Творческая работа - сочинение "Закон в нашей жизни" - содержит рассуждения ученика о том, какую роль играет закон в нашей жизни. Автор сочинения исследует этот вопрос, опираясь на знания истории развития органов Прокуратуры, на высказывания известных философов-просветителей, ученых. В работе ученик рассматривает историю зарождения законодательства, приводя убедительные примеры, а также описывает развитие этого вопроса в наши дни. Для того чтобы работа была яркой, автор сочинения подкрепляет свои размышления примерами из русской литературы, ссылается на интересные факты биографии известных писателей. Работа отличается новизной, глубиной раскрытия темы, эмоциональностью и оригинальным стилем. Сочинение было высоко оценено на Республиканском межведомственном конкурсе сочинений, посвященном истории органов прокуратуры России и зарубежных государств (г. Казань), и автор работы Габдуллин Вадим, ученик 10 класса МБОУ "Затонская СОШ"получил 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
gabdullin_zatonskaya_sosh.docx | 25.23 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Затонская средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования п.г.т. Куйбышевский Затон Камско-Устьинского муниципального района
Республики Татарстан
Республиканский межведомственный конкурс сочинений
Сочинение на тему:
«Закон в нашей жизни»
выполнил
Габдуллин Вадим Эдуардович,
ученик 10 класса.
Научный руководитель
Кулагина Марина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы.
2014 год
Сочинение на тему:
«Закон в нашей жизни».
Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов?
Квинт Гораций Флакк.
Человек появляется на свет и не спеша, спотыкаясь и падая, поднимаясь и вновь выпрямляясь, идет по дороге своей жизни. Он познает окружающую действительность, преодолевает трудности, строит отношения с людьми, стремится найти общий язык с ними, приобщается к тем правилам, которые заведены в этом обществе. И чтобы ребенку было легче переносить обиды, разочарования, неудачи, ему помогают родители. Еще в семье они знакомят малыша с негласным порядком, традициями, семейным укладом, которые передаются из поколения в поколение. И если в семье живут по совести, соизмеряя каждый свой поступок в соответствии с высокой моралью и нравственностью, то можно быть спокойным: ребенок вырастет законопослушным гражданином, которому будет небезразлична как судьба его сограждан, так и страны в целом. Но, к сожалению, общество состоит не только из законопослушных граждан.
Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде общественного осуждения. «Мне известно только одно орудие, при помощи которого можно влиять на нравы народа, - это сила закона», - заметил великий просветитель Жан-Жак Руссо. Действительно, если бы люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.
От рождения и до смерти человека сопровождает закон, ибо для нас очень велик соблазн греха и собственной безнаказанности. Значит, дело не в законе, а в нас самих. А что обозначает это понятие? В толковом словаре С.И. Ожегова слово «закон» трактуется как «связь и взаимозависимость явлений объективной действительности, постановление государственной власти, общеобязательное правило». Закон принимается высшим представительным органом государственной власти и имеет высшую юридическую силу. Закон отображает наши взгляды на жизнь, наш опыт, наши представления о справедливости. Законы общеобязательны для исполнения, выражены в нормативно-правовых актах. За нарушение закона наступает юридическая ответственность. Конституция - высший закон государства, который закрепляет и гарантирует наши права и обязанности. В нашей стране ежегодно принимается множество указов, постановлений, законов. Казалось бы, все это должно обеспечивать счастливую жизнь для народа. Но, на мой взгляд, принятие закона - это полдела, намного сложнее привести его в движение. «Многочисленность законов в государстве – признак его болезни и бессилия», - мудро заметил великий французский мыслитель Вольтер. Значит, не все в нашем обществе благополучно.
Законодательство существует с древнейших времен. Еще тогда у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Слабый человек не имел никаких прав, если не имел заступника. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, в его лице у слабых людей появился могущественный заступник. Впервые законы о суде, собственности, браке, семье, защите личности были созданы еще во времена правления вавилонского царя Хаммурапи. Их выбивали на камне, самом твердом материале из всех. Из курса истории мне известны также и законы Киевской Руси, созданные в одиннадцатом веке. Это крупнейший памятник древнерусского права и основной правовой документ Древнерусского государства, получивший название «Русская Правда» и сохранивший свое значение в более поздние периоды истории. А Судебник Ивана III, важнейший памятник юридического характера Московской Руси конца пятнадцатого века, распространял юрисдикцию на всю территорию централизованного государства и кодифицировал нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы. С тех пор прошло много времени, и теперь каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который формулируется в правовых нормах.
Еще Аристотель говорил: «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться общему закону». Но для всех ли без исключения граждан закон одинаков? К сожалению, ответ отрицательный. О каком равенстве можно говорить, если даже должностные лица живут не по установленным законам, а по принципу «что хочу, то и ворочу», творят подсудные дела: грабят казну, берут взятки, состоят в сговоре с преступностью…и остаются на свободе, а вот бесправного «простого смертного» за отвинченную гайку отдают под суд! Получается: не все равны перед законом и не для всех эти законы одинаково «работают». Сами органы власти, призванные защищать права своих граждан, грубо нарушают законы!
В истории нашей страны есть примеры того, как законы всячески нарушались, потому что не имели силы и народ был бесправен: происходили гонения на инакомыслящих, ужесточалась цензура, разжигались межнациональные конфликты, обозначился кризис в руководстве. Все ϶ᴛᴏ привело к распаду СССР, страна перестала существовать. Талантливые люди преследовались в силу того, что являли собой одаренную личность и имели самостоятельное мышление. Таких людей старались всячески ограничить в правах, подчинить, затравить, запугать, оправить в ссылку… Александра Солженицына и Иосифа Бродского выслали насильно из страны, а академика Сахарова держали взаперти в Горьком.
Меня удивляет и то обстоятельство, что порой даже люди преклонных лет нарушают моральные нормы, не говоря уж о правонарушениях, совершаемых подростками с еще несформировавшимися нравственными жизненными ориентирами. Выходит, все общество больно: отсутствует самосознание и самодисциплина, нет четкой гражданской позиции и личной ответственности каждого гражданина, на каждом шагу - равнодушное отношение друг к другу, всюду - произвол и бесконтрольность власти, безнаказанность. Получается, что мы живем в каком-то мирке монстров, где беззаконие и бесправие – норма? А ведь еще в девятнадцатом веке Г. Р. Державин, будучи справедливым губернатором и законопослушным гражданином, завещал «властителям» и «судиям»:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
По-моему, необходимо пресекать все нарушения вне зависимости от того, властвующие или обычные граждане нарушили закон, ибо в равенстве людей заключается справедливость. «Закон суров, но он закон!» - так говорили в древности римляне, которые всегда верили в торжество и верховенство закона и неукоснительно следовали этому простому, но справедливому и основополагающему принципу. В непростое для нашей страны время, когда мы стараемся построить правовое государство, очень нужно, чтобы во главе всего стоял закон, защищающий наши интересы. Но знаем ли законы? Оказывается, лишь незначительный процент всего населения заглядывал в «законную книгу». Незнание мешает нам вести себя так, как подобает цивилизованному человеку. И так на каждом шагу. Не глядя, подписываем документы, терпим шумных соседей, которые после одиннадцати ночи только громче начинают шуметь… . Человек, знающий законы, защищен от неприятностей и чувствует себя увереннее. Закон и беззаконие. Правда и несправедливость. Вся наша жизнь находится в центре этих противоречий.
Многие русские писатели болезненно переживали тот факт, что современная им действительность порождала нездоровую атмосферу, в основе которой – нравственная деградация и бездушие. В разное время Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов в своих произведениях показали неизбежность нравственного и физического разрушения личности человека, пренебрегающего нравственными законами. Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма «Мертвые души», «творение, выхваченное из тайника народной жизни». Картина глубокого разложения России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой. Идеи Н. В. Гоголя развивает М. Е. Салтыков-Щедрин в своем романе «Господа Головлевы», где показаны «мертвые души» на более поздней стадии их разложения. На примере истории морального вымирания одной семьи и распада семейно-родственных отношений сатирик изображает нравственную деградацию общества в целом. Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» углубляет тему оскудения души человека. Чехов доказывает, как безнравственная атмосфера русской жизни заглушает все хорошее и здоровое в человеке, а значит, и в обществе. Так, лучшими писателями, чье творчество стало классикой русской литературы, остро и беспощадно разоблачались не только «мертвые души» героев, но и то общество, которое порождает вот таких чичиковых, иудушек и ионычей. Справедливо высказывание известного философа Эдмунда Бёрка: «Нравы более важны, чем законы, ибо именно от них законы и зависят».
Я иду в школу по тропинке небольшого сада, еще засыпанной снегом, прохожу мимо белоствольных берез. А вот и ряд кленов, как будто молодцы выстроились. Совсем скоро они зазеленеют и отдадут нам свой чудесный аромат и тихий шепот листочков. Вроде ничего необычного, все, как всегда. Десять лет я хожу этой тропинкой. Но сегодня что-то щемящее и волнующее мою душу вдруг явственно отозвалось во мне. Ведь это моя родина, с которой мне предстоит первая разлука в следующем году, когда уеду из родного дома и начну самостоятельную жизнь. Когда-то из Архангельского края пешком в столицу ушел Михайло Ломоносов, чтобы потом прославить Россию. Для великого Льва Толстого Родина начиналась с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию. А каким будет мое будущее, я еще не знаю, но то, что я постараюсь принести пользу своему Отечеству, это бесспорно, потому что нельзя по-другому. Ведь родина – это как мать, а мать не должна страдать, дети должны защищать её и любить!
Да, дорога жизни человека длинна, и она измеряется не количеством прожитых лет, а количеством добрых и полезных дел, и от того, как каждый из нас пройдет по ней, от нашего умения соблюдать писаные и неписаные законы общества зависит будущее Отечества.
Одно, два слова на бумаге
Способны много изменить,
Но душу не вписать в тетради,
Нам надо ею дорожить!
Девочка-Снегурочка
Любимое яичко
Кто чем богат, тот тем и делится!
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем осенние листья