Исследовательская работа "Изучение двухчастных пословиц,редко используемых в полной форме"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pobeditelya_rayonnogo_konkursa.docx | 25.27 КБ |
Номинация: «Лингвистика. Русский язык»
Тема исследования: Изучение двухчастных пословиц, редко используемых в полной форме.
Автор: Дарья Фролова
Класс: 7а МОБУ лицей №4 г. Баймак
Научный руководитель: Байрамгулова Динара Талгатовна, учитель русского языка и литературы
Актуальность: На мой взгляд, обогащение словарного запаса учащихся – одна из проблем, поставленных современностью, так как речь подростков скудна, бедна и примитивна. Именно поэтому считаю необходимым на сегодня вопрос изучения пословиц, ведь они делают нашу речь более яркой, живой и меткой.
Цели: 1) исследование русских пословиц по их первоисточнику, 2) обогащение словарного запаса учащихся пословицами, 3) расширение их кругозора.
Задачи: 1)проанализировать пословицы, только часть которых знакома нам и употребляется в нашей речи; 2) создать школьный справочник малоупотребительных пословиц
Предмет изучения: русские пословицы, малоупотребляемые в полном объеме в современной речи.
Гипотеза: предполагаю, что эти пословицы первоначально имели больше смысла.
Методы исследования: 1. Теоретический 1) анализ, 2) синтез (проводился на начальном этапе исследования – при изучении литературы по теме). 2. Эмпирический:
Результаты: в ходе данного исследования был составлен школьный справочник пословиц, мало знакомых ученикам, что поможет многим при подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам, расширит их кругозор.
Введение.
Без углов дом не строится,
без пословицы речь не молвится.
Пословица.
Предметов в школе много. Мы обучаемся арифметическим навыкам, чтению, письму, черчению и так далее.
Но уроком, который учит нас жить, любить, чувствовать, является урок литературы. Именно на них мы переживаем вместе с литературными героями, сочувствуем им, огорчаемся и радуемся вместе с ними. На уроках литературы, русского языка происходит обогащение словарного запаса учащихся, что является одной из главных проблем современности. Вот поэтому в последнее время большое внимание уделяют урокам литературы, чтению книг. Сам тот факт, что 2015 год объявлен Годом литературы, говорит о том, что литература призвана воспитывать человека, делать нас добрее, чище.
Любая литература начинается с устного народного творчества, поэтому пословицы, загадки, сказки – все это обогащает нашу речь, воспитывает нас, поэтому считаю актуальным на сегодня вопрос изучения пословиц, ведь они делают нашу речь более яркой, живой и меткой.
Пословицы могут стать основой для творческой работы учащихся: эпиграфом, темой сочинения, остроумной подписью к репродукции картины известного художника и так далее.
А пословицами, которые редко употребляются в полном объеме в нашей речи, я заинтересовалась после того, как познакомилась с заданиями Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку для 7-8 классов. Одним из этих заданий было продолжить пословицу. К сожалению, с этим заданием я не справилась, так как многие пословицы мне знакомы были только по их началу.
Я считаю, что моя работа может помочь не только моим сверстникам, но и всем, кто часто принимает участие в различных конкурсах, олимпиадах по русскому языку. В этом я вижу практическую значимость моей работы.
Целью работы является исследование русских пословиц по их первоисточнику, обогащение словарного запаса учащихся пословицами, расширение их кругозора.
Задачи: 1)проанализировать пословицы, только часть которых знакома нам и употребляется в нашей речи; 2) создать школьный справочник малоупотребительных пословиц.
Глава 1. Пословицы о языке
«Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах… Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость,» - писал М. А. Шолохов. Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, которое, как правило, представляет собой законченное по синтаксической структуре предложение.
Рассмотрев всю литературу, изучив сборники пословиц В.И. Даля, «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок», «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», я пришла к выводу, что все пословицы можно условно разделить на несколько групп. Но я в своей работе решила рассмотреть только две группы: 1) пословицы о языке, 2) пословицы о семье, о семейном воспитании.
Первую группу составляют пословицы о языке. До работы над этой темой я знала пословицу «язык мой – враг мой». Анализируя сборник Даля, я обнаружила, что у этой пословицы есть несколько вариантов продолжения: «язык мой – враг мой: прежде ума глаголет»; «язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет»; «язык мой – враг мой. Свой язычок первый супостат». Я думаю, что вторую часть этой пословицы реже стали употреблять, так как основной смысл заключается в первой части, а продолжение дополняет сказанное.
Народная мудрость сказалась и в таких пословицах о языке, которые были мне незнакомы. Например, «острый язык – дарование, а длинный язык – наказание», «язык губит, язык и голубит», «на языке мед, а под языком лед», «к старости зубы тупее, а язык острее», «языком не торопись, а делом не ленись», «сперва подумай, а там и скажи», «лучше не договорить, чем переговорить», «поменьше говори, побольше услышишь». Вчитываясь в эти пословицы, я отметила для себя, что они не только прославляют красноречие народа, но и учат культуре речи.
Глава 2. Пословицы о семье
Особый интерес вызвали у меня пословицы о семье, о взаимоотношениях в семье, о воспитании.
Они дают добрые, разумные советы тому, кто семьей обзаводиться задумал. Вот некоторые из них: «выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «жену выбирай не глазами, а ушами», «с лица воду не пить, умела бы пироги печь».
Немало новых пословиц я узнала о дружной семье. Мне часто встречалась пословица «один за всех, и все за одного» в форме девиза во время конкурсов, соревнований, КВН. Оказывается, эта пословица изначально относилась к дружной семье. Эту же тему раскрывает пословица «согласную семью и горе не берет».
В русских пословицах о семье слышится и шутка с подковыркой: «чего жена не любит, того мужу век не едать». Некоторые поговорки, употребляемые сейчас, когда-то были пословицами, то есть законченными, цельными предложениями. Например, поговорка, которая в нашей речи встречается в форме «муж – голова, жена - шея», первоначально, оказывается, имело довольно длинное звучание: «муж говорит: я глава, а жена: - я шея, куда захочу, туда головушку верчу».
Много редко используемых пословиц я встретила о воспитании детей: «кто детям потакает, тот сам плачет», «масляная голова (т.е. избалованный ребенок) отцу-матери не кормилец». В пословицах народ замечает, что нужно воспитывать с умом, спокойно. Например, «на битой дороге трава не растет», «крутью ничего не сделаешь».
Особенно мне понравились пословицы, которые учат с уважением относиться к старшим, братьям, сестрам. Редко употребляются в нашей речи следующие пословицы на эту тему: «подсади деда на печь, тебя внуки подсадят» «корми деда на печи: сам будешь там», «братская любовь крепче каменных стен», «доброе братство лучше богатства».
Глава 3. Школьный справочник малоупотребительных пословиц
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено множество пословиц, которые были известны нам только по одной их части. Кроме этого, я узнала о малоупотребительных крылатых выражениях, которые, на мой взгляд, были незаслуженно забыты.
Исходя из вышеизложенного, смею предположить, что употребление таких пословиц в речи сделало бы наш язык намного красивее, выразительнее и богаче. И предложенный мною небольшой справочник малоупотребительных пословиц должен иметь практическую значимость, так как он может быть использован при подготовке к творческим конкурсам, олимпиадам.
Даже сам процесс знакомства с пословицами является очень интересным, увлекательным. Именно об этом писал Л.Н. Толстой: «Чтение сборника пословиц составило для меня одно из любимых не занятий, но наслаждений».
Использованная литература.
В поисках капитана Гранта
Эта весёлая планета
Сказка "Морозко"
5 зимних аудиосказок
Почта