Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.docx | 25.81 КБ |
Творческая работа - сочинение-интервью с литературными героями-лесниками.
Ученик. Сегодня в свой литературный салон мы пригласили, на наш взгляд, настоящих героев, представителей одной из самых интересных, нужных и в то же время трудных и опасных профессий. Это лесники, которые твердо шагают по жизни и борются со злом в любом его проявлении. Наши гости необычны: это главные герои русской литературы девятнадцатого и двадцатого веков. Сегодня нас посетит и уважаемый народом, чуткий к природе Калиныч, и уверенный в своей правоте Фома Кузьмич, или как его прозвали в народе за строгий нрав, требовательность и угрюмость Бирюк, и неунывающий шукшинский «чудик», колхозник Бронислав Пупков, легкий и общительный человек. А также в наш салон приглашены и создатели этих литературных образов – великие русские писатели Иван Сергеевич Тургенев и Василий Макарович Шукшин.
Ученица. В современном мире особенно актуален вопрос защиты природы. А такие мастера русской литературной прозы, как И.С.Тургенев и В.М.Шукшин, живописно нарисовали образ справедливого и чуткого лесника. Как бороться с преступностью, с безнравственностью? Как сохранить лес? Эти вопросы всегда звучали в произведениях русской литературы. Сегодня мы поговорим с литературными героями и попробуем увидеть и понять душу русского человека, который живет одной жизнью с природой и знает, что значит «жить по совести».
Ученик. Свой первый вопрос я хотел бы задать Ивану Сергеевичу Тургеневу, автору рассказа «Бирюк». Иван Сергеевич, почему вы начали свой рассказ с описания грозы? Какую роль она выполняет в понимании образа главного героя?
И.С. Тургенев. Да, действительно. Мой рассказ начинается так: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями». Пейзажная зарисовка грозы – это ключевой эпизод в раскрытии образа главного героя. Бирюк - гроза леса, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы, он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.
Ученик. Здесь вы снова применяете особый стилистический прием – слияние человека с природой?
И.С. Тургенев. Безусловно, я стараюсь приблизить героя к природе. Вспомните другие мои зарисовки из «Записок охотника»: Хорь в рассказе «Хорь и Калиныч» живёт далеко от помещика, в лесу на болоте; детей из рассказа «Бежин луг» видим на фоне природы, в произведении «Свидание» в берёзовой роще возникает трогательный образ крестьянской девушки Акулины. Таким образом, природа выступает в рассказах важным средством изображения главного героя.
Ученик. Мы еще раз убедились в том, что вы замечательный мастер слова, так как органично вписали в пейзаж фигуру лесника, тем самым крепко соединили его с природой.
Ученица. Я познакомилась в рассказе с жизнью лесника, и сердце мое заныло: «Комната закоптелая, низкая и пустая,…, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей». Изба лесника производит тягостное впечатление. Кроме хлеба, в доме ничего нет. Убогость жилища подчеркивается яркой художественной деталью: «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая, от нее исходил скудный свет». «Не весело войти ночью в мужицкую избу», - в этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика. И мой вопрос обращен к Фоме Кузьмичу. Почему так безрадостно живется Вам, грозе окрестных мужиков, ведь Вы никому не даете спуску?
Фома Кузьмич. Я живу в лесу с двумя малыми детьми. Жена с «прохожим мещанином сбежала», а задаром господский хлеб есть не приходится. Сам я лесник Фома Кузьмич, но крестьяне называют меня Бирюком. Так у нас в Орловской губернии зовут одинокого, угрюмого человека. Да, верно вы заметили, что трудно, безрадостно живется нам; бедность, нищета и неустроенность выглядывает из всех углов. Но я не жалуюсь на свою жизнь. Ведь смысл своей жизни вижу в работе, стараюсь добросовестно ее выполнять.
И.С. Тургенев. Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе: «…окрестные мужики боялись как огня», «вязанки хвороста не даст утащить», «ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность. Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью, несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». Бирюк обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик. Красив и могуч Фома!
Ученик. Фома Кузьмич, а почему Вы, такой справедливый и неподкупный, все-таки отпускаете порубщика? Может, испугались угроз?
Фома Кузьмич. Испугался угроз? Конечно, нет. Немало я их слышал. Хоть и нелюдим я и зовут меня Бирюком, но знаю я людской мир, знаю, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды? Чувствую я, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и голодом, своя правда.
Ученица. Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, не лишенного чувства собственного достоинства человека. Бирюк отличается от других прежде всего нравственными качествами. Откуда это?
И.С. Тургенев. Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями. В этом портрете четко выражена моя оценка - восхищение героем.
Ученик. Да, сложный выбор стоял перед Вами, Фома Кузьмич: наказать или отпустить мужика-вора?
Фома Кузьмич. Я сам очень из-за этого переживал. И враждовать с местными крестьянами приходилось. Я ведь тоже человек подневольный, с меня взыщут. Лесник, по закону, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь. А у меня малые детки! Но воровать – грех, к тому же воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель. Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету. Вот и терзают эти сомнения мою душу.
Ученик. А как же решить этот вопрос?
И.С.Тургенев. Крепостное право всему виной. Человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.
Ученик. Да, красива душа русских крестьян! Вот если бы все были такими же сознательными, честными и порядочными, как Фома Кузьмич! Но пока русский народ задавлен крепостным правом, живет впроголодь, вот и идет на воровство. Но это, конечно, не оправдание. Бирюк тоже живет бедно, «в доме даже чая нет». Если бы он воровал лес, мог бы позволить себе белую избу. Но герой осознает, что, если каждый начнет воровать, всем станет только хуже, и особенно природе. Поэтому-то и живет наш герой по совести и старается других этому научить. А счастье свое лесник видит в общении с природой, в заботе о ней, о лесе. Восхищаемся мы Вами, Фома Кузьмич, и сочувствуем нелегкой судьбе. Иван Сергеевич, на мой взгляд, все Ваши герои-лесники – положительные персонажи, уверенные в своей правоте. Какие самые лучшие черты Вы бы отметили в Калиныче, герое Вашего рассказа «Хорь и Калиныч»?
И.С.Тургенев. Мой герой вобрал в себя всё лучшее, что есть в русском национальном характере, в русской душе: способность к настоящей дружбе, любовь к природе, душевную мягкость.
Ученица. Бытовая жизнь Калиныча не устроена, нет семьи, деловой хватки тоже нет. Мне хочется спросить Калиныча. В чем же тогда Вы видите смысл своей жизни?
Калиныч. Я люблю ходить в лес, где провожу почти все свое время. Природа дает мне радость, умиротворенность, гармонию. Когда я нахожусь в лесу, моя душа поет, а с уст срываются нежные поэтические строчки. Только в гармонии с природой я забываю о ненавистном крепостном праве, о проблемах. Думаю, что мягкость моего характера, чуткость ко всему живому, поэтичность, доброта подарены мне самой природой-матушкой. Забота о ней наполняет мою жизнь смыслом.
Ученик. Да, тяжела жизнь русского крестьянина, но наполнена великим смыслом. Все мелкое, ничтожное, суетливое отступает, когда понимаешь, что главное - рядом, только оглянись, всмотрись, вслушайся. В замечательной книге И.С.Тургенева «Записки охотника» воспета не только красота и величие русской природы, но и её защитники, которые зорко стоят на страже.
Ученица. Замечательный русский писатель двадцатого века, сценарист, актер, режиссер Василий Макарович Шукшин, человек из народа, создал в своих произведениях незабываемые образы сельских жителей, самобытных и талантливых «чудиков». Свой вопрос я задам Василию Макаровичу, который создал образ Броньки Пупкова в рассказе «Миль пардон, мадам!». Где в полной мере раскрывается Ваш герой, ведь в повседневной жизни он неудачник?
В.М.Шукшин. Внешне Бронька Пупков – неудачник. К работе в колхозе душа у него не лежит, но любит он с городскими охотниками бродить по лесу. Семейная жизнь у него не сложилась: он постоянно скандалит со своей женой – грубой, некрасивой бабой, ругающей его «лесным скотом». У Броньки есть сын-подросток, которого он любит и стесняется. Еще герой любит подраться с деревенскими мужиками и поноситься с оглушительным треском по всей деревне на своем мопеде. Одним словом, Бронька – несерьезный и беспутный человек. Но это только внешняя сторона его жизни, которая видна окружающим, и ей не исчерпывается характер героя. Лесные скитания, шутовские выходки героя можно рассмотреть и с другой стороны. Он человек непоседливый и общительный. Он любит ходить в лес, и именно здесь раскрывается его человеческий талант. Он незлопамятен, нежадный, умелый рассказчик. Таким образом, Бронька – живой и легкий человек.
Ученица. А почему Вы придумали историю о покушении Броньки на Гитлера?
В.М.Шукшин. Потому что в душе героя царит разлад между обостренным чувством справедливости и реальным жизненным порядком, в котором справедливость присутствует очень редко. В этом разладе кроются причины нравственной драмы героя – хорошего, душевно чуткого и совестливого человека. Он не в силах забыть войну даже спустя двадцать лет после её окончания. Смешная, выдуманная история Броньки раскрывает драматическую историю его души. О таких, как Бронька, обычно говорят: нажил душу, но не нажил судьбы.
Ученик. Бронислав, Вас считают смешным, чудаковатым героем, а между тем выдуманная Вами история выражает человеческую суть, трагедию и подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.
Б.Пупков. Обычно люди боятся непонимания и насмешек, поэтому редко раскрывают свою душу. Фронтовики стесняются рассказывать об ужасах войны, не хотят бередить свои душевные раны, пугать близких тяжелыми воспоминаниями. Но есть «чудики», которые ничего этого не боятся и не стесняются, хотя действительно сталкиваются с непониманием окружающих и становятся посмешищем в глазах «нормальных» людей. Я и есть этот «чудик».
Ученик. В.М.Шукшин постоянно подчеркивает контраст между содержанием истории и манерой её изложения. Вы несколько раз останавливаетесь, так как непритворное волнение не дает Вам говорить, душераздирающе кричите, когда стреляете в Гитлера, и безутешно плачете, когда сообщаете, что промахнулись. Дальше наступает гробовая тишина, потрясенные слушатели чувствуют, «что говорить что-нибудь – нехорошо». Рассказанная история свидетельствует об искренности Ваших чувств. И то, что эта история – выдумка, становится уже неважно.
Б.Пупков. Я не пытаюсь развлекать городских охотников рассказом о покушении, но мне хочется выговориться, излить свою душевную боль. В родной деревне меня считают «чудиком», а может, даже принимают за сумасшедшего. А я хочу жить по справедливости, а оно кажется смешным для «умных» людей. Не желаю приспосабливаться к существующему «порядку», иду против него, хотя сам и страдаю от своего упорства. Одним словом, во мне соединились «видимый миру смех и незримые, неведомые ему слёзы».
В.М.Шукшин. Мой герой – это «рыцарь печального образа». Душой он отдыхает, когда находится в гармонии с природой, заботясь о ней, открывая свою душу. Я стремился нарисовать не смешной образ, а самобытный, глубокий русский характер. В этом несерьезном, на первый взгляд, герое открываются вдруг душевность, чуткость, совестливость – качества, свойственные русской душе.
Ученица. Мы благодарим всех гостей нашего замечательного вечера: и писателей, чья бесконечная любовь к родной природе талантливо воспета в каждом произведении, и литературных персонажей, героев-лесников, чья жизнь связана с природой, с бескрайними русскими лесами, могучими дубравами. Благодаря вам мы словно оказываемся погруженными в атмосферу лесной жизни, слышим голоса птиц, вдыхаем аромат сосновой коры и хвои.
Р. S. Хочется верить, что данные произведения русской литературы помогут еще не одному подрастающему поколению разобраться в сложных жизненных вопросах, постичь красоту природы и осознать себя её частью.
Цветущая сакура
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Прекрасное далёко
Весёлые польки для детей
Агния Барто. Сережа учит уроки