В данной работе мы собрали стихи и песни жителей нашего села о природе, о красоте, о любви к родным местам.
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 594.44 КБ |
приложение | 311.42 КБ |
Исследовательская работа
Тема: «Поэты живут рядом с нами»
Выполнил:
Камалеев Камиль Эдуардович,
учащийся 4 класса
МБОУ Азевской СОШ Агрызского района РТ
Руководитель:
Мордвинова Снежана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Азевской СОШ Агрызского района РТ
Оглавление.
Введение.
В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог, поэтому из всех предложенных тем я выбрал тему «Поэты и писатели моего края». Данная тема конечно же большая, но я подумал и решил начать с малого. «Поэты живут рядом с нами».
Актуальность проекта: Как появилась идея изучения данной темы?
На уроках литературного чтения, изучая раздел «Поэтическая тетрадь», мы знакомимся с произведениями поэтов, которые описывают природу родного края, красоту и неповторимость милых уголков и подумал: ведь наши местные жители пишут стихотворения не хуже чем другие. Решил я собрать стихи о Родине для детей в один сборник и познакомить с ним своих одноклассников и жителей села.
Цель проекта
- познакомиться с творчеством поэтов родного села, раскрывающих тему малой родины в поэзии.
Задачи проекта:
- провести самостоятельный поиск информации и материалов по теме проекта;
- сопоставить произведения, выявить общие образы;
-выбрать стихотворения для детей.
Практическая значимость: проекта в том, что по окончании его будет сделан сборник стихов «Проба пера (стихи для детей)», который можно будет использовать на уроках литературного чтения, литературных утренников, конкурсах чтецов и т.д.
Объект проекта: творчество поэтов родного села.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний по литературному краеведению за счёт знакомства с творчеством поэтов родного села.
Основная часть.
Моя работа проходила в два этапа и заняла два месяца (апрель-май)
Поисковый:
Практический:
Оформление сборника: набор текстов стихов, подбор картинок, распечатка, сборка.
Любовь к своему краю, отчему дому, малой Родине - это святое чувство для каждого человека. Красноперова Любовь Ильинична, библиотекарь нашей школы, родилась и выросла в селе Республики Татарстан. Ее стихи пронизаны любовью к Родине, ее красивым местам. Она восхищается Республикой Татарстан в стихотворении «Родина любимая» (Приложение 1)
Именно в творчестве местных поэтов раскрывается подлинная красота родных мест. Именно с любви к маленькому селу, к отдалённому посёлку и начинается любовь к великой стране. Эта истина хорошо известна нашим соотечественникам, которые любят родные места, гордятся ими и стараются привить это чувство своим детям. Об этом Любовь Ильинична рассказывает в стихотворении «Село мое. Село родное» (Приложение 2)
Поэты видят родную землю по-разному, каждый по-своему, помогая нам понять, почему мир видится им именно таким. Стихотворение «Село родное» написала Кузнецова Любовь Витальевна, учитель русского языка и литературы Азевской СОШ. Она воспитывает в детях любовь к Родине не только через свои уроки, но через стихи собственного сочинения. (Приложение 3)
О чем бы ни писали в своих стихах наши поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах – они всегда думали и помнили о главном. Это главное – любовь к отчему краю. Стихи Мордвиновой Снежаны Николаевны, учителя начальных классов, просты и поэтому понятны, особенно нам детям. В стихотворении «Родные просторы», Снежана Николаевна описывает жизнь села. (Приложение 4)
Когда вокруг тебя такие талантливые люди, невозможно не любить литературу, поэзию, рифму. Цыгвинцева Татьяна, бывшая ученица нашей школы, с детства любила стихи. Сейчас она уже взрослая, но я нашел ее стихи. В ее стихах нет показной красоты, родная земля проста и скромна, но так прекрасна. (Приложение 5)
Таких выпускников, которые пишут стихи, у нас много. Вот Русинова Анастасия в своем стихотворении «Лесная тропинка», описывает лес, могучий, красивый, завораживающий. (Приложение 6)
Родная земля привлекала поэтов и писателей своей скромной простотой. В простоте окружающих мест скрывается милая сердцу красота. Третьякова Людмила Михайловна, жительница нашего села, в прошлом заведующий сельского дома культуры, в своих стихах рассказала нам о том, что она любит жизнь, природу, семью, спорт и все живое вокруг. Она гордится тем, что живет в России. (Приложение 7)
Поэзия наших современников необыкновенно лирична и мелодична. В ней то, что волнует, что дорого. На стихи Красноперовой Л.И. положена музыка И стихи зазвучали совершенно по-особенному, они обрели вторую жизнь. Песня стала популярной и любимой в народе. (Приложение 8 )
Не имея профессиональной подготовки, используя только свой талант, наши односельчане смогли передать нам красоту родного края, передать свои чувства любви и преданности малой Родине. А эта песня сельская – народная, ее пела моя прабабушка много лет назад. (Приложение 9)
Родина… Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и вечного.
Заключение.
Часто ли мы задумываемся над тем, что прекрасное рядом? Нужно лишь быть чутким сердцем, открыть глаза, слушать. Ну разве не чудо - радуга, появившаяся на небе после дождя, или лист, упавший с дерева, ведь в природе нет ни одного симметричного листка, нет ни одной половинки, похожей на другую, все в ней прекрасно, все неповторимо.
Давайте возьмём в руки стихи наших замечательных поэтов-земляков и перечитаем их, полные любви к родному краю, они помогут нам увидеть и почувствовать красоту нашей природы.
Работа над проектом имеет практическую значимость: мною были систематизированы знания по литературному краеведению. Собранный материал, может быть использован на уроках литературы, на тематических конференциях, литературных конкурсах, викторинах.
Творчество наших поэтов не ограничивается стихами о Родине. У них есть стихи и о матери, и о войне, и об учителях, и о семье. Они часто печатаются в районной газете «Агрызские вести», книгах, сборниках. (Приложение 10)
Если рядом с подрастающим поколением находятся такие наставники, то можно с твёрдой уверенностью заявить, что из них вырастут люди, способные защищать и любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим.
В перспективе я планирую продолжать работу по данному направлению и пополнять сборник «Проба пера» новыми стихами.
Список использованной литературы
Приложение 1
«Родина любимая»
Татарстан, мой край любимый,
С детства мною ты любимый.
Родничок на солнышке искрит.
Милый дом – он тянет, как магнит.
Здесь леса богатые – там ягоды, грибы.
Здесь луга цветущие – там разные цветы.
Процветай, мой Татарстан, Родина любимая!
Здесь и люди и природа – все неповторимое!
Приложение 2
«Село мое. Село родное»
Там, за березками вдали
Синеют ярко васильки.
Ромашек белых облака
Зовут, зовут меня в луга.
Журчит в овражке ручеек,
В летний солнечный денек.
Растет калина под окном,
Здесь я живу. Здесь отчий дом!
Приложение 3
«Село родное»
Азево – село родное.
Так близко, мило. Ты – мое.
И сосны стройные
Стоят у дома горделиво.
Так нежно, ласково
И солнце улыбается в окно.
И шелест листьев
Берез красивых, милых,
И лица всех, что смотрят на меня.
Люблю тебя, село.
Ты – край родимый.
Людей, с которыми живу уже давно.
Водой твоею сладкой, родниковой,
И чистым воздухом, которым я дышу.
Горжусь тобой, село мое родное.
Село, в котором я живу.
Приложение 4
«Родные просторы»
Родные просторы, родные поля,
Лесные тропинки, дома, тополя.
Березки у дома, в овражке ручей,
Кисель из калины и вкус калачей.
Цветные луга, аромат васильков
И пение птиц, и крик петухов.
Солнышко светлое смотрит в окно,
Греет лучами родное село.
Дождик веселый по крышам стучит,
Лошадь колхозная резво бежит.
Ночью поют за окном соловьи,
Видит село интересные сны.
Родные просторы, родные поля.
Нет родины краше, люблю я тебя!
Приложение 5
«О самой дорогой и милой»
Милая, знакомая деревня,
Золотые, бесконечные поля.
Ты ответь, пожалуйста, скажи мне
Почему я так люблю тебя?
Все твои тропинки и дорожки,
Небольшую речку и мосток,
Вдоль дороги белые березки
И поляны голубых цветов.
Лавочку, где мы сидели летом,
Ручейки веселые весной,
Петухов, что будят нас с рассветом
И рябины красной вкус лесной.
Милая, знакомая деревня,
Самая красивая из всех!
Больше нет нигде таких веселых ливней,
И нигде так радостно не раздается смех.
Приложение 6
«Лесная тропинка»
Тропинка лесная, куда ты ведёшь?
Какие красоты откроешь?
Забыть помогаешь, что есть боль и ложь,
От грусти, печали спасаешь.
Каким же таинственным кажется лес,
Как манит своей красотою.
Ты знаешь, он полон прикрас и чудес,
Он в мир свой захватит тебя, как волною.
Как бодро себя здесь почувствуешь ты.
Ведь воздух в лесу необычно так чист.
И, кажется, будут сбываться мечты,
И жизнь станет чистой, как белый лист.
Тропинка ведет тебя дальше, все вглубь
Средь веток еловых, березок.
И слышен все лучше тебе лесной звук,
Шум ветра, птиц пенье, трепет стрекоз.
Прохладно. Сквозь ветви раскидистых елей
Луч солнца едва ль проберется.
От громких, веселых, красивых птиц трелей
Эхо из глубины раздается.
Вот, пробираясь сквозь камни, песок,
Несет свои воды родник.
Текут его воды через лесок,
А он в самой чаще возник…
Все словно в сказке: и птицы, и звери,
Деревья приветливо машут ветвями.
Но это не сказка! Открой скорей двери,
Это все рядом, совсем рядом с нами.
Лес – богатство Земли, это нужно поведать,
И наше богатство, быть может.
Должны мы его сохранить, преумножить,
И в этом тропинка лесная поможет...
Приложение 7
«Родина»
Родина – это мама, это цветов букет
В окно ветви березы и ранний утра рассвет.
Сколько б ни жил на свете, детство счастливое там,
Где тополя и речка и птиц веселый гам.
Лоси идут по полю, ноги у них в крови.
Сено стога стояли, подкармливали мы их.
Родина – это нежность материнских рук
И только когда уедешь остро почувствуешь вдруг.
Люблю я рано проснуться от гомона птичьих стай,
Колодезной водой облиться и ощутить рай.
Люблю, когда снежинки падают на ладонь.
Идут ребятишки в школу, в небе зари огонь.
Снега укрыли землю кругом белым бело.
На сердце спокойно и на душе светло.
Внук подрастает, радует, жизнь прожита не зря.
Родина – это счастье, это наша земля.
Вечером, приустав от дел земных, книжку читает дочь.
И незаметно в окошко, тихо стучится ночь.
Родина – это березы, что стоят на горе,
Словно девочки босы на зеленом ковре.
Гордость берет за Россию, за ее сыновей.
Вечная слава героям, людям России моей.
Мы счастливые дети в мире живем
И всегда за Победу Гимн России поем.
Приложение 8
«Березки»
1.За селом вдали растут березки,
Стройными рядами разбрелись.
В белых платьицах в полоску,
Ввысь макушки поднялись.
Припев:
Березки белые, красавицы лесные!
Ваш шум до боли в сердце я ловлю.
Понять нельзя, не узнав России
И полюбить, как я ее люблю!
2.Десятки лет стоят под небом синим
Березки белые красу свою храня,
Вы символ нашей Родины России,
А значит и частичка вы меня!
Приложение 9
От березового колышка,
Из студеного ложка
Там взялась Азевка – реченька,
Докатилась до меня.
Вот и гуси сизокрылые,
Вот и старая ольха.
Ты, Азевка – речка милая,
Мне ты с детства дорога.
Замерла ольха корявая,
Все, как надо, поняла.
Ты же, песня моя правая,
Где ж ты раньше – то была.
Приложение 10
Любимое яичко
Сказки пластилинового ослика
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Груз обид