Щукозерский приход
Вложение | Размер |
---|---|
shchukozerskiy_prihod.rar | 43.21 КБ |
Макаровские историко-краеведческие чтения
«Земля Плесецкая: годы,события,люди»
Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья
История Щукозерского прихода
Работу выполнила Рудницкая Елизавета
Витальевна, 15 лет
ученица 9 класса МБОУ
«Обозерская общеобразовательная
средняя школа№ 2»
Научный руководитель:
Сидорова Галина Александровна,
учитель МБОУ «Обозерская
общеобразовательная средняя школа № 1».
Контактный телефон: 89210738347
п. Плесецк, 2015
Оглавление.
- Приложение № 1. Г.А.А.О. Главная опись церковного и ризничного имущества Ильинской церкви Обозерского прихода Холмогорского уезда за 1896 г. Ф. 19, оп. 31, д. 1705.
- Приложение № 2. Г.А.А.О. Сведения о прихожанах Ильинского храма в 1894г.
- Приложение № 3. Г.А.А.О. Из описи церковного и ризничного имущества Щукозерского прихода за 1842 г. (ф. 29 оп.31дело 1705)
- Приложение № 4. Г.А.А.О. Сведения о прихожанах Щукозерского прихода, 1873 г. (ф.29 оп. 31 дело 1820)
В 2007 г. издательство «Правда Севера» выпустило в свет монографию Н.А. Макарова «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья». Мы использовали материалы, описывающие церковно-приходскую жизнь Щукозерского прихода для воссоздания его истории. Кроме того, нами использованы материалы Государственного архива Архангельской области, материалы областных и районных периодических изданий, в том числе дореволюционного периода; книга уроженца д. Щукозерье Р.В. Баданина; документы Государственного архива Архангельской области; воспоминания жителей п. Обозерский, окрестных деревень.
2.1 История Щукозерья берёт своё начало в XVI веке, когда преподобный Антоний Сийский с двумя сотоварищами-иноками Александром и Иоакимом пришли с реки Онеги на землю Щукозерскую, что расположена на северо-западе нынешнего Плесецкого района, и построили здесь часовню. Как сказано в Житии Антония Сийского, прожив там около четырёх лет, в 1513 году по озёрам и реке Шелексе спустились они на землю Савинскую. [3]
В XVI веке деревни на Щукозере в составе «волостки Шелекса» входили в Мехреньгский стан Каргопольского уезда. В XVII веке в результате процесса разукрупнения волостей куст Щукозерских деревень вошел в Яковлевскую волость Холмогорского уезда. [4] Обозерский приход долго входил в состав Щукозерского, начиная с XVII века и до конца XX века. (Приложение № 1, № 2)
В приход входили деревни: Андриановская, Кондратовская, Никитинская, Онисимовская, Осташевская, Скомороховская, Леонтьевская. [1] (Приложение № 3) Во второй половине ХIX века всё чаще деревни стали называться собирательным названием – село Щукозеро (или, в просторечии, Большие Озерки). Первоначально первые малодворовые деревни на Щукозере вошли в состав "Волостки Шелексы" (ныне деревня Савинское). Это подтверждает "Сотная карпогольских книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова с товарищи" 1562 г.: это "деревня Степановская с Игнатовским...на Белом озере...". В деревне было 4 двора: «Иевко, да Исачко Василевы дети, Ивашко Минин, да 2 двора Благовещенского монастыря Онеги реки игумена Аврамя...; монастырский дворник Иванко Фомин; Моисенко Степанов, Кошко Назаров, да Сергеико Климов. [4]
2.2 .В 1888г. в приходе было 718 человек, [1] имелись 2 деревянных церкви. Обе церкви построены стараниями прихожан с прибавлением добровольных пожертвований. Обе церкви деревянные, обиты тёсом, выкрашены. [1 В деревне Никитинской стояла Преображенская деревянная холодная шатровая церковь с приделом во имя Рождества Иоанна Предтечи с широкой галереей, постройки 1683г. Фонарь главки выходил из кружал, обставленных круглыми теремками. Маковица была покрыта чешуёй. Главки венчал четырёхконечный деревянный крест. В апреле 1873 г. Щукозерский приход на устройство церкви Преображения Господня получил пожертвование от императрицы Марии Александровны в сумме 100 рублей. Рядом с церковью возвышалась деревянная шатровая одноглавая колокольня. На колокольне было пять колоколов: первый весом 5 пудов, второй- 3 пуда, третий- 1 пуд, четвёртый- 30 фунтов, пятый- 20 фунтов (был расколот в 1842г.) Внутри церковь украшал великолепный двухъярусный иконостас. [4]
На погосте в д. Анисимовской стояла вторая двупрестольная шатровая одноглавая церковь во имя Владимирской Богоматери и Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, построенная на иждивение прихожан в 1795 г. на месте сгоревшей в ночь на 30 декабря 1794 года однопрестольной церкви XVI-XVII вв. Она была деревянная, тёплая. Вышина 15 сажень. Крест на куполе осьмиконечный деревянный. Двери одни отворные решетчатые. В церкви восемь окон холодных. Царские врата в храме Богоматери резные, золочённые, на оных в сиянии Дух Святый, посередине на небольших четвероугольных досках изображение Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх Евангелистов. По сторонам оных врат два столбца столярной работы на золоте и на красках. (Приложение № 4) Читаешь эти строки, как чудесную сказку, и ощущаешь чувство благоговения, радости за
наших предков-земляков, которые могли видеть эту красоту, эту святость, могли поклоняться ей. И другое чувство возникает - чувство вины и утраты, ведь эти прекрасные храмы в годы Советской власти были закрыты, разорены, а впоследствии и сожжены.
Из архивных документов мы узнали, что библиотека Щукозерского прихода содержала 48 книг: Евангелие, требники, псалтири, часословы.
Некоторые были очень древними, например, триодь постная-1584 г., Апостол-1688г., Евангелие и Апостол в одном переплёте-1745г. [1]
Из интервью со старейшей жительницей д. Малые Озерки. Н.Д. Удаловой мы узнали, что храм Владимирской иконы Божией Матери существовал до 1930 года. Она помнит, как будучи ребёнком, вместе с родителями и односельчанами посещала службы в храме. .[11]
С помощью Травина В. П. [10] и Логиновой Л. П. [8] нам удалось найти старое кладбище, которое раньше располагалось возле Владимирской церкви. Нам удалось найти несколько очень старых захоронений, однако надписи на плитах мы не смогли прочитать. Мы побывали также у Поклонного креста, который установлен на месте алтарной части храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Инициатива установки креста исходила от жителей деревни. Следов Преображенской церкви найти не удалось.
Из воспоминаний Шамонтьевой Лилии Григорьевны (1932 г.р.) «Мой отец был первым председателем сельского совета в д. Щукозерье. В 1930 г. Советская власть принялась за церковь: скинули колокола, разрушили купола, иконы и книги выбросили на улицу. Люди прятали иконы в лесу, отвозили в часовню на Кальозере. До 4-го класса я училась в школе, которая находилась в здании бывшей Владимирской церкви. Здание было высокое, просторное, с высокой и широкой лестницей. Мои дедушка и бабушка, Евтифьевы Ирина Тихоновна и Александр Фёдорович, как и все жители деревни, были очень верущими людьми. Они посещали все службы в храме и после закрытия церкви не прервали традицию крестного хода на Кальозеро даже в годы Великой Отечественной Войны. Они брали меня с собой.» [12]
Мурашева А.Н. также помнит, что в годы Великой Отечественной войны в здании бывшей Владимирской церкви находилась школа. [9]
Иерей Святослав (Шегай) рассказал нам, что на месте бывшей Владимирской церкви, сожженной в 1970 г. 6 июля 2012 г. был установлен Поклонный крест. Инициатором и благотворителем стала Г.А. Нестеренко и некоторые жители Обозерского прихода. Ежегодно 6 июля в престольный праздник Владимирского храма у креста служится водосвятный молебен. [7]
2.3 В Щукозерском приходе было 2 часовни. Часовня во имя Пророка Илии находилась в селении Обозерском от местной церкви в расстоянии 20-ти вёрст. Строением оная часовня деревянная, четвероугольная с папертью.
Служба с молебном в часовне проводилась 2 раза в год: в день Святого Пророка Божия Илии и Святой великомученицы Параскевы Пятницы. В 50 верстах от приходской церкви в деревне Верховской находился моленный амбар, покрытый тёсом. В нём находились крест и образ в честь Святых угодников архиепископов Афанасия и Кирилла Александрийских. Служба с молебном в часовне проводилась 2 раза в год: в день Святого Афанасия и Кирилла Александрийских и в день Честного и Животворящего креста Господня. Здесь также имелся колокол весом в 25 фунтов. [1] В семи верстах от приходских церквей на берегу озера Каль находился амбар с древней иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», к которой с давних пор ежегодно совершался крестный ход 23 июня (6 июля) [1]. На иконе Божия Матерь «Всех скорбящих Радость» была изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Перед Божией Матерью - бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствовали слова из молитвы к Богородице: «Помощница еси обидимым, не надеющихся на деяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение». Празднование этой иконы совершается 6 ноября (24 октября). [4]
Нина Дмитриевна Удалова помнит, как вся деревня участвовала в крестном ходе на Кальозере в канун Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. пешком или на телегах, читая молитвы и неся иконы.
2.4 В приходе существовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая 1 октября 1889 г. по указу Архангельской Духовной Консистории. В школе в 1894 г. обучалось 12 учащихся. Учителем в то время работала А. П. ПавловскаяУчителем с 1 апреля 1899 г. священнический сын Евгений Александров Постников. В 1901 г. в школе было 24 ученика. [4] В школе изучались следующие предметы.
1. Закон Божий. Учащиеся знали молитвы, могли ответить, кому и о чём та или другая молитва, объяснить встречающиеся в тексте молитвы непонятные слова и выражения; изучали катихизис, устройство храма, символические действия за литургией. Дети имели понятие о суточном круге богослужения, о праздниках, постах.
2. Церковное пение. Нотному пению обучались только в нескольких школах, в большинстве же школ усваивались напевы кратких молитвословий, воскресных и праздничных тропарей.
Ученики принимали посильное участие в церковном пении.
3. Церковно-славянская грамота. Дети младшего отделения упражнялись преимущественно в механизме чтения без перевода на русский язык. Ученики среднего и старшего отделений для развития сознательного чтения прочитывали с дословным переводом утренние и вечерние молитвы.
4.Русский язык. Занятия состояли преимущественно в чтении букваря и хрестоматии с пересказом прочитанного, в заучивании стихотворений и басен и в письменных упражнениях.
5.Чистописание. Учащиеся учились писать чисто по одной или двум горизонтальным линиям, насколько это было возможно при неудобстве ученических столов, тесноте, плохом качестве бумаги.
6.Исчисление. Включало в себя изучение 4-ёх действий на примерах и заданиях, а в лучших школах знакомились с простейшими дробями, квадратными и кубическими мерами и решением простейших задач на вычисление площадей и объёмов. [6]
2.5 В 1873 г. в Щукозерье было 2 двора, в которых жили семьи священников, предположительно священника и псаломника. Они находились при церкви и состояли в общей сложности из 8 человек. Мы установили имена некоторых священников Щукозерского прихода: Иоанн Петров Титов (1842г.), В. Шмаков (18? -1849г.), М. С. Щегольдин (1849-после 1853г.), Александр Алексеевский (1854г.),
Григорий Алексеев (1854г.), Г. И. Тимофеев (1867-1894г.), П. И. Карелин (1895-1902г.). М. Н. Истомин (1902-1903г.), А. Н. Грандилевский (1907г.), В. И. Колчин (1908-1909г.), И. В. Меньшиков (1909-1911г.), К. Н. Афанасьев (1911-191?) [4] .
Некоторые священники, по воспоминаниям жителей д. Щукозерье, были захоронены на кладбище рядом с Владимирской церковью.
Наиболее известен Грандилевский Аркадий Никандрович, священник, учёный самоучка в области археографии, лингвистики и этнографии. Историк родины М. В. Ломоносова. Окончил Емецкое 2-классное училище, затем Архангельскую духовную семинарию. В 1895 г. по просьбе Грандилевского его направили в Куростровский приход, священником Дмитриевской церкви. Он развернул археологические изыскания в деревнях Холмогорского уезда. Передал в Академию Наук в Петербурге 42 древних документа. В 1907 г. был переведён в Щукозерский приход Холмогорского уезда. На пути служения сельского пастыря о. Аркадий поставил своей задачей твёрдо, неуклонно и по совести исполнять не только своё прямое пастырское дело, но и всякую другую работу. Ему, сельскому священнику, приходилось исполнять, помимо своих служебных обязанностей, многие сельскохозяйственные работы. Он был также «весьма искусен и опытен…в плотничьем мастерстве и отлично изготовлял разные хозяйственные вещи, причём…справлялся…с довольно сложными по своему устройству, как, например, с часами, грамофонами. Прихожане любили его за простоту в обхождении, за то, что он обладая некоторыми познаниями в медицине, давал им полезные в этой области советы». [5]
Заключение.
Раньше, в 17-19 веках, Щукозерский приход был довольно крупным, имел 2 церкви и 3 часовни, к нему даже до 1893 г. была приписана Ильинская церковь Обозерского прихода. Теперь всё переменилось, в возрождённом Обозерском приходе имеется 2 храма и часовня, а Щукозерский приход прекратил своё существование ввиду малочисленности населения и отсутствия храма.
Однако, благодаря монографии Н.А. Макарова, содержащей большое количество архивных документов, периодической печати XIX-XX веков помогает восстановить хронику событий, связанных с историей прихода. Издание предназначено нашему поколению, всем, кому не безразлична судьба Поонежья, судьба России.
Библиографические ссылки.
Полевые материалы автора.
7. Иерей Святослав (Шегай), 33 года, сентябрь 2014 г., п. Обозерский, интервью.
8. Логинова Л. П., 82 года, июль 2014 г., д. Щукозерье, интервью.
9. Мурашева А. Н., 85 лет, август 2014 г., п. Обозерский, интервью.
10. Травин В. П., 67 лет, июль 2014г., д. Щукозерье, интервью.
11.Удалова Н. Д., 84 года, сентябрь 2014 г., д. Малые Озерки, интервью.
12.Шамонтьева Л. Г., 82 года, сентябрь 2014 г., п. Самодед, интервью по телефону.
Приложение № 1.
Главная опись церковного и ризничного имущества Ильинской церкви Холмогорского уезда за 1896 г.
Ф.29, оп. 31, д. 1705.
-Алтарь в церкви отделён от диаконника и пономарни капитальными стенами.
- Святый престол установлен на каменном фундаменте. Одежда на святый престол куплена в 1895 г. На средства о. И. Кронштадтского.
- На святом престоле Святый Антиминс на желтом атласе, выдан и подписан архиепископом Аркадием Олонецким в 1855 г., 29 января.
-Жертвенник на сам алтарь треугольный на нем одежда парчовая, с серебряными крестами, куплена на средства о. И. Кронштадтского.
Образа.
- Господа Вседержителя
- Св. Пророка Илии
- Преображения Господня.
- Тихвинской Божией Матери,
- Мученицы Праскевы.
- Св. Чудотворца Николая
- Господа Вседержителя
- Св. Иоанна Пророка и Предтечи Господня
- Св. Архангела Гавриила
- Св. Апостола и Евангелиста Марка
- Св. Апостола Павла
-Св. Апостола Андрея
-Св. Апостола и Евангелиста Луки
- Божией Матери
- Св. Архангела Михаила
-Св. Апостола Петра
- Св. Апостола и Евангелиста Матфея
- Св. Апостола и Евангелиста И. Богослова
- Св. Апостола Иакова
Иконы в прочих местах храма
- Св. Великомученика и Победоносца Георгия
- Св. Великомучеников Василия и Власия
- Св. Великомученика Дмитрия и Св. Анастасии
- Воскресение Господне
- Св. Чудотворца Николая
- Двунадесятых праздников
На аналое образ Св. Пророка Илии и Мученицы Праскевы.
Лампад для возжжения свечей - 7 медных
Хоругвей – 4
Подсвечников – 10
Колокола.
1 – 1 пуд 20 фунтов
2 – 1 пуд 18 фунтов
3 – 25 фунтов
Священно - служебные сосуды.
Потир, дискос, копие, чарочка серебряная, звездица медная, 2 блюдечка и пр. числом – 22
Кадила – 2
Воздухи – 3
Плащаницы – 3
Облачения священника – 5
Стихари, сосуды, поясы. Книг нет.
Грамот, древних актов, рукописей древних – нет, ибо приход был открыт в 1893 г.
Приложение №2
В каких местах и какого звания прихожане. | Число дворов. | Число душ | В каком расстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщеии. | |
М. п. | Ж. п. | |||
Духовных | 3 | 7 | 9 | - |
Военных | 5 | 13 | 11 | - |
Статских | 2 | 3 | 6 | - |
Купцов, мещан, крестьян пр. | 45 | 152 | 172 | - |
Алексеевская | 11 | 33 | 47 | Близ препятствий нет |
Яковлевская | 11 | 46 | 52 | Близ препятствий нет |
Кирповская | 3 | 10 | 9 | 1 верста, препятствий нет |
Верховская | 20 | 63 | 64 | В 30 верстах.Препятствия: в зимнее время редко бывает дорога, а в летнее время пол пути нужно идти, а другую – на маленькой лодке. |
Сведения о прихожанах Ильинского храма в 1894 г.
Приложение №3.
Сведения о прихожанах Щукозерского прихода. ( 1873 г.)
Какого звания. | Число дворов. | Число душ | На каком расстоянии. | |
М. п. | Ж. п. | |||
Духовного | 2 | 3 | 5 | При церкви. |
Военного | 13 | 33 | 38 | В разных деревнях. |
В каких местностях. | Число дворов. | Число душ | |
М. п. | Ж. п. | ||
Александровской | 12 | 42 | 40 |
Осташевской | 15 | 37 | 48 |
Леонтьевской | 5 | 17 | 18 |
Никитинской | 16 | 48 | 45 |
Онисимовской | 6 | 23 | 23 |
Андриановской | 3 | 7 | 11 |
Кондратьевской | 8 | 15 | 23 |
Скомороховской | 5 | 6 | 12 |
Итого: | 85 | 231 | 263 |
Раскольцев и иноверцов нет.
Приложение №4
Из описи церковного и ризничного имущества
Щукозерского прихода за 1842г.
Евангелие толковое в московском переплете 1794
Требник печатан 1796
Апостолов два 1688 и 1794
Псалтырь печатана 1795
Устав Церковный 1797
Поучения большие на воскресные и прздничные дни 1781
Минеи общие 1802
Минеи прздничные 1785
Триод постная побитая 1584
Триод цветная 1762
Два октоихи:
первый печатан 1802
второй печатан 1801
Российские прописи в бумажном переплете 1809
Пасторское увещание печатано 1812
Молитвы на вечерие Пятидесятницы 1821
Евангелие и Апостол в одном переплете 1745
Служебник в московском переплете 1794
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Как нарисовать небо акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды