдовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; горошки; жёлтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости, и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие цветы повилики». (Л.Толстой, «Хаджи-Мурат»)
2.На сто вёрст кругом одно и то же:
Глушь да топь, чижи да дикий хмель. (Д.Кедрин, «Я не знаю, что на свете
проще»)
3.Иду по июньскому приволью.
Под синевой шаги мои легки…
И на тропе синеют васильки. (Н.Наджми, «Васильки»)
4.Далече милые луга,
Степной полыни запах… (К.Даян, «Я вернусь»)
5.Это – кашка, татарка и донник
На высоких могилах степных. (Д.Кедрин, «Хочешь знать, что такое
Россия»)
И только у писателей и поэтов, хорошо знакомых с природой Башкортостана, особенно башкирского Зауралья, в стихотворениях появляется словообраз «ковыль».
Красив и звучен полевой простор.
Заголубел в лучах рассвета бор.
А ветер, шевеля степной ковыль,
Ему нашёптывал то ль сказку, то ли быль,-
читаем мы в стихотворении нашего земляка Батыра Валида «На заре». А Г.Шафиков, детские годы которого прошли в Хайбуллинском районе, знал про ковыльные степи Зауралья не понаслышке:
И дух шалфея.
И седой ковыль,
Далёкий храп стреноженных кобыл. («День предстоящий»)
Есть данный словообраз и в произведениях башкирских поэтов С.Кудаша и М.Карима:
Серебрилась ковыльная степь волной,
И седой над степями стоял Урал,
Ждал Хабрау – певец день рожденья твой,
И очаг его яркий не угасал. (С.Кудаш, «Башкортостану»)
Всем доволен я. Вполне доволен
Сделанным… Чего мне опасаться!
Даже ветер здесь – и тот не волен
Ковыли седин моих касаться. (М.Карим, «Годам вослед»)
С.Т.Аксаков, в творчестве которого широко отображается жизнь башкирского народа, природа нашего края, в повести «Детские годы Багрова-внука» тоже упоминал о ковыльной степи:
«Степь, то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина, окружала нас со всех сторон… Степь не была уже так хороша и свежа, как бывает весною и в самом начале лета, какою описывал её мне отец и какою я после сам узнал её: по долочкам трава была скошена и сметена в стога, а по другим местам она выгорела от летнего солнца. Засохла и пожелтела, и уже сизый ковыль, ещё не совсем распустившийся, ещё не побелевший, растирался, как волны, по необозримой равнине… »
В стихотворении Д.Кедрина «Осень» мы находим:
Заклубит на езженых дорогах
Стон возов серебряную пыль.
И тоской позолотишь ковыль.
А что интересно, в произведениях поэтов А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Наджми я так и не нашла словообраза «ковыль», даже когда речь шла о степи:
Поля да степи – вот мои уроки:
Моя земля на краски не скупа. (К.Даян, «Первая книга»)
Выводы
Просмотрев все произведения выше названных авторов, изучив дополнительную литературу, я пришёл к выводу, что словообраз «ковыль» встречается, в основном, в художественных произведениях тех поэтов и писателей, которые так или иначе связаны с башкирским Зауральем. Это объясняется тем, что именно Башкирское Зауралье – единственная в России зона, где на сравнительно небольшой площади есть всё, что вы можете увидеть, лишь проехав страну из конца в конец. Это ковыльные степи, что считается редчайшим явлением на планете, реликтовая дубовая роща около города Сибай, полупустыни и луга Хайбуллинского района, лесостепи, тайга и горы с ледяной водой Баймакского, Зилаирского и Абзелиловского районов.
Исходя из вышеизложенного, смею предположить, что словообраз «ковыль» является реалией культуры башкирского народа, проживающего на территории Зауралья, т.к. именно в описаниях природы башкирского Зауралья появляется словообраз «ковыль».
Безусловно, данная работа не претендует на полный анализ поставленного вопроса, тем более, я так и не смог найти ответ на вопрос: а чем объяснить использование словообраза «ковыль» в стихотворениях А.Блока, С.Есенина?
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль. (А.Блок, «На поле Куликовом»)
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ревностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска. (С.Есенин, «За тёмной прядью перелесиц»)
И знаменитое есенинское:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь,
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Может быть, Куликовская битва у Блока вызвала такие ассоциации, как воины, свободолюбие, независимость, «северные амуры», башкирские степи, кони, седой ковыль? А для Есенина, чья «лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», мне кажется, естественно упоминание наряду с «малиновым полем», «заросшим прудом и хриплым звоном ольхи», «милыми берёзовыми чащами» и «ковыльной гущи».
Но это только моё мнение. Пока я уверен в том, что словообраз «ковыль» ни разу не упоминался в стихотворениях поэтов-пантеистов А.Фета, Ф.Тютчева, всего один раз я встретил это слово в стихах М.Карима. Наверное, они никогда не видели и не слышали о ковыльной степи. А я горд тем, что могу прикоснуться к одному из семи чудес Зауралья.
Заключение и перспективы работы
В данной работе я попытался найти ответ на вопрос, является ли словообраз «ковыль» реалией только башкирской культуры. Работа была интересной и увлекательной. И я, надеюсь, продолжу исследование этой темы, так как считаю, что только изучив свою культуру, можно стать культурным, образованным человеком, а самое главное, патриотом своей Родины.
Снежный всадник
Кто должен измениться?
Кто грамотней?
Мальчик и колокольчики ландышей
Сказка об осеннем ветре