Фигура Велимира Хлебникова – одна из ключевых в русской авангардической поэзии «серебряного века», хотя информация о поэте дается такая, что трудно составить для себя какой-то более или менее определенный образ этого поэта. Тем более трудно нам, соотечественникам многих и многих великих поэтов с очень четкими поэтическими чертами.
Вложение | Размер |
---|---|
poet_dlya_poetov.doc | 57.5 КБ |
« Поэт для поэтов» (В. Маяковский)
(ранний период творчества
Велимира Хлебникова)
Фигура Велимира Хлебникова – одна из ключевых в русской авангардической поэзии «серебряного века», хотя информация о поэте дается такая, что трудно составить для себя какой-то более или менее определенный образ этого поэта. Тем более трудно нам, соотечественникам многих и многих великих поэтов с очень четкими поэтическими чертами. Может быть, он еще и самый непонятный и непонятый поэт. Почему Хлебников кажется непонятным? – Быть может, из-за его чрезвычайно разносторонней образованности. Он всегда знает то самое важное, что следует знать о каждой вещи.
Сегодня мы изучаем его творчество по школьной программе и заново открываем для себя этого замечательного поэта, поэтому он для нас не такой уж загадочный поэт. Но чуда здесь нет: просто человечество «помудрело», и ему близка сила хлебниковского таланта. Начавший как один из ведущих участников движения футуристов в России (ему, кстати, принадлежит и русское название футуристов – «будетляне», т.е. представители будущего), он вырос в сложного и значительного поэта, особым языком рассказавшего нам о времени, в котором он жил. Недаром В.Маяковский назвал его «Колумбом новых исторических материков».
Для меня обращение к творчеству крупнейшего поэта начала века В.Хлебникова актуально прежде всего его неповторимостью и странностью судьбы поэта. Говорить о Хлебникове только как о поэте или даже как о поэте для поэтов, говоря словами Маяковского, о «поэте для производителя», было бы одностороннее, а скорее всего, и просто ошибочно. Хлебников – прежде всего реформатор, искатель новых путей в лирике, в эпосе, прозе и драматургии. Многосторонность его литературной одаренности не ограничивается рамками футуризма. Он горячо откликается не только на научные открытия, но и на самые важные исторические события: на трагическое поражение революции 1905 года, на первую мировую войну и, особенно, на Октябрьскую революцию; глубокое потрясение от гибели множества людей в японской войне сочеталось с переживанием близости смерти на улице Казани, под влиянием гибели броненосца «Петропавловск» (1904). Хлебников клянется найти «основной закон времени», который управляет историческими катаклизмами и судьбами людей. Поэтому Хлебников сыграл исключительную роль в формировании новой модели поэзии в истории русской литературы ХХ века.
В истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой, как Хлебников. Его стихи увлекали, его проза и драматургия ставили перед читателями вопросы, ориентированные на будущее и потому современникам часто непонятые.
В данной работе мы предлагаем рассмотреть:
1. Некоторые биографические сведения. Особенно те, которые имеют отношение к казанскому периоду жизни Хлебникова.
2. Деятельность В.Хлебникова в ранний период творчества поэта.
Символично то, что именно в Казани начиналось освоение мира этим поэтом-экспериментатором. Здесь В.Хлебников прожил почти одиннадцать лет. Здесь он окончил третью гимназию (1898-1903), учился в университете (1903-1908), принимал участие в революционном движении, написал первые научные работы и первые стихи. Именно здесь скромный и застенчивый юноша Виктор становится Велимиром . Казанский период оказал огромное влияние на формирование его личности, на всё его дальнейшее творчество.
В Казань семья Хлебниковых приехала в 1898 году (отец Владимир Алексеевич, мать Екатерина Николаевна и пятеро детей). Остановились они в самом начале тихой и зелёной улицы Третья Гора (ныне ул. Калинина, 59, сейчас этого дома нет – новостройки наступают) в двухэтажном каменном доме, построенном в середине Х1Х века. Удобно было, что до 3-й гимназии, в которой учился Виктор, было рукой подать. Она располагалась в бывшем доме-усадьбе помещика В.И.Чемезова (ныне Школьный переулок, 1, старое здание школы-гимназии № 4). Кстати, дом этот принадлежал к числу немногих сохранившихся в Казани зданий, являющих собой тип городской помещичьей усадьбы ХУШ века.
Виктор Хлебников благодаря своей матери получает хорошее домашнее образование. Он отлично знал историю, рисовал, читал по-французски.
Отец часто брал Виктора в научные и служебные поездки по волжским лесам и степям. Здесь зародилась его страсть к путешествиям: он был неутомимым ходоком, наездником, прекрасно плавал и мог переплыть Волгу. Отец привил сыну и научные интересы: с одиннадцати лет он вёл записи при-
родных изменений, помогал отцу в собирании коллекции птиц и животных волжского края.
Сестра Вера пишет о Викторе: «Благодаря своей памяти он считался хорошим учеником [в гимназии], особенно его занимала математика, которая помогала его постоянно работавшей мысли, увлекался он и русской словесностью. Он был в гимназии на хорошем счету и часто ставился в пример».
В гимназии Виктор особенно увлекался биологией, математикой, кристаллографией, философией, живописью, иностранными языками и, наконец, сочинительством. Его главными друзьями в гимназические годы были книги. Уже тогда юноша увлекался философскими трудами Дидро, Канта, Спенсера.
Кроме сестры Веры, которая стала отличной художницей, учителями его были П.Беньков, впоследствии известный художник, и Л.Чернов-Плесский. Пробовал свои силы и в музыке.
В мае 1903 года Виктор прекрасно сдал выпускные экзамены, особенно блестяще – логику, математику, французский язык.
13 августа 1903 года он становится студентом физико-математического
факультета университета, с первых же месяцев увлеченно занимается столь
любимой им математикой.
В студенческие годы В.Хлебников месяц сидел в тюрьме за участие в революционном движении. Его мать вспоминала: «С этих пор с ним произошла неузнаваемая перемена, он с отвращением ходил на лекции или их совсем не посещал». 24 февраля 1904 года, по собственному прошению, Хлебников был отчислен из университета, однако 28 августа этого же года вновь зачисляется, но на естественное отделение физико-математического факультета.
Уже тогда у него раскрывается талант вдумчивого наблюдателя, настоящего естествоиспытателя. Профессора естественных наук обещают ему большое будущее как ученому-натуралисту. Декан физико-математического факультета профессор А.В.Васильев вспоминал об особом отношении к юноше со стороны университетского окружения: когда он появлялся на студенческих собраниях, все почему-то непроизвольно вставали, включая и преподавателей. Сам же Хлебников в 1904 году писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».
Вскоре ему доверили возглавить орнитологическую экспедицию в Павдинскую дачу на Среднем Урале. Впоследствии был опубликован в отчетах научного общества естествоиспытателей университета, затем появились публикации и других исследовательских работ.
В 1904-1908 годах студент Хлебников успел сдать экзамены только за четыре семестра и закончить второй курс (во время революции 1905 года Казанский университет был закрыт почти два учебных года).
Уже в Казани были замечены странности его характера. И тогда, и потом Хлебников почти всегда был молчалив, замкнут в себе и совершенно равнодушен к материальной стороне жизни. Один из знакомых вспоминал: «Хлебников был всегда молчалив и страшно рассеян. Отсюда его неловкость, беспомощность и неуверенность… Помню, обедая у меня, он задумался и поднес ко рту коробку со спичками вместо хлеба и тут же начал высказывать замечательные мысли о новом слове. В эти минуты высшей рассеянности он был глубоко собран внутренне. Его огромный лоб производил впечатление горы…»
Уже в то время всё больше времени и душевных сил занимает властно входящая в его жизнь Поэзия.
Творческий облик Хлебникова складывается рано. Еще гимназические его сочинения обратили на себя внимание учителей своей необычностью и талантливостью. Уже ранние стихи Хлебникова отражают оригинальность
его почти инстинктивного поиска новых путей в искусстве.
Гимназист, а затем и студент Виктор Хлебников не рекламирует увлечения поэзией, но летом 1904 года посылает несколько произведений Максиму Горькому.
Знаменитый писатель ответил ему. Этой неожиданной радостью поэт поделился с сестрой: «Как-то, взяв меня таинственно за руку, он увёл в свою комнату и показал рукопись, где стояла подпись «Горький» и где многие места были подчёркнуты. Горький одобрил его, так что вид у Вити был гордый и радостный», - вспоминает она.
С тех пор юноша упорно работал над каждой стихотворной строкой, образом, словом. Он ищет свой путь, хочет сказать своё «самобытное слово».
О чем думал и что писал студент Хлебников в Казани?
Поэт отсчитывал начало своего творчества с необычайно мощного по социальному заряду 1905 года: «Мы бросились в будущее… от 1905г».
Интересно, что Хлебников порой отказывался от звания поэта и называл себя исследователем, для которого стихи – это способ передачи научной мысли. В этом действительно прослеживается родство с М.В.Ломоносовым, который не отделял в себе поэта от учёного и рассказывал о научном открытии в поэтической форме («О пользе стекла»), зато научным способом описывал законы нового русского стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства»).
Когда Виктор написал своё первое стихотворение – неизвестно. Одно из первых стихотворений «Птичка в клетке» датировано 6 апреля 1897 года,
то есть написано ещё до приезда в Казань.
Казанский период жизни В.Хлебникова – это не только годы его поэтического становления, но и годы первых творческих успехов.
Страстью Хлебникова была идея создания нового языка – языка будущего. Она была связана прежде всего с национальной задачей. Он верил, что на основании изучения древнеславянского языка и «незамутнённой стихии народной речи» возможно воссоздание народного духа языка, где каждое слово – не просто мёртвый «значок», обозначающий то или иное явление,
предмет, но «органическая часть живой развивающейся стихии». Язык не
просто используется для общения. Он живёт, поёт, переливается множеством смыслов и перекличек.
Отсюда его «корнесловие» - поиски значений корней слов и создание на этой основе новых слов (неологизмов), которые, в отличие от неологизмов Северянина и Маяковского, куда менее понятны. Словно это слова не нашего современного, а какого-то иного, будущего языка. Смыслы, которые передают эти слова, ещё не возникли, они только призрачно угадываются. Хладро, владро, младро - что это значит? Вроде бы бессмыслица, но в то же время «что-то» в этом есть: хлад и дрожь, влага и серебро, молодость и
добро. Не правда ли – близкие понятия?
Да и само имя «Велимир» переливчато и многосмысленно. Не то носитель его повелевает миром, не то внимает его велениям. В этой игре слов есть что-то детское. Так дети, случайно путая слова, создают новые, более весёлые, но и более точные по смыслу, чем привычные: «скачик» вместо «мячик».
Хлебников отказался от гармоничного литературного язык, отнесся к
языку как к неготовой, живой материи. Он пересмотрел и пересоздал
поэтическую фонику, логику, синтаксис. Хлебников мечтал, что русский народ создаст совершенно новый язык. Считал, что каждый звук имеет свое значение и, наоборот, каждая мысль, вещь может быть передана звуком. Поэт писал стихотворения, в которых непривычным было все:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй – пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне притяжения жило лицо.
Хлебников подбирает звуки таким образом, чтобы они выразили впечатление от внешности, портрета. Обилие гласных передает гармонию, красоту. Каждый из согласных также значим: «з» - отражает свет, «в» - круг с точкой в центре… «Самовитые слова» Хлебникова – основа его поэтической лексики. Возможно, мы еще расшифруем в будущем эти строки.
Велимира Хлебникова ещё при жизни одни называли гением, другие – сумасшедшим. Одни считали, что он второй Ломоносов, другие – что его стихи созданы не для чтения, а только для изучения самими поэтами. Возможно, этим и объясняется фраза Маяковского о том, что Хлебников – «поэт для поэтов».
В слове время модернисты высоко ценили «словотворчество», «заумь» экспериментаторские вещи поэта. Вот, например, начало стихотворения «Заклятие смехом»:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют
смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
Никто не скажет, что эти строки лишены смысла, хотя смысл этот можно трактовать по-разному. А разве не так мы воспринимаем музыку? Стихи Хлебникова, как и классическая музыка, порождают в душе каждого индивидуальный отклик.
Я думаю, поэт как бы ищет способ волшебного превращения одного русского слова в другое. Но он вовсе не старается нарушить законов русского словообразования, потому что исходит из корня «смех». Мне кажется, это нормальное словотворчество. В доказательство можно напомнить о существовании русских детских считалок. В них тоже на первый взгляд все лишено прямого смысла, но мы ощущаем какой-то таинственный смысл. Хлебников создал звучное, с едва уловимым содержанием, стихотворение.
А чего стоят его стихи – «перевертни», которые можно читать слева направо и справа налево:
Кони, топот, иные,
Но не речь, и чёрен он.
В. Хлебников был и остается «трудным поэтом», трудным вследствие своеобразия его поэтического мышления. Но именно этим мне интересны егостихи.
Я думаю, творчество Хлебникова требует не восхищенного или отрицательного отношения, а честного внимания, ведь он не просто поэт, а ученый и мыслитель.
Сказать, что Хлебников остался где-то на обочине поэзии, никак нельзя. Он оставил свой след в культуре только тем, что подарил русскому языку слова «лётчик». Ведь не прижилось блоковское «летун». А сам Блок, как ни странно, по-своему высоко ценил Хлебникова: «Подозреваю, что значителен Хлебников…»
Научный азарт Хлебникова и невнимание к себе имели печальный итог: в 1908 году с подорванным здоровьем он едет лечиться в Крым. Здесь знакомится с виднейшим поэтом-символистом Вячеславом Ивановым, который, после переезда Хлебникова в Петербург, становится его учителем и проводником в поэзии.
После отъезда в сентябре 1908 года в Петербург Хлебников бывал в Казани только наездами. Духовная же связь Велимира с городом, который крепко запал в его память и который он искренне любил, не прерывалась никогда.
Не раз он обращался к Казани в своем творчестве.
Так, в поэме «Хаджи Тархан» Хлебников ярко воссоздает страницы героического прошлого Казани:
Казани страж – игла Сумбеки,
Там лились слёз и крови реки…
И всё-таки, говоря о творчестве Хлебникова, нельзя не вспомнить, что именно Казань дала ему первые необходимые знания, дала путёвку в большую жизнь. Он до сих пор для всех ныне живущих – в далеком будущем. Возможно, тогда стихи Хлебникова станут просты и понятны, а главное, однозначны для восприятия всех и каждого:
Беру в свидетельство потомство
И отдаленную звезду.
Но хочется надеяться, что в ближайшее время в нашем городе будет открыт дом-музей имени этого замечательного поэта. И нам, казанцам, приятно будет осознавать, что с именем Велимира Хлебникова связана одна из страниц истории Казани.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Басинский П, Федякин С. «Серебряный век» и русское зарубежье первой волны. Москва, 1998.
Бикбулатов Р. Казань. Знаменитые люди. Казань, 2003.
Григорьев В.П. Хлебников Велимир. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. 2005.
Лавришко В. Казанская антология. Казань, 2005
Поляков М. Велимир Хлебников. Мировоззрение и поэтика. Москва, 1986.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рыжие листья
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Два Мороза
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)