Работа рассказывает о декабристах Смоленщины
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_temu_dushi_prekrasnye_poryvy.docx | 31.85 КБ |
МБОУ «Агибаловская СОШ»
СОЧИНЕНИЕ
на тему:
«Души прекрасные порывы»
Выполнила: ученица 8 класса
Носова Анастасия
Учитель: русского языка и литературы
Серегина Ольга Егоровна.
2011 год.
Д. Агибалово
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?
Ф. Глинка
Смоленск — один из древнейших русских городов. В летописях его называли сразу же за Киевом и Новгородом — крупнейшими городами Руси. Он являлся ценным центром кривичей, которые упомянуты среди других восточнославянских племен в летописи «Повесть временных лет»: «Кривичи же седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск».
Вдохните воздух Смоленский, настоянный на истории. Пройдитесь по улицам и площадям, осмотрите седые стены, которые помнят так много, посетите Государственный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, где хранятся бесценные свидетельства заслуг Смоленска перед Родиной, познакомьтесь и с новыми районами древнего города, где в напряженном труде сегодня рождается его будущее.
На участке крепостной стены, примыкающей с северной стороны к площади Победы, укреплены памятные скрижали города-героя. Как клятва звучат слова, отлитые на семи металлических досках, имеющих форму древнерусских стягов: «Мы, потомки славных жителей нашего города, граждане Союза Советских Социалистических Республик, участники великого строительства коммунистического общества, торжественно заявляем о своем чувстве глубокой благодарности всем, кто строил и украшал наш город, защищал от врагов, прославил имя его революционными, трудовыми, ратными подвигами во имя Отчизны...»
На скрижалях — имена выдающихся деятелей революционного движения: декабристов-смолян П. И. Пестеля, П. Г. Каховского, И. Д. Якушкина, рабочих-революционеров П. А. Алексеева и П. А. Моисеенко, смоленских большевиков и их руководителей В. 3. Соболева, С. П. Середы и В. А. Смольянинова, всех, кто посвятил себя борьбе за победу и упрочение Советской власти.
Смоляне по праву гордятся революционными традициями своего города. В Смоленске немало памятных мест, связанных с революционными событиями наших людей, посвятивших свою жизнь борьбе за свободу.
На рубеже XVIII—XIX столетий, когда формировалось мировоззрение декабристов — «лучших людей из дворян», в Смоленске и других городах губернии возникла и развернула свою деятельность организация смоленских «вольнодумцев» — последователей А. Н. Радищева, ставившая своей целью свержение самодержавия и ликвидацию крепостного права. Это была ранняя преддекабристская организация. Возглавил ее Александр Михайлович Каховский, родственник видного деятеля Северного общества декабристов П. Г Каховского. Членом организации был и отец П. Г. Каховского — Григорий Алексеевич, а также два родственника декабриста И. С. Повало-Швейковского. Причастным к деятельности смоленских «вольнодумцев» оказался и будущий декабрист П. П. Пассек. Всего «смоленских вольнодумцев» было около 30 человек.
На своих собраниях в Смоленичах, в Смоленске и в других местах участники организации читали запрещенные книги, вели «вольные и дерзкие» разговоры о крепостнических порядках в России, выражали свою симпатию к республиканскому строю во Франции, резко осуждали режим, установленный в стране Павлом I, выдвигали идею свержения его с императорского престола. Но осуществить эти замыслы организации не удалось. Она была раскрыта и разгромлена. А. М. Каховский и многие его единомышленники заточены в крепости или сосланы на каторжные работы.
Существование кружка «смоленских вольнодумцев» — заметный факт в истории освободительного движения. Деятельность его показывает, что тираноборческие идеи овладевали умами передовых людей конца XVIII века. Распространение этих идей было связано с процессом разложения крепостного строя и формирования капиталистического уклада, с усилением массового крестьянского движения. Назревала и становилась все более явной потребность общественного развития Смоленщины — ликвидация крепостного строя и самодержавия. Все это создавало ту среду, в которой началось вскоре формирование идеологии первого поколения революционеров на Смоленщине — декабристов.
От декабристов эстафета революционного движения перешла в руки разночинцев, а от них — к пролетариям.
В силу всех указанных обстоятельств, крестьянское движение в крае отличалось прогрессивным нарастанием и принимало всё более широкий размах. В период с 1812 по 1822 годы наблюдались многочисленные восстания в разных уголках Смоленщины. Всё это помогает понять, почему дворянские революционеры на первый период своего движения рассматривали наш край как одну из важнейших баз для своей деятельности.
Прекрасные люди, настоящие патриоты своей Родины, которым не безразлична судьба её народа, родились на этой земле. П.Г. Каховский, И.Д.Якушкин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.Н.Глинка, В.К. Кюхельбекер, П.П.Пассек и многие другие декабристы внесли гигантский вклад в движение за новую жизнь.
Почти все из этих людей состояли в разных революционных обществах, союзах («Северное и Южное общества», « союз Спасения и Благоденствия» в Санкт-Петербурге), что ещё больше повышало их активность и рвение. Декабристы тратили огромные средства и энергию на благотворительность, помощь нуждающимся.
Помимо общественной деятельности многие декабристы, такие как В.К. Кюхельбекер, Ф.Н.Глинка были выдающимися литераторами. Они писали прекрасные стихи и прозу, чаще всего вольнолюбивую, были лично знакомы с А.С. Пушкиным и другими гениями русской классической литературы.
На Смоленщине находилось порядка 580 человек, принадлежавших к декабристским обществам. Они все, безусловно, были замечательными людьми, но судьба их сложилась по-разному, иногда даже трагически…
Одним из самых выдающихся представителей декабристского движения, жизнь которого особенно тесно связана со Смоленским краем, был Иван Дмитриевич Якушкин.
Род Якушкиных имеет довольно древнюю историю. Он вёл свое исчисление с первой четверти XV века, когда один из отдалённых предков декабристов – Федор Ян Ольгович Якушевский переселился из Польши в Великое княжество Московское. С этого времени родовым гнездом Якушкиных становится сельцо Жуково, Вяземского уезда, Смоленской губернии.
В этом старинном родовом гнезде, в небольшом господском деревянном доме, окруженном скромным фруктовым садом, в семье титулярного советника 28 декабря 1793 года родился будущий декабрист Иван Якушкин.
Отца Иван Дмитриевич лишился очень рано. Всё воспитание легло на плечи отзывчивой и заботливой матери, Прасковьи Филагриевны, урождённой Станкевич, которая, по оценке хорошо знавшего её человека, была «добрейшей женщиной».
Вскоре после смерти отца хозяйство Якушкиных стало приходить в упадок и разорение, вызвавшее некоторый период скитания семьи по родственникам. Сначала Якушкины переехали в Козулино к Лыкошкиным, жившим в 15 километрах от Жуково. Затем - в орловское имение дяди-опекуна, но, не ужившись, видимо, с дядей, снова вернулись обратно, в родное имение.
В семье Лыкошкиных Якушкины прожили три с лишним года и нашли себе много новых искренних и верных друзей. По свидетельству Лыкошкина, родственники «жили и учились, как одна семья. Четыре года прошли в самой полной гармонии».
Через Лыкошкиных Якушкин ещё в детские годы завязал дружеские отношения с С.А. Грибоедовым. Они часто встречались в поместье деда Грибоедова – Хмелите.
Своё первое образование Якушкин получил в Жукове от учителей и гувернанток, нанятых его матерью. Но мысли и убеждения, решившие судьбу будущего декабриста, он получил, по мнению исследователей, именно в той благоприятной среде, создавшейся в селе Козулино у Лыкошкиных.
Якушкин рос здоровым, крепким, жизнерадостным мальчиком, с «каким-то избытком жизни» и «необузданной пылкостью нрава», по его собственному выражению. Он был вдумчив, серьезен, скромен, откровенен и прям. Ему были чужды самовлюблённость и тщеславие, ложь и лицемерие.
И вот Иван Дмитриевич отправляется в Москву для прохождения университетского курса. Это был 1808 год. Три года он обучался на факультете словесности Московского университета. Студент Якушкин относился к числу первых дворянских детей, попавших под сени университета. Нельзя не подчеркнуть, что образ жизни Якушкина в Москве резко отличался от образа жизни других студентов-дворян. Он жил в скромных комнатах профессора словесности Мерзлякова и не знал ни гувернёров, ни штата прислуги, ни каких-либо особых удобств, говорящих о его принадлежности к аристократической молодёжи. Тут, разумеется, сказывается бедность и характер воспитания.
Спустя три года для Якушкина началась военная служба в лейб-гвардейском Семеновском полку. С этим полком он, в чине подпрапорщика, вступил в Отечественную войну и проделал с ним все компании 1812-1813-1814 гг. Как свидетельствует его формуляр, Якушкин участвовал в Бородинской битве, в сражениях под Тарутино и Малоярославцем, в крупном сражении при Люцене в Саксонии и, наконец, в «битве народов» под Лейпцигом. Со своим полком дошёл до Парижа. О доблести Ивана Дмитриевича говорят его знаки отличия и медали. За Бородинское сражение он был награждён орденом Святого Георгия. Также имел и другие русские и прусские ордена.
Эта война ещё больше убедила Якушкина в правоте своих взглядов на тогдашнее устройство страны, на крепостной произвол и вопиющую несправедливость, царившую повсюду. Его характер, совесть и патриотизм прошли серьёзную проверку в бою.
Якушкин был одним из инициаторов создания «Союза спасения», принимал активное участие в общественной деятельности декабристов в Петербурге. За свои революционные взгляды и поступки был сослан в Сибирь, на военное поселение. В 1856 году он был амнистирован, но переезд в Москву, к сыну, только подорвал его силы. Жизнь часто готовит человеку серьезные испытания, через которые он должен пройти. Но всегда возникает вопрос: справедливо ли это? Заслужил ли я это все? Так и с Якушкиным… Гонения за его прошлое не прекращались. Разлука с друзьями, вынужденное бездействие и суровые условия жизни быстро сделали своё дело – Якушкин, выдающийся сын отечества, его истинный патриот, скончался от болезни в Москве, в 1857 году 24 августа. Это стало настоящей трагедией для всех 24 декабристов, доживших до этого дня…
О литературной деятельности Ивана Дмитриевича Якушкина известно не очень много. Все свои жизненные силы он посвятил делу декабристов, что сильно отразилось на его сочинениях. Он уделял литературе наверняка не так много времени, сколько хотел. Несмотря на это, даже те немногие, но дорогие для общества свидетельства его творчества, представляют большой интерес как для рядового читателя, так и для историка.
До наших дней сохранились черновики статьи, которую Якушкин собирался опубликовать в одном из столичных журналов (в каком точно неизвестно) в 1814 году. Статья была написана в Париже, уже по окончании войны. В ней Якушкин чётко выражает своё мнение относительно революции, проведённой Наполеоном и послужившей началом его правления. Он пишет о своём несогласии с тем, что Наполеон, а не законный король Франции Людовик, стоял у трона. По мнению Якушкина, император, даже в вынужденной эмиграции, остаётся на своём посту. «Возвращение французского короля в свою столицу» - так он в своём черновике обозначил главный тезис статьи. Очень жаль, но до нас не дошли другие свидетельства увлечения Якушкина публицистикой. А они, несомненно, были. Такой деятельный человек и гражданин как Якушкин не мог оставаться в стороне от событий в стране, он наверняка готовил и иные публикации.
Пожалуй, только одно серьёзное и объёмное литературное произведение этого замечательного человека не только дошло до наших дней в целости, но и даже в своё время нашло себе широкий круг читателей – это его знаменитые «Записки». Об их важности и тогдашней актуальности можно судить хотя бы потому, что именно с «Записок» Пестель решил открыть серию книг, посвящённых воспоминаниям декабристов. Жанр этого произведения определить довольно трудно: их можно рассматривать и как мемуары или воспоминания, и как подобие дневника, в который вносятся заметки о повседневной жизни, и как собрание независимых друг от друга рассказов. Важно одно - в них Якушкин одним из первых открыто заявил о неправильности крепостного устройства страны, о вопиющей несправедливости, царившей повсюду. «Записки» составлялись Якушкиным на протяжении всей его жизни в своём имении, в Петербурге, в Москве, в ссылке на поселении в Сибири – он повсюду замечал разные факты, случаи и происшествия, записывал их, всегда добавляя своё мнение или комментарии. Это произведение, несмотря на время написания, чрезвычайно легко для чтения, оно захватывает читателя абсолютной открытостью неопровержимых фактов. Вот отрывок одной из самых ранних частей «Записок»: «Из Франции в 14-м году мы возвращались морем в Россию. Первая гвардейская дивизия была высажена у Ораниенбаума и слушала благодарственный молебен… Во время молебствия полиция нещадно била народ, пытавшийся приблизиться к выстроенному войску. Это произвело на нас первое неблагоприятное впечатление по возвращении в Отечество». Якушкин выражает отчаяние от вынужденного бездействия – ведь ни он, ни другие декабристы тогда не могли противостоять власти царя. Большое внимание в последующих записках Якушкин будет уделять рабскому положению крестьян, угнетённых крепостным режимом. Безусловно, «Записки» И.П. Якушкина занимают почётное место в литературе декабристов. Они позволили людям размышлять на новые темы, поменяли их взгляды на тогдашнюю Россию.
Иван Дмитриевич Якушкин был очень активным человеком - писал проекты для декабристских обществ, вёл многочисленные переписки, основал школу для крестьянских детей и сам составлял для неё учебники, но всё это литературной деятельностью назвать трудно. К сожалению, «Записки» сейчас практически единственный памятник Якушкину-писателю.
Заслуги Якушкина и как писателя, и как гражданина своего Отечества велики. Первое его разочарование в государственном устройстве, в императоре возникло, пожалуй, когда Александр I, показавшись перед гвардейской дивизией, бросился на коне с обнаженной шпагой на мужика, перебегавшего дорогу. Далее созрел план физического устранения самодержца, но в последний момент от него Якушкин отказался. Живя в своем имении в Смоленске после ссылки, пытался облегчить жизнь крестьян: уменьшил господскую запашку, отменил многие поборы, отучил от унизительной привычки кланяться в ноги, решил даже освободить крестьян от крепостной зависимости, но те отказались.
Все это еще раз подтверждает слова великого Александра Пушкина:
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал…
Если на карте Смоленской области отметить все места, так или иначе связанные с именами декабристов, то получится довольно обширная география. Духовщина – это Ф. Глинка (Сутоки) и В.Кюхельбекер (Закуп); Вязьма – И.Якушкин (Жуково) и Хмелита, где гостили у Грибоедова Кюхельбекер и Якушкин; Смоленский район – П.Каховский (Старинки); Дорогобуж – Граббе; Ельня – Пассек, И. Повало-Швейковский, Пестель; с Рославльским уездом связаны не только имена М.Муравьева, И.Повало-Швейковского, у коорых здесь были имения, но также И.Якушкина и М.Фонвизина, которые провели здесь, как теперь принято говорить, акцию милосердия. В 1821 году вся Смоленская губерния была охвачена голодом, но ужасающих размеров он достиг в Рославльском уезде. И если мы обратимся к «Запискам» И.Якушкина, прочитаем следующее: «…В Рославльском уезде вместо хлеба ели сосновую кору и положительно умирали с голоду…Фонвизин и я, мы отправились в Рославль. При въезде нашем в этот уезд попадались люди, совершенно изнеможенные, и что многие из них умирали от нужды, и в этом не было никакого сомнения. Нищие со всех сторон шли в город; каждый из них надеялся получить от городских жителей хоть небольшой кусок хлеба».
И.Якушкин и М.Фонвизин организовали в Москве сбор средств в помощь голодающим (30 тысяч рублей) и предложили рославльским помещикам написать бумагу к министру внутренних дел. Документ этот произвел сильное впечатление в Петербурге. В Смоленск послали сенатора, в распоряжение которого предоставили определенные средства.
«Детьми 1812 года» называли себя декабристы. Прошла военная страда, с победными лаврами возвратились герои. Но призыв Ф.Глинки из стихов военных лет: «Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны?» - продолжал волновать сердца, потому что благородное сердце не может быть в покое при страданиях других.
Почему Уран и Нептун разного цвета
У меня в портфеле
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Л. Нечаев. Яма
Цветущая сакура